Электроэнцефалография 2
ЦЕЛИ РАБОТЫ:
1) Зарегистрировать ЭЭГ бодрствующего человека в состоянии покоя при следующих условиях:
а) расслаблен, с закрытыми глазами; б) при устном счёте с закрытыми глазами; в) после
гипервентиляции с закрытыми глазами; г) расслаблен, с открытыми глазами.
2) Исследовать разницу в уровнях активности альфа-ритма во время устного счёта и
гипервентиляции по сравнению с состоянием расслабления с закрытыми глазами.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, 3 электрода, электродный гель, очищающее (спиртосодержащее) средство для кожи, шапочка для прижимания электродов к голове, кушетка.
ХОД РАБОТЫ:
Установка и калибровка.
Включите компьютер. Убедитесь, что устройство BIOPAC выключено. Подключите электродный провод (SS2L) к каналу 1 (CH1). Включите BIOPAC. Расположите электроды на коже головы испытуемого, присоедините к ним провода в соответствии с цветовой маркировкой (как на рис. в работе ЭЭГ 1).
Наденьте шапочку для прижимания электродов. Попросите испытуемого расслабиться, закрыть глаза за 5 минут до начала регистрации. Запустите работу программы Biopac Student Lab. Выберете урок 4 (L04-EEG-2). Внесите имя файла. Нажмите ОК.
Калибровка.
Нажмите на кнопку Калибровка (Calibrate). Проверьте подключение электродов. Нажмите ОК. Калибровочный процесс длится 8 секунд. На экране должна получиться относительно ровная линия. Если зафиксировались всплески, повторить калибровку (Redo Calibration).
Регистрация.
Сегмент 1. Испытуемый должен лечь, расслабиться, закрыть глаза. Нажмите Record (Запись). Регистрация должна длиться 10 секунд. Нажмите на Suspend (Приостановить). Если на записи ЭЭГ зарегистрированы артефакты, или кнопка приостановки нажата преждевременно, нажмите Redo (Повторно выполнить).
Сегмент 2. Испытуемый должен оставаться расслабленным с закрытыми глазами. Нажмите Resume (Продолжить). При нажатии «Resume», регистрация продолжится и появится маркер “Mental Arithmetic”. Исследователь должен задавать испытуемому ряд арифметических задач (например, возьмите число 2, удвойте, ещё раз удвойте, ещё раз удвойте, ещё раз удвойте, разделите на 3, умножьте на 15, разделите на 12, разделите на 5, умножьте на 12). Испытуемый должен выполнять устный счёт, не открывая глаза. Через 20 секунд нажмите Suspend.
Сегмент 3. Испытуемый в положении сидя должен учащённо дышать в течение 2-х минут. Нажмите Resume. Регистрация продолжится и появится маркер “After Hyperventilation” . Через 10 секунд нажмите на Suspend.
Сегмент 4. Испытуемый должен быть расслаблен, но с открытыми глазами (стараться не моргать). Нажмите Resume. Автоматически появится маркер, для которого надо внести название «глаза открыты». Запись осуществлять в течении 10 секунд. Нажмите Suspend. Нажмите Done (Готово). Снимите электроды с испытуемого.
Анализ данных.
Войдите в режим Review Saved Data (Просмотр Сохраненных Данных). Установите вычисление стандартной девиации (stddev) для каналов, отображающих необработанную ЭЭГ (канал СН 1), альфа-ритм (СН 40), среднего значения (mean) для среднеквадратичного отклонения альфа (канал СН 41), частоты (Freq) для альфа-ритма (СН 40). Используйте I-образный курсор для выделения участков, соответствующих 1-му, 2-му, 3-му и 4-му сегментам исследования.
ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ
Дата: Имя испытуемого - Возраст-
Рост - Вес - Пол: Муж. / Жен.
Сегмент | Состояние | Необработанная ЭЭГ (Stddev) | Альфа (Stddev) | Альфа СКВ (Mean) |
1 | Глаза закрыты (контроль) |
|
|
|
2 | Глаза закрыты, счет
|
|
|
|
3 | Глаза закрыты, после гипервентиляции |
|
|
|
4 | Глаза открыты
|
|
|
|
Заполняя следующую таблицу, отметьте, в каком сучае Экспериментальное значение было больше (+), меньше (-), или такое же (=) как Контрольное.
Сегмент | Эксперимен-тальное условие | Эксперимен-тальная средняя | Контроль-ная средняя | Разница (Эксп.- Контр.) | Итоги (+,-,=) |
2 | Устный счёт |
|
|
|
|
3 | После гипер-вентиляции |
|
|
|
|
4 | Глаза открыты |
|
|
|
|
Вопросы:
Какова частота альфа-ритма по данным сегмента 1?
Когда общая амплитуда ЭЭГ была наивысшей?
Когда были наивысшими уровни альфа-волн?
Как влияет на ЭЭГ уровень сосредоточенности?
При каких условиях наблюдалась наиболее слабая альфа-активность?
3-е и 4-е практические занятия. Физиология автономной (вегетативной) нервной системы.
Сравнительная характеристика соматической и вегетативной нервной системы. Уровни регуляции вегетативных функций. Пути влияния вегетативной нервной системы на функции организма. Понятие об эрготропных и трофотропных функциях. Сравнительная характеристика симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Синергизм и относительный антагонизм их влияний. Понятие о метасимпатической нервной системе. Нейронная организация и особенности вегетативных ганглиев. Передача возбуждения в холинергических и адренергических синапсах вегетативной нервной системы.
Вопросы программированного контроля по теме занятия.
1. Какие признаки характерны для соматической нервной системы?
2. Какие признаки характерны для вегетативной нервной системы?
3. Какие признаки отличают вегетативную нервную систему от соматической?
4. Какие функции выполняют вегетативные ганглии?
5. Что хараткрено для симпатического, парасимпатического и
метасимпатического отделов вегетативной нервной ситсемы?
6. Какие ганглии относятся к симпатическим и парасимпатическим?
7. Каково значение ганглионарных нервных центров вегетативной неврной системы?
8. Как влияет раздражение симпатического, парасимпатического отделов вегетативной нервной
системы на частоту и силу сокращений сердца; гладкомышечные клетки сосудов работающих
скелетных мышц; гладкомышечные клетки сосудов органов брюшной полости; мускулатуру
бронхов; секрецию слюнных желез; моторную и секреторную функцию желудочно-
кишечного тракта; мышечные структуры мочевого пузыря; диаметр зрачка; потребление
кислорода и энергетические процессы в организме?
9. Какие нейроны вегетативной нервной системы могут возбуждать
эффекторные клетки метасимпатического отдела?
10. В каких нервных окончаниях выделяется ацетилхолин, норадреналин, АТФ?
11. Какой медиатор выделяется в преганглионарных и постганглионарных
волокнах симпатического, парасимпатического и метасимпатического
отделов вегетативной нервной системы?
12. В каких отделах ЦНС находятся симпатические и парасимпатические
центры?
- Пособие для практических занятий по нормальной физиологии
- Физиология возбудимых тканей
- Практическая работа.
- Практические работы.
- 1. Приготовление нервно-мышечного препарата и препарата изолированной икроножной мышцы лягушки.
- 2. Сравнение возбудимости нерва и скелетной мышцы.
- 3. Зависимость амплитуды мышечных сокращений от силы раздражения.
- Практические работы.
- 1. Тетанус и его разновидности.
- Работы на комплексе biopac. Электромиография
- Электромиография 1
- Электромиография II
- Практические работы.
- 1. Регистрация сокращений сердца лягушки по Энгельману.
- 2. Лигатуры Станниуса.
- Практические работы.
- 1. Регистрация сокращений икроножной мышцы лягушки до и после блокады нервно-мышечного синапса.
- 2. Определение скорости проведения возбуждения по двигательному нерву.
- Физиология центральной нервной системы (цнс)
- Практическая работа на комплексе biopac. Время реакции
- Практические работы.
- 1. Исследование сухожильных рефлексов.
- 2. Координационные пробы.
- Работы на комплексе biopac. Электроэнцефалография Типовые частоты и амплитуды ээг
- Электроэнцефалография 1
- Измерения амплитуд ээг
- Частота (Герц) ритмов
- Электроэнцефалография 2
- Практические работы.
- 1. Определение вегетативного индекса Кердо.
- 2. Определение минутного объёма (мо) крови непрямым способом Лилье - Штрандера и Цандера.
- 3. Коэффициент Хильдебранта.
- 4. Проба Даньини-Ашнера (глазосердечный рефлекс).
- 5. Клиностатическая и ортостатическая пробы.
- 6. Пробы Ортнера и Геринга.
- 7. Исследование дермографизма.
- Работы на комплексе biopac. Кожно-гальваническая реакция, полиграфия
- Биологическая обратная связь
- Физиология сенсорных систем (анализаторов)
- Практические работы.
- 1. Исследование остроты зрения.
- 2. Определение границ полей зрения.
- 3. Опыт с разделителем полей зрения.
- 4. Аккомодация глаза.
- 5. Слепое пятно (опыт Мариотта).
- 6. Исследование цветового зрения.
- 7. Исследование бинокулярного зрения и определение ведущего глаза.
- 8. Исследование зрачкового рефлекса у человека.
- Работа на комплексе biopac.
- Практические работы.
- 5. Динамометрия (определение остроты мышечного чувства).
- 6. Исследование тактильной чувствительности (эстезиометрия).
- Физиология высшей нервной деятельности (внд)
- Практические работы.
- 1. Исследование силы и подвижности нервных процессов у человека (исследование переключения внимания).
- 2. Роль динамического стереотипа в поведенческих реакциях человека (Опыт с зеркалом).
- 3. Исследование процессов концентрации внимания по тесту «Перепутанные линии»».
- 4. Исследование индивидуально- психологических свойств личности.
- 5. Определение степени соотношения у человека 1 и 2 сигнальных систем.
- 6. Исследование логического мышления.
- 7. Исследование зависимости характера человека от межполушарных взаимоотношений (тест – шутка).
- Практические работы.
- 1. Организация материала для запоминания (Примеры логической памяти)
- 2. Исследование механической кратковременной памяти
- 3. Определение эмоциональной направленности личности (тест Додонова)
- Физиология крови
- Практические работы.
- 1. Взятие капиллярной крови для исследования.
- 2. Определение гематокритного показателя с помощью центрифуги Шкляра.
- 3. Определение плотности (удельного веса) крови.
- 4. Определение скорости оседания эритроцитов (соэ) методом т.В.Панченкова.
- 5. Гемолиз.
- 6. Определение осмотической устойчивости эритроцитов.
- Практические работы.
- 1. Подсчёт эритроцитов в камере Горяева.
- 2. Определение содержания гемоглобина методом Сали.
- 3. Расчёт цветового показателя.
- 4. Подсчёт лейкоцитов в камере Горяева.
- Практические работы.
- 1. Определение групповой принадлежности крови по системе ав0 перекрёстным методом - стандартных сывороток и стандартных эритроцитов.
- 2. Определение групповой принадлежности крови по системе ав0 методом цоликлонов.
- 3.Определение резус-принадлежности крови методом стандартных цоликлонов.
- 4. Определение индивидуальной совместимости крови донора и реципиента по системе ав0.
- 5. Проведение биологической пробы.
- 6. Определение времени остановки кровотечения.
- 7. Определение времени свертывания крови.
- 8. Определение протромбинового времени.
- 9. Тромбоэластография.
- Физиология кровообращения
- Практические работы на комплексе biopac. Электрокардиограмма (экг) I
- Практическая работа на комплексе biopac. Тоны сердца
- Практическая работа на комплексе biopac. Кровяное давление
- Практическая работа на комплексе biopac. Экг и пульс.
- Физиология дыхания и основной обмен
- Практические работы. Опыт с задержкой дыхания.
- Работа на комплексе biopac. Респираторный цикл
- Практические работы.
- Работы на комплексе biopac. Лёгочная деятельность I
- Лёгочная деятельность II
- Практическая работа на комплексе biopac. Физиология аэробных упражнений
- Практические работы.
- 1. Расчет должного основного обмена по таблицам Гаррис-Бенедикта.
- 2. Определение отклонения от должного основного обмена по формуле Рида.
- 3. Решение задач по расчету основного и рабочего обмена.
- 4. Определение суточных энерготрат хронометражно-табличным способом.
- 5. Оценка состояния обмена веществ и энергии по индексу массы тела человека.
- Физиология пищеварения
- Практические работы.
- 2. Определение скорости слюноотделения.
- 3. Изучение свойств слюны.
- 4. Знакомство с основными принципами метода желудочного зондирования.
- 5. Электрогастрография у человека.
- Практическая работа.