30.Социальная реабилитация инвалидов. Определение. Виды. Основные средства компенсации и замещения. Роль социального работника в ее проведении.
Реабилитация — это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе.
Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания.
Виды Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания. Все другие формы реабилитации проводятся наряду с медицинской.
Психологическая форма реабилитации - воздействие на психическую сферу больного ребенка, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.
Педагогическая реабилитация - мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.
Социально-экономическая реабилитация - целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат , назначения пенсии и т.п.
В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу ребенка. Трудовая терапия играет большую роль при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата, предотвращая развитие стойких анкилозов (неподвижность суставов). Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают пациента от его болезненных переживаний.
Бытовая реабилитация - предоставление ребенку-инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски).
В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет детям преодолевать страх, формировать культуру отношения к более слабому слабому, корректировать гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.
Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с ребенком, который получил инвалидность в результате общего заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплекс этих мероприятий, ориентироваться на конечную цель - восстановление личного и социального статуса инвалида - и учитывать метод взаимодействия с ребенком, предполагающий:* апелляцию к его личности ;* разносторонность усилий, направленных на различные сферы жизнедеятельности ребенка-инвалида и на изменение его отношения к себе и своему недугу;* единство воздействий биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия) факторов;* определенную последовательность - переход от одних воздействий и мероприятий к другим.
Целью реабилитации должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих более оптимально приспособиться к окружающей среде.
Основные средства компенсации и замещения. Роль социального работника в ее проведении.
Социальный работник совместно с медицинскими работниками оказывает организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, способствует приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую консультацию родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим питанием детей инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и другими заболеваниями.
- Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине опд.Ф. «Основы социальной медицины»
- 2.Факторы риска для здоровья.
- 3.Понятия «здоровье», «болезнь», «пограничное (третье) состояние». Их взаимосвязь.
- 4.Здоровье индивидуальное и общественное: определение, взаимосвязь, различия.
- 5.Социальное благополучие как составляющая здоровья. Характеристика социальных факторов, влияющих на индивидуальное и общественное здоровье.
- 6.Комплексная оценка состояния здоровья населения. Отличительные особенности комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья и их краткая характеристика.
- 8.Охрана здоровья граждан как совокупность комплексных мер. Основные принципы охраны здоровья граждан. Основные положения Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
- 10.Медицинское страхование как форма социальной защиты граждан в охране здоровья. Основные положения Закона Российской Федерации «о медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
- 11.Образ жизни и здоровье. Понятие и сущность здорового образа жизни. Категории образа жизни: качество жизни, стиль жизни, уклад жизни.
- 12.Питание и здоровье. Понятие о рациональном питании. Признаки нарушения питания.
- 13.Двигательная активность и здоровье. Проблема гиподинамии в современном обществе и ее роль в возникновении сердечно-сосудистых заболеваний.
- 14.Характеристика основных направлений деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы. Работа центров санитарно-эпидемиологического надзора.
- 15.Роль жилища в обеспечении комфортных условий жизни человека. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к жилищу.
- 16.Влияние условий и характера труда на здоровье работающих. Опасные и вредные производственные факторы. Понятие о профессиональных вредностях и профессиональных болезнях.
- 17.Причины и признаки пищевых отравлений. Их профилактика. Контроль общественного питания. Контроль качества пищевого сырья, хранения, сроков реализации, качества продуктов и пищи.
- 18.Международная классификация болезней. Понятие заболеваемости, болезненности, патологической пораженности. Структура заболеваемости. Расчет статистических показателей.
- 19.Профилактика. Виды профилактики, их сущность. Роль социального работника в профилактике социально-значимых болезней.
- Роль социального работника в профилактике социально-значимых болезней.
- 20.Ишемическая болезнь сердца (ибс): понятие, причины и факторы риска ее возникновения. Профилактика.
- 21.Инфекционные заболевания. Понятие об эпидемиологическом процессе. Профилактические мероприятия. Иммунопрофилактика.
- 23.Формы туберкулеза, их краткая характеристика. Туберкулинодиагностика, флюорография и их роль в раннем выявлении туберкулеза.
- Социально-медицинские факторы планирования семьи
- 25.Аборт как социально-медицинская проблема. Классификация абортов. Социальные и медицинские показания к искусственному аборту. Социальные и медицинские последствия аборта.
- 26.Медико-социальные проблемы алкоголизма. Роль социального работника в профилактике распространения алкоголизма среди подростков и молодежи.
- 27.Медико-социальные проблемы наркоманий и токсикоманий. Роль социального работника в их профилактике.
- 28.Определение понятия «инвалид». Инвалидность. Причины инвалидности у детей и подростков. Профилактика инвалидности.
- 29.Основания для признания гражданина инвалидом. Критерии установления группы инвалидности. Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.
- 30.Социальная реабилитация инвалидов. Определение. Виды. Основные средства компенсации и замещения. Роль социального работника в ее проведении.
- 31.Медицинская реабилитация инвалидов. Определение. Виды. Этапы. Роль социального работника в ее проведении.
- 32.Профессиональная реабилитация инвалидов. Определение. Компоненты реабилитационного процесса. Роль социального работника в ее проведении.
- Реабилитация включает в себя следующие аспекты:
- 33.Острые и неотложные состояния. Их краткая характеристика. Общие принципы оказания первой доврачебной помощи.
- Доврачебная при острых состояниях
- Первичная обработка раневой поверхности
- 37.Острая сердечная недостаточность. Остановка сердца. Причины. Признаки. Техника непрямого массажа сердца. Совместное проведение искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
- 38.Электротравма. Воздействие электрического тока на организм. Тактика оказания первой помощи.
- 39.Термические ожоги. Причины. Характеристика степеней ожога. Неотложная помощь.
- 40.Острые отравления. Причины. Признаки. Неотложная помощь.