logo search
История логопедии ВСЯ

Элементы народной медицины в приемах устранения речевых расстройств

Усиление государственной мощи Киевской Руси, а впоследствии Московского государства после свер­жения монголо-татарского ига, развитие культурных связей с другими государствами (прежде всего с Ви­зантией, арабами) способствовали накоплению и совер­шенствованию знаний. Все это повлияло на привнесе­ние новых взглядов на лечение нарушений речи. В трав­никах, лечебниках, вертоградах, в большинстве своем являющихся компиляциями переводных сочинений Гиппократа, Аристотеля, Галена, Авиценны, находят отражение взгляды этих врачей и на речевые рас­стройства и на средства их преодоления.

По мнению М.Ю. Лахтина27, большинство лечебников-травников представляют собой продукт коллективного творчества. Они перекочевывали из страны в страну, переводи­лись с одного языка на другой, дополнялись и изме­нялись. Эти рукописные лечебники отличаются очень широким и пестрым содержанием. Они не ограничи­ваются перечнем телесных болезней с описанием лекарств от них, а касаются почти всех случаев чело­веческой жизни, т. е. являются, по сути,«обиходно-лечебной энциклопедией» данной эпохи. При лечении различных болезней здесь большое значение прида­валось использованию минералов (драгоценных кам­ней), продуктам животного и растительного мира (в частности, листьям, взварам, травам — отсюда и на­звание «травник»).

При изучении большого числа подобных сборни­ков28мы обнаружили в них многочисленные указания, как следуетлечить расстройства слуха, голоса, арти­куляционной моторики, немоту, заикание.

Приведем некоторые примеры:

Для улучшения слуха:

для устранения тугослышания рекомендовалось закапывать в ухо желчь вороны и лисы, молоко собаки, сало свиное, козлиное, куриное вместе с ухою луковой, сало голубиное, сок лука, сок редьки, женское молоко; сыпать в ухо тертый табак или мелко истолченный грецкий орех вместе со скорлупкой; пускать воду в очи, «тогда глухость выйдет из главы».

При расстройствах голоса: если человек осипнет, рекомендовалось пить мелко истолченные капустные листья с медом, есть печеный чеснок на голодный же­лудок, вдувать в гортань мелко истолченный нашатырь и при этом пить чай с горьким черным или красным перцем. От хрипоты употреблялись отвар или наливка льна, мак, морковь, калиновый отвар, вареная капуста и пр. При потере голоса: пить сырые яйца, лампадное масло, удерживать во рту лавандовый спирт.

При нарушениях артикуляционной моторики: рекомендуется настой из липовых листьев («Та ж вода ползует тем, у коих язык тупеет. Болящий тою водою рот полощет часто, и тако язычная жила ослабеет и речь явится»). При опадании гортанного язычка сове­товалось для полоскания использовать завязик стоячий и т. п. При расслаблении органов речи назначалась также горчица для полоскания и в пищу. При парали­че языка — настой богородской травы; при слюнотече­нии — настой фигового дерева, чемерицы, жевать су­шеные зерна смоковницы.

При непонятном лепетании или при трудном выговоре использовали: лавандовый спирт, горчицу белую садовую (жевали горчичное семя или полоскали рот винной горчичной наливкой), настой тернового листа для полоскания. Для излечения онемения назна­чались муравьи, содержащие кислоту, эфирное жир­ное масло и животный студень.

При заикании рекомендовалось употреблять пер­сики и шалфей. Кроме того, если заикание возникло от испуга, советовалось испугать человека вторично, ис­кусственно и при том так, чтобы испуг этот сейчас же сопровождаем был радостью. При этом целесообразно приучить больного к протяжному выговору нараспев или заставлять его повторять разного рода тарабарщи­ну. Если же болезнь происходит от приращения языка, то его слегка подрезают. Имеется и другой взгляд на лечение заикания: оно состоит в искусственном управлении волею больного при произношении им слов, т. е. он всегда должен стараться произносить слова медлен­но и отдельно. Если же этим способом цель не дости­гается, в таком случае употребляются разные машин­ки, которые препятствуют излишне быстрому движе­нию языка.

Оценивая в целом практическую значимость реко­мендаций лечебников, травников, вертоградов, М.Ю. Лахтин отмечал, что «наряду с немногими, действительно полезными сведениями, в них много суеверных пере­житков и следов грубого невежества»29. Приведенные выше примеры прекрасно иллюстрируют эту мысль.