Роль речи в развитии ребенка
Характерно, что речь ребенка гуманисты-просветители рассматривали как обязательную часть общего развития ребенка и как средство его воспитания.
Умение ребенка хорошо говорить Коменский и Руссо относили к обязательной составной части общего воспитания ребенка.
По мнению Коменского, мы все в детстве учимся «знать, действовать, говорить». Поэтому основные задачи воспитания ребенка сводятся:
к знанию им природы и общественных отношений;
к умению действовать;
к умению говорить.
Среди элементов знаний, которыми ребенок должен овладеть в раннем детстве, знания родного языка занимают, таким образом, одно из важных мест.
Как составная часть общего воспитания ребенка развитие его речи тесно связано с развитием его познавательных и умственных способностей. Развитие речи и умственных способностей ребенка неотделимы. Причем речь значительно способствует развитию умственных способностей ребенка. «С того времени, — писал Радищев, — как ребенок начинает говорить, развержение его умственных сил становится все приметнее». Особо тесную связь он усматривал в развитии речи ребенка с развитием его мышления и памяти.
По мнению Одоевского умственное развитие ребенка начинается, когда он входит в соприкосновение с окружающим миром, знакомится с ним в процессе личного опыта. Получаемые таким образом первоначальные знания дополняются и расширяются посредством речи, а именно разговоров с детьми.
Беспредельно значение языка как источника знаний. «Речь предназначена для того, чтобы учиться», — писал Коменский. Считая язык важнейшим средством познания, Песталоцци относил его к «вспомогательной силе человеческой природы», предназначенной помочь ребенку плодотворно усвоить знания, приобретенные путем чувственного восприятия. Поэтому главную цель и значение языка он видел в том, чтобы вести ребенка от смутных чувственных восприятий к четким понятиям.
При этом Песталоцци отмечал, что «язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». Эту мысль прекрасно развил впоследствии Ушинский. Усматривая тесную связь между языком и народом, который им владеет, Ушинский находил, что каждое новое поколение, овладевая без особого труда родным языком, «усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествующих поколений». Поэтому ребенок, овладевая родным языком, учится не только условным звукам, но «пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова». При этом ребенок усваивает не только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка.
И делает это легко и скоро. В этом отношении он делает столько, что не сможет и половины сделать в 20 лет прилежного и методического учения.
Оценивая роль языка в развитии познавательных и умственных способностей детей, Ушинский с полным основанием называет его в этом отношении «великим народным педагогом», «наставником и учителем».
Сказанное выше о значении языка, о его роли в общем развитии ребенка предполагает уже вывод о том, какой непоправимый вред могут иметь несовершенства, недостатки, расстройства речи для формирующегося человека. Прямых указаний на это в работах энциклопедистов-просветителей мы не находим, но предполагать такое заключение вполне правомерно.
- История логопедии
- Первые сведения о речевых расстройствах
- И приемах их преодоления (медицинские истоки)
- Древний Восток
- Религиозные мифы и сказания
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Древняя греция и рим
- Демокрит
- Геродот
- Гиппократ
- Аристотель
- Плутарх
- Демосфен
- Авл Корнелий Цельс
- Клавдий Гален
- Марк Фабий Квинтилиан
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Ближний и средний восток. V—XIII вв. (Византия, Арабские халифаты, Средняя Азия)
- Авиценна
- Западная европа. V-XVI вв.
- Франсуа Рабле
- Задания для самостоятельной работы
- Русь. IX-XVI вв.
- Обозначение дефектов речи
- Пословицы и поговорки в речи
- Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения
- Элементы народной медицины в приемах устранения речевых расстройств
- Социальное положение «убогих» на Руси
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Древнейшие медицинские писатели о болезнях речи
- Раздел 2 накопление лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей (педагогические истоки) Западная европа. XVII - середина XIX вв.
- 4 Этапа образования – до 24 лет.
- 2. Народная школа родного языка – от 7 до 12 лет;
- 3. Школа латинская или гимназия – до 18 лет;
- 3 Ступени для рационального занятия языками:
- Жан Жак Руссо
- Задания для самостоятельной работы
- Россия. XVIII - середина XIX вв.
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Александр Николаевич Радищев
- Владимир Федорович Одоевский (1804 - 1869)
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников зарубежной и отечественной педагогики
- Значение языка для человека и общества
- Развитие языка
- Речь детей как объект изучения и воспитания
- Роль речи в развитии ребенка
- Последовательность формирования детской речи
- Составные компоненты устной речи
- Звуки речи
- Выразительные средства звучащей речи
- Темп речи
- Роль упражнений в воспитании правильной речи у детей
- Задания для самостоятельной работы
- Литература