Социальное положение «убогих» на Руси
При изучении литературных источников о жизни славян до XVIII в. не удается найти прямых указаний об общественном положении детей с дефектами речи и о возможных формах организации помощи им. Можно лишь предполагать, что дети с тяжелыми речевыми расстройствами относились к числу «убогих»30как и слепые, глухие, умственно и физически неполноценные дети (А.Г. Басова, А.И. Дьячков, А.Д. Доброва, Х.С. Замский, Н.Д. Ярмаченко), и были потому призреваемы, в первую очередь, монастырями и церковью.
С X в. на Руси за церковью официально было закреплено дело общественного призрения. Десятая часть прибылей отчислялась казной духовенству для организации приютов и богаделен («убожниц»). До нас дошли сведения из летописей об организации при некоторых монастырях таких приютов. В частности, при Киево-Печорском монастыре в XI в. был известен дом для убогих сирот. Позднее в XIV— XVIII вв. подобные дома открываются в Новгороде, Пскове, Москве, Ростове, Смоленске и др. городах. Из летописей мы черпаем сведения о гуманном отношении на Руси к убогим, нищим, калекам. «Всего же больше убогих не забывайте»31-, — обращается в своем наставлении сыновьям князьВладимир Мономах.
Летописи неуемно восхваляют щедрость многих князей в отношении подачи милостыни нищим, убогим, больным. Особенно щедрые подачки выдавались в праздничные дни (например, по случаю победы над печенегами32, по поводу завершения строительства церкви33; в религиозные праздники, в дни смерти знатных особ и т. п.)
Руководствуясь христианским учением, что «благотворящий бедному дает взаймы Богу», князья и другие знатные лица периодически занимались благотворительностью34«во спасение своей души». Существует, например, предположение, что Иван Калита (1282 — 1340) носил с собой денежный мешок с целью подачи ручной милостыни. Известны случаи, когданекоторые знатные люди, надеясь охранить себя от смерти в дни «черной чумы», отдавали свои имения в милостыню церквям и монастырям для нищих, убогих, немощных, а сами постригались в монахи35.
Долгое время благотворительность была в основном делом церкви. Но ввиду большого распространения нищенства на Руси правительство вынуждено было в конце концов признать, что благотворительность не может составлять дело только одной церкви, а несет в себе залог общественного благополучия. Впервые правительство обсуждает вопрос о благотворительности на 1-м Земском соборе в 1551 году. Но и после этого, как следовало ожидать, система благотворительности не носила регулярного характера и, конечно, не охватывала всех нуждающихся в ней. В заключение необходимо отметить, что хотя на Руси больше, чем в каком-либо другом государстве, характерным было в целом гуманное отношение к убогим, эти же самые убогие (а в их числе лица с недостатками слуха, зрения, речи, интеллекта, калеки) подвергались нещадной эксплуатации, представляя для монастырей даровую рабочую силу. По этому поводу А.Т. Басова пишет: «...Милосердие» монастырей имело также некоторый сугубо материальный смысл. «Убогие дети» (слепые, глухие, увечные и т.д.), с одной стороны, вызывали глубокую жалость населения и способствовали дополнительному притоку пожертвований. С другой — за стенами монастырей, в часы отсутствия посетителей, убогие дети подвергались самой обыкновенной эксплуатации. В больших монастырских хозяйствах было немало участков, на которых был нужен труд безответных питомцев»1.
- История логопедии
- Первые сведения о речевых расстройствах
- И приемах их преодоления (медицинские истоки)
- Древний Восток
- Религиозные мифы и сказания
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Древняя греция и рим
- Демокрит
- Геродот
- Гиппократ
- Аристотель
- Плутарх
- Демосфен
- Авл Корнелий Цельс
- Клавдий Гален
- Марк Фабий Квинтилиан
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Ближний и средний восток. V—XIII вв. (Византия, Арабские халифаты, Средняя Азия)
- Авиценна
- Западная европа. V-XVI вв.
- Франсуа Рабле
- Задания для самостоятельной работы
- Русь. IX-XVI вв.
- Обозначение дефектов речи
- Пословицы и поговорки в речи
- Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения
- Элементы народной медицины в приемах устранения речевых расстройств
- Социальное положение «убогих» на Руси
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Древнейшие медицинские писатели о болезнях речи
- Раздел 2 накопление лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей (педагогические истоки) Западная европа. XVII - середина XIX вв.
- 4 Этапа образования – до 24 лет.
- 2. Народная школа родного языка – от 7 до 12 лет;
- 3. Школа латинская или гимназия – до 18 лет;
- 3 Ступени для рационального занятия языками:
- Жан Жак Руссо
- Задания для самостоятельной работы
- Россия. XVIII - середина XIX вв.
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Александр Николаевич Радищев
- Владимир Федорович Одоевский (1804 - 1869)
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников зарубежной и отечественной педагогики
- Значение языка для человека и общества
- Развитие языка
- Речь детей как объект изучения и воспитания
- Роль речи в развитии ребенка
- Последовательность формирования детской речи
- Составные компоненты устной речи
- Звуки речи
- Выразительные средства звучащей речи
- Темп речи
- Роль упражнений в воспитании правильной речи у детей
- Задания для самостоятельной работы
- Литература