3 Ступени для рационального занятия языками:
- лепет (отдельные слова). На первой ступени изучается основание языка, слова, которые в отдельности надо понимать, произносить и изменять.
- связная речь. На второй ступени учат, как связывать из слов фразы и строить из них предложения и периоды.
- красноречие. На третьей ступени — как из всех этих словесных элементов вытекает поток речи, приятный и действующий на других. При этом Коменский считал, что для развития языка целесообразно и полезно организовывать разговоры детей вне обычного времени занятий.
Развитие слухового восприятия.
Необходимым условием формирования правильной речи Коменский справедливо считал хорошо развитое слуховое восприятие у ребенка, поэтому он рекомендовал при воспитании детей «давать в руки свирель, бубен, детский струнный инструмент, чтобы, свистя, звеня, треща, они приучали слух к восприятию различных звуков или даже подражали им» (I, т. 1, с. 226).
Начальный период овладения языком.
Коменский советовал до третьего года учить детей под руководством матерей правильно произносить отдельные звуки и целые слова. В системе воспитания детей Коменского находит место необходимость воспитания чистой в звуковом отношении речи детей. Дети должны «правильно говорить на родном языке, т. е. отчетливо произносить буквы, слоги, слова» (I, т. 1, с, 444). Ребенок должен говорить ясно и отчетливо, чтобы его можно было понять. Поэтому «...как только язык у детей начинает действовать лучше вредно позволять им говорить картаво. Иначе, когда дело дойдет до изучения более важного, они вынуждены будут наконец говорить правильно и отучиваться оттого, чему ранее научились неверно» (I, т. 1, с. 227).
В «Правилах поведения для юношества» (I, т. 2, с. 166) Коменский определенно рекомендует: «Чтобы быть вполне понятым, выговор должен быть ясен и отчетлив».
Развитие словаря детей.
Большое значение Коменский также придавал развитию словаря детской речи. В первое шестилетие, считал, он, дети первоначально воспринимают все в общих, неясных очертаниях, замечая, что они видят, слышат, вкушают, осязают. В это время необходимо довести ребенка до того, чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава, птица, рыба и пр. Он должен знать также названия внешних членов своего тела; различать и называть свет и тьму; узнавать и называть небо, солнце, луну, звезды. Он учится понимать, что такое гора, долина, поле, река, селение, город; что называется часом, днем, неделей, годом; что такое лето, зима и пр. (I, т. 1, с. 312 — 243).
«Грамматика — по мнению Я.А. Коменского — для первых шести лет будет состоять в том, чтобы ребенок мог назвать столько вещей, сколько их знает, хотя бы он мог выразить это пока и с ошибками»... (I, т.1, с. 212). При этом он рекомендует упражнения, чтобы дети привыкли называть своим именем все, что видят дома, вокруг и чем занимаются. Поэтому нужно чаще ставить вопросы: Что это такое? Что ты делаешь? Как это называется? При этом всегда нужно обращать внимание на то, чтобы дети произносили слова правильно и отчетливо.
Скороговорки. Здесь же он указывает на целесообразность использования для чистоты произношения проговаривание скороговоркой каких-либо длинных или сложных слов типа Таратануара, Навуходоносор и пр. (I, т.1, с. 227-228)
Развитие фразовой речи.
При развитии фразовой речи у детей до шестилетнего возраста Коменский отмечал способность и необходимость обучения припоминать и рассказывать, что произошло недавно, как тот или другой ребенок в том или ином случае действовал. Дети должны учиться понимать, кода говорится много и мало, уметь считать, хотя бы до десяти. Ребенок, замечая, что разговор ведется путем вопросов и ответов, и сам также приучается спрашивать и отвечать на вопросы. Следует только приучать детей ставить подходящие вопросы, а на вопросы отвечать прямо; приучать детей твердо держать мысль в пределах предложенной темы, а не отклоняться в сторону.
Выразительность речи.
При этом Коменский обращает внимание на необходимость воспитания выразительной речи детей и на воспитание соответствующей характеру речи жестикуляции, а именно при вопросе повышать последние слоги, а при ответе понижать и т. п. (I, т. 1, с. 144).
В «Правилах поведения для юношества» (I, т. 2, с. 166) он рекомендует: «Если говоришь, то говори языком, а не головой или рукой, или всем телом, то есть не качанием тела и жестами». И там же: «Если спрашиваешь или отвечаешь на вопрос делай это ясно, коротко и просто».
Роль детской поэзии.
Для воспитания выразительности речи у детей Коменский считает необходимым знакомить детей с поэзией, заучивать как можно большее количество маленьких стихотворений, ритмических или метрических, обычно употребляемых в отечественном языке (I, т. 1, с. 444).
Умеренность пользования речью.
Особое внимание он обращал на развитие умеренности пользования речью. Дети «должны приучаться не болтать постоянно и не выбалтывать всего, что попадется на язык, а разумно молчать, когда того требует дело или окружающая обстановка» (I, т. 1, с. 445). В «Материнской школе» он повторяет эту мысль, говоря, что . детей «нужно приучать не только говорить, но и молчать, где это необходимо» (I, т. 1, с. 210).
Он считал, что, пока дети еще учатся говорить, им нужно предоставить свободу говорить и возможно больше лепетать. Но после того как они научились говорить, будет весьма полезно научить их также молчать. При этом он ссылается на мнение Плутарха: кто думает, что молчание — дело ничтожное, тот неразумен. Началом великой мудрости является возможность разумно пользоваться молчанием.
О развитии голоса детей.
В своих произведениях Я.А. Коменский также уделял внимание необходимости развития голоса маленького ребенка. «Жалобы... и плач — первая наша музыка, удержать от которой детей невозможно, а если бы даже и было возможно, то было бы вредно, так как плач приносит пользу здоровью» (I, т. 1, с. 226). Он считал, что, пока нет остальных упражнений в движениях у ребенка, его грудь и внутренние органы таким способом освобождаются от того, что в них излишне. При этом замечал, что на втором году детям начинает доставлять удовольствие также и посторонняя музыка, то есть пение, треск, игра на музыкальных инструментах. В «Правилах поведения для юношества» (I, т. 2, с. 106) рекомендовал: «И голос у говорящего должен быть мягким и спокойным, а не крикливым, раздражающим слух, но и не бормочущим про себя, едва доходящим до слуха».
О развитии письменной речи.
В трудах Коменского имеются и некоторые указания на подготовку к обучению маленьких детей письменной речи. В седьмой главе «Материнской школы» он указывает на обязательность занятий с детьми по рисованию и письму. По его мнению, на четвертом или на пятом году жизни ребенка следует предлагать ему мел, чтобы он ставил точки, проводил линии, крючки, кресты, круги. В виде игры или для развлечения. Следует показывать, как это делается. Таким образом, он приучится в будущем держать мел и писать буквы (I, т. 1, с. 225 — 226).
Таким образом, в трудах Я.А. Коменского мы обнаруживаем большой круг вопросов, касающихся развития правильной речи у детей:
- для чего нужна речь человеку;
-значение речи в общем развитии ребенка;
- необходимость развития речи у детей их интеллекта;
- значение правильного использования слов;
- начало и ступени развития речи у детей;
- о необходимости развития слухового внимания, чистого звукопроизношения и богатого словарного запаса, грамматически правильно построенных фраз;
- об умеренном использовании жестикуляции и речи человеком;
- о выразительности и голосе в речевом процессе;
- о подготовке маленьких детей к обучению письменной речи.
- История логопедии
- Первые сведения о речевых расстройствах
- И приемах их преодоления (медицинские истоки)
- Древний Восток
- Религиозные мифы и сказания
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Древняя греция и рим
- Демокрит
- Геродот
- Гиппократ
- Аристотель
- Плутарх
- Демосфен
- Авл Корнелий Цельс
- Клавдий Гален
- Марк Фабий Квинтилиан
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Ближний и средний восток. V—XIII вв. (Византия, Арабские халифаты, Средняя Азия)
- Авиценна
- Западная европа. V-XVI вв.
- Франсуа Рабле
- Задания для самостоятельной работы
- Русь. IX-XVI вв.
- Обозначение дефектов речи
- Пословицы и поговорки в речи
- Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения
- Элементы народной медицины в приемах устранения речевых расстройств
- Социальное положение «убогих» на Руси
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Древнейшие медицинские писатели о болезнях речи
- Раздел 2 накопление лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей (педагогические истоки) Западная европа. XVII - середина XIX вв.
- 4 Этапа образования – до 24 лет.
- 2. Народная школа родного языка – от 7 до 12 лет;
- 3. Школа латинская или гимназия – до 18 лет;
- 3 Ступени для рационального занятия языками:
- Жан Жак Руссо
- Задания для самостоятельной работы
- Россия. XVIII - середина XIX вв.
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Александр Николаевич Радищев
- Владимир Федорович Одоевский (1804 - 1869)
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников зарубежной и отечественной педагогики
- Значение языка для человека и общества
- Развитие языка
- Речь детей как объект изучения и воспитания
- Роль речи в развитии ребенка
- Последовательность формирования детской речи
- Составные компоненты устной речи
- Звуки речи
- Выразительные средства звучащей речи
- Темп речи
- Роль упражнений в воспитании правильной речи у детей
- Задания для самостоятельной работы
- Литература