logo
История логопедии ВСЯ

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) - реформатор русского языка и стиха, создатель первой научной русской грамматики. Он положил нача­ло той работе над созданием нашего литературного языка, которую продолжили писатели XVIII и начала XIX вв. до Пушкина.

Задачи, стоявшие перед Ломоносовым в области языка, определялись потребностями его времени. Пет­ровская эпоха способствовала развитию новой, светс­кой культуры и литературы, разрушила старые языко­вые традиции, но не создала единых литературных норм.

Ломоносов – реформатор русского языка.

Своей теорией «трех стилей», изложенной в «Пре­дисловии о пользе книг церковных в российском язы­ке» (1757), Ломоносов способствовал нормализации литературного языка. Ломоносов выдвинул зада­чу построения системы литературного языка на осно­ве синтеза церковно-книжных и народных русских форм речи. Теория ученого способствовала очищению литературного языка от обветшалых церковнославяниз­мов и беспорядочных иностранных заимствований. Она определила нормы словоупотребления в русской лите­ратуре XVIII в. и продолжала сохранять свое значение вплоть до Карамзина.

М.В. Ломоносов был одним из основателей отече­ственного языкознания. В 1755 году вышла его «Рос­сийская грамматика». В своих многочисленных линг­вистических работах ученый явился основоположни­ком почти всех разделов изучения русского языка его грамматики, истории, фонетики, стилистики. В своих исследованиях М.В. Ломоносов предвосхитил некото­рые идеи позднейшего сравнительного языкознания.

Ломоносов о русском языке.

М.В. Ломоносов любил свой родной язык и востор­женно отзывался о нем. Ему принадлежат ставшие крылатыми слова о русском языке, которые он пишет в предисловии к «Российской грамматике»: «Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с непри­ятелем, итальянским с женским полом говорить при­лично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем вели­колепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того — бо­гатство и сильную в изображениях краткость гречес­кого и латинского языка» (5, с. 391).

Он говорил, что язык, которым Российская держа­ва повелевает великой частью света, по его могуще­ству «имеет природное изобилие, красоту и силу», в чем ни единому европейскому языку не уступает. И что нет сомнения в том, что российское слово не может не быть приведено «в такое совершенство, каковому в других удивляемся» (5, с. 92).

Ломоносов о значении речи в целом.

М.В. Ломоносов писал, что каждый достаточно легко может усмотреть зависимость «блаженства рода человеческого» от сло­ва; как бы могли собраться рассеянные народы в об­щежитие, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и совершать другие, требующие объединенных сил дела, если бы люди не имели способа и возможности сообщать свои мысли друг другу.

Уровень развития языка – уровень развития государства.

Дар разума и дар слова, по мнению Ломо­носова, ниспосланы человеку Всевышним. Значение слова было замечено уже в древние времена и искусство слова трудами древних было возвышено и укра­шено. В настоящее время, хотя нет такого великого потребления украшенного слова, какое было у древ­них греков и римлян, однако уровень развития языка «в исправлении нравов человеческих, в описании слав­ных дел великих героев и во многих политических поведениях коль оное полезно, ясно показывает состо­яние тех народов, в которых словесные науки процве­тают» (5, с. 91-92).

В предисловии к «Российской грамматике» М.В. Ло­моносов пишет о значении речи, слова, анализирует человеческий голос, описывает артикуляционный ап­парат и способы образования гласных и согласных звуков.

Главные изменения голоса.

Говоря о том, из чего состоит человеческая речь, о ее своеобразии, он обращает внимание, прежде всего на главные изменения голоса человека:

- «выходка» ха­рактеризуется высотой голоса и его понижением,

- «на­пряжение» — громкостью и тихостью,

- «протяже­ние» — долготою и краткостью.

- «образование», по его мнению, состоит в «отменах» (изменениях) голоса, которое от повышения, напряжения, протяжения не зависит. Такие изменения замечаются в сиповатом, звонком, «тупом» и других разных голосах. «Отмена» их столь многочисленна, что из великого множества знакомых людей мы каждого узнаем по голосу. К «об­разованию» принадлежит и выговор человека, голос которого отличается от различных звуков и криков разных животных (5, с. 395 — 398).

Устройство органов речи.

Касаясь «выговора и неразделимых частей чело­веческого слова»38, Ломоносов пишето столь «хитро устроенных» органах речи человека, о чем «невозмож­но и помыслить без удивления».

Устроенными для выговора органами речи являются: губы, зубы, язык, небо и гортань с расположенными близ нее частями, т. е. с язычком и «со скважинами в ноздри».

В зависи­мости от движения органов речи Ломоносов различает звуки (и соответствующие им буквы) гласные и соглас­ные.

- Буква и звук «а». Причем всем народам и каждому человеку, по его мнению, легче произносить звук «простым отверстием рта, который обозначается буквой «а» (поэтому не уди­вительно, что она ставится у всех известных пародов в начале азбуки).

- Разные положения рта (расширение, стеснение, округление и протяжение) производят разные «отме­ны», которые изображаются гласными е, и, о, у и дру­гими (5, с. 399).

Гласные тонкие (острые) и тупые.

Ломоносов различает гласные тонкие, или острые, и дибелые, или тупые. Причем первые возникают от «удара» воздуха в переднюю часть рта - ближе к гу­бам, вторые - во внутреннюю, ближе к гортани. К тонким относятся: я, и, е, ю. К дибелым относятся: а, э, ы, о, у.

Согласные звуки.

Согласные звуки образуются от расположения или движения частей:

- от расположения зависит произно­шение звуков: в, ф, ж, з, с, ш, ч, х.

Движение может быть двояко: это ударения, или трясения:

- ударением произ­водятся: б, г, д, к, л, м, н, п, т, ц, ч;

- трясениемр (5, с. 399-401).

Ломоносов о правилах речи.

Большую значимость М.В. Ломоносов придавал обязательным упражнениям, вырабатывающим пра­вильную и красивую речь. Желающий быть подлин­ным ритором «в приличном слову произношении дол­жен часто упражняться» и соблюдать ряд правил:

- Сила голоса. К числу таких правил он относит управление си­лой голоса. «Слово произносить должно голосом чис­тым, непрерывным, не грубым, средним, то есть не очень кричным или весьма низким... не надлежит вскрикивать вдруг весьма громко и вдруг книзу опус­каться» (5, с. 77 — 79). (ср. в радиоэфире один из совр. дикторов);

- Интонация. Красивая речь требует правильной интонации и необходимой выразительности. «...Неприлично произ­носить одним тоном без всякого повышения или пони­жения, но, как произносимый разум требует, умерен­но повышать и понижать должно и голос. В вопроше­ниях, в восклицаниях и в других сильных фигурах подлежит оный возносить с некоторым отрывом и стремлением. В истолковании и нежных фигурах дол­жно говорить ровнее и несколько пониже; радостную, высокую великолепным и гордым, сердитую произно­сить гневным тоном» (5, с. 78). Ломоносов указывает на необходимость сознательного управления голосом;

- О паузах, темпе речи. Каждый период необ­ходимо произносить отдельно от прочих. «Части его, разделенные двоето­чиями и запятыми, отделять малою переменою голоса и едва чувствительною остановкою». Каждую фразу и звук выговаривать «чисто и ясно и в один дух излишно не захватывать, ибо сие понуждает часто в непристой­ном месте остановиться или, несколько складов не говоря, пропустить. Не надобно очень спешить или излишнюю протяжность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от дру­гого скучно» (5, с. 78).

Жестикуляция и речевое поведение говорящего.

Когда ритор использует обыкновенные сло­ва, не отражающие страстей человеческих, необходи­мо стоять прямо, без лишних движений. Когда же до­казывают сильными доводами, речь свою украшают «стремительными и нежными фигурами», тогда оправ­данны движения «руками, очами, головою и плечьми». Перед почтенной публикой необходимо выступать весь­ма умеренно (как в жестикуляции, так и в самой речи), «а особливо не должно много руками размахивать, но лучше стоять прямо, тихо и благочинно» (5, с. 78 — 79).

Красота речи.

Красота речи, считает М.В. Ломоносов, заключает­ся «в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного»:

- первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения и «от обхождения с людьми, которые говорят чисто». Чистому произношению («шти­лю») способствует прилежное изучение правил грам­матики.

- великолепию слова способствует «выбирание из книг хороших речений, пословий и пословиц».

- силе слова помогает «старание о чистом выговоре при лю­дях, которые красоту языка знают и наблюдают» (т. е. под наблюдением опытных учителей). «Кто хочет гово­рить красно, — пишет Ломоносов, — тому надлежит сперва говорить чисто и иметь довольно пристойных и избранных речений к изображению своих мыслей» (5, с. 236-237).

Итог.

- В своих трудах Ломоносов пишет о значении речи в целом для человеческого общества и для отдельно­го человека в частности.

- Определяет, из чего состоит человеческая речь и ее своеобразие.

- Говорит о выго­воре, об органах речи, об образовании различных зву­ков в зависимости от разного положения органов речи.

- Утверждает необходимость специальных уп­ражнений для выработки красивой, содержательной речи. В ча­стности, он считает обязательным часто упражняться в управлении силой голоса, следить за выразительной интонацией, разумным использованием речевых пауз, умеренностью темпа речи, целесообразностью приме­нения жестикуляции и речевым поведением выступа­ющего в целом.

- Красивая речь зависит от изучения человеком языка, частых упражнений, подражания правильным образцам, контроля и руководства знающих красоту русского языка людей.