Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) - реформатор русского языка и стиха, создатель первой научной русской грамматики. Он положил начало той работе над созданием нашего литературного языка, которую продолжили писатели XVIII и начала XIX вв. до Пушкина.
Задачи, стоявшие перед Ломоносовым в области языка, определялись потребностями его времени. Петровская эпоха способствовала развитию новой, светской культуры и литературы, разрушила старые языковые традиции, но не создала единых литературных норм.
Ломоносов – реформатор русского языка.
Своей теорией «трех стилей», изложенной в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1757), Ломоносов способствовал нормализации литературного языка. Ломоносов выдвинул задачу построения системы литературного языка на основе синтеза церковно-книжных и народных русских форм речи. Теория ученого способствовала очищению литературного языка от обветшалых церковнославянизмов и беспорядочных иностранных заимствований. Она определила нормы словоупотребления в русской литературе XVIII в. и продолжала сохранять свое значение вплоть до Карамзина.
М.В. Ломоносов был одним из основателей отечественного языкознания. В 1755 году вышла его «Российская грамматика». В своих многочисленных лингвистических работах ученый явился основоположником почти всех разделов изучения русского языка его грамматики, истории, фонетики, стилистики. В своих исследованиях М.В. Ломоносов предвосхитил некоторые идеи позднейшего сравнительного языкознания.
Ломоносов о русском языке.
М.В. Ломоносов любил свой родной язык и восторженно отзывался о нем. Ему принадлежат ставшие крылатыми слова о русском языке, которые он пишет в предисловии к «Российской грамматике»: «Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того — богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка» (5, с. 391).
Он говорил, что язык, которым Российская держава повелевает великой частью света, по его могуществу «имеет природное изобилие, красоту и силу», в чем ни единому европейскому языку не уступает. И что нет сомнения в том, что российское слово не может не быть приведено «в такое совершенство, каковому в других удивляемся» (5, с. 92).
Ломоносов о значении речи в целом.
М.В. Ломоносов писал, что каждый достаточно легко может усмотреть зависимость «блаженства рода человеческого» от слова; как бы могли собраться рассеянные народы в общежитие, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и совершать другие, требующие объединенных сил дела, если бы люди не имели способа и возможности сообщать свои мысли друг другу.
Уровень развития языка – уровень развития государства.
Дар разума и дар слова, по мнению Ломоносова, ниспосланы человеку Всевышним. Значение слова было замечено уже в древние времена и искусство слова трудами древних было возвышено и украшено. В настоящее время, хотя нет такого великого потребления украшенного слова, какое было у древних греков и римлян, однако уровень развития языка «в исправлении нравов человеческих, в описании славных дел великих героев и во многих политических поведениях коль оное полезно, ясно показывает состояние тех народов, в которых словесные науки процветают» (5, с. 91-92).
В предисловии к «Российской грамматике» М.В. Ломоносов пишет о значении речи, слова, анализирует человеческий голос, описывает артикуляционный аппарат и способы образования гласных и согласных звуков.
Главные изменения голоса.
Говоря о том, из чего состоит человеческая речь, о ее своеобразии, он обращает внимание, прежде всего на главные изменения голоса человека:
- «выходка» характеризуется высотой голоса и его понижением,
- «напряжение» — громкостью и тихостью,
- «протяжение» — долготою и краткостью.
- «образование», по его мнению, состоит в «отменах» (изменениях) голоса, которое от повышения, напряжения, протяжения не зависит. Такие изменения замечаются в сиповатом, звонком, «тупом» и других разных голосах. «Отмена» их столь многочисленна, что из великого множества знакомых людей мы каждого узнаем по голосу. К «образованию» принадлежит и выговор человека, голос которого отличается от различных звуков и криков разных животных (5, с. 395 — 398).
Устройство органов речи.
Касаясь «выговора и неразделимых частей человеческого слова»38, Ломоносов пишето столь «хитро устроенных» органах речи человека, о чем «невозможно и помыслить без удивления».
Устроенными для выговора органами речи являются: губы, зубы, язык, небо и гортань с расположенными близ нее частями, т. е. с язычком и «со скважинами в ноздри».
В зависимости от движения органов речи Ломоносов различает звуки (и соответствующие им буквы) гласные и согласные.
- Буква и звук «а». Причем всем народам и каждому человеку, по его мнению, легче произносить звук «простым отверстием рта, который обозначается буквой «а» (поэтому не удивительно, что она ставится у всех известных пародов в начале азбуки).
- Разные положения рта (расширение, стеснение, округление и протяжение) производят разные «отмены», которые изображаются гласными е, и, о, у и другими (5, с. 399).
Гласные тонкие (острые) и тупые.
Ломоносов различает гласные тонкие, или острые, и дибелые, или тупые. Причем первые возникают от «удара» воздуха в переднюю часть рта - ближе к губам, вторые - во внутреннюю, ближе к гортани. К тонким относятся: я, и, е, ю. К дибелым относятся: а, э, ы, о, у.
Согласные звуки.
Согласные звуки образуются от расположения или движения частей:
- от расположения зависит произношение звуков: в, ф, ж, з, с, ш, ч, х.
Движение может быть двояко: это ударения, или трясения:
- ударением производятся: б, г, д, к, л, м, н, п, т, ц, ч;
- трясением — р (5, с. 399-401).
Ломоносов о правилах речи.
Большую значимость М.В. Ломоносов придавал обязательным упражнениям, вырабатывающим правильную и красивую речь. Желающий быть подлинным ритором «в приличном слову произношении должен часто упражняться» и соблюдать ряд правил:
- Сила голоса. К числу таких правил он относит управление силой голоса. «Слово произносить должно голосом чистым, непрерывным, не грубым, средним, то есть не очень кричным или весьма низким... не надлежит вскрикивать вдруг весьма громко и вдруг книзу опускаться» (5, с. 77 — 79). (ср. в радиоэфире один из совр. дикторов);
- Интонация. Красивая речь требует правильной интонации и необходимой выразительности. «...Неприлично произносить одним тоном без всякого повышения или понижения, но, как произносимый разум требует, умеренно повышать и понижать должно и голос. В вопрошениях, в восклицаниях и в других сильных фигурах подлежит оный возносить с некоторым отрывом и стремлением. В истолковании и нежных фигурах должно говорить ровнее и несколько пониже; радостную, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном» (5, с. 78). Ломоносов указывает на необходимость сознательного управления голосом;
- О паузах, темпе речи. Каждый период необходимо произносить отдельно от прочих. «Части его, разделенные двоеточиями и запятыми, отделять малою переменою голоса и едва чувствительною остановкою». Каждую фразу и звук выговаривать «чисто и ясно и в один дух излишно не захватывать, ибо сие понуждает часто в непристойном месте остановиться или, несколько складов не говоря, пропустить. Не надобно очень спешить или излишнюю протяжность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно» (5, с. 78).
Жестикуляция и речевое поведение говорящего.
Когда ритор использует обыкновенные слова, не отражающие страстей человеческих, необходимо стоять прямо, без лишних движений. Когда же доказывают сильными доводами, речь свою украшают «стремительными и нежными фигурами», тогда оправданны движения «руками, очами, головою и плечьми». Перед почтенной публикой необходимо выступать весьма умеренно (как в жестикуляции, так и в самой речи), «а особливо не должно много руками размахивать, но лучше стоять прямо, тихо и благочинно» (5, с. 78 — 79).
Красота речи.
Красота речи, считает М.В. Ломоносов, заключается «в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного»:
- первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения и «от обхождения с людьми, которые говорят чисто». Чистому произношению («штилю») способствует прилежное изучение правил грамматики.
- великолепию слова способствует «выбирание из книг хороших речений, пословий и пословиц».
- силе слова помогает «старание о чистом выговоре при людях, которые красоту языка знают и наблюдают» (т. е. под наблюдением опытных учителей). «Кто хочет говорить красно, — пишет Ломоносов, — тому надлежит сперва говорить чисто и иметь довольно пристойных и избранных речений к изображению своих мыслей» (5, с. 236-237).
Итог.
- В своих трудах Ломоносов пишет о значении речи в целом для человеческого общества и для отдельного человека в частности.
- Определяет, из чего состоит человеческая речь и ее своеобразие.
- Говорит о выговоре, об органах речи, об образовании различных звуков в зависимости от разного положения органов речи.
- Утверждает необходимость специальных упражнений для выработки красивой, содержательной речи. В частности, он считает обязательным часто упражняться в управлении силой голоса, следить за выразительной интонацией, разумным использованием речевых пауз, умеренностью темпа речи, целесообразностью применения жестикуляции и речевым поведением выступающего в целом.
- Красивая речь зависит от изучения человеком языка, частых упражнений, подражания правильным образцам, контроля и руководства знающих красоту русского языка людей.
- История логопедии
- Первые сведения о речевых расстройствах
- И приемах их преодоления (медицинские истоки)
- Древний Восток
- Религиозные мифы и сказания
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Древняя греция и рим
- Демокрит
- Геродот
- Гиппократ
- Аристотель
- Плутарх
- Демосфен
- Авл Корнелий Цельс
- Клавдий Гален
- Марк Фабий Квинтилиан
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Ближний и средний восток. V—XIII вв. (Византия, Арабские халифаты, Средняя Азия)
- Авиценна
- Западная европа. V-XVI вв.
- Франсуа Рабле
- Задания для самостоятельной работы
- Русь. IX-XVI вв.
- Обозначение дефектов речи
- Пословицы и поговорки в речи
- Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения
- Элементы народной медицины в приемах устранения речевых расстройств
- Социальное положение «убогих» на Руси
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Древнейшие медицинские писатели о болезнях речи
- Раздел 2 накопление лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей (педагогические истоки) Западная европа. XVII - середина XIX вв.
- 4 Этапа образования – до 24 лет.
- 2. Народная школа родного языка – от 7 до 12 лет;
- 3. Школа латинская или гимназия – до 18 лет;
- 3 Ступени для рационального занятия языками:
- Жан Жак Руссо
- Задания для самостоятельной работы
- Россия. XVIII - середина XIX вв.
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Александр Николаевич Радищев
- Владимир Федорович Одоевский (1804 - 1869)
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников зарубежной и отечественной педагогики
- Значение языка для человека и общества
- Развитие языка
- Речь детей как объект изучения и воспитания
- Роль речи в развитии ребенка
- Последовательность формирования детской речи
- Составные компоненты устной речи
- Звуки речи
- Выразительные средства звучащей речи
- Темп речи
- Роль упражнений в воспитании правильной речи у детей
- Задания для самостоятельной работы
- Литература