logo
История логопедии ВСЯ

Гиппократ

Впервые наиболее полные и системные сведения о речевых расстройствах, мы встречаем у древнегречес­кого врача и естествоиспытателя, основоположника античной медицины — Гиппократа (460 — 370 гг. до н. э.). До нас дошло большое количество его сочинений, в которых содержится обширный эмпирический матери­ал, систематизирующий разрозненные наблюдения врачей более ранних эпох и собственные наблюдения10.

По сравнению с древней медициной других стран медицина в Древней Греции в меньшей степени нахо­дилась под влиянием религии. Жреческая каста не приобрела здесь господствующего влияния, хотя и имела тоже определенное отношение к медицине. Так, в Древней Греции существовала и жреческая, храмо­вая медицина (асклепейоны— помещение для лечения при храмах), и народная медицина (ятрейи—тип час­тной лечебницы на дому у врача).

Асклепий11— (производное—асклепейоны), бог- врач. Изображался с посохом в руках, обвитым змеей. Змея и ворон считались у многих народов олицетво­рением мудрости («Мудрый аки змий»). У некоторых народов существовали легенды о змееедах — людях, поедавших змей и в результате овладевших глубочай­шими познаниями, в частности по лечению и распоз­наванию болезней. Кстати, змея так и осталась в про­фессиональной эмблеме медицины.

Лечение в асклепейонах при храмах заключалось главным образом во внушении; больного подготавли­вали постом, молитвами, жертвоприношениями, одур­манивающими курениями и т. п. Далее следовал сон больных в храме, а жрецы затем толковали эти сны. Из лечебных процедур уделялось внимание водолечению и массажу. Но иногда наблюдались и активные вме­шательства вплоть до хирургических операций.

Гиппократ вышел из семьи врачей. Знания полу­чил от отца. Кроме того, он учился медицине на остро­ве Кос. Много путешествовал, жил в Египте (знакомил­ся с египетской медициной, обошел прибрежные горо­да Малой Азии, побывал в греческих колониях на побережье Черного моря, врачевал в самой Греции. Изучал достижения древней медицины Индии, Египта и народов Малой Азии. В частности ему были извест­ны медицинские знания скифов. Он упоминает об обы­чаях скифов в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». Видимо, Гиппократ участвовал в воен­ных походах, судя по его хирургическим знаниям.

Важной заслугой Гиппократа было то, что к анали­зу медицинских явлений он с успехом приложил дос­тижения современной ему греческой филосо­фии — материализм Демокрита и диалектику Геракли­та и, пересмотрев под этим углом зрения основные проблемы медицины (причины, этиологию, сущность болезней, их лечение и предупреждение), дал им мате­риалистическое толкование.

Для Гиппократа болезнь — проявление жизни орга­низма в результате изменения материального субстра­та, а не проявление божественной воли или злого духа. Таким образом, своими материалистическими в осно­ве взглядами Гиппократ отвергал положения жречес­кой медицины. Тем самым он на много веков определил направление развития медицины.

Гиппократ разделял гуморальную точку зрения на здоровье и болезнь человека. Жизнь организма, по его убеждению определяется четырьмя соками: кровью, слизью (флегмой), желчью желтой и черной. В основе этих соков лежат различные сочетания четырех пер­вичных начал природы: тепла, холода, сухости, влаж­ности. Каждому из четырех соков соответствует опре­деленный «темперамент»:

- крови — сангвинический,

- слизи (флегме) — флегматический,

- желтой желчи — хо­лерический,

- черной желчи — меланхолический.

Тем­перамент определяется преобладанием в организме со­ответствующего сока. (Гиппократ, по мнению И.П. Пав­лова, в общем правильно уловил основные типы). Различное смешение и соотношение этих жидкостей и их свойств и обусловливает здоровье и болезнь, темпе­рамент и конституцию.

Гиппократ смотрел на болезнь как на явление из­меняющееся (начало — сырость, середина — сварение, конец— извержение (кризис). Задачу врача видел в том, чтобы, учитывая особенности организма больного, помочь ему силами природы. «Природа — врач болез­ней». В качестве метода лечения исходил из «противо­положного противоположным». «Переполнение врачу­ет отдых и наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположно­го, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающе­го. И кто это наилучше делает, тот наилучший врач»...

Гиппократ уделял серьезное внимание наблюде­нию симптомов болезни, прогнозу («Мне кажется, что для врача самое лучшее — позаботиться о способности предвидения») и симптоматическому лечению.

По наблюдениям И. А. Сикорского, у Гиппократа встречаются упоминания о многих, известных нам сейчас, речевых расстройствах: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание.

В своих сочинениях Гиппократ пишет о главенству­ющей роли головного мозга во всей деятельности че­ловека («Глаза, уши, язык,, руки и ноги выполняют все то, что одобрит мозг». «Когда мозг испытывает сотря­сение и страдает от удара, больной необходимо теряет речь, не видит и не слышит»).

Он описывает органы и функции слуха и зрения человека, излагает свой взгляд на механизм образова­ния голоса и речи человека, где отдельно определяет роль воздушной струи, языка, артикуляции голоса. («Че­ловек говорит вследствие воздуха... Выталкиваясь на­ружу через пустоту, воздух производит звук, ибо голо­ва резонирует. Язык артикулирует вследствие ударов; прегражденный в горле и ударяя в небо и зубы, он дает ясность звукам. Если бы язык каждый раз не артику­лировал при столкновении, человек не имел бы раз­дельной речи, и испускал бы только простые звуки».)

В своих сочинениях Гиппократ дает также описа­ние отдельных расстройств голоса, речи и слуха и способы их лечения. Следует отметить, что и в этих случаях он твердо придерживался гуморального взгляда на болезнь и ее лечение. («Если язык вдруг сделается бессильным или какая-либо часть тела поражается апоплексией, то это — страдание меланхолическое (от черной желчи».) Поэтому причину расстройств функ­ций головного мозга, слуха, зрения, голоса и речи Гип­пократ усматривает обычно в излишке разной влаги в соответствующих органах. Отсюда и нередко своеоб­разные рекомендации для их преодоления.

Например. «Если заболевают уши, надо произвес­ти обильные горячие изливания... Лучшее из имеющих­ся средств это дать рвотное, изгоняющее слизь, и очистить голову при помощи одного из лекарств, которым очищается слизь головы».

«Если язычок будет отвисать и способствовать удушью... тотчас нужно употребить полоскание... если это не поведет к сокращению язычка, нужно выбрить заднюю часть головы, приложить две кровососные банки, выпустить сколько можно крови и отозвать назад слизистые истечения. Если этих средств недостаточно, надсекают язычок скальпелем и выпускают оттуда воду».

«Пускать кровь тем, которые внезапно, без лихо­радки, поражены потерей речи».

«Если кто лишается голоса, это должно быть отне­сено за счет переполнения вен. В этих случаях нужно открыть внутреннюю вену правой руки и выпустить кровь в более или менее большом количестве сообраз­но конституции и возрасту больного» и т. д.

Одна из заслуг Гиппократа и в том, что он реко­мендовал при диагностировании и прогнозе любых заболеваний обращать внимание на состояние слуха и речи больного. (Конечно, эти прогнозы в настоящее время выглядят несколько примитивно, но в принци­пе, нам думается, это весьма верный подход к диф­ференциальной диагностике болезней.) Например: «Иметь тугое ухо, дрожащие руки... парализованный язык— плохо». «Частые потери речи с некоторым усыплением указывают на чахоточное состояние». «Во время спазмов продолжительная потеря голоса — пло­ха; короткая же указывает на паралич или языка, или руки, или частей, расположенных справа». «Дрожащий язык у некоторых больных — признак будущего желу­дочного расстройства» и т. д.

Таким образом, у Гиппократа мы впервые находим:

  1. попытку классифицировать речевые расстройства;

  2. указание на главенствующую роль головного мозга во всей деятельности человека;

  3. описание органов и функций слуха и зрения, голоса и речи (роль воздуш­ной струи, языка, голоса, артикуляции в звукообразо­вании);

  4. отнесение расстройств речи к болезням, поражающим человека;

  5. описание отдельных рас­стройств слуха, голоса и речи и способов их лечения, исходя из гуморальной точки зрения на болезни вооб­ще;

  6. рекомендации использовать при дифференци­альной диагностике различных болезней особенности состояния слуха, голоса и речи.