Древний Восток
История Древнего Востока охватывает историю многочисленных народов и племен, существовавших за несколько тысяч лет до нас. В этом смысле не случайно говорят, что Древний Восток — колыбель человеческой культуры. Именно здесь ранее других совершился переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому.
К странам Древнего Востока принято относить Вавилонию, Ассирию, Египет, Индию, Китай (IV — II тысячелетие до н. э.), Грецию (V—IV века до н. э.), Римскую империю (II век до н. э. — II век н. э.).
Государства Древнего Востока являлись деспотическими. В них преобладали натуральное хозяйство и примитивно-меновая торговля. Преобладающим политическим строем была деспотическая монархия с пережитками родового строя. Власть деспота оправдывалась и обосновывалась религией, царь считался воплощением бога на земле. Огромную роль играли жрецы. Их влияние основывалось на экономической мощи храмов, обладавших огромными богатствами: землей, рабами, скотом, кораблями и пр.
Уже за несколько тысячелетий до н. э. у народов Древнего Востока возникают и складываются в определенные системы научные представления. В эпоху рабовладения сложились и оформились материализм и идеализм как более или менее сильные мировоззрения. Философские взгляды древних носили первоначально стихийно-материалистический характер, ведущий свое начало от наивного реализма первобытных людей.
Народы Древнего Востока оставили много письменных памятников, которые вместе с археологическими материалами дают нам представление о знаниях, быте и мировоззрениях народов той эпохи.
Египет
Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Наряду с математическими, астрономическими, географическими знаниями древние египтяне обладали познаниями и в медицине.
Приемы врачевания в Египте зародились за 4000 лет до н. э. А за 2000 лет до н. э. развилась уже довольно большая врачебная специализация. Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Отсюда — жреческая, храмовая медицина. Понятия о причинах болезней связывались с религиозными верованиями: болезни — следствие вселения демонических, злых сил или по велению богов.
В Египте существовало представление о четырех основных элементах мира: воде, земле, воздухе, огне. Исходя из этих представлений, преобладало гуморальное учение о четырех основных соках — носителях этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье или болезнь: кровь, слизь (флегма), желчь желтая и черная; и учение о пневме — особом невидимом и невесомом веществе воздуха, которое при вдохе поступает в легкие, оттуда в сердце и далее по артериям — по всему телу.
При болезни, по мнению древних египтян, изменены свойства крови и пневмы, отсюда задачи лечения — вызвать выделение из организма гнилостных веществ: удалить «дурную кровь» и «испорченный воздух» (отсюда клизмы, рвотные, потогонные средства, кровопускание. Отрыжка — хорошо!)
Источником сведений о древнеегипетской культуре являются надписи на саркофагах, пирамидах и папирусы. В одном из древнейших медицинских папирусов (их всего 4 дошло до нас), а именно в так называемом папирусе Эдвина Смита мы находим первое упоминание о речевом расстройстве, связанном с физической травмой. Этот папирус найден в одной из фивинских могил XVII в. до н. э. Предполагают, что он является копией с еще более древнего трактата, написанного около XXX в. до н. э.
В папирусе Эдвина Смита имеется планомерное описание различных случаев повреждения и поражения разных частей тела. Каждый отдельный случай трактуется по одному и тому же плану. Описание начинается обычно с названия поражения, затем идет описание внешних признаков, после чего — диагностическое суждение, заканчивающееся предписанием относительно лечения больного. В зависимости от случая, является ли он поправимым, сомнительным или безнадежным, врач говорил: «Я буду его лечить», или «Я буду бороться», или «Я не буду его касаться».
В одном из мест этого папируса мы находим описание безнадежного случая, когда человек потерял слух, речь, контроль над руками и ногами. Здесь врач говорит: «Я не буду его касаться». Затем он делает еще два примечания: позвонок шеи вдавлен в другой, это случилось потому, что человек упал вниз на свою голову1.
В этом же трактате впервые встречается упоминание о мозге, и его автор обращает внимание на локализацию мозговых функций. Он указывает, что мозговая деятельность находится в близкой связи с управлением конечностями, и предлагает точно замечать, на какой стороне черепа находится повреждение, т. к. в связи и в соответствии с этим могут проявляться различные формы паралича. Можно предполагать, что в описанном выше случае имеет место упоминание о так называемой травматической тотальной афазии. Известный отечественный психолог А.Р. Лурия, наблюдавший во время Великой Отечественной войны большое число раненых, находил, что при ранениях левого полушария речевые нарушения чаще всего носят характер именно разлитых «тотальных» расстройств в речевой деятельности. Человек в этом случае не в состоянии не только активно говорить или отвечать на вопросы, но и понимать обращенную к нему речь. Кстати, А.Р. Лурия анализируя свой военный опыт, отмечал, что поражение разных зон головного мозга дает разную клиническую картину.
Индия
Из громадной священной литературы, оставшейся от древних индусов, носящей название «Веды», особое место занимает так называемая «Аюрведа». Название указывает на долголетие.
У индусов в «Аюрведах» медицина являлась отделом религии. Не было ни одной хирургической операции, которая не имела бы характера священнодействия. Как больной, так и сам врач обязаны были задолго до операции приготовить себя целым рядом религиозных обрядов — очиститься духовно и телесно. Наконец хирург, вооруженный инструментом, произносил ряд молитв и заклинаний до операции; часто он обязан был читать молитвы во время операции и непременно произносил заклинания по окончании операции — все это для ограждения себя и своих больных от влияния злых духов.
Предполагают, что эпоха, когда писались «Аюрведы», предшествовала времени построения египетских пирамид.
Трактат состоит из 6 частей. В одной из них описываются две пластические операции — хирургическое лечение «заячьей губы» и «волчьего зева» (хейлопластика и уранопластика — в современной терминологии).
«Взяв мерки носа посредством листочка какого-нибудь растения, только что пробившегося из земли, приложив этот листок на щеку соответствующей стороны, врач неглупый (мудрый) пусть вырежет из щекилоскут и, схватив за кончик оставшегося носа, края его да обрежет (обреет) и как можно скорее к ним прикрепит приспособленными Швами. Нос как следует перевяжет с помощью двух тростников, вставленных в ноздри, приподнимет и смажет части умащениями из pterocorpi santalini и из солодкового корня. Когда нос закроет хлопком, то следует совершенно его смочить белым растительным маслом из маслянистых растений и смачивать как можно чаще...
...Когда уже совершится слипчивое сращение, то следует опять перерезать средину (перемычку) листа (лоскута). В случае если не хватает мяса (плоти или мягких частей), пусть врач снова натягивает эту плоть; если лоскут слишком велик, то пусть уравняет его».
Оканчивается это место таким восклицанием: «Тот врач, который знает способ, как восстанавливать губы и нос, производя соединения тканей на том месте, где их недостает у младенцев, тот может делать царей!»2.
Китай
Нам очень мало известно о древней медицине Китая. «Однако надо думать,— писал В.В. Корсаков,— что в народной и многовековой наблюдательности китайцев хранятся еще неведомые нам врачебные средства, добыть которые было весьма нелегко: тому причиной обособленность и трудность изучения китайского языка, таинственность и скрытность врачебных средств, оберегаемых китайцами»3.
О речевых расстройствах в китайской литературе мы находим некоторые сведения в трудах русского врача П.Я. Пясецкого4, который глубоко и тщательно изучал древнекитайскую медицину5.В частности, он отмечает: «Из врожденных недостатков наиболее часто есть заячья губа». Интересную характеристику он дает и голосу китайцев, объясняя его необыкновенную высоту так: «Наиболее развитой является гортань, обыкновенно очень выступающая вперед, чему соответствуют обыкновенно сильные и звонкие голоса, составляющие особенность китайцев».
- История логопедии
- Первые сведения о речевых расстройствах
- И приемах их преодоления (медицинские истоки)
- Древний Восток
- Религиозные мифы и сказания
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Древняя греция и рим
- Демокрит
- Геродот
- Гиппократ
- Аристотель
- Плутарх
- Демосфен
- Авл Корнелий Цельс
- Клавдий Гален
- Марк Фабий Квинтилиан
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Ближний и средний восток. V—XIII вв. (Византия, Арабские халифаты, Средняя Азия)
- Авиценна
- Западная европа. V-XVI вв.
- Франсуа Рабле
- Задания для самостоятельной работы
- Русь. IX-XVI вв.
- Обозначение дефектов речи
- Пословицы и поговорки в речи
- Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения
- Элементы народной медицины в приемах устранения речевых расстройств
- Социальное положение «убогих» на Руси
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Древнейшие медицинские писатели о болезнях речи
- Раздел 2 накопление лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей (педагогические истоки) Западная европа. XVII - середина XIX вв.
- 4 Этапа образования – до 24 лет.
- 2. Народная школа родного языка – от 7 до 12 лет;
- 3. Школа латинская или гимназия – до 18 лет;
- 3 Ступени для рационального занятия языками:
- Жан Жак Руссо
- Задания для самостоятельной работы
- Россия. XVIII - середина XIX вв.
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Александр Николаевич Радищев
- Владимир Федорович Одоевский (1804 - 1869)
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников зарубежной и отечественной педагогики
- Значение языка для человека и общества
- Развитие языка
- Речь детей как объект изучения и воспитания
- Роль речи в развитии ребенка
- Последовательность формирования детской речи
- Составные компоненты устной речи
- Звуки речи
- Выразительные средства звучащей речи
- Темп речи
- Роль упражнений в воспитании правильной речи у детей
- Задания для самостоятельной работы
- Литература