logo
История логопедии ВСЯ

Древний Восток

История Древнего Востока охватывает историю многочисленных народов и племен, существовавших за несколько тысяч лет до нас. В этом смысле не случай­но говорят, что Древний Восток — колыбель человечес­кой культуры. Именно здесь ранее других совершился переход от первобытнообщинного строя к рабовладель­ческому.

К странам Древнего Востока принято относить Вавилонию, Ассирию, Египет, Индию, Китай (IV — II тысячелетие до н. э.), Грецию (V—IV века до н. э.), Римскую империю (II век до н. э. — II век н. э.).

Государства Древнего Востока являлись деспоти­ческими. В них преобладали натуральное хозяйство и примитивно-меновая торговля. Преобладающим поли­тическим строем была деспотическая монархия с пе­режитками родового строя. Власть деспота оправды­валась и обосновывалась религией, царь считался воплощением бога на земле. Огромную роль играли жрецы. Их влияние основывалось на экономической мощи храмов, обладавших огромными богатствами: землей, рабами, скотом, кораблями и пр.

Уже за несколько тысячелетий до н. э. у народов Древнего Востока возникают и складываются в опре­деленные системы научные представления. В эпоху рабовладения сложились и оформились материализм и идеализм как более или менее сильные мировоззре­ния. Философские взгляды древних носили первона­чально стихийно-материалистический характер, ведущий свое начало от наивного реализма первобытных людей.

Народы Древнего Востока оставили много пись­менных памятников, которые вместе с археологичес­кими материалами дают нам представление о знаниях, быте и мировоззрениях народов той эпохи.

Египет

Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Наряду с математичес­кими, астрономическими, географическими знаниями древние египтяне обладали познаниями и в медицине.

Приемы врачевания в Египте зародились за 4000 лет до н. э. А за 2000 лет до н. э. развилась уже довольно большая врачебная специализация. Медицина в Егип­те находилась в руках жрецов. Отсюда — жреческая, храмовая медицина. Понятия о причинах болезней связывались с религиозными верованиями: болезни — следствие вселения демонических, злых сил или по велению богов.

В Египте существовало представление о четырех основных элементах мира: воде, земле, воздухе, огне. Исходя из этих представлений, преобладало гумораль­ное учение о четырех основных соках — носителях этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье или болезнь: кровь, слизь (флегма), желчь желтая и черная; и учение о пневме — особом невидимом и невесомом веществе воздуха, ко­торое при вдохе поступает в легкие, оттуда в сердце и далее по артериям — по всему телу.

При болезни, по мнению древних египтян, изме­нены свойства крови и пневмы, отсюда задачи лече­ния — вызвать выделение из организма гнилостных веществ: удалить «дурную кровь» и «испорченный воз­дух» (отсюда клизмы, рвотные, потогонные средства, кровопускание. Отрыжка — хорошо!)

Источником сведений о древнеегипетской культу­ре являются надписи на саркофагах, пирамидах и папирусы. В одном из древнейших медицинских папи­русов (их всего 4 дошло до нас), а именно в так назы­ваемом папирусе Эдвина Смита мы находим первое упоминание о речевом расстройстве, связанном с физической травмой. Этот папирус найден в одной из фивинских могил XVII в. до н. э. Предполагают, что он является копией с еще более древнего трактата, напи­санного около XXX в. до н. э.

В папирусе Эдвина Смита имеется планомерное описание различных случаев повреждения и пораже­ния разных частей тела. Каждый отдельный случай трактуется по одному и тому же плану. Описание на­чинается обычно с названия поражения, затем идет описание внешних признаков, после чего — диагнос­тическое суждение, заканчивающееся предписанием относительно лечения больного. В зависимости от слу­чая, является ли он поправимым, сомнительным или безнадежным, врач говорил: «Я буду его лечить», или «Я буду бороться», или «Я не буду его касаться».

В одном из мест этого папируса мы находим описа­ние безнадежного случая, когда человек потерял слух, речь, контроль над руками и ногами. Здесь врач гово­рит: «Я не буду его касаться». Затем он делает еще два примечания: позвонок шеи вдавлен в другой, это случи­лось потому, что человек упал вниз на свою голову1.

В этом же трактате впервые встречается упомина­ние о мозге, и его автор обращает внимание на лока­лизацию мозговых функций. Он указывает, что мозго­вая деятельность находится в близкой связи с управ­лением конечностями, и предлагает точно замечать, на какой стороне черепа находится повреждение, т. к. в связи и в соответствии с этим могут проявляться раз­личные формы паралича. Можно предполагать, что в описанном выше слу­чае имеет место упоминание о так называемой трав­матической тотальной афазии. Известный отечествен­ный психолог А.Р. Лурия, наблюдавший во время Ве­ликой Отечественной войны большое число раненых, находил, что при ранениях левого полушария речевые нарушения чаще всего носят характер именно разли­тых «тотальных» расстройств в речевой деятельности. Человек в этом случае не в состоянии не только актив­но говорить или отвечать на вопросы, но и понимать обращенную к нему речь. Кстати, А.Р. Лурия анализи­руя свой военный опыт, отмечал, что поражение раз­ных зон головного мозга дает разную клиническую картину.

Индия

Из громадной священной литературы, оставшейся от древних индусов, носящей название «Веды», особое место занимает так называемая «Аюрведа». Название указывает на долголетие.

У индусов в «Аюрведах» медицина являлась отде­лом религии. Не было ни одной хирургической опера­ции, которая не имела бы характера священнодействия. Как больной, так и сам врач обязаны были задолго до операции приготовить себя целым рядом религиозных обрядов — очиститься духовно и телесно. Наконец хирург, вооруженный инструментом, произносил ряд молитв и заклинаний до операции; часто он обязан был читать молитвы во время операции и непременно про­износил заклинания по окончании операции — все это для ограждения себя и своих больных от влияния злых духов.

Предполагают, что эпоха, когда писались «Аюрведы», предшествовала времени построения египетских пирамид.

Трактат состоит из 6 частей. В одной из них описываются две пластические операции — хирургическое лечение «заячьей губы» и «волчьего зева» (хейлопластика и уранопластика — в современ­ной терминологии).

«Взяв мерки носа посредством листочка какого-нибудь растения, только что пробившегося из земли, приложив этот листок на щеку соответствующей сто­роны, врач неглупый (мудрый) пусть вырежет из щекилоскут и, схватив за кончик оставшегося носа, края его да обрежет (обреет) и как можно скорее к ним прикре­пит приспособленными Швами. Нос как следует пере­вяжет с помощью двух тростников, вставленных в ноздри, приподнимет и смажет части умащениями из pterocorpi santalini и из солодкового корня. Когда нос закроет хлопком, то следует совершенно его смочить белым растительным маслом из маслянистых растений и смачивать как можно чаще...

...Когда уже совершится слипчивое сращение, то следует опять перерезать средину (перемычку) листа (лоскута). В случае если не хватает мяса (плоти или мягких частей), пусть врач снова натягивает эту плоть; если лоскут слишком велик, то пусть уравняет его».

Оканчивается это место таким восклицанием: «Тот врач, который знает способ, как восстанавли­вать губы и нос, производя соединения тканей на том месте, где их недостает у младенцев, тот может де­лать царей!»2.

Китай

Нам очень мало известно о древней медицине Китая. «Однако надо думать,— писал В.В. Корсаков,— что в народной и многовековой наблюдательности ки­тайцев хранятся еще неведомые нам врачебные сред­ства, добыть которые было весьма нелегко: тому при­чиной обособленность и трудность изучения китайско­го языка, таинственность и скрытность врачебных средств, оберегаемых китайцами»3.

О речевых расстройствах в китайской литературе мы находим некоторые сведения в трудах русского врача П.Я. Пясецкого4, который глубоко и тщательно изучал древнекитайскую медицину5.В частности, он отмечает: «Из врожденных недостатков наиболее час­то есть заячья губа». Интересную характеристику он дает и голосу китайцев, объясняя его необыкновенную высоту так: «Наиболее развитой является гортань, обык­новенно очень выступающая вперед, чему соответству­ют обыкновенно сильные и звонкие голоса, составля­ющие особенность китайцев».