Марк Фабий Квинтилиан
Марк Фабий Квинтилиан (35 - 96 гг.) - оратор и теоретик ораторского искусства, крупный представитель педагогической мысли. В течение 20 лет он содержал риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью в Римской империи. В своем основном и единственном труде, дошедшем до наших дней, «Наставление в ораторском искусстве» Квинтилиан сформулировал основные методы и приемы оратторского мастерства, раскрыл вопросы воспитания будущего оратора. В этой книге дана характеристика трудов многих греческих и римских поэтов и прозаиков.
В своей работе Квинтилиан определял риторику как «науку хорошо говорить». Риторика, по его мнению, есть искусство, которое складывается из природного дара и упражнения в красноречии. Квинтилиан ставит перед оратором три основные цели: научать, возбуждать и услаждать слушателей. Добиться же этой цели помогут оратору способность правильно выражать свои мысли и искусное произношение.
Квинтилиан выступал сторонником общественного воспитания детей. Ему принадлежала прогрессивная мысль о том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей.
«Тупые и не поддающиеся учению умы появляются столько же против законов природы, как и всякие другие уроды и чудовища в физической природе, но таких бывает очень мало. Доказательством этого служит то, что дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами исчезают; следовательно, не природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной. Я согласен, что один имеет более ума, чем другой; это доказывает только, что один может сделать больше другого, однако не найдешь никого, кто бы не достиг чего-нибудь прилежанием...»
Квинтилиан был сторонником раннего (до 7 лет) воспитания детей («...ни одного времени в жизни человеческой не следует отпускать без внимания», «...сколько времени выиграется в детстве, столько сбережется для юношества»). При этом он находил нужным предупредить об излишне раннем развитии детского ума («Скороспелые умы, как преждевременные плоды, почти никогда вполне не созревают»), о необходимой последовательности и доступности обучения детей («Как небольшие и с узким горлом сосуды не могут принять много воды зараз, а наполняются постепенно, капля за каплей, так же следует судить и о детских умах: что превосходит их понятия, то не пойдет в их ум, еще мало способный к усвоению знаний»)13.
Квинтилиан придавал большое значение развитию речи ребенка с раннего возраста. Изучение языка и музыки, по его мнению, способствует выработке хорошего произношения, улучшает стиль речи, делает ее более выразительной.
Квинтилиан обращал внимание на необходимость правильного речевого окружения ребенка, на своевременное устранение у него дефектов звукопроизношения. Он писал: «...прежде всего надо смотреть, чтобы кормилицы не имели дурного выговора или испорченного наречия... Хотя более всего надлежит уважать в них нравственность, однако нужно, чтобы они и говорили чисто. Дитя слышит свою кормилицу прежде всех, и по ее речам свои слова произносить старается... Итак, надобно смотреть, чтоб дитя, в нежном возрасте, не приучался к такому выговору или наречию, от которого отучать после будет нужно»14.
В другом месте мы читаем, что необходимо, «во-первых, исправлять недостатки в произношении, чтоб слова выговаривал ребенок явственно, чтоб каждой букве давал свойственный ей звук. Есть буквы, которые мы или очень слабо, или очень крепко произносим; иные недовольно твердо, и переменяем их на другие, мягчайшие и с ним сродство имеющие; как-то: вместо буквы р (р), которую и Демосфен с трудом произносил, слышится у нас X (л), как в латинском, так и в греческом языке; также с (к) и t (т) умягченно превращаются в g (г) и d (д). Равно не должен учитель терпеть, чтобы буква s (с) часто и с некоторым жеманством была слышима; наблюдать, чтоб слова выговариваемы были не гортанью и в пустоте рта отзывались... Еще должен он стараться, чтоб дети договаривали последние слоги...»15.
Приводимые выше высказывания Квинтилиана затрагивают целый ряд вопросов, имеющих непосредственное отношение к логопедии. Читая Квинтилиана, следует обратить внимание на то, что в слово «произношение» он вкладывал несколько иной, более широкий смысл, чем сейчас принято под этим термином понимать. Если сейчас мы называем произношением чисто фонетическую сторону речи, способность правильного произношения звуков, то Квинтилиан под этим термином имел в виду и выговор, и голос. (Как он сам писал об этом: «произношение состоит из двух частей: голоса и движения»).
Таким образом, Марк Фабий Квинтилиан в своих педагогических сочинениях выступал сторонником общественного воспитания детей с раннего возраста, последовательного и доступного обучения детей. Важными являются его указания на то, что почти все дети от природы достаточно сообразительны и нуждаются только в воспитании, что обучению и воспитанию поддаются все дети без исключения Квинтилиан также сторонник раннего развития речи у детей. При этом он указывал, что изучение языка и занятия музыкой способствуют у них хорошему произношению, стилю речи и ее выразительности. Рекомендовал следить в процессе воспитания детей за их ясным, правильным звукопроизношением; указывал на значение речевого окружения для формирования правильной речи у ребенка; говорил о некоторых возможных дефектах фонетической стороны речи у ребенка и дал практические советы для их предупреждения и устранения.
Афоризмы Квинтилиана: «Письменные упражнения шлифуют речь, а упражнения в речах оживляют письменный стиль». «Учиться никогда не поздно». «В языке нянек не должно быть погрешностей». «Сила духа и страсть делают людей красноречивыми». «Практика без теории ценнее, чем теория без практики». «Не для того я живу, чтобы есть, а ем для того, чтобы жить». «Слишком старательные поиски слов часто портят всю речь». «Лучшие слова — это те, которые являются сами собой; они кажутся подсказанными самой правдой».
- История логопедии
- Первые сведения о речевых расстройствах
- И приемах их преодоления (медицинские истоки)
- Древний Восток
- Религиозные мифы и сказания
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Древняя греция и рим
- Демокрит
- Геродот
- Гиппократ
- Аристотель
- Плутарх
- Демосфен
- Авл Корнелий Цельс
- Клавдий Гален
- Марк Фабий Квинтилиан
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Ближний и средний восток. V—XIII вв. (Византия, Арабские халифаты, Средняя Азия)
- Авиценна
- Западная европа. V-XVI вв.
- Франсуа Рабле
- Задания для самостоятельной работы
- Русь. IX-XVI вв.
- Обозначение дефектов речи
- Пословицы и поговорки в речи
- Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения
- Элементы народной медицины в приемах устранения речевых расстройств
- Социальное положение «убогих» на Руси
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Древнейшие медицинские писатели о болезнях речи
- Раздел 2 накопление лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей (педагогические истоки) Западная европа. XVII - середина XIX вв.
- 4 Этапа образования – до 24 лет.
- 2. Народная школа родного языка – от 7 до 12 лет;
- 3. Школа латинская или гимназия – до 18 лет;
- 3 Ступени для рационального занятия языками:
- Жан Жак Руссо
- Задания для самостоятельной работы
- Россия. XVIII - середина XIX вв.
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Александр Николаевич Радищев
- Владимир Федорович Одоевский (1804 - 1869)
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников зарубежной и отечественной педагогики
- Значение языка для человека и общества
- Развитие языка
- Речь детей как объект изучения и воспитания
- Роль речи в развитии ребенка
- Последовательность формирования детской речи
- Составные компоненты устной речи
- Звуки речи
- Выразительные средства звучащей речи
- Темп речи
- Роль упражнений в воспитании правильной речи у детей
- Задания для самостоятельной работы
- Литература