73. Здоровый образ жизни: определение. Условия, определяющие образ жизни. Гиподинамия как гигиеническая и социальная проблема. Роль физической культуры в решении проблемы гиподинамии.
Здоровый образ жизни
ОБРАЗ ЖИЗНИ - совокупность всех категорий жизни и поведения, обеспечивающая взаимодействие окружающей среды и организма, индивидуальное и общественное здоровье.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – совокупность мер личности и государства, способствующая сохранению и укреплению здоровья человека (людей) на всех этапах жизни
Условия, определяющие образ жизни
Внешние:
уровень урбанизации,
экологические проблемы,
менталитет, образ мысли, система ценностей в обществе,
социально-экономический уровня индивидуума и общества,
меры государственной политики и политики управления на уровне регионов
Внутренние
наличие знаний основ медицины и гигиены
реализация этих знаний в повседневной жизни, которая зависит от мотивации, уровня образования и интеллекта, системы ценностей личности
Элементы здорового образа жизни:
Качество окружающей среды
Питание
Качество жилья
Вредные привычки
Двигательный режим, физическая культура
Гигиена пола и отношений
Предметы обихода
Режим труда и отдыха
Личная гигиена
ГИПОДИНАМИЯ (ГИПОКИНЕЗИЯ)– уменьшение мышечных усилий, направленных на поддержание позы человека и перемещение в пространстве, недостаток движений, невосполнение потребности организма в движении. Медико-социальная проблема гиподинамии чрезвычайно актуальна для современного человека.
Решение многих проблем, актуальных для населения раньше упростилось путем, в частности благоустройства жилищ – централизованного водоснабжения, канализации, отопления, доступности общественного транспорта, обеспечения зданий лифтами и т.д. Все это привело к тому, что необходимость по многих движениях отпала.
При гиподинамии идет замедление процессов роста и развития детей, развивается избыточный вес, снижаются функциональные возможности и резервы организма, ухудшается работоспособность, понижается эффективность деятельности; повышается восприимчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды, а также устойчивость к эмоциональным стрессам – пониженное настроение; наблюдается рост заболеваемости, снижение неспецифической резистентности, ухудшение здоровья; снижается социальная активность людей.
Основной мерой профилактики гиподинамии является рациональный двигательный режим, физическая культура.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – часть общей культуры общества, включающая систему физического воспитания, совокупность научных, методических знаний и материальных средств, необходимых для занятий, а также достижений в области физической подготовленности народа.
Физическая культура играет огромную роль в мобилизации адаптивных возможностей человеческого организма в условиях современных урбано- и агроценозов, в экстремальных ситуациях.
Формы увеличения двигательной активности
режим дня с высоким удельным весом разных форм движения
прогулки на открытом воздухе
активный образ жизни – ходьба пешком, в т.ч. подъем на этажи,
утренняя зарядка,
занятия физкультурой и спортом для взрослых, уроки для школьников, танцы и национальные игры в школьном расписании
активный отдых – туризм, отдых на воде.
- 46. Акклиматизация как социально-биологический процесс приспособления человека к новым климато-географическим условиям. Гигиенические аспекты акклиматизации.
- 47. Гигиеническая характеристика климатических условий Крайнего Севера. Нарушения здоровья в условиях холодного климата. Акклиматизация к условиям холодного климата, требования к одежде.
- 48. Гигиеническая характеристика жаркого климата. Акклиматизация к условиям жаркого климата,
- 49. Вода как фактор окружающей среды, ее физиологическое, хозяйственное и лечебно-
- 50. Гигиеническая оценка состава и свойств воды, основные группы показателей. Органолептиче-
- 51. Химический (солевой) состав воды. Эндемические заболевания и биогеохимические провинции.
- 52. Гигиенические требования к воде. Показатели качества воды. Нормативные документы.
- 53. Виды водоисточников, их гигиеническая характеристика.
- 54. Загрязнение водоисточников, его основные факторы. Самоочищение. Санитарная охрана. Мето-
- 55. Почва как фактор окружающей среды. Почвообразующие факторы, состав и свойства почвы.
- 56. Гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы, ее органических и минеральных веществ,
- 57. Питание как фактор укрепления здоровья населения и здорового образа жизни. Адекватность пи-
- 58. Основные определения и понятия гигиены питания (рациональное питание, сбалансированное
- 59. Рациональное и сбалансированное питание, его принципы, значение в жизнедеятельности чело-
- 60. Основные макро- и микронутриенты: значение для организма, продукты-источники.
- 61. Режим питания. Гигиеническая оценка способов кулинарной обработки пищи и консервирования
- 62. Понятие о безвредности и безопасности продуктов питания. Классификация продуктов по проис-
- 63. Пищевые отравления – определение, классификация, причины и условия возникновения. Расследование пищевых отравлений. Основные направления профилактики.
- 64. Гигиена труда, основные определения и понятия (гигиена труда, условия труда, профессиональ-
- 65. Биологические и социальные аспекты труда. Влияние неблагоприятных условий труда на рабо-
- 66. Физиология труда. Факторы, определяющие работоспособность человека. Физиология труда
- 67. Система оздоровительных мер на производстве.
- 68. Радиационная гигиена, основные определения и понятия (мощность дозы, загрязнение радиоак-
- 69. Условия жизни в населенных местах как основа формирования здоровья и образа жизни.
- 70. Городское поселение. Гигиенические проблемы крупных городов: изменение окружающей среды. Экологическая ситуация мегаполисов. Заболеваемость и смертность населения в городах.
- 73. Здоровый образ жизни: определение. Условия, определяющие образ жизни. Гиподинамия как гигиеническая и социальная проблема. Роль физической культуры в решении проблемы гиподинамии.
- 74. Личная гигиена: определение, значение для здоровья. Уход за кожей, за зубами. Вредные привычки, их влияние на здоровье.
- 76. Гигиеническое воспитание: определение, юридические основы, методы проведения. Методы