Курация и разбор больных детей с различными формами пиелонефрита
Цель занятия: ознакомиться с этиологией, патогенезом, клиникой, особенностями течения, диагностикой, лечением и профилактикой пиелонефрита у детей.
I. Основные вопросы для самостоятельного изучения.
1. Этиология и факторы, способствующие развитию пиелонефрита у детей. 2. Патогенез первичного и вторичного пиелонефрита. 3. Классификация пиелонефрита в детском возрасте. 4. Морфологические изменения при пиелонефрите. 5. Особенности клиники и течения первичного и вторичного пиелонефрита в детском возрасте. 6. Хроническая почечная недостаточность как следствие хронического пиелонефрита. 7. Методы диагностики пиелонефрита (лабораторные функциональные методы исследования, рентгеноурографические, методы радиоизотопной ренографии и скеннирование почек). 8. Дифференциальный диагноз пиелонефрита и инфекции мочевыводящих путей. 9. Современные принципы лечения острого и хронического пиелонефрита (этапность, этиопатогенетическая терапия, фототерапия, санаторно-курортное лечение). 10. Профилактика пиелонефрита в детском возрасте.
II. Самостоятельная работа студента в клинике.
Работа у постели больного: 1. Сбор анамнеза: а) подъем температуры, дизурические расстройства, боли в животе, пояснице, мутная моча, вялость, снижение аппетита, бледность. Уточняется связь заболевания с предшествующей интеркуррентной инфекцией или другим провоцирующим фактором; б) анамнез жизни собирается по схеме кафедры (ранее перенесенные заболевания, наличие очагов хронической инфекции, состояние здоровья матери до и в период беременности; особенности периода новорожденности, грудного периода, наследственная предрасположенность). 2. Объективное исследование: общее состояние, характерное изменение цвета кожных покровов, тени под глазами, пастозность верхних век. Состояние носоглотки, верхних дыхательных путей, легких, сердечно-сосудистой системы. При пальпации живота определить место болезненности; при бимануальной пальпации почек (в вертикальном и горизонтальном положении) определить расположение и размер почек. Положительный симптом Пастернацкого; у девочек – наличие, характер и степень влагалищных выделений. При обследовании детей младшего возраста обращать внимание на наличие признаков дегидратации, наличие менингеальных симптомов; характер температуры, мочи, стула. 3. Проанализировать результаты дополнительных исследований: а) анализ крови, б) анализ мочи (преобладание лейкоцитов, бактериурия), в) биохимические показатели крови, г) посевы мочи, д) проба Нечипоренко, Каковского – Аддиса, Амбурже, е) определение активных лейкоцитов, ж) определение степени бактериурии (с ТТХ или другим методом подсчета), з) функциональные исследования почек (диурез, проба Зимницкого, Реберга – Тареева, проба с феноловым красным и др.) и) рентгеноурографическое исследование, к) ренография, л) глазное дно, м) ЭКГ, ФКГ. 4. Обосновать и сформулировать развернутый диагноз пиелонефрита. 5. Выявить и представить особенности этиопатогенеза заболевания у курируемого больного. 6. Назначить комплексное этиопатогенетическое лечение с учетом формы – первичный или вторичный, течения – острый или хронический, периода заболевания и степени нарушений функции почек, а также индивидуальных особенностей течения заболевания и сопутствующей патологии. Режим, диета, антибактериальная терапия (с учетом антибиотикограммы): антибиотики, препараты нитрофуранового ряда, 5-НОК, сульфаниламиды и др., их дозировка, длительность применения, показания для отмены или замены одного препарата другим. Использование фитотерапии, десенсибилизирующих средств, витаминотерапия, по показаниям дезинтоксикационная терапия, физиотерапия, симптоматические средства. Показания к хирургическому лечению, санация очагов инфекции. 7. Эпикриз и рекомендации по дальнейшему амбулаторному наблюдению.
- Методические рекомендации по педиатрии для самостоятельной работы студентов лечебного факультета
- Методические рекомендации по педиатрии для самостоятельной работы студентов на лечебном факультете
- (Продолжительность каждого занятия – 4 часа)
- Знакомство с работой детской соматической больницы.
- Физическое развитие детей
- Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Психомоторное развитие здорового ребенка. Семиотика поражений нервной системы в детском возрасте
- Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфатической и костно-мышечной систем. Методика исследования. Семиотика поражений этих систем
- Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей.
- Естественное вскармливание
- Смешанное и искусственное вскармливание.
- Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих путей. Методы исследования. Семиотика поражений.
- Острые распираторновирусные инфекции, острый ларинготрахеит и острый бронхит у детей
- Курация и разбор больных детей с различными формами острой пневмонии
- Курация и разбор больных детей с хроническими неспецифическими заболеваниями легких
- Курация и разбор больных детей с респираторными аллергозами и бронхиальной астмой
- Курация и разбор больных с врожденными пороками сердца у детей
- Курация и разбор больных с приобретенными заболеваниями сердечно-сосудистой системы
- Анемии у детей раннего и старшего возраста
- Геморрагические диатезы и геморрагические заболевания у детей
- Курация и разбор больных детей с различными формами гломерулонефрита
- Курация и разбор больных детей с различными формами пиелонефрита
- Общая организационная структура детской инфекционной больницы,
- Отделений различного профиля.
- Острые желудочно-кишечные инфекции (оки)
- У детей (разбор больных с дизентерией, колиинфекцией, сальмонеллезом)
- Разбор больных корью
- Разбор больных Краснухой, эпидемическим паротитом и ветряной оспой
- Разбор больных коклюшем
- Разбор больных скарлатиной и инфекционным мононуклеозом .
- Разбор больных дифтерией.
- Вирусные гепатиты
- Курация и разбор больных с неотложными состояниями у детей
- 2. Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки, лимфатической и костно-мышечной систем. Методика исследования. Семиотика поражений этих систем
- 3. Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- 4. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Методика исследования. Семиотика поражений.
- 5. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у детей. Методика исследования. Семиотика поражений
- 6. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Методы исследования. Семиотика основных поражений. Пилороспазм и пилоростеноз. Естественное вскармливание
- 7. Смешанное и искусственное вскармливание.
- 8. Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих путей. Методы исследования. Семиотика поражений.
- 9. Острые распираторновирусные инфекции, острый ларинготрахеит
- 11. Респираторные аллергозы и бронхиальная астма.
- 12. Врожденные пороки сердца у детей.
- 13. Ревматизм и неревматические кардиты.
- 14. Анемии у детей раннего и старшего возраста
- 15. Геморрагические диатезы и геморрагические заболевания у детей
- 16. Острый постстрептококковый гломерулонефрит у детей.
- 17. Пиелонефриты у детей.
- 18. Неотложные состояния у детей
- 19. Острые кишечные инфекции (оки) у детей
- 20. Корь, краснуха, ветряная оспа.
- 21. Коклюш
- 22. Скарлатина и инфекционный мононуклеоз.
- 23. Дифтерия.
- 24. Вирусные гепатиты