10.Истерия. Факторы, способствующие возникновению невроза. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
Истерия – сложный невроз, проявляющийся в специфических эмоционально-аффективных и соматовегетативных клинических феноменах.
Основу невроза составляют особенности развития личности, особенности поведения, зависящие от повышенной эмоциональности и внушаемости. Это следствие нервно-психических перенапряжений и конфликтов. Факторы риска- физическое перенапряжение, соматические болезни, травмы, неблагополучие в семье, профессиональная неудовлетворенность, злоупотребление алкоголем, бесконтрольное применение транквилизаторов и снотворных.
Симптомы. Дрожание головы, при отвлечении внимания оно уменьшается, при волнении - усиливается. Развиваются нарушения речи, икота, рвота, спазм мышц глотки и пищевода. Нелепое, ребячливое поведение, не соответствующее возрасту, проявляющееся детскими манерами, жестами, шалостями. Истерический припадок - внезапный приступ сложных выразительных движений: больные стучат ногами, рвут на себе одежду, волосы, катаются по полу, выгибаются всем телом, опираясь на затылок и пятки, плачут, рыдают… Больные медленно опускаются на виду у всех. Припадок затягивается, если вокруг много народа, но может резко прекратиться под влиянием внешнего раздражения (боль, холодная вода и т.д.). Сопровождается помрачением сознания и воспоминания о нем отрывочны.
Лечение. Больные нуждаются в помощи врача-психиатра. Каждый случай требует тщательного дифференциально-диагностического анализа. Со стороны близких требуется спокойное отношение к больному, без излишней тревоги и беспокойства, отрицание болезни может ухудшить состояние пациента. Обычно используется комплексная терапия с воздействием на все уровни вегетативной и соматической иннервации. Можно лечить амбулаторно. Однако тяжелые формы заболевания требуют направления в стационар.
Профилактика. Создание условий, уменьшающих возможность травматизации психики, правильное воспитание, удовлетворительные условия в быту и на работе.
11.Основные понятия микробиологии, эпидемиологии: возбудители инфекционных заболеваний, механизмы заражения и пути передачи, источник заражения. Эпидемический процесс, его звенья и их характеристика. Эпидемия, пандемия, спорадическая заболеваемость.
Возбудители инфекционных заболеваний:
-
цитомегаловирус, вызывают внутриутробную инфекцию плода
-
гемолитический стрептококк группы А, вызывает фарингиты, острые средние отиты и синуситы, рожистое воспаление, эндокардит и стрептодермию
-
кандида альбиканс, вызывает грибковую ангину
-
хламидия пневмония, своевременное выявление возбудителя
-
микоплазма пневмония, возбудитель ОРЗ
-
листерия моноцитогенес, инфекционное заболевание, протекающее с поражением ЦНС
-
хеликобактер, диагностика гастритов и язвенной болезни, пародонтитов.
-
легионелла пневмония
-
микобактерия туберкулеза, метод выявления микобактерий туберкулеза
-
коринебактерия дифтерии, быстрая и точная диагностика дифтерии
-
хламидия трахоматис, внутриклеточный паразит
-
микоплазма гениталиум, патогенный микроорганизм
-
уреаплазма, вызывает цистит, образование инфекционных камней в почках.
-
нейссерия гонорея, возбудитель гонореи
-
трихомонада вагиналис, трихомонады.
-
гарднерелла вагиналис проявление дисбиоза влагалищного биотопа
-
бактериальный вагиноз.
Три фазы перехода возбудителя из одного организма в другой:
1) выделение возбудителя из организма в окружающую среду;
2) нахождение возбудителя во внешней среде;
3) проникновение инфекции в новый организм.
В зависимости от первичного нахождения возбудителя в организме человека различают четыре механизма передачи инфекции:
1) воздушно–капельный- один из самых распространенных и быстрых способов передачи инфекционных болезней. Таким путем могут передаваться заболевания, вызываемые как вирусами, так и бактериями.
2) фекально–оральный (пищевой)- реализуется при передаче кишечных инфекций, вызываемых как вирусами, так и бактериями. Факторами передачи являются пищевые продукты, грязные руки, зараженная вода, мухи, бытовые предметы.
3) кровяной механизм- фактор распространения- инфицированная кровь.
4) контактно–бытовой- осуществляется либо при непосредственном контакте, либо через зараженные предметы окружающей обстановки.
Эпидемический процесс- процесс передачи заразного начала от источника инфекции к восприимчивому организму. 3 звена:
-Источник инфекции, выделяющий возбудителя во внешнюю среду.(человек, животные)
-Факторы передачи возбудителя(воздух, вода, продукты, предметы, членистоногие, био.жидкости).
-Восприимчивый организм, т.е. человек, не имеющий иммунитета против данной инфекции.
Эпидемия- массовая заболеваемость населения, за короткое время распространяющаяся на обширной территории, охватывающей город, район, область и ряд других государств. Число заболевших исчисляется десятками и сотнями тысяч.
Пандемия- глобальное распространение эпидемической заболеваемости. Охвачены обширные территории различных государств многих континентов земного шара.
Спорадическая заболеваемость- возникают единичные, не связанные между собой случаи инфекционных заболеваний, не распространены среди населения.
- 1.Определение здоровья человека. Современные концепции категории здоровья. Понятие о промежуточных состояниях, болезни.
- 2.Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье. Изменение здоровья детей во время обучения в школе. Факторы риска.
- 4.Здоровье человека и окружающая среда
- 5.Понятие о популяционном здоровье, критерии оценки. Общая характеристика состояния здоровья населения рф и Тульской области. Роль учителя в сохранении здоровья детей и подростков.
- 6.Понятие и определение зож. Основные принципы формирования зож. Роль учителя в формировании зож у школьников.
- 7.Понятие о стрессе. Виды стресса. Общий адаптационный синдром. Методы профилактики и реабилитации стрессовых состояний у взрослых и детей.
- 8.Неврастения. Факторы, способствующие возникновению невроза. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 9.Невроз навязчивых состояний. Факторы, способствующие возникновению неврозов. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 10.Истерия. Факторы, способствующие возникновению невроза. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 12.Понятие об инфекционных заболеваниях. Классификация. Инфекционный процесс: характеристика, периоды течения инфекционного заболевания. Понятие о симптомокомплексе.
- 13. Иммунитет. Виды, классификация иммунитета. Факторы, оказывающие влияние на иммунитет.
- 14. Понятие об иммунопрепаратах. Виды, показания к применению. Профилактические прививки. Роль учителя в повышении невосприимчивости к инфекционным заболеваниям.
- 15. Понятие о противоэпидемических мероприятиях: дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Виды, методы и способы. Особенности применения в зависимости от конкретных условий.
- 16.Болезни, передающиеся половым путем- общая характеристика. Факторы и группы риска заражения. Основные пути заражения. Принципы лечения и профилактики.
- 17.Сифилис. Основные пути передачи. Стадии и особенности течения. Основные принципы лечения и меры профилактики.
- 18.Гонорея. Основные пути заражения. Особенности течения острой хронической гонореи. Принципы лечения. Меры профилактики.
- 19.Вирус иммунодефицита человека- возбудитель опасного инфекционного заболевания. Гипотезы проявления вич. Воздействие на организм человека. Факторы и группы риска заражения вич-инфекцией.
- 21. Социальные болезни. Туберкулез. Факторы, способствующие возникновению и распространению заболевания. Основные симптомы. Принципы лечения и профилактики.
- 22.Основные группы инфекционных заболеваний. Факторы риска их развития. Принципы профилактики среди детей и подростков.
- 23.Корь. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 24. Ветряная оспа. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактики.
- 25. Скарлатина. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 26.Коклюш. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 27.Дифтерия. Общая характеристика, формы заболевания. Пути передачи, Основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 28.Дизентерия. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Меры профилактики.
- 29.Сальмонеллез. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения, профилактика.
- 30.Гепатит а. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактика.
- 31. Гепатит в. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения, специфическая и не специфическая профилактика.
- 32.Ботулизм. Характеристика, способы заражения, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактики.
- 33. Аскаридоз у детей. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Традиционные и нетрадиционные методы лечения и профилактики.
- 34. Энтеробиоз. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Традиционные и не традиционные методы лечения профилактики.
- 35. Чесотка. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Лечение профилактика.
- 36.Педикулез, виды, пути и факторы риска заражения. Основные симптомы, принципы лечения и профилактики.
- 37. Грибковые заболевания. Классификация. Источник и пути заражения. Общая характеристика, основные симптомы. Принципы лечения. Профилактика.
- 38. Понятие о репродуктивном здоровье человека. Основные категории: пол, секс, половая функция. Факторы оказывающие влияние на репродуктивное здоровье человека.
- 39. Медико-педагогические аспекты полового воспитания и просвещение детей дошкольного и школьного возраста. Этапы формирования и развития половой культуры подрастающего поколения.
- 40. Понятие о контрацепции, ее сущность, цель и задачи. Виды, механизмы действия. Роль школы в вопросах сохранения здоровья и планирования семьи.
- 41. Гормональная контрацепция. Механизмы действия. Показания и противопоказания к применению. Достоинства и недостатки метода.
- 42. Механические методы контрацепции. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 43. Химическая методы контрацепции. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 44. Физиологическая контрацепция. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 45.Аборт,сущность,виды. Медико-социальные проблемы абортов. Роль учителя в профилактике в молодёжной среде.
- 47.Влияние алкоголя на организм. Характеристика алкогольного опьянения. Особенности алкоголизации молодёжи. Роль школы в профилактике алкоголизма.
- 49. Алкоголизм - хроническое заболевание. Стадии,признаки,характер течения.Принципы лечения.Профилактика алкоголизма в современном российском обществе.
- 50.Табакокурение-вредная привычка. Факторы, способствующие ее возникновению и распространению в дошкольном и школьном возрасте. Вредные компоненты табачного дыма и их влияние на организм.
- 52.Психофизиологические особенности формирования наркотической зависимости. Основные группы наркотических веществ, их влияние на организм.
- 53.Наркомания-хроническое заболевание. Факторы, способствующие распространению наркомании среди молодежи. Общая характеристика, стадии и особенности течения. Принципы лечения и профилактики.
- 54.Факторы и особенности возникновения и распространения токсикоманических пристрастий в подростковой среде. Токсикоманические вещества, их влияние на растущий организм.
- 55.Токсикомания-хроническое заболевание, особенности течения. Принципы лечения и профилактики. Роль учителя в профилактике токсикоманической зависимости у детей и подростков.
- 56.Бани и сауны- метод оздоровления организма детей разного возраста. Методики. Показания и противопоказания. Наблюдение за дыханием.
- 57.Массаж и его разновидности. Основные приёмы массажа. Показания и противопоказания.
- 58.Рациональное питание. Лечебное питание, его разновидности. Вегетарианство. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков.