Работа на комплексе biopac. Респираторный цикл
Частота, относительная глубина и регуляция дыхания
Основные понятия:
Эйпноэ – нормальное спокойное дыхание, средняя частота составляет 12-14 циклов в минуту.
Гипервентиляция – частота и глубина дыхания увеличиваются до такого уровня, что лёгкие выводят двуокись углерода из организма быстрее, чем она продуцируется. Ионы водорода удаляются из жидких сред организма, уровень рН возрастает. Это понижает вентиляцию до тех пор, пока не восстановится нормальный уровень содержания двуокиси углерода и ионов водорода. Временная приостановка дыхания после произвольной гипервентиляции называется апноэ.
Гиповентиляция – возникает при неглубоком и/или редком дыхании, когда лёгкие не могут выводить двуокись углерода так быстро, как она образуется. В жидких средах организма усиливается продуцирование угольной кислоты, понижается рН. Это приводит к усилению дыхания до тех пор, пока уровень содержания двуокиси углерода и рН не достигнут нормы.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Зарегистрировать вентиляцию и температурные изменения потока воздуха при различных паттернах дыхания.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, датчик дыхательного усилия, датчик температуры, односторонняя медицинская клейкая лента.
ХОД РАБОТЫ:
Включение и калибровка.
Включите компьютер. Подключите датчик дыхательного усилия к каналу 1 (СН 1), а датчик температуры к каналу 2 (СН 2). Включите блок BIOPAC. Закрепите датчик дыхательного усилия и датчик температуры на испытуемом.
Запустите программу Biopac Student Lab. Выберите урок “L08-Resp-1”.
Калибровка.
Испытуемый должен сидеть в расслабленном состоянии, нормально дыша. Нажмите Calibrate. Подождите 2 секунды, затем 1 цикл глубокого дыхания, затем снова нормальное дыхание. Дождитесь окончания процедуры Калибровки (продлится 8 секунд). Оба канала регистрации должны отражать некоторые колебания. При несоответствии нажмите Redo Calibration (Повторить Калибровку).
Регистрация данных.
Приготовьтесь к регистрации и попросите Испытуемого сесть и расслабиться.
Сегмент 1. Испытуемый должен сидеть в кресле и дышать нормально. Нажмите Record (Запись). Записывайте в течение 15 секунд. Нажмите на Suspend (Приостановить). Если были сбои регистрации, нажмите на Redo (Повторно выполнить).
Сегмент 2. Гипервентиляция. Нажмите Resume (Возобновить). Испытуемый должен дышать через рот учащённо и глубоко 30 секунд. Затем вновь дышать через нос до тех пор, пока не установится нормальный паттерн дыхания. Нажмите на Suspend (Приостановить).
Сегмент 3. Гиповентиляция. Нажмите Resume (Возобновить). Испытуемый должен дышать через рот неглубоко и медленно 30 секунд. Затем вновь дышать через нос до тех пор, пока не установится нормальный паттерн дыхания. Нажмите на Suspend (Приостановить).
Сегмент 4. Кашель, потом чтение вслух. Нажмите Resume (Возобновить). Испытуемый должен кашлянуть один раз, затем читать вслух на протяжении 60 секунд. Нажмите на Suspend (Приостановить).
Нажмите Done (Готово). Для регистрации данных другого испытуемого выбрать опцию – “Record from another subject”.
Анализ данных.
Войдите в режим просмотра сохранённых данных (Review Saved Data) и выберите нужный файл. Обозначение номеров каналов (СН): канал СН 2 отображает поток воздуха; канал СН 40 – дыхание. Установите каналы вычислений следующим образом: СН 40 – ΔТ (время от начала и до конца выделенного участка); СН 40 – ВРМ (частота); СН 40 – р-р (разница между максимальным и минимальным значениями); СН 2 – р-р. Увеличьте масштаб небольшой части данных Сегмента 1 (чтобы было легко измерять интервалы между пиками).
С помощью I-образного курсора выделите участки вдоха, выдоха для 3-х циклов Сегмента 1. Повторите измерения для данных остальных 3-х сегментов. Выделите по три независимых цикла в каждом из четырёх сегментов данных и определите амплитуду дыхания для каждого. Выделите интервал между максимальным вдохом и наибольшим перепадом температур в каждом сегменте данных.
ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ
Дата:
Имя испытуемого - Возраст-
Рост - Вес - Пол: Муж. / Жен.
Эйпноэ (Нормальное дыхание)
Показатель | Цикл 1 | Цикл 2 | Цикл 3 | Средняя |
Продолжительность вдоха (ΔТ) |
|
|
|
|
Продолжительность выдоха (ΔТ) |
|
|
|
|
Общая продолжительность (ΔТ) |
|
|
|
|
Частота дыхания (ВРМ) |
|
|
|
|
Сравнение интенсивности вентиляции.
ΔТ – продолжительность цикла, ВРМ – частота дыхания.
| Гипервентиляция | Гиповентиляция | Кашель | Чтение вслух | ||||
Измерение | ΔТ | ВРМ | ΔТ | ВРМ | ΔТ | ВРМ | ΔТ | ВРМ |
Цикл 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Цикл 2 |
|
|
|
|
|
|
| |
Цикл 3 |
|
|
|
|
|
| ||
Средняя |
|
|
|
|
|
|
Сравнительная глубина дыхания.
р-р [CH 40]
Глубина | Цикл 1 | Цикл 2 | Цикл 3 | Средняя |
Эйпноэ |
|
|
|
|
Гипервентиляция |
|
|
|
|
Гиповентиляция |
|
|
|
|
Кашель |
|
|
Связь глубины дыхания и перепада температур.
Измерение | Эйпноэ | Гипер-вентиляция | Гипо- вентиляция |
Наибольший перепад температур (СН 2 р-р) |
|
|
|
ΔТ между max вдохом и наибольшим перепадом температур |
|
|
|
Вопросы:
1. Во время эйпноэ испытуемый вдыхал сразу после выдоха или была пауза?
2. Есть ли различия в сравнительной глубине дыхания в разных сегментах регистрации?
3. В какой части дыхательного цикла температура:
Самая высокая? ___________________________Самая низкая?___________________________
Почему во время дыхательного цикла меняется температура?
2-е практическое занятие. Транспорт газов кровью.
Транспорт кислорода кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина, её характеристика. Факторы, влияющие на образование и диссоциацию оксигемоглобина. Транспорт углекислого газа кровью. Формы транспорта. Значение карбоангидразы.
Методы исследования – спирометрия, пневмотахометрия, оксигемометрия.
Вопросы программированного контроля по теме занятия.
1. Что такое кислородная ёмкость крови?
2. Какой объём кислорода содержит в покое 1 литр артериальной и венозной крови?
3. Какой процесс отражает кривая диссоциации оксигемоглобина? Число Хюфнера?
4. Какие факторы влияют на образование и диссоциацию оксигемоглобина?
5. При каких значениях парциального давления кислорода наибольшая скорость образования
оксигемоглобина?
6. Чему равен коэффициент утилизации кислорода в покое, при тяжёлой физической нагрузке?
7. Какой показатель определяется с помощью оксигемометрии?
8. Каким состояниям соответствуют термины: гипоксия, гипоксемия, гипокапния, гиперкапния?
9. Где находится карбоангидраза?
10. Что такое эффект Холдейна?
11. Закон Фика?
12. Во сколько раз отличается диффузионная способность для двуокиси углерода в сравнении с
диффузионной способностью для кислорода?
- Пособие для практических занятий по нормальной физиологии
- Физиология возбудимых тканей
- Практическая работа.
- Практические работы.
- 1. Приготовление нервно-мышечного препарата и препарата изолированной икроножной мышцы лягушки.
- 2. Сравнение возбудимости нерва и скелетной мышцы.
- 3. Зависимость амплитуды мышечных сокращений от силы раздражения.
- Практические работы.
- 1. Тетанус и его разновидности.
- Работы на комплексе biopac. Электромиография
- Электромиография 1
- Электромиография II
- Практические работы.
- 1. Регистрация сокращений сердца лягушки по Энгельману.
- 2. Лигатуры Станниуса.
- Практические работы.
- 1. Регистрация сокращений икроножной мышцы лягушки до и после блокады нервно-мышечного синапса.
- 2. Определение скорости проведения возбуждения по двигательному нерву.
- Физиология центральной нервной системы (цнс)
- Практическая работа на комплексе biopac. Время реакции
- Практические работы.
- 1. Исследование сухожильных рефлексов.
- 2. Координационные пробы.
- Работы на комплексе biopac. Электроэнцефалография Типовые частоты и амплитуды ээг
- Электроэнцефалография 1
- Измерения амплитуд ээг
- Частота (Герц) ритмов
- Электроэнцефалография 2
- Практические работы.
- 1. Определение вегетативного индекса Кердо.
- 2. Определение минутного объёма (мо) крови непрямым способом Лилье - Штрандера и Цандера.
- 3. Коэффициент Хильдебранта.
- 4. Проба Даньини-Ашнера (глазосердечный рефлекс).
- 5. Клиностатическая и ортостатическая пробы.
- 6. Пробы Ортнера и Геринга.
- 7. Исследование дермографизма.
- Работы на комплексе biopac. Кожно-гальваническая реакция, полиграфия
- Биологическая обратная связь
- Физиология сенсорных систем (анализаторов)
- Практические работы.
- 1. Исследование остроты зрения.
- 2. Определение границ полей зрения.
- 3. Опыт с разделителем полей зрения.
- 4. Аккомодация глаза.
- 5. Слепое пятно (опыт Мариотта).
- 6. Исследование цветового зрения.
- 7. Исследование бинокулярного зрения и определение ведущего глаза.
- 8. Исследование зрачкового рефлекса у человека.
- Работа на комплексе biopac.
- Практические работы.
- 5. Динамометрия (определение остроты мышечного чувства).
- 6. Исследование тактильной чувствительности (эстезиометрия).
- Физиология высшей нервной деятельности (внд)
- Практические работы.
- 1. Исследование силы и подвижности нервных процессов у человека (исследование переключения внимания).
- 2. Роль динамического стереотипа в поведенческих реакциях человека (Опыт с зеркалом).
- 3. Исследование процессов концентрации внимания по тесту «Перепутанные линии»».
- 4. Исследование индивидуально- психологических свойств личности.
- 5. Определение степени соотношения у человека 1 и 2 сигнальных систем.
- 6. Исследование логического мышления.
- 7. Исследование зависимости характера человека от межполушарных взаимоотношений (тест – шутка).
- Практические работы.
- 1. Организация материала для запоминания (Примеры логической памяти)
- 2. Исследование механической кратковременной памяти
- 3. Определение эмоциональной направленности личности (тест Додонова)
- Физиология крови
- Практические работы.
- 1. Взятие капиллярной крови для исследования.
- 2. Определение гематокритного показателя с помощью центрифуги Шкляра.
- 3. Определение плотности (удельного веса) крови.
- 4. Определение скорости оседания эритроцитов (соэ) методом т.В.Панченкова.
- 5. Гемолиз.
- 6. Определение осмотической устойчивости эритроцитов.
- Практические работы.
- 1. Подсчёт эритроцитов в камере Горяева.
- 2. Определение содержания гемоглобина методом Сали.
- 3. Расчёт цветового показателя.
- 4. Подсчёт лейкоцитов в камере Горяева.
- Практические работы.
- 1. Определение групповой принадлежности крови по системе ав0 перекрёстным методом - стандартных сывороток и стандартных эритроцитов.
- 2. Определение групповой принадлежности крови по системе ав0 методом цоликлонов.
- 3.Определение резус-принадлежности крови методом стандартных цоликлонов.
- 4. Определение индивидуальной совместимости крови донора и реципиента по системе ав0.
- 5. Проведение биологической пробы.
- 6. Определение времени остановки кровотечения.
- 7. Определение времени свертывания крови.
- 8. Определение протромбинового времени.
- 9. Тромбоэластография.
- Физиология кровообращения
- Практические работы на комплексе biopac. Электрокардиограмма (экг) I
- Практическая работа на комплексе biopac. Тоны сердца
- Практическая работа на комплексе biopac. Кровяное давление
- Практическая работа на комплексе biopac. Экг и пульс.
- Физиология дыхания и основной обмен
- Практические работы. Опыт с задержкой дыхания.
- Работа на комплексе biopac. Респираторный цикл
- Практические работы.
- Работы на комплексе biopac. Лёгочная деятельность I
- Лёгочная деятельность II
- Практическая работа на комплексе biopac. Физиология аэробных упражнений
- Практические работы.
- 1. Расчет должного основного обмена по таблицам Гаррис-Бенедикта.
- 2. Определение отклонения от должного основного обмена по формуле Рида.
- 3. Решение задач по расчету основного и рабочего обмена.
- 4. Определение суточных энерготрат хронометражно-табличным способом.
- 5. Оценка состояния обмена веществ и энергии по индексу массы тела человека.
- Физиология пищеварения
- Практические работы.
- 2. Определение скорости слюноотделения.
- 3. Изучение свойств слюны.
- 4. Знакомство с основными принципами метода желудочного зондирования.
- 5. Электрогастрография у человека.
- Практическая работа.