logo search
пособиеПр

7. Исследование зависимости характера человека от межполушарных взаимоотношений (тест – шутка).

Предлагаемый тест можно назвать попыткой «экспресс-анализа» характера, основанной на функциональной асимметрии правого и левого полушарий мозга. Следует оговориться, что результаты тестирования не следует принимать за абсолютную истину. Тесты – лишь повод для того, чтобы всерьез задуматься о сильных и слабых сторонах своего характера, о том, как избавиться от недостатков – лени, нерешительности и т.д.

Тесты

ВЕДУЩАЯ РУКА

ВЕДУЩИЙ ГЛАЗ

ПОЗА НАПОЛЕОНА

АПЛОДИРОВАНИЕ

П Л

П Л

П Л

П Л

«П» – правая реакция на тест. «Л» – левая. Сочетание четырех тестов дает 16 возможных комбинаций. Каждой их них соответствует свой психологический портрет.

2-е практическое занятие. Эмоции, память, сон.

Эмоции, их биологическая роль. Роль эмоций в целенаправленной деятельности человека. Классификация эмоций, их составные части и компоненты. Изменение вегетативных функций при эмоциональном возбуждении. Теории эмоций. Потребностно-информационный подход к изучению эмоций (П.В.Симонов). Роль эмоций в возникновении психо-соматических заболеваний и неврозов. Физиологические основы их профилактики.

Память, её значение в формировании целенаправленного поведения. Механизмы, типы и виды памяти. Роль различных отделов головного мозга в процессах запоминания, хранения и воспроизведения информации.

Сон, его физиологическое значение. Фазы сна. Характеристика электроэнцефалограммы в условиях естественного сна. Взаимоотношение коры больших полушарий, ядер гипоталамуса и ретикулярной формации в механизмах сна и бодрствования. Сновидения, их физиологическое значение.

Вопросы программированного контроля по теме занятия.

1. Какие компоненты эмоций контролируются сознанием?

2. Какой из компонентов эмоции меньше всего контролируется сознанием?

3. Как называется переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе?

4. Как называется отражение мозгом величины потребности и вероятность её удовлетворения?

5. Какие черты характерны для эмоций?

6. Как изменяются эмоции при увеличении информационного дефицита, как при уменьшении

информационного дефицита?

7. Как изменится эмоция при увеличении потребности?

8. Каково значение эмоции в целенаправленной деятельности человека?

9. Какой предположительный механизм оперативной памяти?

10. Какие факторы могут оказать влияние на процессы формирования индивидуальной памяти?

11. Какое образование ЦНС в основном ответственно за перевод краткосрочной памяти в

долгосрочную?

12. К какому типу относится память, при которой элементы запоминания не связаны между собой?

13. Каковы возможные механизмы долговременной памяти?

14. К какому типу относится память, при которой не фиксируется внимание на процессе

запоминания?

15. Что характерно для краткосрочной, а что для долгосрочной памяти?

16. Где хранятся энграммы зрительных образов?

17. Какие области головного мозга принимают участие в хранении приобретённой информации?

18. Как называется память, характеризующаяся продолжительностью хранения информации,

сравнимой с продолжительностью жизни?

19. Какие изменения на ЭЭГ характерны для «медленного», а какие для «быстрого» сна?

20. Что характерно для «медленного» и «быстрого» сна?

21. Какими соматовегетативными проявлениями характеризуется нормальный сон?

22. Какие структуры ЦНС принимают участие в смене сна и бодрствования?