53.Наркомания-хроническое заболевание. Факторы, способствующие распространению наркомании среди молодежи. Общая характеристика, стадии и особенности течения. Принципы лечения и профилактики.
Наркомания-хроническое заболевание.Эти болезни являются хроническими, и в процессе их преодоления, в том числе в рамках реабилитационной работы, в любой момент могут возобновиться проявления патологического влечения к психоактивным веществам (ПАВ) и связанные с ними аффективные и поведенческие расстройства.
Факторы,способствующие распространению наркомании среди моложёжи:
-
влияние образцов поведения взрослых на растущего человека. Ребенок, усвоив их, воспроизводит в своей жизни. Первые представления о наркотиках у него формируются в детстве на основе наблюдения за поведением взрослых, и в первую очередь родителей.
-
информационный фактор. Сегодня мы живем во время так называемой «информационной революции», которая заключается в том, что каким - либо образом управлять информационными потоками, которые получает молодое поколение, практически невозможно, причем вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антинаркотическую профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета.
-
индивидуально – психологический фактор. Каждый человек имеет сильную или слабую волю, умеет управлять или нет своими эмоциями, у кого-то сформированы умения и навыки преодолевать жизненные трудности, у кого-то они отсутствуют.
-
«социальный инфантилизм». Можно наблюдать у молодых людей несформированность жизненных целей и, в целом, отсутствие понимания смысла жизни, неразвитость коммуникативных и адаптивных умений. Присутствие у ребенка данных качеств способствует формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ.
-
На формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических веществ существенное влияние оказывают также потребности ребенка, такие как потребность в общении со сверстниками (быть вместе со всеми, вести себя так, как ведут другие, чувствовать свою общность с другими), исследовательская потребность (узнать, «что это»? любознательность, любопытство, желание попробовать самому), потребность быть взрослым (подражание более старшим сверстникам, более сильным, более известным, особенно кумирам, лидерам.)
Общая характеристика наркоманий:
1.непреодолимое влечение к приему наркотиков (пристрастие к ним);
2.тенденция к повышению количества принимаемого вещества;
3.психическая (психологическая), а иногда и физическая (физиологическая) зависимость от наркотиков.
Стадии наркомании:
1) Синдром изменённой реактивности -- наркоманический синдром, являющийся первым синдромом формирующегося заболевания, включающий изменение формы потребления наркотика, исчезновение защитных реакций при передозировке, изменение толерантности и изменение формы опьянения.
2) Синдром психической зависимости -- наркоманический синдром, появляющийся на определённой стадии развития болезни, включающий психическое (обсессивное) влечение и способность достижения состояния психического комфорта в интоксикации.
3)Синдром физической зависимости, эти три синдрома объединяются в общий наркотический синдром; способность достижения состояния физического комфорта в интоксикации и абстинентный синдром.
Принципы лечения и профилактики:
1.Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотреблении наркотических средств;
2.Формирование у подростков навыка анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.
3.Возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контролем;
4.Влияние на уровень притязаний и самооценку;
5.Свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации;
6.Возможность привлечения специалистов по профилактике.
Помощь в лечении больных наркоманиями (зависимостью от наркотиков) призвана оказывать наркологическая служба. В наркологической службе, как и в психиатрической, главным звеном является наркологический диспансер, обеспечивающий наркологическую помощь на определенной территории: в районе, в городе, в области, в республике.
- 1.Определение здоровья человека. Современные концепции категории здоровья. Понятие о промежуточных состояниях, болезни.
- 2.Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье. Изменение здоровья детей во время обучения в школе. Факторы риска.
- 4.Здоровье человека и окружающая среда
- 5.Понятие о популяционном здоровье, критерии оценки. Общая характеристика состояния здоровья населения рф и Тульской области. Роль учителя в сохранении здоровья детей и подростков.
- 6.Понятие и определение зож. Основные принципы формирования зож. Роль учителя в формировании зож у школьников.
- 7.Понятие о стрессе. Виды стресса. Общий адаптационный синдром. Методы профилактики и реабилитации стрессовых состояний у взрослых и детей.
- 8.Неврастения. Факторы, способствующие возникновению невроза. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 9.Невроз навязчивых состояний. Факторы, способствующие возникновению неврозов. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 10.Истерия. Факторы, способствующие возникновению невроза. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 12.Понятие об инфекционных заболеваниях. Классификация. Инфекционный процесс: характеристика, периоды течения инфекционного заболевания. Понятие о симптомокомплексе.
- 13. Иммунитет. Виды, классификация иммунитета. Факторы, оказывающие влияние на иммунитет.
- 14. Понятие об иммунопрепаратах. Виды, показания к применению. Профилактические прививки. Роль учителя в повышении невосприимчивости к инфекционным заболеваниям.
- 15. Понятие о противоэпидемических мероприятиях: дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Виды, методы и способы. Особенности применения в зависимости от конкретных условий.
- 16.Болезни, передающиеся половым путем- общая характеристика. Факторы и группы риска заражения. Основные пути заражения. Принципы лечения и профилактики.
- 17.Сифилис. Основные пути передачи. Стадии и особенности течения. Основные принципы лечения и меры профилактики.
- 18.Гонорея. Основные пути заражения. Особенности течения острой хронической гонореи. Принципы лечения. Меры профилактики.
- 19.Вирус иммунодефицита человека- возбудитель опасного инфекционного заболевания. Гипотезы проявления вич. Воздействие на организм человека. Факторы и группы риска заражения вич-инфекцией.
- 21. Социальные болезни. Туберкулез. Факторы, способствующие возникновению и распространению заболевания. Основные симптомы. Принципы лечения и профилактики.
- 22.Основные группы инфекционных заболеваний. Факторы риска их развития. Принципы профилактики среди детей и подростков.
- 23.Корь. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 24. Ветряная оспа. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактики.
- 25. Скарлатина. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 26.Коклюш. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 27.Дифтерия. Общая характеристика, формы заболевания. Пути передачи, Основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 28.Дизентерия. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Меры профилактики.
- 29.Сальмонеллез. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения, профилактика.
- 30.Гепатит а. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактика.
- 31. Гепатит в. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения, специфическая и не специфическая профилактика.
- 32.Ботулизм. Характеристика, способы заражения, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактики.
- 33. Аскаридоз у детей. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Традиционные и нетрадиционные методы лечения и профилактики.
- 34. Энтеробиоз. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Традиционные и не традиционные методы лечения профилактики.
- 35. Чесотка. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Лечение профилактика.
- 36.Педикулез, виды, пути и факторы риска заражения. Основные симптомы, принципы лечения и профилактики.
- 37. Грибковые заболевания. Классификация. Источник и пути заражения. Общая характеристика, основные симптомы. Принципы лечения. Профилактика.
- 38. Понятие о репродуктивном здоровье человека. Основные категории: пол, секс, половая функция. Факторы оказывающие влияние на репродуктивное здоровье человека.
- 39. Медико-педагогические аспекты полового воспитания и просвещение детей дошкольного и школьного возраста. Этапы формирования и развития половой культуры подрастающего поколения.
- 40. Понятие о контрацепции, ее сущность, цель и задачи. Виды, механизмы действия. Роль школы в вопросах сохранения здоровья и планирования семьи.
- 41. Гормональная контрацепция. Механизмы действия. Показания и противопоказания к применению. Достоинства и недостатки метода.
- 42. Механические методы контрацепции. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 43. Химическая методы контрацепции. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 44. Физиологическая контрацепция. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 45.Аборт,сущность,виды. Медико-социальные проблемы абортов. Роль учителя в профилактике в молодёжной среде.
- 47.Влияние алкоголя на организм. Характеристика алкогольного опьянения. Особенности алкоголизации молодёжи. Роль школы в профилактике алкоголизма.
- 49. Алкоголизм - хроническое заболевание. Стадии,признаки,характер течения.Принципы лечения.Профилактика алкоголизма в современном российском обществе.
- 50.Табакокурение-вредная привычка. Факторы, способствующие ее возникновению и распространению в дошкольном и школьном возрасте. Вредные компоненты табачного дыма и их влияние на организм.
- 52.Психофизиологические особенности формирования наркотической зависимости. Основные группы наркотических веществ, их влияние на организм.
- 53.Наркомания-хроническое заболевание. Факторы, способствующие распространению наркомании среди молодежи. Общая характеристика, стадии и особенности течения. Принципы лечения и профилактики.
- 54.Факторы и особенности возникновения и распространения токсикоманических пристрастий в подростковой среде. Токсикоманические вещества, их влияние на растущий организм.
- 55.Токсикомания-хроническое заболевание, особенности течения. Принципы лечения и профилактики. Роль учителя в профилактике токсикоманической зависимости у детей и подростков.
- 56.Бани и сауны- метод оздоровления организма детей разного возраста. Методики. Показания и противопоказания. Наблюдение за дыханием.
- 57.Массаж и его разновидности. Основные приёмы массажа. Показания и противопоказания.
- 58.Рациональное питание. Лечебное питание, его разновидности. Вегетарианство. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков.