logo search
OMZ_iZOZh

55.Токсикомания-хроническое заболевание, особенности течения. Принципы лечения и профилактики. Роль учителя в профилактике токсикоманической зависимости у детей и подростков.

Токсикомания — хроническое наркологическое заболевание, возникшее в результате систематического потребления и привыкания к психоактивным препаратам — лекарственным средствам, химическим и растительным веществам. Количество лиц, больных токсикоманией, весьма значительно. Нередко токсикомания развивается у лиц с психическими расстройствами, длительное время получающими психотропные препараты. Психическая зависимость проявляется в болезненном стремлении больного к периодическому либо непрерывному получению препарата с целью проявления определенных ощущений или снятия психологического дискомфорта. Больной использует все средства в “поиске” возможности получить препарат или одурманивающее средство.

Физическая зависимость означает перестройку всей функциональной деятельности организма больного в ответ на постоянное употребление психоактивных препаратов. В случаях прекращения получения организмом данного препарата возникают психические и физиологические нарушения деятельности организма, что является синдромом абстиненции.

Принципы лечения и профилактики:

Лечение больных токсикоманией проводится как в стационарных, так и в амбулаторных условиях, осуществляется в несколько этапов:

— снятие явлений интоксикации и купирование абстинентных проявлений;

— восстановление нарушенных соматических функций;

— нормализация психического состояния;

— целенаправленная терапия с целью подавления симптомов психической зависимости, воспитательная терапия, реабилитационная терапия.

Методы профилактики:

1.Методы осуществляются воздействием средств массовой информации, программ детско-подростковой и молодежной активности

2. Медико- психологические - цель преодоление социально- психологического стресса, адекватной психологической адаптации к требованиям социальной среды. Методы осуществляются развитием личностных ресурсов, формирование социальной и персональной компетентности, формирование функциональной семьи.

Проведение мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения курения в детском и подростковом возрасте, является важной частью формирования здорового образа жизни подрастающего поколения и здоровья нации в целом. Однако проводимые в настоящее время профилактические мероприятия не являются систематическими и научно обоснованными. Даже если школа располагает специалистами (учителями, школьными психологами, социальными работниками, врачами, волонтерами из числа родителей и т.д.), которые готовы взять на себя задачу проведения профилактики, нет общей информационной базы, которая позволила бы выбрать правильное направление работы со школьниками.