52.Психофизиологические особенности формирования наркотической зависимости. Основные группы наркотических веществ, их влияние на организм.
Формирование химической зависимости и последующее влечение к наркотикам представляют собой циклически повторяющиеся эмоциональные состояния, инстинктивное желание и поведение. Необходимость в потреблении опийных наркотиков доходит до состояния, когда потребность переходит на инстинктивный уровень.
Период начала употребления психоактивных веществ является ключевым моментом в формировании наркотической зависимости. Нужно отметить, что этот этап постепенно сдвигается к все более раннему возрасту, когда личность ребенка еще не сформирована, неустойчива, очень чувствительна к влиянию внешних факторов, т.е. постоянно действующих условий.
Существует разделение наркотиков на следующие группы (учитывая
распространённость тех или иных веществ в России в конце ХХ – начале ХХI
века):
1.Производные конопли (наркотики, изготовленные из конопли). Признаки опьянения препаратами конопли во многом зависят от дозы,
количества принятого наркотика. Обычно опьянение небольшими и средними
дозами характеризуется расширением зрачков, сухостью во рту, покраснением
лица, губ и склер глаз. В этом состоянии опьянённые подвижны, динамичны.
Много смеются. Решения принимают легко и бездумно. Речь часто ускоренная,
многословная, торопливая и нечеткая. Коноплю и её производные часто
называют групповым наркотиком потому, что настроение опьянённого
утрированно повторяет настроение окружающих его. Если всем вокруг весело,
он смеется. Если грустно – плачет.
2.Опиатные наркотики (наркотики, изготовленные из мака или действующие
сходным образом).(Морфин,кодеин,героин,метадон) Узнать человека, находящегося под воздействием опиатов, можно по
следующим признакам:
Необычная сонливость в самое неподходящее время.
Если оставить опьяневшего в покое, он начинает засыпать в любой позе и
клевать носом, периодически просыпаясь. Если его окликнуть, он сразу
включается в разговор, как будто и не спал.
При этом у него замедленная речь, слова он растягивает, начинает
говорить о теме, которую уже давно обсудили и забыли, несколько раз может
рассказать одно и то же. Но может быть оживлённым, остроумным, легким в
общении.
Зрачок в это время (крайне важный признак) необычно узкий и совершенно
не расширяется в темноте, поэтому при сумеречном освещении острота зрения
заметно снижается. Кожа бледная, сухая и теплая.
Болевая чувствительность снижена, и он может обжечься о сигарету или
горячую сковородку, не почувствовав боли.
3.Психостимуляторы (такие как кокаин, эфедрон, фетамин). Психостимуляторы – довольно разнородная группа веществ с одним
объединительным признаком: в результате их употребления ускоряется темп
мышления (при этом суждения становятся легковесными). Часть препаратов этой
группы имеет также способность искажать восприятие окружающего, поэтому
близко граничит с галлюциногенами.
4.Галлюциногены (синтетические – ЛСД и природного происхождения – из
грибов). Зачастую они не вызывают галлюцинаций, а искажают самоощущение наркомана. Помимо основного эффекта
галлюциногенов искажения восприятия окружающего мира и самоощущения –
практически все они вызывают сдвиг настроения в сторону улучшения (иначе их
бы никто не принимал). Например, они способны вызвать иллюзию
необыкновенной легкости и умения летать, что, конечно, было бы приятным.
5.Снотворно-седативные препараты («седативные» - значит
успокаивающие). Острая передозировка снотворно-седативных препаратов напрямую
вызывает угнетение дыхательного центра и коматозное состояние, которое
может привести к смерти. Злоупотребление этим видом наркотиков приводит к
специфическому поражению головного мозга (энцефалопатии), которое
клинически сходно с эпилепсией. Все врачи-психоневрологи знают, что
зависимые от снотворных – самые грубые, скандальные, раздражительные и
агрессивные пациенты.
6.ЛВНД – летучие вещества наркотического действия (бензин, клей
«Момент» и пр.). При регулярном употреблении ЛВНД 1
раз в неделю развиваются следующие осложнения: гибель клеток печени (некроз
ткани печени), гибель клеток головного мозга и энцефалопатия (необратимое
поражение головного мозга). Поскольку ЛВНД в основном применяют малолетние,
очень заметно отставание их в развитии по сравнению со сверстниками.
- 1.Определение здоровья человека. Современные концепции категории здоровья. Понятие о промежуточных состояниях, болезни.
- 2.Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье. Изменение здоровья детей во время обучения в школе. Факторы риска.
- 4.Здоровье человека и окружающая среда
- 5.Понятие о популяционном здоровье, критерии оценки. Общая характеристика состояния здоровья населения рф и Тульской области. Роль учителя в сохранении здоровья детей и подростков.
- 6.Понятие и определение зож. Основные принципы формирования зож. Роль учителя в формировании зож у школьников.
- 7.Понятие о стрессе. Виды стресса. Общий адаптационный синдром. Методы профилактики и реабилитации стрессовых состояний у взрослых и детей.
- 8.Неврастения. Факторы, способствующие возникновению невроза. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 9.Невроз навязчивых состояний. Факторы, способствующие возникновению неврозов. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 10.Истерия. Факторы, способствующие возникновению невроза. Клинические симптомы. Особенности профилактики.
- 12.Понятие об инфекционных заболеваниях. Классификация. Инфекционный процесс: характеристика, периоды течения инфекционного заболевания. Понятие о симптомокомплексе.
- 13. Иммунитет. Виды, классификация иммунитета. Факторы, оказывающие влияние на иммунитет.
- 14. Понятие об иммунопрепаратах. Виды, показания к применению. Профилактические прививки. Роль учителя в повышении невосприимчивости к инфекционным заболеваниям.
- 15. Понятие о противоэпидемических мероприятиях: дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Виды, методы и способы. Особенности применения в зависимости от конкретных условий.
- 16.Болезни, передающиеся половым путем- общая характеристика. Факторы и группы риска заражения. Основные пути заражения. Принципы лечения и профилактики.
- 17.Сифилис. Основные пути передачи. Стадии и особенности течения. Основные принципы лечения и меры профилактики.
- 18.Гонорея. Основные пути заражения. Особенности течения острой хронической гонореи. Принципы лечения. Меры профилактики.
- 19.Вирус иммунодефицита человека- возбудитель опасного инфекционного заболевания. Гипотезы проявления вич. Воздействие на организм человека. Факторы и группы риска заражения вич-инфекцией.
- 21. Социальные болезни. Туберкулез. Факторы, способствующие возникновению и распространению заболевания. Основные симптомы. Принципы лечения и профилактики.
- 22.Основные группы инфекционных заболеваний. Факторы риска их развития. Принципы профилактики среди детей и подростков.
- 23.Корь. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 24. Ветряная оспа. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактики.
- 25. Скарлатина. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 26.Коклюш. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 27.Дифтерия. Общая характеристика, формы заболевания. Пути передачи, Основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Специфическая и неспецифическая профилактика.
- 28.Дизентерия. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения. Меры профилактики.
- 29.Сальмонеллез. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения, профилактика.
- 30.Гепатит а. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактика.
- 31. Гепатит в. Характеристика, пути передачи, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения, специфическая и не специфическая профилактика.
- 32.Ботулизм. Характеристика, способы заражения, основные симптомы, осложнения. Принципы лечения и профилактики.
- 33. Аскаридоз у детей. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Традиционные и нетрадиционные методы лечения и профилактики.
- 34. Энтеробиоз. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Традиционные и не традиционные методы лечения профилактики.
- 35. Чесотка. Факторы риска заражения. Особенности течения, основные симптомы. Лечение профилактика.
- 36.Педикулез, виды, пути и факторы риска заражения. Основные симптомы, принципы лечения и профилактики.
- 37. Грибковые заболевания. Классификация. Источник и пути заражения. Общая характеристика, основные симптомы. Принципы лечения. Профилактика.
- 38. Понятие о репродуктивном здоровье человека. Основные категории: пол, секс, половая функция. Факторы оказывающие влияние на репродуктивное здоровье человека.
- 39. Медико-педагогические аспекты полового воспитания и просвещение детей дошкольного и школьного возраста. Этапы формирования и развития половой культуры подрастающего поколения.
- 40. Понятие о контрацепции, ее сущность, цель и задачи. Виды, механизмы действия. Роль школы в вопросах сохранения здоровья и планирования семьи.
- 41. Гормональная контрацепция. Механизмы действия. Показания и противопоказания к применению. Достоинства и недостатки метода.
- 42. Механические методы контрацепции. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 43. Химическая методы контрацепции. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 44. Физиологическая контрацепция. Механизм действия. Показания и противопоказания. Достоинства и недостатки.
- 45.Аборт,сущность,виды. Медико-социальные проблемы абортов. Роль учителя в профилактике в молодёжной среде.
- 47.Влияние алкоголя на организм. Характеристика алкогольного опьянения. Особенности алкоголизации молодёжи. Роль школы в профилактике алкоголизма.
- 49. Алкоголизм - хроническое заболевание. Стадии,признаки,характер течения.Принципы лечения.Профилактика алкоголизма в современном российском обществе.
- 50.Табакокурение-вредная привычка. Факторы, способствующие ее возникновению и распространению в дошкольном и школьном возрасте. Вредные компоненты табачного дыма и их влияние на организм.
- 52.Психофизиологические особенности формирования наркотической зависимости. Основные группы наркотических веществ, их влияние на организм.
- 53.Наркомания-хроническое заболевание. Факторы, способствующие распространению наркомании среди молодежи. Общая характеристика, стадии и особенности течения. Принципы лечения и профилактики.
- 54.Факторы и особенности возникновения и распространения токсикоманических пристрастий в подростковой среде. Токсикоманические вещества, их влияние на растущий организм.
- 55.Токсикомания-хроническое заболевание, особенности течения. Принципы лечения и профилактики. Роль учителя в профилактике токсикоманической зависимости у детей и подростков.
- 56.Бани и сауны- метод оздоровления организма детей разного возраста. Методики. Показания и противопоказания. Наблюдение за дыханием.
- 57.Массаж и его разновидности. Основные приёмы массажа. Показания и противопоказания.
- 58.Рациональное питание. Лечебное питание, его разновидности. Вегетарианство. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков.