28.Аналитико-синтетическая деятельность головного мозга.
Множество раздражителей внешнего мира и внутренней среды организма воспринимаются рецепторами и становятся источниками импульсов, которые поступают в кору больших полушарий. Здесь они анализируются, различаются и синтезируются, соединяются, обобщаются. Способность коры разделять, вычленять и различать отдельные раздражения, дифференцировать их и есть проявление аналитической деятельности коры головного мозга.
Сначала раздражения анализируются в рецепторах, которые специализируются на световых, звуковых раздражителях и т. п. Высшие формы анализа осуществляются в коре больших полушарий. Аналитическая деятельность коры головного мозга неразрывно связана с ее синтетической деятельностью, выражающейся в объединении, обобщении возбуждения, которое возникает в различных ее участках под действием многочисленных раздражителей. В качестве примера синтетической деятельности коры больших полушарий можно привести образование временной связи, которое лежит в основе выработки условного рефлекса. Сложная синтетическая деятельность проявляется в образовании рефлексов второго, третьего и высших порядков. В основе обобщения лежит процесс иррадиации возбуждения.
Анализ и синтез связаны между собой, и в коре происходит сложная аналитико-синтетическая деятельность.
Динамический стереотип. Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одновременных и последовательных раздражителей. Если система последовательных раздражителей часто повторяется, это ведет к образованию системности, или динамического стереотипа в деятельности коры головного мозга. Таким образом, динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на сложную систему положительных (подкрепляемых) и отрицательных (неподкрепляемых, или тормозных) условных раздражителей.
Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деятельности коры головного мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он сформирован, то поддержание его не требует большого напряжения корковой деятельности, при этом многие действия становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Примерами динамического стереотипа могут служить ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо и др.
Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения, при этом они очень трудно поддаются перепрограммированию.
- 1.Понятие сенсорная система, или анализатор. Общий план строения и основные принципы работы сенсорных систем.
- Высокая чувствительность к адекватному раздражителю
- 3. Способность к адаптации.
- 4. Взаимодействие сенсорных систем.
- 2.Обнаружение сигнала, или рецепция. Первично и вторично чувствующие рецепторы. Принципы рецепции и формирования нервного импульса.
- Первичные рецепторы
- 2. Вторичные рецепторы
- Во время действия стимула на рецептор в рецепторной клетке меняется мембранный потенциал.
- 3.Строение рецепторов разных анализаторов. Механизмы их функционирования. Адаптация. Значение процесса адаптации для цнс.
- 4.Строение и физиология зрительной сенсорной системы.
- 2. Теория оппонентных (контрастных) цветов э. Геринга.
- 5.Строение и физиология обонятельной сенсорной системы.
- 6.Строение и функции вкусового анализатора.
- 7.Строение и функции слухового анализатора.
- 8.Строение и функции вестибулярного анализатора.
- 10.Строение и функции соматосенсорного анализатора. Двигательная часть.
- 11.Строение и физиология висцерального анализатора. Типы висцеральных рецепторов
- 12.Строение и функции "спиноталамического" пути передачи в цнс соматосенсорной информации.
- 13.Сенсорная функция коры полушарий большого мозга. Корковые представительства анализаторов.
- 14.Рефлекс. Физиология безусловного рефлекса. Классификации безусловных рефлексов. Их значение для организмов.
- 15.Классификации условных рефлексов.
- Классификация условных рефлексов
- 16.Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов.
- 17.Условные рефлексы. Их биологическое значение. Процесс образования условного рефлекса. Механизмы замыкания временной связи.
- 18.Торможение условных рефлексов. Биологическое и физиологическое значение торможения условных рефлексов. Безусловное торможение.
- 19.Функциональные системы организма. Организация функциональных систем. Полезный приспособительный результат.
- 20.Системогенез
- 21.Онтогенез высшей нервной деятельности человека
- 22.Индивидуальные различия внд человека. Типы нервной системы. Темперамент.
- 23.Особенности внд человека. Вторая сигнальная система. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
- 24.Формирование эмоций. Виды эмоций. Их значение для организма.
- 25.Физиология сна. Виды сна. Фазы сна. Формирование сновидений.
- 26.Память. Физиологические механизмы памяти. Виды памяти.
- 27.Неассоциативное обучение. Механизмы кратковременной и долговременной памяти
- 28.Аналитико-синтетическая деятельность головного мозга.