26.Память. Физиологические механизмы памяти. Виды памяти.
Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Существуют различные типологии памяти:
по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;
по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая
Физиологические механизмы памяти
Запоминание возможно благодаря пластичности нервной системы, мозга, т. е. присущему нервной системе свойству изменяться, оставлять и сохранять в себе «следы» воздействия раздражителей.
Мозг каждого человека обладает свойством пластичности, но степень этой пластичности у разных людей различна. От степени пластичности мозга зависит и качество памяти человека.
Пластичность мозга не является раз и навсегда данным и неизменным свойством, она в зависимости от ряда условий может повышаться (улучшаться) или понижаться (ухудшаться). Пластичность мозга развивается в прямой зависимости от активной и разнообразной деятельности самого мозга, от его тренировки.
Человек, активно познающий окружающую действительность, приобретая новые знания и умения, беспрерывно стимулирует (активизирует, вызывает) деятельность своего мозга и тем самым повышает уровень его пластичности.
К временному понижению пластичности мозга, а следовательно, к снижению продуктивности памяти, иногда приводит переутомление человека. Однако после необходимого отдыха пластичность мозга восстанавливается.
Как правило, пластичность мозга заметно снижается с возрастом. Известно, что у людей преклонного возраста нередко наблюдается низкая способность запоминания: они плохо запоминают новое, забывают, что разговаривали с вами на определенную тему и вновь возвращаются к ней, задают одни и те же вопросы и т. п.
Показателем пластичности мозга является скорость образования в коре головного мозга временных нервных связей, длительность сохранения, быстрота и легкость их оживления.
Временные нервные связи являются физиологическим механизмом образования ассоциаций.
Ассоциация — это связь между отдельными событиями, фактами и явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти. Без этих связей, или ассоциаций, невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти. Запоминание любого предмета всегда происходит в связи с другими предметами.
Ассоциативные процессы в коре головного мозга обеспечивают запоминание и воспроизведение различных явлений действительности в определенной связи и системности.
«Временная нервная связь, — писал И. П. Павлов, — есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или из букв, слов и мыслей».
Память человека основывается на ассоциациях по смежности, сходству и противоположности — по контрасту.
В основе ассоциаций по смежности лежат пространственные и временные отношения между предметами и явлениями. Например, воспринимая одновременно в пространстве такие предметы, как стол, стул, тарелку и ложку, карандаш и бумагу, мы закрепляем эти пространственные отношения в своем сознании. Когда же после, в дальнейшем мы встречаемся с одним из этих предметов или вспоминаем о нем, в нашем сознании возникает образ смежного с ним предмета.
Точно так же, воспринимая явления, следующие один за другим во времени, например времена года, мы воспроизводим их в определенной последовательности.
Ассоциации по сходству возникают в тех случаях, когда какой-либо новый предмет похож на ранее известный нам предмет. Например, смотря на картину, изображающую пейзаж, мы вспоминаем, что он сходен с пейзажем, виденным нами когда-то раньше на другой картине. Ассоциации по сходству как художественный прием широко применяются в литературе. Поэт, например, описывая образ плакучей ивы, для выразительности связывает его с образом горюющей женщины. По контрасту ассоциируются резко отличающиеся, противоположные факты и явления. Например, великан — карлик, черное — белое, смелость — трусость и т. д.
- 1.Понятие сенсорная система, или анализатор. Общий план строения и основные принципы работы сенсорных систем.
- Высокая чувствительность к адекватному раздражителю
- 3. Способность к адаптации.
- 4. Взаимодействие сенсорных систем.
- 2.Обнаружение сигнала, или рецепция. Первично и вторично чувствующие рецепторы. Принципы рецепции и формирования нервного импульса.
- Первичные рецепторы
- 2. Вторичные рецепторы
- Во время действия стимула на рецептор в рецепторной клетке меняется мембранный потенциал.
- 3.Строение рецепторов разных анализаторов. Механизмы их функционирования. Адаптация. Значение процесса адаптации для цнс.
- 4.Строение и физиология зрительной сенсорной системы.
- 2. Теория оппонентных (контрастных) цветов э. Геринга.
- 5.Строение и физиология обонятельной сенсорной системы.
- 6.Строение и функции вкусового анализатора.
- 7.Строение и функции слухового анализатора.
- 8.Строение и функции вестибулярного анализатора.
- 10.Строение и функции соматосенсорного анализатора. Двигательная часть.
- 11.Строение и физиология висцерального анализатора. Типы висцеральных рецепторов
- 12.Строение и функции "спиноталамического" пути передачи в цнс соматосенсорной информации.
- 13.Сенсорная функция коры полушарий большого мозга. Корковые представительства анализаторов.
- 14.Рефлекс. Физиология безусловного рефлекса. Классификации безусловных рефлексов. Их значение для организмов.
- 15.Классификации условных рефлексов.
- Классификация условных рефлексов
- 16.Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов.
- 17.Условные рефлексы. Их биологическое значение. Процесс образования условного рефлекса. Механизмы замыкания временной связи.
- 18.Торможение условных рефлексов. Биологическое и физиологическое значение торможения условных рефлексов. Безусловное торможение.
- 19.Функциональные системы организма. Организация функциональных систем. Полезный приспособительный результат.
- 20.Системогенез
- 21.Онтогенез высшей нервной деятельности человека
- 22.Индивидуальные различия внд человека. Типы нервной системы. Темперамент.
- 23.Особенности внд человека. Вторая сигнальная система. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
- 24.Формирование эмоций. Виды эмоций. Их значение для организма.
- 25.Физиология сна. Виды сна. Фазы сна. Формирование сновидений.
- 26.Память. Физиологические механизмы памяти. Виды памяти.
- 27.Неассоциативное обучение. Механизмы кратковременной и долговременной памяти
- 28.Аналитико-синтетическая деятельность головного мозга.