logo
ответы по семинарам

21.Онтогенез высшей нервной деятельности человека

Человек появляется на свет только с немногими безусловными рефлексами, которые постепенно начинают «обрастать» условными связями. Наблюдая этот процесс, есть возможность проследить законы усложнения высшей нервной деятельности и становления ее механизмов в онтогенезе.

Имеются различные данные о появлении первых условных рефлексов у новорожденных. По одним данным, у ребенка уже на третий-пятый день после рождения вырабатывается условный рефлекс на время кормления: он пробуждается за несколько минут до установленного срока приема пищи и у него проявляются общие, локальные и сосательные движения. Согласно другим данным, если начать выработку пищевого или оборонительного двигательных условных рефлексов у ребенка через несколько дней после рождения, то потребуются десятки и даже сотни сочетаний раздражителя и определенного движения, прежде чем между ними установится связь. Для выработки этого же рефлекса в конце первого и начале второго месяца жизни потребуется всего несколько сочетаний.

Имеется определенная связь между скоростью образования рефлексов с разных анализаторов и их биологической значимостью. Первыми у детей вырабатываются слуховые и вестибулярные искусственные условные рефлексы. Затем - обонятельные, вкусовые и несколько позднее - зрительные, кожно-тактильные. Ориентировочный рефлекс в ответ на раздражения разных модальностей проявляется уже на второй день после рождения; ребенок при действии зрительных, слуховых и тактильных раздражений приостанавливает сосательные движения.

В целом можно считать доказанной общую закономерность онтогенеза высшей нервной деятельности человека и животных: с возрастом увеличивается скорость образования условных рефлексов. Однако условные рефлексы на несложные раздражители вырабатываются тем быстрее, чем младше ребенок, но при этом условные рефлексы у младенцев менее прочные и для их укрепления требуется больше сочетаний.

Свойства нервных процессов (их сила, уравновешенность и подвиж¬ность) развиваются постепенно. Об этом можно судить по динамике формирования и угасания положительных и тормозных условных рефлексов. Так, если начать вырабатывать у трехмесячных детей запаздывающий мигательный условный рефлекс на звуковой раздражитель, то он появляется только через два месяца, и для этого требуется более 350 сочетаний. У детей первого месяца жизни наблюдается большая слабость угасательного торможения: рефлекс «положения для кормления», несмотря на ежедневное 15-30-кратное неподкрепление, не угасает в течение двух недель. У младенцев в возрасте двух-трех с половиной месяцев для угасания этого рефлекса требуется всего 10-14 применений условного раздражения без сопровождения его пищей.

Итак, в первый год жизни ребенка количество условных рефлексов на непосредственные раздражители постепенно увеличивается. Вначале формируются только вегетативные условные рефлексы, затем двигательные, и, наконец, появляются речедвигательные. Наличие речевых реакций еще не говорит о появлении второй сигнальной системы, поскольку нет еще обобщения и отвлечения при помощи слов. В этот возрастной период закладываются самые элементарные основы второй сигнальной системы.

Для детей от одного года до четырех лет характерно быстрое развитие условных рефлексов на непосредственные раздражители, и особенно интенсивное накопление фонда речевых временных связей. Для образования двигательных пищевых условных рефлексов у детей в возрасте от одного года до трех лет требуется обычно от 5-7 сочетаний до нескольких десятков. Значительно быстрее происходит накопление речевых реакций. К концу второго года словарный запас ребенка может составить 200-400 слов, а в конце третьего - 2000 слов и более.

Формирование речевых реакций невозможно без звукового словесного подражания, в этом процессе особую роль играет установление связи слова с видом, осязанием предмета и со звуком, исходящим от него.

И.М.Сеченов обратил внимание на это и дал физиологическую трактовку процесса формирования связи между словом и различными ощущениями у ребенка, впервые увидевшего колокольчик. При схватывании колокольчика у ребенка возникают мышечно-осязательные ощущения, к которым присоединяются звуковые ощущения и рефлекторные движения. В результате часто повторяющихся совпадений этих ощущений ребенок начинает узнавать колокольчик по виду и звуку. Затем, «под влиянием изучения» он узнает и название колокольчика: сначала это «дзинь-дзинь», а затем его принятое название. Весь этот процесс заучивания зрительных, слуховых, осязательных реакций и названий Сеченов именует последовательным рядом рефлексов, который есть не что иное, как полное представление о предметах.

Как образуются первые слова у ребенка? В результате сложного процесса выделения звуков из окружающей обстановки они под контролем кинестези-ческих импульсов с речедвигательных органов объединяются в последовательный ряд. Годовалый ребенок выделяет более сильные звуки из цепи звуков, составляющих слово; поэтому, например, молоко вначале называет «мо» или «моко». Наиболее сильные звуки отдельных слов он синтезирует во фразу, в результате чего «пойдем гулять» может произноситься как «по-гу».

На втором году жизни у ребенка происходит соединение слов в последовательные комплексы - фразы и автоматизация их. Чем содержа¬тельнее и продолжительнее общение ребенка с взрослыми и старшими детьми, тем скорее происходит образование временных связей и «освобождение» слова от других компонентов сложных раздражителей.

В возрасте от одного года до четырех лет вторая сигнальная система только начинает развиваться, и даже у детей трех-четырех лет она имеет меньшее значение, чем у более старших детей. Прочные временные связи вырабатываются только у детей шестилетнего возраста. У ребенка в возрасте от одного года до четырех лет формируются основы специфических особенностей высшей нервной деятельности - обобщение и абстракция, ее совместная и раздельная деятельность.

У детей четырех - семи лет идет бурное развитие аналитикосинтетичеких механизмов мозга и совершенствуется взаимодействие сигнальных систем. У детей этого возраста могут формироваться условные рефлексы на сложные комплексы раздражителей. При этом наиболее сильный компонент комплекса отражается во второй сигнальной системе. Сформированная у детей четырех-шести лет «изобразительная деятельность» (умение изобразить представленную геометрическую фигуру на бумаге) отражается во второй сигнальной системе. Дети этого возраста в ассоциативном эксперименте произносят слова, связанные со словом, обозначающим фигуру, которую они изображали. У детей этого возраста, в силу быстрого развития свойств нервных процессов, отчетливо выражено умение комбинировать геометрические фигуры в соответствии с заданием (конструирование). Эта деятельность совершенст¬вуется по мере развития способности формировать условные рефлексы на сложные раздражители.

Таким образом, у детей дошкольного возраста интенсивно формируются аналитико-синтетические механизмы, а, следовательно, совершенствуется способность вырабатывать условные рефлексы на сложные раздражители. Параллельно с этим у них развивается взаимодействие и органическая связь двух сигнальных систем.

В младшем школьном возрасте у детей семи - девяти лет условные рефлексы вырабатываются быстро, обычно после двух - пяти сочетаний. Они более устойчивы и менее подвержены торможению, чем временные связи у детей дошкольного возраста. В этом возрасте наблюдается меньше межсигнальных реакций и случаев запредельного торможения. Все это говорит о совершенствовании свойств нервных процессов. Почти у половины таких детей условные рефлексы становятся сразу специализированными. Дети в возрасте семи - девяти лет обычно хорошо описывают обстановку опыта и свои действия. Если же они не знают отдельных слов, легко заменяют их названиями сходных, знакомых предметов (круг могут назвать яблоком, эллипс - яйцом).

На развитие высшей нервной деятельности семи - девятилетних детей значительное влияние оказывает школьное обучение, так как вся жизнь младшего школьника перестраивается по сравнению с дошкольным детством коренным образом. Одним из примеров этого могут быть сведения о формировании следовых условных рефлексов. Сравнительное изучение шестилетних детей, посещающих детский сад, и детей этого же возраста, обучающихся в школе, показывает, что школьники по динамике образования и течения следового условного рефлекса на время отличаются от своих сверстников из детского сада и равны семи - восьмилетним учащимся.

У детей младшего школьного возраста наблюдается значительный прогресс в развитии функций обобщения и отвлечения, а также совместной работы сигнальных систем.

У школьников 10-16-летнего возраста положительные двигательные условные рефлексы образуются с латентным периодом 0,6-0,8 с. Автомати¬зация двигательных условных рефлексов у них наступает сравнительно быстро, однако не у всех она бывает полной. Условные рефлексы на звуковые и световые раздражители в этом возрасте обычно угасают после 1-3 применений сигнала и приказа «не надо нажимать». Характерно, что в случае, когда приказа нет, для угасания рефлекса требуются многие десятки применений раздражителя. Так, в опытах при пищевом подкреплении рефлекс угасал после пяти, а при ориентировочном - после 10 применений раздражителя. Речевая деятельность у этой группы школьников развита хорошо, поэтому и опыты с передачей из первой во вторую сигнальную систему дают те же результаты, что и исследования на взрослых людях.

Значительные различия в высшей нервной деятельности у учащихся среднего и старшего возраста обнаружены по межсигнальным реакциям. Если у 10-12-летних испытуемых эти реакции наблюдались в 12% случаев, то у 15-17-летних в 2% случаев. У детей 11-12 лет обнаруживается дальнейшее совершенствование аналитико-синтетической деятельности: у 66% испытуе¬мых наблюдалась утрата сигнального значения компонентов сложного раздражителя.

Материал по онтогенезу высшей нервной деятельности человека показывает, что с возрастом нервные процессы - возбуждение и торможение - становятся более уравновешенными, подвижными и концентрированными. В совершенствовании условнорефлекторной деятельности ребенка важную роль играет тренировка, выражающаяся не только в упрочении положительных и отрицательных временных связей, в увеличении количества прочных систем из них, но и в увеличивающейся способности человека создавать из этих систем новые комбинации сложных временных связей.

Онтогенез аналитико-синтетической деятельности тесно связан с совер¬шенствованием сигнальных систем. Благодаря активному участию второй сигнальной системы, у человека неизмеримо легче, чем у животных образуются сложные условные рефлексы на непосредственные раздражители. Вместе с тем эта же сигнальная система может легко тормозить процесс формирования временных связей между непосредственными и словесными раздражителями, с одной стороны, и какой-либо деятельностью организма - с другой.