4. Взаимодействие сенсорных систем.
Способность анализаторов взаимодействовать между собой обеспечивает образное и целостное представление о предметах внешнего мира.
Целостный образ воспринимаемого объекта.
Компенсация нарушенных функций при утрате одного из анализаторов (у слепых повышается чувствительность слухового и тактильного анализаторов.
Влияний возбуждения одной сенсорной системы на активность другой (шум ухудшает зрительное восприятие, яркий свет повышает восприятие громкости звука и т.д.).
Основные функции сенсорных систем.
Рецепция сигнала - преобразование энергии внешнего или внутреннего стимула в нервный сигнал.
Преобразование нервного сигнала (РП) в импульсную активность нервных путей (ПД) - кодирование сигнала.
Передача импульсов к подкорковым сенсорным ядрам.
Преобразование нервной активности в сенсорных ядрах на каждом уровне.
По проводящим путям ПД достигают подкорковых сенсорных ядер, на клетках которых происходит переключение нервных волокон и преобразование нервного сигнала (перекодирование).
Анализ свойств сигнала
На всех уровнях сенсорной системы, одновременно с кодированием и анализом стимулов, осуществляется декодирование сигналов, т.е. считывание сенсорного кода.
Идентификация сигнала
Классификация и опознание сигнала.
Декодирование осуществляется на основе связей сенсорных ядер с ассоциативными и моторными отделами коры б.п.
Нервные импульсы от аксонов сенсорных нейронов в клетках двигательных систем вызывают возбуждение или торможение.
Результатом этих процессов является либо движение (действие), либо бездействие (остановка движения).
- 1.Понятие сенсорная система, или анализатор. Общий план строения и основные принципы работы сенсорных систем.
- Высокая чувствительность к адекватному раздражителю
- 3. Способность к адаптации.
- 4. Взаимодействие сенсорных систем.
- 2.Обнаружение сигнала, или рецепция. Первично и вторично чувствующие рецепторы. Принципы рецепции и формирования нервного импульса.
- Первичные рецепторы
- 2. Вторичные рецепторы
- Во время действия стимула на рецептор в рецепторной клетке меняется мембранный потенциал.
- 3.Строение рецепторов разных анализаторов. Механизмы их функционирования. Адаптация. Значение процесса адаптации для цнс.
- 4.Строение и физиология зрительной сенсорной системы.
- 2. Теория оппонентных (контрастных) цветов э. Геринга.
- 5.Строение и физиология обонятельной сенсорной системы.
- 6.Строение и функции вкусового анализатора.
- 7.Строение и функции слухового анализатора.
- 8.Строение и функции вестибулярного анализатора.
- 10.Строение и функции соматосенсорного анализатора. Двигательная часть.
- 11.Строение и физиология висцерального анализатора. Типы висцеральных рецепторов
- 12.Строение и функции "спиноталамического" пути передачи в цнс соматосенсорной информации.
- 13.Сенсорная функция коры полушарий большого мозга. Корковые представительства анализаторов.
- 14.Рефлекс. Физиология безусловного рефлекса. Классификации безусловных рефлексов. Их значение для организмов.
- 15.Классификации условных рефлексов.
- Классификация условных рефлексов
- 16.Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов.
- 17.Условные рефлексы. Их биологическое значение. Процесс образования условного рефлекса. Механизмы замыкания временной связи.
- 18.Торможение условных рефлексов. Биологическое и физиологическое значение торможения условных рефлексов. Безусловное торможение.
- 19.Функциональные системы организма. Организация функциональных систем. Полезный приспособительный результат.
- 20.Системогенез
- 21.Онтогенез высшей нервной деятельности человека
- 22.Индивидуальные различия внд человека. Типы нервной системы. Темперамент.
- 23.Особенности внд человека. Вторая сигнальная система. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
- 24.Формирование эмоций. Виды эмоций. Их значение для организма.
- 25.Физиология сна. Виды сна. Фазы сна. Формирование сновидений.
- 26.Память. Физиологические механизмы памяти. Виды памяти.
- 27.Неассоциативное обучение. Механизмы кратковременной и долговременной памяти
- 28.Аналитико-синтетическая деятельность головного мозга.