27.Неассоциативное обучение. Механизмы кратковременной и долговременной памяти
Обучение — процесс, в результате которого организм приобретает адаптивные изменения индивидуального поведения, расширение жизненного опыта, усвоение навыков, умений, знаний.
Неассоциативиое обучение включает в себя ряд форм
Суммационная реакция состоит во временном усилении реакции организма или ее появлении на ранее неэффективный стимул, возникающем в результате какого-либо сильного биологически значимого воздействия. Суммационная реакция не может сохраняться длительное время, после исчезновения сама не восстанавливается. В основе суммационной реакции лежит повышение чувствительности нервной ткани к раздражающим агентам (сенсибилизация) и облегчение запуска именно данной реакции (фасили – тация). Клеточные механизмы суммации участвуют в процессах обучения и памяти у высших животных.
Привыкание — это простейшая форма обучения, которая может служить основой для развития более сложных форм поведения. Оно проявляется в относительно устойчивом ослаблении реакции вследствие многократного или длительного предъявления раздражителя, не сопровождающегося значимым объектом, именуемым обычно подкреплением. Привыкание не выражает утомление нервной системы или процесс сенсорной адаптации, а зависит от специфичности стимула, силы раздражения и состояния организма. В основе привыкания лежит научение не отвечать на незначимые для организма раздражители (негативное обучение).
Запечатление (импритинг) — это комплекс видоспсцифических поведенческих адаптаций животных и человека, проявляющийся в быстрой и жесткой фиксации в долговременной памяти отличительных признаков объектов, имеющих для организма важное значение. Обучение путем запе – чатления не требует подкрепления. Импритинг приурочен к ограниченному периоду жизни, именуемому критическим, или чувствительным. Он необратим и сохраняется на всю жизнь.
Подражание (имитация) — это обучение, основанное па приобретении одним человеком индивидуального опыта путем повторения действий другого человека. Подражание имеет видоспецифический характер. В период младенчества на основе подражания формируется речевые, мимические, пантомимические реакции ребенка. Подражательное обучение формируются как на базе безусловных рефлексов, так и без обычного подкрепления. Обязательным условием обучения является зрительное восприятие не только последовательности моторных действий, но и результатов этих действий, как успешных, так и ошибочных. Подражание играет важную роль в формировании индивидуальных и социальных навыков человека.
Механизмы работы памяти, особенно такие, как процессы хранения и извлечения информации — основа всех психических процессов, следовательно, они представляют наибольший интерес для изучения в когнитивной психологии.
Еще И.М. Сеченов указывал на то, что память является "краеугольным камнем психического развития". Главную особенность человеческой памяти Сеченов видел не в фотографичности воспроизведения, не в "зеркальности" запечатления, а в переработке воспринятого, в классификации и сортировке воспринятых образов. Именно эта особенность является условием возможности психического развития. Он писал, что "самые простые наблюдения убеждают нас в том, что знания в умственном складе у взрослого, в самом деле, распределены не зря, а в определенном порядке, как книги в библиотеке".
Структура процесса запоминания и воспроизведения сложна, и те особенности, которые присущи любой форме человеческой деятельности, — опосредованность, целенаправленность, мотивированность — относятся и к памяти (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко и др.).
Поскольку, компьютерная метафора, принятая за основу когнитивной психологией, утверждает, что человек по своей архитектуре подобен компьютеру, то значит, у него есть устройство ввода и вывода информации и по длительности удержания следа может быть выделена кратковременная и долговременная память.
Получается, что человек является как бы системой по переработке информации: ее получению, обработке, выдаче, трансляции и хранению, причем человек работает с информацией самыми разными способами.
Кратковременное, промежуточное хранилище
Допустим, вам сообщили какую-то важную информацию. Вы идете, чтобы ее записать, но на пути вам встречается кто-нибудь с разговором, или вы в это время говорите по телефону. Чаще всего, в этом случае, информация теряется и вам придется узнавать ее опять. Это говорит о хрупкости промежуточного хранилища. А что можно сказать об объеме этого хранилища?
Различные исследователи сходятся во мнении, что в кратковременной памяти может удерживаться ограниченное число сенсорных образов от нескольких минут до нескольких часов.
Испытуемому предъявлялся список слов и путем обработки результатов тестирования промежуточного хранилища, выяснилось, что лучше всего запоминаются первые слова и часть последних слов, предъявляемого ряда, а хуже всего воспроизводятся слова в середине ряда. При отвлечении человека, ухудшалось воспроизведение последних слов.
Учеными было сделано предположение, что, первые слова предъявляемого списка поступают в более долговременное хранилище и поэтому дольше сохраняются в памяти, а средние слова вытесняются последними и не дают им возможности попасть в долговременное хранилище, а сами, находясь в кратковременном хранилище, могут быть вытеснены при отвлечении.
Запоминание слов тесно связано с воображением испытуемого, если он обладает хорошим воображением, он может абстракцию слов перевести в образы и таким образом воспроизведение слов улучшится.
Несколько иная ситуация складывается в случае, когда испытуемому предлагается несвязный список цифр. Если испытуемый запоминает цифры так же, как слова — разрознено, то получается та же картина, как и при запоминании слов, но, если он попытается запомнить цифры, группируя их по две, три, четыре, как будет удобнее. И что мы видим, что чем больше цифр в группировке, тем легче их воспроизвести.
Очевидно, что в промежуточном хранилище информация обрабатывается, чтобы увеличить ее объем, новая информация вытесняет не самую первую информацию, а последнюю, поступившую перед новой.
Долговременное хранилище (постоянное)
Долговременная память представляет особый интерес для изучения, т.к. является наиболее сложной и важной в активной жизни человека. В долговременном хранилище находится все, что задержится в нем больше, чем несколько минут и хранятся в отличие от кратковременной памяти не сенсорные образы, а смысловая или событийная составляющая информации.
Назначение долговременного хранилища памяти — стабильно хранить информацию и обеспечивать доступ к хранимым данным. Объем долговременной памяти безграничен, также как и длительность хранения информации. Процесс долговременного запоминания информации называется консолидацией следа в памяти. Консолидация следа — это процесс, который длится от 1 до 24 ч после предъявления стимула.
Теперь давайте рассмотрим это хранилище с позиции нашей овощной базы (коль скоро нам пришло в голову такое сравнение), чтобы немного разобраться, как оно организовано. Очевидно, что долговременное хранилище овощей — это не одно помещение, а несколько.
В одном хранятся овощи, заложенные для длительного хранения, в другом законсервированная продукция, причем, соки, томатные пасты, соуса, банки и баллоны с консервированными овощами, в различных складах. В третьем помещении стоят бочки с засоленными овощами. Причем все стоит на специальных стеллажах и в определенном порядке.
А почему так все организованно? Да, просто так каждый вид продукции длительного хранения более доступен.
Так неужели в нашей долговременной памяти должен царить хаос? Скорее всего, и там существует определенный порядок, согласно которому мы и можем извлекать из нашего долговременного хранилища необходимые сведения. Казалось бы, поиск информации в лабиринтах долговременного хранилища должен протекать очень медленно, но, как правило, необходимые сведения отыскиваются довольно быстро. Почему так происходит?
Долговременное хранилище постоянной памяти можно представить в виде разных складов или файлов, в которых хранится определенный тип памяти: эпизодическая — содержащая информацию автобиографическую, семантическая — знания об окружающем мире и информацию, необходимую для пользования речью, декларативная (эксплицитная) — использующая факты сознательного доступа (факты и события), и процедурная (имплицитная) — включающая навыки и мастерство.
- 1.Понятие сенсорная система, или анализатор. Общий план строения и основные принципы работы сенсорных систем.
- Высокая чувствительность к адекватному раздражителю
- 3. Способность к адаптации.
- 4. Взаимодействие сенсорных систем.
- 2.Обнаружение сигнала, или рецепция. Первично и вторично чувствующие рецепторы. Принципы рецепции и формирования нервного импульса.
- Первичные рецепторы
- 2. Вторичные рецепторы
- Во время действия стимула на рецептор в рецепторной клетке меняется мембранный потенциал.
- 3.Строение рецепторов разных анализаторов. Механизмы их функционирования. Адаптация. Значение процесса адаптации для цнс.
- 4.Строение и физиология зрительной сенсорной системы.
- 2. Теория оппонентных (контрастных) цветов э. Геринга.
- 5.Строение и физиология обонятельной сенсорной системы.
- 6.Строение и функции вкусового анализатора.
- 7.Строение и функции слухового анализатора.
- 8.Строение и функции вестибулярного анализатора.
- 10.Строение и функции соматосенсорного анализатора. Двигательная часть.
- 11.Строение и физиология висцерального анализатора. Типы висцеральных рецепторов
- 12.Строение и функции "спиноталамического" пути передачи в цнс соматосенсорной информации.
- 13.Сенсорная функция коры полушарий большого мозга. Корковые представительства анализаторов.
- 14.Рефлекс. Физиология безусловного рефлекса. Классификации безусловных рефлексов. Их значение для организмов.
- 15.Классификации условных рефлексов.
- Классификация условных рефлексов
- 16.Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов.
- 17.Условные рефлексы. Их биологическое значение. Процесс образования условного рефлекса. Механизмы замыкания временной связи.
- 18.Торможение условных рефлексов. Биологическое и физиологическое значение торможения условных рефлексов. Безусловное торможение.
- 19.Функциональные системы организма. Организация функциональных систем. Полезный приспособительный результат.
- 20.Системогенез
- 21.Онтогенез высшей нервной деятельности человека
- 22.Индивидуальные различия внд человека. Типы нервной системы. Темперамент.
- 23.Особенности внд человека. Вторая сигнальная система. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
- 24.Формирование эмоций. Виды эмоций. Их значение для организма.
- 25.Физиология сна. Виды сна. Фазы сна. Формирование сновидений.
- 26.Память. Физиологические механизмы памяти. Виды памяти.
- 27.Неассоциативное обучение. Механизмы кратковременной и долговременной памяти
- 28.Аналитико-синтетическая деятельность головного мозга.