2. Подготовка, воспитание и организация труда медицинских кадров на современном этапе развития здравоохранения. Система усовершенствования и специализации врачей и среднего медперсонала.
В средние века – университетская подготовка врачей.
1921г. – в Минске БГУ с медицинским факультетом, в 1924г. – мединститут. 1934г. – Витебск, 1958г. – Гродно, 1991г. – Гомель. В 1930-е годы первое выделение факультетов.
В РБ факультеты: Гродно – лечебный, педиатрический, медико-психологический, сестринский; Минск – лечебный, педиатрический, медико-профилактический (санитарно-гигиенический, 1938г.), военно-медицинский (1995г.), стоматологический (1960г.); Витебск – фармацевтический (1959г.), лечебный, стоматологический; Гомель – медико-диагностический (1997г.), лечебный, медико-профилактический.
Срок обучения с 1947г. – 6 лет (было 5 лет). В конце 60-х гг. – субординатура на 6 курсе и интернатура.
С 1865г. – среднее медицинское образование (в Могилеве – повивальная школа, Гродно – 1876г.). 1955г. – термин «медучилище». Сейчас 17 медучилищ.
Уровни подготовки.
Доакадемический
2. Академический
Постакадемический (в РБ – БелМАПО, 1932г.)
Проблемы подготовки кадров.
Непрерывность обучения.
Обеспечение унифицированности.
Внедрение современных образовательных технологий.
Сокращение подготовки вречебных и сестринских кадров.
Диспропорция в обеспеченности медицинскими кадрами территорий.
Подготовка врача (медсестры) общей практики.
Проблемы поствузовской стажировки и системы повышения квалификации.
Изменения соотношения врач: медсестра (в мире врач : медсестра – 1:4, 1:5; у нас – 1:2,65).
Упорядоченное медицинских должностей, врачебных специальностей.
Нормирование труда.
ВОЗ предложен термин “непрерывность подготовки специалистов”. Обучение медицинским специальностям осуществляется в системе средних и высших медицинских учебных заведений. В настоящее время подготовка специалистов с высшим медицинским образованием проводится на факультетах: лечебно-профилактическом, медико-профилактическом, педиатрическом, стоматологическом, химико-фармацевтическом, высшего сестринского образования.
Непрерывность обучения и необходимость перехода медицинского образования к международным стандартам предусматривают совершенствование системы подготовки студентов.
В ряде вузов России предусмотрено обучение студентов на общеврачебном факультете в течение 6 лет. После окончания вуза выпускник может избрать специальность, обучаться которой будет от 1,5 до 2 лет. Учебные программы подготовки ориентированы на обучение врача общей практики (семейного врача). После окончания института обучение может быть продолжено в клинической ординатуре и аспирантуре.
Образование врача с получением диплома не заканчивается. Последипломное образование осуществляется по двум направлениям — специализация и усовершенствование. Усовершенствованию подлежит каждый врач в среднем через 5 лет работы. Проводится оно на базе институтов усовершенствования и факультетов усовершенствования при медицинских вузах. Кроме комплексной подготовки, в повышении квалификации используются курсы информатики и стажировки по специальности. Существует форма подготовки на рабочем месте в лучших медицинских учреждениях, у опытных специалистов.
Постоянному росту квалификации и развитию творческой инициативы медицинских кадров способствует аттестация врачей: определение знаний и практических навыков, присвоение квалификационной категории. Первая проводится периодически 1 раз в 5 лет, вторая — по желанию врача. По истечении 5-летнего срока врачи, имеющие квалификационные категории, проходят переаттестацию. Она проводится аттестационной комиссией. Аттестации подлежат все врачи, работающие в данном учреждении здравоохранения не менее одного года и не имеющие квалификационной категории. Молодые специалисты проходят аттестацию через 3 года после окончания интернатуры (стажировки).
Аттестационная комиссия определяет квалификацию врачей-специалистов по трем квалификационным категориям: высшая — присваивается врачам, имеющим стаж работы по данной специальности не менее 10 лет и высокую теоретическую и практическую профессиональную подготовку; первая — присваивается врачам со стажем работы по специальности не менее 7 лет; вторая — присваивается врачам со стажем работы по данной специальности не менее 5 лет.
- 1.Основные положения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2. Областные мед учреждения, их роль в обеспечении высококвалиф помощи населению. Организационно- методический отдел, его ф-ции.
- 3. Права и обязанности страхователя при медицинском страховании. Права граждан в системе медицинского страхования.
- 1. История мировоззрений о здоровье и здоровом образе жизни.
- 2. Особенности организации медицинской помощи сельскому населению, задачи на
- 3. Статистический анализ как завершающий этап статистического исследования.
- 1. Труд и отдых как составные части здорового образа жизни.
- 2. Организация стоматологической помощи в дошкольных учреждениях, школах и
- 3. . Понятие о генеральной и выборочных статистических совокупностях.
- 1. Закон Российской Федерации о медицинском страховании.
- Раздел 1. Общие положения
- 3. . Статистические таблицы. Графическое изображение результатов статистических
- 1. Схема взаимодействия субъектов медицинского страхования.
- 2. Организация стационарной помощи стоматологическим больным.
- 3. Система здравоохранения Бельгии и Швеции.
- 1. Развитие первичной мед помощи – основной приоритет национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2. Подготовка, воспитание и организация труда медицинских кадров на современном этапе развития здравоохранения. Система усовершенствования и специализации врачей и среднего медперсонала.
- 3. Относительные величины и их значение для оценки изучаемых явлений.
- 1. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования.
- 2. . Детская стоматологическая поликлиника, ее структура и содержание работы по
- 3. . Автоматизированные рабочие места (арм) врачей различных специальностей. Примеры использования арм.
- 1. Подходы к здоровью человека и общества в XXI веке.
- 2. Стоматологическая поликлиника: структура и организация работы. Роль и значение областной стоматологической поликлиники в организации помощи сельскому населению.
- 3. Статистика как общественная наука. Ее роль в медицине и здравоохранении. Предмет и определение санитарной статистики, методологические основы.
- 1. Демография: ее медико-социальные аспекты. Социальные проблемы "постарения
- 2. Обязательное и добровольное мед. Страхование. Базовая программа омс.
- 3. Основная цель и этапы работы по осуществлению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
- 1. Структурный, процессуальный и результативный подходы в обеспечении качества мед. Помощи.
- 2. . Инфекционная заболеваемость, социально-гигиеническая значимость, меры профилактики и борьбы.
- 3. История становления стоматологической помощи в России.
- 1. Основы законодательства рф об охране здоровья граждан.
- Раздел II. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов рф и органов местного
- 3. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
- 1. Проблема стандартов и стандартизации в медицине и здравоохранении.
- 2. Стоматологический рынок мед. Услуг: его структура, классификатор. Спрос в стоматологии.
- 3. Порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу. Группы инвалидности, критерии их установления. Причины инвалидности.
- 1. Жилище и его медико-социальное значение.
- 2. Детская стоматологическая поликлиника, ее структура и содержание работы по
- 3. Составные части асу (технические средства, информация, персонал); требования,
- 1.Организация охраны здоровья граждан в рф.
- 2.Организация стационарной помощи стоматологическим больным.
- 3.Порядок выдачи листка нетрудоспособности при заболеваниях и травмах.
- Основные принципы классификации стандартов
- 1.Стоматологические заболевания как соц-гигиеническая проблема. Особенности статистического изучения заболеваний полости рта и зубов.
- 2.Охрана материнства и детства: соц-гигиеническое значение, основные цели и задачи, типы лпу.
- 3.Косвенные (накладные) расходы на медицинские услуги. Методика расчета.
- 1. Основные методы исследований при изучении социально-гигиенических аспектов общественного здоровья.
- Права отдельных групп населения в области охраны здоровья
- Права граждан при оказании медико-социальной помощи
- 1.Основные положения о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную
- 2.Диспансеры, виды: их структура и организация работы.
- 3. Современное состояние и организация стоматологической помощи населению Волгоградской области.
- 1. Характеристика среды обитания и здоровье.
- 2.Скорая и неотложная медицинская помощь: задачи и организация работы. Больницы скорой медицинской помощи. Организация скорой и неотложной помощи при стоматологических заболеваниях.
- 3.Несчастный случай, врачебная ошибка, профессиональное преступление в деятельности медицинских работников.
- 1.Важнейшие болезни и их соц.-гигиеническое значение (болезни системы кровообращения, злок.Новообр, травматизм, туберкулез, нервнопсих.Заболевания)
- 2. Типы стоматологических учреждений. Руководство и координация стоматологической помощи населению. Формы и методы работы главного стоматолога (района, области, города).
- 3.Врачебная тайна, ее юридические и моральные аспекты. Условия, допускающие представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.
- 1.Реализация профилактического направления медицинской помощи на основе приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2.Медицинские учреждения как хозяйствующие субъекты.
- 3. Составление плана и программы статистического исследования.
- 1.Основные положения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2.Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.
- 3. Коэффициент достоверности и его применение.
- 1.Статистика заболеваемости населения, методика изучения.
- 2. Военно-врачебная, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы. Независимая медицинская экспертиза.
- 3.Организация ортопедический помощи населению.
- 1. Профилактика как основа сохранения и укрепления здоровья населения(первичная, вторичная, третичная).
- 2. Организация работы ортодонтического отделения
- 3. Среднее квадратическое отклонение, среднее ошибка средней арифметической и их значение в оценке отдельных признаков.
- 2.Формы и методы организации плановой санации полости рта и зубов среди групп населения.
- 3. Вариационный ряд и методы вычисления средних величин.
- 1. Организация внутриведомственной экспертизы качества медицинской помощи.
- 2.Здоровье населения, его показатели , факторы, влияющие на здоровье населения.
- 3.Роль, место, формы и методы санитарно-просветительной работы в области
- 1.Специальный учет отдельных видов заболеваемости (инфекционные заболевания, спид, важнейшие неэпидемические заболевания, госпитализированная заболеваемость).
- 2.Структура, права и обязанности страховых медицинских организаций.
- Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций
- 3. Зарубежный опыт организации мед.Обслуживания (Германия, Великобритания).
- 5. Медико-экономические стандарты.
- 6. Комплексные стандарты.
- 2. По данным воз, из всех факторов риска первое место занимает нездоровый образ жизни..
- 1. По обращаемости.
- 2. По медицинским осмотрам.
- 4. Анкетирование.
- 1. Общие показатели заболеваемости:
- 1. Приказ ффомс от 20.01.1997 n 9 "Об организации вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи в системе омс" Задачи:
- Функции:
- Условия введения информатизации здравоохранения: