logo
EKZAMYeN_OZZ

Условия введения информатизации здравоохранения:

  1. Техническое обеспечение

  2. Програмное обеспечение

  3. Правовое обеспечение

  4. Информационное обеспечение

Функциональные аспекты медицинской компьютерной системы:

Показатели качества компьютерной системы:

Категории информационных потребностей больницы:

АСУ здравоохранения – система, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации с целью оптимизации управления.

Типы АСУ:

Каждому типру организаций здравоохранения соответствует свой тип АСУ.

приказ Министерства здравоохранения СССР от 30 июля 1987 г. N 920 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ (ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ) УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОРДТП-16-87

1. Общие положения. 1.1. Отделы автоматизированных систем управления создаются соответствующими решениями министров здравоохранения, руководителей краевых, областных и городских органов здравоохранения и аптечных управлений для внедрения и эксплуатации автоматизированных систем управления (АСУ) и обработки медицинской информации:больничного учреждения (клиники) мощностью 700 коек и более (в том числе объединенного с поликлиникой);амбулаторно-поликлинического учреждения, оказывающего медицинскую помощь 25 тыс. и более человек; медико-санитарной части, обслуживающей не менее 10 тыс. работников; диагностического центра, проводящего углубленные медицинские обследования больных в объеме 500 и более человек в смену; станции скорой и неотложной медицинской помощи, обслуживающей территорию с населением не менее 500 тыс. человек; республиканской, краевой, областной, городской (городов республиканского подчинения с районным делением) санитарно-эпидемиологической станции; республиканской, краевой, областной, городской аптечной базы (склада) и межбольничной аптеки. 1.2. Отдел АСУ может создаваться в учреждении, оснащенном ЭВМ или арендующем машинное время в сторонних организациях (учреждениях)

1.3. Отдел АСУ в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, приказами и указаниями руководства учреждения здравоохранения, общеотраслевыми и отраслевыми инструкциями, руководящими и методическими материалами головных организаций системы Минздрава СССР по разработке и эксплуатации АСУ и ЭВМ, настоящим Положением. 1.4. Работа отдела АСУ проводится во взаимодействии с другими подразделениями учреждения в соответствии с планом работ и другими нормативными документами. 1.5. Отдел АСУ подчиняется руководителю учреждения. 1.6. Методическое руководство работами отдела АСУ осуществляет вышестоящий информационно - вычислительный центр (ИВЦ) органа здравоохранения, а при их отсутствии - вышестоящий орган здравоохранения. 1.7. Отдел АСУ возглавляет начальник отдела, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности в установленном порядке. 1.8. Техническое оснащение отдела АСУ определяется в соответствии с задачами и способами обработки информации, предусмотренными проектно-технической документацией на автоматизированные системы в зависимости от типа учреждения здравоохранения. 2. Задачи и функции отдела АСУ. 2.1. Основными задачами отдела АСУ являются: привязка утвержденных министерствами здравоохранения СССР или союзной республики проектов на автоматизированные системы или программные комплексы к ЭВМ к условиям конкретного учреждения, их внедрение и эксплуатация; обеспечение надежного функционирования автоматизированных систем, технических и программных средств. 2.2. Отдел АСУ в соответствии с возложенными задачами выполняет следующие функции:проведение обследования объекта автоматизации, разработка технико-экономических обоснований на приобретение средств вычислительной техники и использование программных средств, подготовка учреждения к внедрению автоматизированной системы; осуществляет совместно с разработчиком привязку проектов автоматизированных систем, прогрессивных программных средств и систем управления базами данных (СУБД), расширяющих возможности ЭВМ, их внедрение и эксплуатацию; обеспечивает совместно с медицинскими и фармацевтическими работниками функционирование автоматизированных систем;

Билет № 39

1. Стоимость — это количество труда, вложенного в оказание медицинской услуги определенного (заданного) качества. Любая услуга характеризуется тем, что процесс производства совпадает с процессом реализации. Структурными элементами цены (тарифа) на медицинские услуги являются себестоимость и прибыль. Себестоимость рассчитывается за предшествующий период времени. При этом отдельно определяются затраты на лечение одного больного в каждом отделении стационара с учетом расходов по всем статьям, категория сложности лечения и цены на услуги в параклинических отделениях. Себестоимость — это выраженные в денежной форме материальные затраты и оплата труда работников ЛПУ в расчете на единицу услуг (прикрепленного жителя, пролеченного больного и т. п.). Себестоимость показывает, в какую сумму обходится учреждению медицинское обслуживание, отражает текущие расходы. Себестоимость является важнейшим экономическим показателем, обобщающим деятельность учреждений.     Платные услуги были введены в первую очередь при оказании следующих видов медицинской помощи: процедуры и хирургические операции косметического характера, аборты, судебно-медицинская экспертиза, контактная коррекция зрения, протезирование зубов, массаж.     Бесплатными остались все виды помощи при социально значимых заболеваниях и для отдельных контингентов населения (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды и др.). Регулирование рынка в здравоохранении осуществляется по линии указанных платных и бесплатных услуг, а также по линии установления цен на медицинские услуги, развития личного интереса в предпринимательстве, приватизации, в свободном выборе пациентом лечащего врача и медицинского учреждения. Проблема маркетинга также актуальна в здравоохранении и заключается в том, как наилучшим образом найти рынок сбыта продукции и медицинских услуг, получить прибыль. Исходными для формирования цен на медицинские услуги являются себестоимость и прибыль. В себестоимости учитываются все затраты учреждения, связанные с оказанием медицинской помощи населению, начиная от оплаты труда и кончая расходами на медикаменты, питание больных, амортизацию основных фондов.     Размер прибыли, включаемой в тарифы на медицинские услуги, должен определяться исходя из величины фонда производственного и социального развития, материального поощрения и финансового резерва. Методика разработки тарифов на медицинские услуги сейчас пересматривается и совершенствуется. Тарифы разрабатываются в зависимости от категории сложности лечения пациентов и клинико-статистических групп, которые определяются на основе статистических данных, полученных экспертными советами лечебных учреждений. Определение цены на медицинские услуги является наиболее сложным и трудным моментом в условиях развития хозрасчетных отношений и внедрения медицинского страхования. Есть несколько подходов: определение цены на основе оплаты по установленным тарифам; специально определяемые цены с учетом клинико-статистических групп населения; по договорным ценам или соглашениям; по разработанным и принятым стандартам. Важно, чтобы при ценообразовании соблюдались 2 условия: 1) стоимость лечения в разных учреждениях должна быть примерно одинаковой; 2) все пациенты должны иметь право на получение медицинской помощи одинакового объема и надлежащего качества.

Ценообразование в здравоохранении

 

В здравоохранении с переходом к рыночной экономике и р аз в и т и е м с е к то р а п л ат н о й м ед и ц и н ы п р о це с с ф о р м и р о ва н и я и р е г ул и р о ва н и я це н н а ус л у г и существенно изменился. Особенность отрасли – высокая общественная значимость и наличие положительных внешних эффектов.

Источники финансирования здравоохранения РФ:

1) б ю д ж е т ы в с е х у р о в н е й ф и н а н с и р у ю т психиатрию, кардиохирургию, содержание домов ребенка, программы попрофилактикеи лечению туберкулеза и СПИДа, оказание услуг скорой помощи, государственные капитальные вложения, приобретение дорогостоящего оборудования и т.д.;

2) отчисления из средств предприятий и организаций, поступающих в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС), на основе которых застрахованным

гражданам гарантируется оказание медицинской и лекарственной помощи в законодательно установленном объеме;

3) спонсорская помощь в форме приобретения оборудования и медикаментов, финансирования лечения отдельных категорий граждан и т.д.;

4) с р ед с т в а п р ед п р и я т и й и о р га н и з а ц и й , о т д е л ь н ы х г р а ж д а н , н а п р а в л е н н ы х н а о п л а т у добровольного медицинского страхования;

5) денежные средства, полученные медицинскими учреждениями за оказание платных медицинских услуг.

Цены на медицинские услуги делятся на два вида:регулируемые в виде тарифов на услуги, оказываемые в системе ОМС, и свободные - на платные медицинские

услуги и услуги, которые оказываются в системе добровольного медицинского страхования.

Схема установления тарифов на услуги учреждений, входящих в систему ОМС. Средства из бюджета населенного пункта (за неработающих) и часть средств

социального налога (за работающих) стекается в т е р р и т о р и а л ь н ы й ф о н д О М С , в к о т о р о м о н и распределяются по страховым компаниям в зависимости

от количества застрахованных граждан в каждой. Это распределение происходит в соответствии с подушевыми нормативами которые рассчитываются на основе объема средств, предназначенных для финансирования ОМС и ч и с л е н н о с т и з а с т р а х о в а н н ы х г р а ж д а н , дифференцированным с учетом пол овозрастных коэффициентов. В соответствии с Приказом Федерального фонда ОМС от 14 апреля 1994 г. №16 «О расчете тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан» выделяют два способа оплаты медицинской помощи.

1. Для амбулаторно-поликлинических учреждений:

1) за отдельную прост ую услугу (осмотр, манипуляцию, процедуру);

2) за отдельную услугу по единой системе тарифов, выраженных в баллах;

3) з а к о м п л е к с н у ю у с л у г у в с л у ч а е поликлинического обслуживания (обращения к врачу);

4) за законченный случай лечения (вылеченного больного);

5) п о п о д у ш е в о м у п р и н ц и п у ( н а о д н о г о обслуживаемого учреждением пациента с учетом половозрастной структуры и других параметров, влияющих на объем потребления медицинской помощи).

2. Схема определения цен на услуги стационарных учреждений:

1) н а с л у ч а й г о с п и т а л и з а ц и и (дифференцированно по профилю, отделению или заболеванию);

2) по к линик о-статистическ ой группировк е,

п р е д с т а в л я ю щ е й с о б о й г р у п п и р о в к у с л у ч а е в госпитализации однородных по клиническим, медико- демографическим и экономическим параметрам на основе медико-экономических стандартов.

2. 1. Самостоятельные стоматологические поликлиники (взрослые и детские).

2. Стоматологические отделения (кабинеты) в составе территориаль­ных (многопрофильных) поликлиник, больниц, медико-санитар­ных частей предприятий и ведомств.

3. Стоматологические кабинеты в больницах, женских консультаци­ях, диспансерах, в школах и дошкольных учреждениях, в высших и средних специальных учебных заведениях, на врачебных здравпун­ктах предприятий и т.д.

4. Медицинские вузы и центры, предоставляющие стоматологиче­скую помощь. Функционируют специализированные стоматоло­гические центры по лечению заболеваний слизистой оболочки

В номенклатуре государственных учреждений — республиканские, областные, городские, районные, межрайонные, взрослые и детские стоматологические поликлиники, отделения и кабинеты.

Стоматологическая служба в России состоит из государственной, муниципальной и частной сети стоматологических организаций.

Кроме государственных и муниципальных медицинских учреж­дений в нашей стране, в последнее 10-летие сформировался сектор частных медицинских стоматологических организаций различных ор­ганизационно-правовых форм.

Медицинские кадры в стоматологических учреждениях в городах с населением свыше 25 тыс. человек формируются в соответствии с приказом МЗ СССР от 01.10.76 г. № 950 «О штатных нормативах меди­цинского персонала стоматологических поликлиник». В соответствии с приказом должности врачей-стоматологов и врачей-стоматологов-хирургов (суммарно) устанавливаются из расчета:

а) 4 должности на 10 тыс. человек взрослого населения города, где расположена поликлиника;

б) 2,5 должности на 10 тыс. человек взрослого сельского населения;

в) 2,7 должности на 10 тыс. человек взрослого населения других на­селенных пунктов;

г) 0,45 должности суммарно (терапевтов, хирургов, ортодонтов) на 1000 детей, проживающих в городе, где расположена поликлиника.

Должность заведующего стоматологическим отделением устанавливает­ся исходя из расчета 1 на 12 должностей врачей-стоматологов и вра­чей-стоматологов-хирургов, но не более 3 должностей на поликлини­ку.

Должности медицинских сестер врачебных кабинетов устанавлива­ются:

а) 1 на 1 должность врача-стоматолога-хирурга;

б) 1 на 2 должности врачей-стоматологов;

в) 1 на 3 должности врачей-стоматологов-протезистов. (Эта долж­ность содержится на хозрасчете или за счет специальных средств.)

Должности младшего медицинского персонала устанавливаются:

а) 1 на 1 должность врача-стоматолога-хирурга;

б) 1 на 3 должности врачей-стоматологов;

в) 1 на 3 должности врачей-стоматологов-протезистов. (Эта долж­ность содержится на хозрасчете или за счет специальных средств.)

Новым структурным подразделением крупных стоматологических поликлиник стали пункты неотложной стоматологической помощи. Они организованы в столичных городах административных территорий для обеспечения круглосуточной помощи всем лицам, обращающим­ся по поводу острой боли, кровотечений, острых воспалительных про­цессов, травматических повреждений зубов, челюстей и другой острой патологии.

3. В Японии с 1961 г. введено общенациональное страхование здоровья, и в настоящее время финансирование здравоохранения осуществляется главным образом за счет фондов страхования. Большинство населения Японии застраховано либо по территориальному, либо по производствен­ному принципу.

Территориальный принцип применяется, как правило, в отношении не­работающих (инвалидов и др.), а также в отношении мелких собственников и членов их семей. Они платят страховые взносы в Ассоциацию националь­ного страхования здоровья. Размер взноса зависит от величины дохода, ме­ста жительства, состава семьи. Пособия предоставляются в виде денежных выплат и льготной медицинской помощи. Предусмотрены льготы для заст­рахованных: они составляют до 90% стоимости медицинских услуг. Паци­енты полностью оплачивают стоимость лекарств, пост частной медицин­ской сестры, пребывание в отдельной больничной палате. Тарифы на меди­цинские услуги фиксированы и утверждаются Министерством здравоохра­нения и социального обеспечения.

Производственный принцип страхования охватывает лиц наемного тру­да и их иждивенцев. Для работников средних и мелких предприятий стра­ховщиком выступает само государство. Администрация и работники круп­ного предприятия или нескольких предприятий одной отрасли могут со­здать страховое общество.

По закону о благосостоянии престарелых лица старше 60 лет имеют право на ежегодное бесплатное медицинское освидетельствование, для них бесплатна консультативная и сестринская помощь. Пациенты старше 70 лет обеспечиваются полностью бесплатным медицинским обслуживанием.

Кроме того, в Японии есть общественные фонды, финансирующие ме­роприятия по профилактике туберкулеза, психических, инфекционных, на­следственных заболеваний и компенсирующие ущерб, причиненный здоро­вью граждан загрязнением окружающей среды.

КИТАЙ

После образования КНР в 1949 г. китайское правительство стало создакать много медицинских и здравоохранительных учреждений и подготовке медицинских кадров. Сегодня по всей стране имеются больницы разного уровня и медицинские организации, сформирована целостная лечебно-профилактическая сеть в городах и сельских районах. В больших городах функционируют крупные специализированные клиники, включая госпитали традиционной медицины. В средних по величине городах всех провинций и автономных районов также работают комплексные и специализированные больницы с современным оборудованием. В большинстве сельских районов внедрена трехступенчатая лечебно-профилактическая сеть на уровне уезда, волости и деревни; в уездах созданы центральные уездные больницы, в волостях – волостные амбулатории, в административных деревнях – медпункты.

Здравоохранение в КНР стало одним из самых важных направлений развития государства. В Китае начали работать квалифицированные медицинские кадры, была сформирована целостная система учебных медицинских заведений Несколько десятилетий назад в Китае на 1000 человек приходилось 1,48 врача и 2,34 больничной койки, то к концу 1998 г. в стране уже насчитывалось 310 тыс. медицинских организаций включая амбулатории; 3,14 млн больничных коек; 4,42 млн медперсонала, из которых 1,41 млн врачей в больницах и санэпидемстанциях и 1,07 млн медсестер, что в десятки раз выше, чем аналогичные показатели после Второй мировой войны.

Медицинская наука в Китае сегодня активно развивается, усиливается контроль над применением медикаментов и санитарный надзор. Создана система медицинского страхования для рабочих и служащих в городах и поселках на основе общественного планирования и взносов частных лиц, причем сфера действия этой системы постепенно расширяется. Заметно снизился уровень заболеваемости многими инфекционными болезнями, а эпидемии эффективно локализованы. В целях полной ликвидации инфекционных заболеваний и эпидемий китайское правительство приняло закон «О профилактике и лечении инфекционных болезней» и другие документы, активно проводит работу по иммунизации. Успешно завершена иммунологическая вакцинация детей, что позволило значительно снизить уровень заболеваемости корью, полиомиелитом, дифтерией, коклюшем, эпидемическим энцефалитом и другими болезнями.

В настоящее время состояние здоровья городского и сельского населения Китая значительно улучшилось по сравнению с периодом до 1949 г. Средняя продолжительность жизни населения по всей стране увеличилась вдвое. Около 75% жителей Китая проживает в сельских районах, поэтому провинциальная медицина и здравоохранение находятся в центре внимания государства, которое постоянно занимается профилактической медициной, благодаря чему значительно улучшилось состояние здоровья населения.

Билет № 40

1. Основатели отечественной социальной медицины определяли социальную медицину как науку об общественном здоровье и здравоохранении. Основной ее задачей являются изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения, разработка научно обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных социальных условий и факторов, а также оздоровительных мероприятий для повышения уровня здоровья населения. Основное назначение социальной медицины и управления здравоохранением как науки и учебной дисциплины — оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их оптимизация.

Структура предмета: 1) история здравоохранения; 2) теоретические проблемы здравоохранения; 3) состояние здоровья и методы его изучения; 4) организация медико-социального обеспечения и медицинского страхования; 5) организация медицинской помощи населению; 6) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 7) экономические и планово-организационные формы совершенствования здравоохранения, менеджмент, маркетинг и моделирование медицинских услуг; 8) международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения.

Методы медико-социальных исследований: 1) исторический; 2) динамического наблюдения и описания; 3) санитарно-статисти­ческий; 4) медико-социологического анализа; 5) экспертных оценок; 6) системного анализа и моделирования; 7) организационного эксперимента; 8) планово-нормативный и др.

Социальная медицина — это наука о стратегии и тактике здравоохранения. Объектами медико-социальных исследований являются: 1) группы лиц, население административной территории; 2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы); 3) органы здравоохранения; 4) объекты окружающей среды; 5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др.

Социальные факторы и здоровье.

Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие “образ жизни”, доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.

Образ жизни — ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят: 1) трудовая деятельность и условия труда; 2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.); 3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой; 4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками); 5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи; 6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса; 7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни). С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).

2. Острой проблемой стала проблема загрязнения окружающей среды антропогенными токсикантами: мировое поступление ежегодно составляет для оксидов углерода 25.5 млрд. тонн, для оксидов азота - 65 млрд. тонн и т.д.Отрицательное воздействие на окружающую среду оказывают промышленные предприятия, автотранспорт, испытания ядерного оружия чрезмерное применение минеральных удобрений и пестицидов и др.. В результате антропогенной деятельности человека на земном шаре по данным Института Всемирного наблюдения происходит:

3. Основными задачами являются: 1. Обеспечение реализации Закона РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан РФ";2. Обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;3. Достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;4. Участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;5. Обеспечение ее финансовой устойчивости. Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования создаются местными органами власти и действуют на основании Положения «О территориальном фонде обязательного медицинского страхования».Территориальные ФОМС создаются на территориях субъектов РФ, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти. Территориальный фонд ОМС является основным организаторским звеном. Он осуществляет регистрацию плательщиков, сбор, учет и контроль за поступлением страховых взносов и платежей, обеспечивает всеобщность медицинского страхования не местном уровне. Фонд финансирует медицинскую помощь населению через страховые медицинские организации и через свои филиалы. ТФОМС выполняет следующие функции в организации ОМС:

  1. собирают страховые взносы на ОМС;

  2. осуществляют финансирование территориальных программ ОМС;

  3. заключают договоры со страховыми медицинскими организациями (СМО) на финансирование проводимых СМО программ ОМС по утверждаемым ТФОМС дифференцированным душевым нормативам;

  4. осуществляют инвестиционную и иную финансово-кредитную деятельность, в том числе предоставляют страховым медицинским организациям кредиты при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

  5. формируют финансовые резервы для обеспечения устойчивости функционирования ОМС, в том числе нормированный страховой запас в размере двухмесячного объема финансирования территориальных программ (сейчас резерв понижен до ? месячного объема);

  6. осуществляют выравнивание условий финансирования ОМС по территориям городов и районов;

  7. разрабатывают и утверждают правила ОМС граждан на соответствующей территории;

  8. организуют банк данных по всем страхователям и осуществляют контроль за порядком начисления и своевременностью уплаты страховых взносов;

  9. участвуют в разработке тарифов оплаты медицинских услуг;

  10. осуществляют взаимодействие с федеральными и другими территориальными фондами.