logo
EKZAMYeN_OZZ

Функции:

2. Классификация ВОЗ подразделяет профилактику на первичную, вторичную и третичную. Вторичная профилактика — это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение рецидивов и осложнений заболеваний. Основным мероприятием по вторичной профилактике стоматологических заболеваний является санация полости рта.

В. Ф. Рудько предложил различает формы санации: индивидуальную, организованную (разовую или периодическую) и плановую.

Индивидуальная санация проводится по обращаемости населения, т. е. когда пациент обратился к врачу-стоматологу по поводу лечения конкретного больного зуба. При этом лечат все нуждающиеся в этом зубы и удаляют имеющиеся назубные отложения.

Разовая, или периодическая санация предполагает одномоментную санацию полости рта в организованных коллективах (школах, промышленных предприятиях и др.) или у определенных групп населения (допризывники, беременные, ветераны и инвалиды) с определенной периодичностью (например, один раз в год). Это более эффективная форма санации, направлена на устранение имеющихся патологических процессов. Возможность сохранить зубы, предупредить возникновение стоматологических заболеваний, в частности кариеса, и избежать развития его осложнений предоставляет плановая санация. Она позволяет выявить формы поражения зубов и добиться своевременного и полного излечения. Методы: централизованные, децентрализованные и бригадные (смешанные). Выбор метода зависит от распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний, состояния стоматологической службы, обслуживаемого контингента населения и других факторов. Централизованный метод плановой санации проводится в стомат. ЛПУ (отделения) и предусматривает осмотр, диагностику и все виды лечения стоматологических заболеваний. Работа врача-стоматолога в стационарных условиях при наличии хорошего оборудования, достаточного количества инструментария и высокого качества материалов позволяет проводить централизованную плановую санацию на хорошем уровне. Но представляет определенные сложности доставка пациентов в поликлиники, особенно когда речь идет о детях. Эти трудности можно исключить, применяя децентрализованный метод плановой санации. Врач-стоматолог направляется в организованные коллективы (школы, промышленные предприятия, учреждения и организации), в которых оборудуется стоматологический кабинет. Недостаток метода - врач работает в неблагоприятных условиях, чаще всего на плохом или портативном оборудовании, при недостатке инструментария, невозможности использовать современные материалы, проводить дезинфекционные мероприятия и стерилизацию, => снижается качество санационных мероприятий. Для проведения плановой санации в больших коллективах и сокращения продолжительности этой работы используется бригадный метод. Он предусматривает формирование бригады из 3—5 стоматологов разных специальностей, 1—2 медицинских сестер. Имеется опыт использования для Этих целей специально оснащенных автобусов, особенно при выезде в населенные пункты сельских районов. Однако этому методу присущи те же недостатки, что и предыдущему. Для количественной оценки санационной работы используется ряд показателей. 1. Охват профилактическими осмотрами (%): всего осмотрено ---------------------- х 100. подлежало осмотру 2. Нуждаемость в санации (%): нуждается в санации ------------------------- х 100. подлежало осмотру 3. Охват санацией от осмотренных (%): всего осмотрено ----------------------- х 100. подлежало осмотру 4. Охват санацией от нуждающихся (%): всего санировано ----------------------- х 100. подлежало осмотру Правильно организованная и проводимая на высоком качественном уровне плановая профилактическая санация позволяет снизить стоматологическую заболеваемость.

3.

Билет № 38

1. Установление нетрудоспособности имеет медико-биологическое, социальное и юридическое значение, является важной и ответственной задачей врача, требующей необходимых медицинских знаний, практического опыта и обязательного учета конкретных условий труда, трудового анамнеза нетрудоспособного.

Экспертиза нетрудоспособности — это определение возможности данного человека выполнять свои профессиональные обязанности на ос­новании Медицинского и Социального критериев.

Трудоспособность — совокупность физических и духовных возмож­ностей человека (зависящих от состояния его здоровьяГпойоляющих ему заниматься трудовой деятельностью. На основании данных всестороннего медицинского освидетельствова­ния врач устанавливает наличие заболевания у конкретного человека

Медицинский критерий трудоспособности - это наличие заболе­вания, его осложнений, клинический прогноз.

Врач, исходя из степени выраженности функциональных нарушении, характера и течения патологического процесса, выполняемой работы пациента, условий его труда решает его вопрос о социальном крите­рии трудоспособности и о выдаче больному листка нетрудоспособности Следовательно, социальный критерий трудоспособности определяет при наличии заболевания трудовой прогноз при конкретной должности и

Медицинский и социальный критерии должны быть всегда четко определены и отражены в амбулаторной карте больного человека

Медицинский критерий является ведуцщм в установлении факта не­трудоспособности. Однако не всегда именно заболевание является при­знаком нетрудоспособности. Бывают случаи, когда здоровый человек не может трудиться в своей профессии. Например, у жены повара обнаружен гепатит. Сам повар здоров, однако он не может готовить пищу так как у него есть контакт по гепатиту.

Основной задачей экспертизы трудоспособности является определение возможности данного человека выполнять свои профессиональные обязанности в зависимости от медицинского и социального критери­ев. Кроме того, в задачи врачебной экспертизы трудоспособности входит:

-определение лечения и режима, необходимых для восстановления и улучшения здоровья человека;

* определение степени и длительности нетрудоспособности наступив­шей вследствие заболевания, несчастного случая или других причин

-рекомендация наиболее рационального и полного использования труда лиц с ограниченной трудоспособностью без ущерба для их здоровья.

* выявление длительной или постоянной утраты трудоспособности и направление таких больных на медико-социальную экспертную комиссию.

2. Фактические расходы мед. учреждения – прямые и косвенные.

К прямым расходам относятся затраты, непосредственно

связанные с медицинской услугой и потребляемые в процессе ее оказания:

- оплата труда основного персонала ;

- начисления на оплату труда основного персонала;

- материальные затраты, потребляемые в процессе оказания

медицинской услуги полностью (медикаменты, перевязочные средства,

продукты питания, одноразовые медицинские принадлежности и др.);

- износ мягкого инвентаря по основным подразделениям;

- износ медицинского и прочего оборудования, используемого

непосредственно в лечебно - диагностическом процессе.

К косвенным расходам относятся те виды затрат, которые

необходимы для обеспечения деятельности учреждения, но не потребляемые

непосредственно в процессе оказания медицинской услуги

Виды затрат:

Полные затраты (издержки) - полная стоимость предоставления (производства) медицинской помощи данного объема; cумма постоянных и переменных затрат (издержек). Переменные затраты (издержки) - затраты, зависящие от объема предоставляемых медицинских услуг. Постоянные затраты (издержки) - затраты, которые возникают независимо от объема предоставляемых услуг, изменяющиеся в зависимости от времени, но не от объема производимых услуг.

Например, при использовании рентгеновского оборудования:

постоянные затраты — капитальные затраты на покупку рентгеновского аппарата,

переменные затраты — пленка, персонал и т. д. плюс некоторый дополнительный капитал на покупку нового аппарата, если число необходимых рентгеновских исследований превзойдет возможности имеющегося аппарата.

Средние затраты (издержки) представляют собой стоимость производства единицы товара, полученную делением суммы постоянных и переменных затрат на число единиц продукции (полная стоимость услуг, деленная на число оказанных услуг). Маржинальные издержки (затраты) представляют собой затраты на производство дополнительной единицы продукции (затраты на оказание дополнительных услуг или сбережения при оказании меньшего числа услуг).

3. Медицинская информатика –развивающаяся научная отрасль, имеющая дело с накоплением, поиском и оптимальным использованием био- медицинской информации, баз данных и знаний для решения различных медицинских задач.

Основная цель информатизации здравоохранения – обеспечение функционирования отрасли путем информационно-компьютерной поддержки медицинских технологий на всех уровнях для повышения качества лечебно-профилактической помощи и эффективности управления здравоохранением.