Функции:
совместно с другими структурными подразделениями АОФОМС разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в части совершенствования экспертизы качества медицинской помощи;
разрабатывает нормативно-методические документы территориального уровня по вопросам организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи;
организует проведение вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи, повторной экспертизы (метаэкспертизы) по принятой на территории области методике;
осуществляет взаимодействие с департаментом здравоохранения Архангельской области, лицензионно-аккредитационной комиссией, медицинскими организациями, профессиональными медицинскими ассоциациями, СМО, независимыми экспертными организациями по вопросам, касающимся организационно-методического и правового обеспечения экспертизы качества медицинской помощи;
проводит анализ деятельности АОФОМС, его межрайонных филиалов, других участников и субъектов ОМС по выполнению принятых законодательно-нормативных документов в части вопросов, находящихся в компетенции отдела;
принимает участие в подготовке и проведении совещаний, семинаров, научно-практических конференций;
осуществляет работу с письмами, запросами, жалобами по вопросам, находящимся в компетенции отдела;
проводит разъяснительную работу среди медицинских работников и населения об их правах, обязанностях и ответственности в системе вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи.
В настоящее время вневедомственная экспертиза осуществляется в два этапа:1 этап - текущая экспертиза (или скрининг качества медицинской помощи) 2 этап - адресная углубленная экспертиза качества медицинской помощи.
2. Классификация ВОЗ подразделяет профилактику на первичную, вторичную и третичную. Вторичная профилактика — это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение рецидивов и осложнений заболеваний. Основным мероприятием по вторичной профилактике стоматологических заболеваний является санация полости рта.
В. Ф. Рудько предложил различает формы санации: индивидуальную, организованную (разовую или периодическую) и плановую.
Индивидуальная санация проводится по обращаемости населения, т. е. когда пациент обратился к врачу-стоматологу по поводу лечения конкретного больного зуба. При этом лечат все нуждающиеся в этом зубы и удаляют имеющиеся назубные отложения.
Разовая, или периодическая санация предполагает одномоментную санацию полости рта в организованных коллективах (школах, промышленных предприятиях и др.) или у определенных групп населения (допризывники, беременные, ветераны и инвалиды) с определенной периодичностью (например, один раз в год). Это более эффективная форма санации, направлена на устранение имеющихся патологических процессов. Возможность сохранить зубы, предупредить возникновение стоматологических заболеваний, в частности кариеса, и избежать развития его осложнений предоставляет плановая санация. Она позволяет выявить формы поражения зубов и добиться своевременного и полного излечения. Методы: централизованные, децентрализованные и бригадные (смешанные). Выбор метода зависит от распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний, состояния стоматологической службы, обслуживаемого контингента населения и других факторов. Централизованный метод плановой санации проводится в стомат. ЛПУ (отделения) и предусматривает осмотр, диагностику и все виды лечения стоматологических заболеваний. Работа врача-стоматолога в стационарных условиях при наличии хорошего оборудования, достаточного количества инструментария и высокого качества материалов позволяет проводить централизованную плановую санацию на хорошем уровне. Но представляет определенные сложности доставка пациентов в поликлиники, особенно когда речь идет о детях. Эти трудности можно исключить, применяя децентрализованный метод плановой санации. Врач-стоматолог направляется в организованные коллективы (школы, промышленные предприятия, учреждения и организации), в которых оборудуется стоматологический кабинет. Недостаток метода - врач работает в неблагоприятных условиях, чаще всего на плохом или портативном оборудовании, при недостатке инструментария, невозможности использовать современные материалы, проводить дезинфекционные мероприятия и стерилизацию, => снижается качество санационных мероприятий. Для проведения плановой санации в больших коллективах и сокращения продолжительности этой работы используется бригадный метод. Он предусматривает формирование бригады из 3—5 стоматологов разных специальностей, 1—2 медицинских сестер. Имеется опыт использования для Этих целей специально оснащенных автобусов, особенно при выезде в населенные пункты сельских районов. Однако этому методу присущи те же недостатки, что и предыдущему. Для количественной оценки санационной работы используется ряд показателей. 1. Охват профилактическими осмотрами (%): всего осмотрено ---------------------- х 100. подлежало осмотру 2. Нуждаемость в санации (%): нуждается в санации ------------------------- х 100. подлежало осмотру 3. Охват санацией от осмотренных (%): всего осмотрено ----------------------- х 100. подлежало осмотру 4. Охват санацией от нуждающихся (%): всего санировано ----------------------- х 100. подлежало осмотру Правильно организованная и проводимая на высоком качественном уровне плановая профилактическая санация позволяет снизить стоматологическую заболеваемость.
3.
Билет № 38
1. Установление нетрудоспособности имеет медико-биологическое, социальное и юридическое значение, является важной и ответственной задачей врача, требующей необходимых медицинских знаний, практического опыта и обязательного учета конкретных условий труда, трудового анамнеза нетрудоспособного.
Экспертиза нетрудоспособности — это определение возможности данного человека выполнять свои профессиональные обязанности на основании Медицинского и Социального критериев.
Трудоспособность — совокупность физических и духовных возможностей человека (зависящих от состояния его здоровьяГпойоляющих ему заниматься трудовой деятельностью. На основании данных всестороннего медицинского освидетельствования врач устанавливает наличие заболевания у конкретного человека
Медицинский критерий трудоспособности - это наличие заболевания, его осложнений, клинический прогноз.
Врач, исходя из степени выраженности функциональных нарушении, характера и течения патологического процесса, выполняемой работы пациента, условий его труда решает его вопрос о социальном критерии трудоспособности и о выдаче больному листка нетрудоспособности Следовательно, социальный критерий трудоспособности определяет при наличии заболевания трудовой прогноз при конкретной должности и
Медицинский и социальный критерии должны быть всегда четко определены и отражены в амбулаторной карте больного человека
Медицинский критерий является ведуцщм в установлении факта нетрудоспособности. Однако не всегда именно заболевание является признаком нетрудоспособности. Бывают случаи, когда здоровый человек не может трудиться в своей профессии. Например, у жены повара обнаружен гепатит. Сам повар здоров, однако он не может готовить пищу так как у него есть контакт по гепатиту.
Основной задачей экспертизы трудоспособности является определение возможности данного человека выполнять свои профессиональные обязанности в зависимости от медицинского и социального критериев. Кроме того, в задачи врачебной экспертизы трудоспособности входит:
-определение лечения и режима, необходимых для восстановления и улучшения здоровья человека;
* определение степени и длительности нетрудоспособности наступившей вследствие заболевания, несчастного случая или других причин
-рекомендация наиболее рационального и полного использования труда лиц с ограниченной трудоспособностью без ущерба для их здоровья.
* выявление длительной или постоянной утраты трудоспособности и направление таких больных на медико-социальную экспертную комиссию.
2. Фактические расходы мед. учреждения – прямые и косвенные.
К прямым расходам относятся затраты, непосредственно
связанные с медицинской услугой и потребляемые в процессе ее оказания:
- оплата труда основного персонала ;
- начисления на оплату труда основного персонала;
- материальные затраты, потребляемые в процессе оказания
медицинской услуги полностью (медикаменты, перевязочные средства,
продукты питания, одноразовые медицинские принадлежности и др.);
- износ мягкого инвентаря по основным подразделениям;
- износ медицинского и прочего оборудования, используемого
непосредственно в лечебно - диагностическом процессе.
К косвенным расходам относятся те виды затрат, которые
необходимы для обеспечения деятельности учреждения, но не потребляемые
непосредственно в процессе оказания медицинской услуги
Виды затрат:
Полные затраты (издержки) - полная стоимость предоставления (производства) медицинской помощи данного объема; cумма постоянных и переменных затрат (издержек). Переменные затраты (издержки) - затраты, зависящие от объема предоставляемых медицинских услуг. Постоянные затраты (издержки) - затраты, которые возникают независимо от объема предоставляемых услуг, изменяющиеся в зависимости от времени, но не от объема производимых услуг.
Например, при использовании рентгеновского оборудования:
постоянные затраты — капитальные затраты на покупку рентгеновского аппарата,
переменные затраты — пленка, персонал и т. д. плюс некоторый дополнительный капитал на покупку нового аппарата, если число необходимых рентгеновских исследований превзойдет возможности имеющегося аппарата.
Средние затраты (издержки) представляют собой стоимость производства единицы товара, полученную делением суммы постоянных и переменных затрат на число единиц продукции (полная стоимость услуг, деленная на число оказанных услуг). Маржинальные издержки (затраты) представляют собой затраты на производство дополнительной единицы продукции (затраты на оказание дополнительных услуг или сбережения при оказании меньшего числа услуг).
3. Медицинская информатика –развивающаяся научная отрасль, имеющая дело с накоплением, поиском и оптимальным использованием био- медицинской информации, баз данных и знаний для решения различных медицинских задач.
Основная цель информатизации здравоохранения – обеспечение функционирования отрасли путем информационно-компьютерной поддержки медицинских технологий на всех уровнях для повышения качества лечебно-профилактической помощи и эффективности управления здравоохранением.
- 1.Основные положения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2. Областные мед учреждения, их роль в обеспечении высококвалиф помощи населению. Организационно- методический отдел, его ф-ции.
- 3. Права и обязанности страхователя при медицинском страховании. Права граждан в системе медицинского страхования.
- 1. История мировоззрений о здоровье и здоровом образе жизни.
- 2. Особенности организации медицинской помощи сельскому населению, задачи на
- 3. Статистический анализ как завершающий этап статистического исследования.
- 1. Труд и отдых как составные части здорового образа жизни.
- 2. Организация стоматологической помощи в дошкольных учреждениях, школах и
- 3. . Понятие о генеральной и выборочных статистических совокупностях.
- 1. Закон Российской Федерации о медицинском страховании.
- Раздел 1. Общие положения
- 3. . Статистические таблицы. Графическое изображение результатов статистических
- 1. Схема взаимодействия субъектов медицинского страхования.
- 2. Организация стационарной помощи стоматологическим больным.
- 3. Система здравоохранения Бельгии и Швеции.
- 1. Развитие первичной мед помощи – основной приоритет национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2. Подготовка, воспитание и организация труда медицинских кадров на современном этапе развития здравоохранения. Система усовершенствования и специализации врачей и среднего медперсонала.
- 3. Относительные величины и их значение для оценки изучаемых явлений.
- 1. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования.
- 2. . Детская стоматологическая поликлиника, ее структура и содержание работы по
- 3. . Автоматизированные рабочие места (арм) врачей различных специальностей. Примеры использования арм.
- 1. Подходы к здоровью человека и общества в XXI веке.
- 2. Стоматологическая поликлиника: структура и организация работы. Роль и значение областной стоматологической поликлиники в организации помощи сельскому населению.
- 3. Статистика как общественная наука. Ее роль в медицине и здравоохранении. Предмет и определение санитарной статистики, методологические основы.
- 1. Демография: ее медико-социальные аспекты. Социальные проблемы "постарения
- 2. Обязательное и добровольное мед. Страхование. Базовая программа омс.
- 3. Основная цель и этапы работы по осуществлению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
- 1. Структурный, процессуальный и результативный подходы в обеспечении качества мед. Помощи.
- 2. . Инфекционная заболеваемость, социально-гигиеническая значимость, меры профилактики и борьбы.
- 3. История становления стоматологической помощи в России.
- 1. Основы законодательства рф об охране здоровья граждан.
- Раздел II. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов рф и органов местного
- 3. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
- 1. Проблема стандартов и стандартизации в медицине и здравоохранении.
- 2. Стоматологический рынок мед. Услуг: его структура, классификатор. Спрос в стоматологии.
- 3. Порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу. Группы инвалидности, критерии их установления. Причины инвалидности.
- 1. Жилище и его медико-социальное значение.
- 2. Детская стоматологическая поликлиника, ее структура и содержание работы по
- 3. Составные части асу (технические средства, информация, персонал); требования,
- 1.Организация охраны здоровья граждан в рф.
- 2.Организация стационарной помощи стоматологическим больным.
- 3.Порядок выдачи листка нетрудоспособности при заболеваниях и травмах.
- Основные принципы классификации стандартов
- 1.Стоматологические заболевания как соц-гигиеническая проблема. Особенности статистического изучения заболеваний полости рта и зубов.
- 2.Охрана материнства и детства: соц-гигиеническое значение, основные цели и задачи, типы лпу.
- 3.Косвенные (накладные) расходы на медицинские услуги. Методика расчета.
- 1. Основные методы исследований при изучении социально-гигиенических аспектов общественного здоровья.
- Права отдельных групп населения в области охраны здоровья
- Права граждан при оказании медико-социальной помощи
- 1.Основные положения о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную
- 2.Диспансеры, виды: их структура и организация работы.
- 3. Современное состояние и организация стоматологической помощи населению Волгоградской области.
- 1. Характеристика среды обитания и здоровье.
- 2.Скорая и неотложная медицинская помощь: задачи и организация работы. Больницы скорой медицинской помощи. Организация скорой и неотложной помощи при стоматологических заболеваниях.
- 3.Несчастный случай, врачебная ошибка, профессиональное преступление в деятельности медицинских работников.
- 1.Важнейшие болезни и их соц.-гигиеническое значение (болезни системы кровообращения, злок.Новообр, травматизм, туберкулез, нервнопсих.Заболевания)
- 2. Типы стоматологических учреждений. Руководство и координация стоматологической помощи населению. Формы и методы работы главного стоматолога (района, области, города).
- 3.Врачебная тайна, ее юридические и моральные аспекты. Условия, допускающие представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.
- 1.Реализация профилактического направления медицинской помощи на основе приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2.Медицинские учреждения как хозяйствующие субъекты.
- 3. Составление плана и программы статистического исследования.
- 1.Основные положения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2.Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.
- 3. Коэффициент достоверности и его применение.
- 1.Статистика заболеваемости населения, методика изучения.
- 2. Военно-врачебная, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы. Независимая медицинская экспертиза.
- 3.Организация ортопедический помощи населению.
- 1. Профилактика как основа сохранения и укрепления здоровья населения(первичная, вторичная, третичная).
- 2. Организация работы ортодонтического отделения
- 3. Среднее квадратическое отклонение, среднее ошибка средней арифметической и их значение в оценке отдельных признаков.
- 2.Формы и методы организации плановой санации полости рта и зубов среди групп населения.
- 3. Вариационный ряд и методы вычисления средних величин.
- 1. Организация внутриведомственной экспертизы качества медицинской помощи.
- 2.Здоровье населения, его показатели , факторы, влияющие на здоровье населения.
- 3.Роль, место, формы и методы санитарно-просветительной работы в области
- 1.Специальный учет отдельных видов заболеваемости (инфекционные заболевания, спид, важнейшие неэпидемические заболевания, госпитализированная заболеваемость).
- 2.Структура, права и обязанности страховых медицинских организаций.
- Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций
- 3. Зарубежный опыт организации мед.Обслуживания (Германия, Великобритания).
- 5. Медико-экономические стандарты.
- 6. Комплексные стандарты.
- 2. По данным воз, из всех факторов риска первое место занимает нездоровый образ жизни..
- 1. По обращаемости.
- 2. По медицинским осмотрам.
- 4. Анкетирование.
- 1. Общие показатели заболеваемости:
- 1. Приказ ффомс от 20.01.1997 n 9 "Об организации вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи в системе омс" Задачи:
- Функции:
- Условия введения информатизации здравоохранения: