logo search
вопрос_ответ_по_гигиене

29. Гигиенические требования к организации учебных занятий в школе в связи с афо детей разного возраста.

▪ Режим дня детей, обучающихся в 1-м классе, должен приближаться к таковому в детских дошкольных учреждениях. В связи с этим адаптация шестилеток к учебному режиму наилучшим образом осуществляется в случае, когда 1-й класс занимается на базе детского дошкольного учреждения. При невозможности использования детских дошкольных учреждений необходимо в общеобразовательной школе создать для первоклассников особый режим.

▪ Помещения следует выделять в обособленные учебные секции (но не более чем на 2-3 класса), размещенные в отдельном отсеке или блоке на первом или втором этаже и имеющие отдельный вход.

▪ Гигиенические требования к освещению, микроклимату, оборудованию классных комнат, игровых, спальных помещений должны строго соблюдаться.

▪ Организация учебной и игровой деятельности, а также отдыха детей должна основываться на знании их морфо-функциональных и психофизиологических особенностей и полностью соответствовать возрастным функциональным возможностям.

▪ Обучение должно проводиться только в 1 смену. Наилучшее время для начала занятий – 9 ч. Для облегчения адаптации детей к школьным занятиям рекомендуется осуществление плавного перехода от режима детского сада к учебному режиму в школе. Ступенчатый тренирующий режим учебной работы с постепенным нарастанием нагрузки выглядит следующим образом:

▪ в 1 четверти – 3 урока в день по 35 мин;

▪ во второй четверти – 4 урока по 35 мин;

▪ во 2 полугодии ежедневно 4 урока по 45 мин. ▪ Продолжительность перемен между уроками должна быть не менее 20 мин. После 2-го, в иногда после 3-го урока (в дни наивысшей работоспособности), ежедневно следует организовывать динамическое занятие длительностью 40 мин, представляющее собой подвижные игры и спортивные развлечения на воздухе под руководством учителя.

В течение учебного года, кроме каникул, предусмотренных для всех учащихся, следует прерывать учебные занятия для детей дополнительными каникулами в течение 1 недели в середине третьей, наиболее продолжительной четверти (3-я неделя февраля).

Одной из ведущих проблем гигиены детей и подростков является проблема обучения и воспитания. При этом не следует упускать из виду, что 10-11 лет пребывания в школе – это период роста и развития, в течение которого организм ребенка очень восприимчив как к благоприятным, так и к неблагоприятным воздействиям. Кроме того, на школьные годы приходится два так называемых сенситивных периода, когда организм ребенка оказывается наиболее уязвимым – это начало обучения в школе (6-7 лет) и пубертальный период (5-8 классы).

Поступление в школу часто оказывается особенно трудным для детей, не подготовленных психологически к этому изменению в их жизни, а также для соматически ослабленных детей. У них может развиться так называемый «школьный невроз», «школьный шок», «школьный стресс», «школофобия». = это невротические реакции, которые выбивают учащихся из нормальной жизни и часто приводят к категорическим отказам от посещения школы.

Здоровье подростков также нуждается в особой защите.

Помимо биологических кризисных периодов следует обязательно учитывать так называемые переломные моменты социализации: ▪ поступление в школу,

▪ переход от начального обучения с одним педагогом к предметному с рядом новых учителей, ▪необходимость выбора профессии. Каждый такой переломный период требует адаптации к нему, которая не всегда протекает безболезненно.

Учебный процесс в школе должен базироваться на гигиенической основе, что предполагает: ●учет возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма; ● соблюдение наиболее благоприятных условий окружающей среды;

Только в этих случаях создаются предпосылки для оптимального, наилучшего функционирования детского организма, поддерживается высокий уровень работоспособности школьников, т.е. достигается основная цель – сохранение и укрепление их здоровья.

Учебные занятия – серьезный труд для детей (особенно для детей младшего школьного возраста), они предъявляют большие требования к организму ребенка. Для 6-7-летних детей из 3 видов деятельности – умственной, физической и статической – статическое напряжение является наиболее утомительным и вызывает неблагоприятные физиологические сдвиги в организме ребенка.

Немалую трудность представляет для учащихся начальной школы статическое напряжение, которое они испытывают при сидении за партой, при этом ряд мышечных групп (шейных, затылочных, спинных, мышц тазового пояса) находятся в состоянии постоянного напряжения. В связи с этим, на снятие напряжения с «позных» мышц направлены обязательные к выполнению динамические паузы (физкультминутки), проводимые в середине урока.

Каждый учащийся должен быть обеспечен удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с длиной его тела, состоянием зрения и слуха.

В процессе самой учебной деятельности создаются достаточные предпосылки для возникновения утомления.= это естественное следствие всякой, более или менее напряженной и длительной работы. Это физиологический процесс, сопровождающийся ↓ полноценности функций не только работающего органа, но и ряда других органов и систем, т.е. всего организма в целом.

Переутомление развивается тогда, когда учебные нагрузки не соответствуют уровню морфо-функционального развития ребенка. Это длительное, накопившееся утомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. Начальными признаками считаются изменения в поведении школьника, ↓ успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.).

Выраженными признаками переутомления являются следующие:

●стойкое снижение умственной и физической работоспособности;

●выраженные нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность, различные фобии);

●стойкие вегетативные нарушения (аритмия, вегетодистония по гипертоническому и гипотоническому типу);●↓ сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

Указанные признаки не исчезают после кратковременного отдыха или ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и вегетативных нарушений школьникам необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях – комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Охрана здоровья школьников, обеспечение оптимального функционального состояния их организма без чрезмерного напряжения нервной системы и утомления в большой степени зависит от условий обучения и воспитания в школе, правильной организации учебного процесса и соблюдения норм учебной деятельности.

●В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковая работа и др.

●Составление расписания школьных занятий должно проводиться обязательно с учетом возраста учащихся, а также динамики их дневной и недельной работоспособности.

●Запрещается вводить 5-дневную учебную неделю для учащихся 5-11 классов всех видов общеобразовательных учреждений с углубленным содержанием обучения. При этом обучение в них должно быть организовано только в 1 смену. В школах, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, пятых, выпускных классов и классов компенсирующего обучения должны также заниматься в 1 смену.

●При рационально построенном уроке в младших классах может быть использовано от 4 до 7 видов учебной деятельности. При этом средняя продолжительность каждого не должна превышать 10 мин. Кроме того, в течение урока преподаватель должен предусмотреть 2-3 эмоциональные разрядки, а также проведение физкультминут на 20-1 и 35-й мин урока, во время которых в течение 1 мин выполняются упражнения, направленные на снятие мышечного статического напряжения и повышение умственной работоспособности детей.

●В расписании уроков для младших школьников основные предметы должны преподаваться на 1-3 уроках (оптимальная работоспособность на 2 уроке), а для учащихся среднего и старшего возраста – на 2-4 уроках (при наибольшей работоспособности на 2-3 уроках). Известно, что с 3 урока (у младших школьников) и с 4 урока (у старших) быстро падает работоспособность учеников и укорачивается продолжительность активного внимания. В связи с этим 3-м уроком в начальной школе (соответственно 4-м у средних и старших школьников) желательно проводить занятия с преобладанием динамического компонента (уроки музыки, ИЗО, труда, физкультуры), что дает возможность школьникам переключаться с умственной деятельности на физическую.

● Для учащихся среднего и старшего возраста в расписании должны также чередоваться предметы естественно-математического и гуманитарного циклов. Не рекомендуется сочетание двух или трех сложных уроков подряд (например, математика, физика, иностранный язык), лучше чередовать их с менее трудными предметами (например, история, математика, география). ● Все виды внешкольной работы учащихся должны исходить их тех же положений, что и школьная работа, составляя с ней единое целое. ● Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в пределах: в 1 классе (со 2 полугодия) – до 1 ч; во 2 классе – до 1,5 ч; в 3-4 классах – до 2 ч; в 5-6 классах – до 2,5 ч; в 7 классе – до 3 ч; в 8-11 классах – до 4 ч. Если длительность домашней подготовки превышает указанное время, она становится неэффективной и служит причиной переутомления школьников. Так же, как и в школе, после 45 мин домашней подготовки нужно устраивать короткий перерыв.

● Факультативные, индивидуальные и групповые занятия должны составлять для учащихся 1-4 классов – не более 2 ч, 5-9 классов – не более 3 ч, 10-11 классов – не более 4 часов в неделю. Для факультативных занятий должно составляться отдельное расписание. Они должны проводиться в дни с наименьшим количеством обязательных уроков.