35. Организация полевого размещения водоснабжения, питания и медицинского обслуживания организованных групп населения.
роль мед. Службы (службы экстремальной мед помощи: мед бригады, сан-эпид отряды (бригады сан-профилактической помощи)) заключается в контроле за соблюдением гигиенических норм и рекомендаций:
● проведении сан просвет работы,
● наблюдение за здоровьем населения,
● обучении правилам и навыкам здорового образа жизни, ● оценке сан-эпид состояния в районе, ● предупреждение заноса инфекции в места размещения, ● мед контроле за питанием и участии в разработке режима питания, ● мед обеспечении полевого водоснабжения, санитарно-бактериалогическом исследовании,
● проведение оценки отравляющ в-в и санитарно-токсикологических исслед, изучение факторов внешн. среды и их влияние на здоровье людей, ● принимает участие в решении проблем удаления и утилизации тверд. и жидких отходов
Сан-эпид проблемы: ● водоснабжения, обеспечение населен прод питания (хранение, приготовление, раздача),
● загрязнение окруж среды (утилизация отходов, временные туалеты и канализация), ● временного размещения пострадавших,
● психических расстройств пострадавших,
● обеспечение лек-вами и мед оборудованием, сан просвещение)
Специальная подготовка мед персонала:
● оказание неотложной пом, ● специальные формы организации мед помощи (сист медицинской информации, контроль заболеваемости, профилактика острых психич р-ций, физическая и психич реабилитация, гигиеническое обучение, контроль за эпидемич заболеваниями, питанием, водоснабжением, загрязнен окруж среды.)
Обязанности мед работников: ● медико-санитарная разведка, ● контроль за состоянием внешн среды, ● решение экологич проблем, ● предотвращен опасности возникнов и распростр инфекц заболеваний, микробиологического заражения воды и пищи, ● вакцинация,
● установление минимальн потребности в питьевой воде, ● обработка и обеззаражив воды, ● контроль за гигиеническим состоян временного жилья, ● сан-просвет работа, ● решение пробл хранения и раздачи пищев продуктов, первичная мед-сан помощь
●Кроме естественного заражения воды м.б. намеренное (бактериальные средства, отравляющ и радиоактивные в-ва). Снабжение питьевой водой только ч/ пункт водоснабжения где производят добычу, очистку, хранение и выдачу воды. ▪ При выборе места для которого учитывают сан-эпид состояние территории. ▪ Для защиты источника от возможного заражения и загрязнения в радиусе 50-100 м от пункта создают зону санитарной охраны, где запрещают свалку мусора, устройство отхожих мест и выгребных ям, ▪ место д/ рабочей площадки выбирают в 25-30 м от места забора воды. ▪ Загрязненная вода отводится в водосборные колодцы. ▪ Пункт водоснабжения = рабочая площадка + таромоечная площадка (мытье цистерн, резервуаров, полевая лаборатория д/ контроля качества воды). ▪ Рабоч пл = грязная половина (водоочистные установки, химические реагенты, резервыары д/ обработки воды)+чистая половина (емкости д/ хранения чистой воды, место выдачи воды в вымытые и обеззараженные цистерны). Потребность в воде зависит от характера работы и климатич услов. Физиологич потребности 3 л/сут, при тяжелой работе -5-6 л. Минимальная норма д/ питья (2,5 л в средней полосе, 4 л в услов жаркого климата) вводится только в исключит случаях в пустынях, маловодных местностях, массовом заражении источников водоснабж. При усиленной работе обеспечение водой по миним норме в умеренном поясе до 5 сут, в жарком-до 3 сут. Мед служба ответственна за водопотребление. Минимальные нормы потреблен воды при первой возможности должны быть увелич
Потребность в питьевой воде в больницах 50 л/дн на койку.
Миним потребность в питьевой воде: 1) в умерен климатич услов в покое 1,7 л/дн (700 мл с пищей), 2) при физическ акт-ти 2,5 л/дн, 3) при заболеваниях, сопровожд повышением т-ры выше 38,5▫С 2 л/дн, при профузном поносе до 5-10 л/дн
Требования к качеству питьев воды:
▪ эпид безопасность (полное уничтожение патогенных м/о и их токсинов),
▪ безвредность по хим составу (гост 2874-73), благоприятн органолептические св-ва (в экстрим ситуациях допустимо общее содержание солей до 1500 мг/л, сульфатов до 1000 мг/л, цветность до 40▫, прозрачность до 30 см, запах и привкус до 3 баллов, использование воды с остаточным хлором до 2 мг/л и д/ разового употребл до 10 мг/л)
Гигиеническая экспертиза д/ выдачи разрешения на употребл воды. Учавствуют бактериолог, вируволог, эпидемиолог, токсиколог, химик, инженер-радиометрист, радиолог, гигиенист и др. проводят в 4 этапа: исследование на месте, отбор проб, лаборат исслед, составление экспертного заключения.
Средства очистки и обеззараживания воды: 1. Табельные (с пом спец устройств)
▪ Пробуравливание скважины и подъем подземных вод, ▪ опреснение воды при отсутствии таковой, ▪ фильтрация поверхностных вод, м таблетки «пантоцид»- растворимость 15-30 мин, выделяет 3 мг активного хлора, вода пригодна ч/ 30-60 мин после внесения 1-2 табл, ▪ «аквасепт»- растворимость 2-3 мин, выделяет 4 мг активного хлора, вода пригодна д/ питья ч/ 30 мин после внесения 2 табл/литр, для гиперхлорирования 3-4 табл на 750 мл ч/ 30-60 мин воду дехлорируют гипосульфитом натрия
▪ Обеззараживание подручными средствами
▪ При исключении бактериальн заражения можно обеззаразить в колодце: обеззаразить сруб колодца 3% осветленным р-ром хлорной извести 300-500 мл на 1 м2 сруба, обеззараж подводной части сруба в колодец заливают р-р хлорной извести (1 кг на 1 м3 воды) закрывают крышкой и оставляют на 6-8 ч, после откачивают до тех пор, пока не исчезнет запах хлора, метод хлорирования нормальными дозами или гиперхлорирования д/ обеззар воды. Дозирующие керамические патроны емкостью 250, 500, 1000 см3 обеспеч непрерывное хлорирование воды (хлорная известь, ДТСГК, НГК). ▪ При пом подручных средств: 5% настойка йода, 3% р-р перекиси водорода из расчета 10-20 мг/л активнодействующего в-ва, перманганата калия, фильтрация с пом активированного угля. ▪ Можно использовать элементарный хлор, натрий хлордиоксид, хлорамин, установки с УФ облучением.
Организация и Контроль за питанием:
В условиях воинской части организация и контроль питания осуществляются
▪ командиром части (рассматривает и утверждает раскладку продуктов на неделю, контроль полноты выдачи еды, ежедневная проверка качества еды), ▪ его заместителем по тылу (организует доброкачествен питание, контроль доведения положения норм до каждого служащего), ▪ начальником мед службы (разработка режима питания, систематический контроль за качеством питания, услов хранения и транспортировки продуктов, сост здоровья и личной гигиены работников продовольствен службы), мначальн продовольствен службы (обеспечение продовольствием, его хранение, санитарное сост складов, кухонь, столовых, средств транспортировки продуктов),
▪ начальн столовой (своеврем и доброкачествен приготовлен пищи, санит состоян столовой, получение продуктов со склада и правильность их обработки, контроль за мед осмотром лиц работающих с продуктами, ведет журнал осмотра), ▪ дежурным по части с дежурным мед работником перед раздачей пищи проверяют её качество, санит сост пищеблока, зала д/ приема пищи, посуды и оборудования
Гигиенический контроль за качественной и количественной адекватностью питания:1 этап) ▪ нормы продовольственных пайков с учетом норм физиологич потребностей в пищевых в-вах и энергии д/ различных групп населения. ▪ Раскладка продуктов составляется на неделю начальником прод снабжения, начальн мед службы, начальн столовой и поваром-инструктором. раскладка прод утверждается командиром части. По ней можно судить о кол-ве, ассортименте, биологич ценности прод. повторяемость блюд в теч недели более 2 раз недопустимо. Составляют 3 вида раскладки: основное, д/ лиц с заболеваниями ЖКТ диетическое, д/ лиц на излечении в лазарете. В 3 экземплярах: остается в делопроизводстве, вывешивают в столовой, на кухню. 2 этап) проверка качества питат в-в в рационе (ж, б, у/в, минеральн соли, вит, калорийность). Проводят по графику и при замене части продуктов на другие в соответствии со спец таблицей замен. 3 этап) ▪ опробование пищи командиром части, заместител, дежурными мед работником и по части. ▪ Оценка готовности, внешн вида, консистенции, запаха, вкуса. ▪ Контроль правильности нарезки порций мяса, рыбы. ▪ Результат записывают в журнал. При контроль за процессом кулинарн обработки-потери за счет отходов, вымачивания, тепловой обработки. 4этап) контрольно-показательная варка организутся начальн прод службы и начальн мед службы. Лабораторное исслед рациона и сравнение с расчетными данными. 5 этап) опред витС в готовой пище, свежих и квешеных овощах ежемесячно. При дифиците – витаминизация пищи 50мг на чел в день. 6 этап) определение статуса питания (обычный (вес тенданция к ↑, нет наруш ф-ций организма), оптимальный (идеальное состояние организма, вес на уровне мах величин возрастной нормы), избыточный, недостаточный (вес не изменился или ↓)) при мед осмотре динамикой веса чел. 7 этап) профил пищевых токсикоинф и бактериальных токсикозов. Санит мероприят: защита продуктов от инфицирован, предупрежден размножения м/о, уничтожен м/о и токсинов тепловой обработкой пищи, мед осмотры, правила личной гигиены
Средства индивидуальной защиты: радиозащитные, антидоты, противобактериальные, частичной санитарной обработки, неспецифические средства (антибиотики и интерфероны), специфические (сыворотки, вакцины, апапаоксины, бактериофаги)
1)требования к качеству питьевой воды регламентируют «санитарные правила и нормы» и «требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения»
2) при выборе источника водоснабж 1 место занимают наиб защищенные подземные воды (межпластовые напорные артезианские или безнапорные). Д/местного водоснабж использ грунтов воды на глубине 5-10м, но они во время таяния снегов, ливней загрязняются с поверхности почвы. Если дебит подземного источника мал, не отвечает требованиям СанэПиНа, то выбирают поверхностные воды озер, рек, водохранилищ. Они нуждаются в очистке и обеззараживании (коагуляции, отстаивании, фильтрац, обеззараживании)
3) питьевую воду оценивают по: безопасность в эпидемическом отношении (болезнетворные м/о), безвредность по содержанию хим токсич в-в, хорошие органолептические показатели (вкус, запах, цвет, прозрачность)
4) при оценке качества воды источника местного водоснабж менее жесткие требования по органолептич показателям (цветность, жесткость, вкус, запах, прозрачность) в отличии от централизов воды. По эпидемическ показателям допускают коли-индекс=10 (в подземн водах при этом отсутств патогенные м/о)
5) ниличие аммиака >0,1 мг/л расценивают как показатель свежего загрязнения органич в-вами живитного происх, но в глубоких подземн водах аммиак образ за счет восстановл нитратов при отсутств кислорода. Не является показателем загрязнения аммиак растит происх (болотисные, торфяные воды). Нитраты – продукт окислен аммиака м/о в процессе нитрификации, указывают на давность загрязнения. Явл продуктами полной минерализации органич азотсодержащ в-в, их наличие в воде без аммиака и нитритов указывает на завершение процесса минерализации. Одновременное присутствие аммиака, нитратов, нитритов – постоян фекальное загрязнение
6) суммарная конц токсич хим в-в = с/С+с1/С1+с2/С2+…+ср/Ср≤1 (с – наличие токсич в-ва в воде, С – ПДК д/этих в-в в воде). Если суммарный показатель >1 необход ↓конц каждого из в-в
10) в стройотряде д/обеззаражив-я воды использ гиперхлориров, произвольно (без пробного хлорирования) выбрать дозу хлора 10-50 мг/л и сократить время контакта воды с хлором до 15-20 мин, д/обеззараживания использ хлорную известь с > 20% активного Сl
Для общего развития
ВПК при нарушении зрения: отсутствие 1 глаза или резкое снижен зрения в 1 глазу явл-ся противопоказ к освоению профессий, связанных с повыш опасностью глазного травматизма (механич обработка металлов, деревобрабат и химич пром-ти). Часовщик, слесаль-лекальщик, гравер, радиомонтажник, швея относ-ся к точным работам и требуют высок остроты и бинокулярного зрения. Противопоказ при прогрессирующей близорукости и др. в ряде случаев сам факт пользования очками служит п/показанием (верхолазные работы: монтажники-высотники, кровельщики, монтеры, подземные работы), д/ других необходимо ношение очков с целью защиты (станочные и слесарные профессии, оптико-механические, полиграфические работы, швейного и обувного профиля). Дальтонизм п/п водителям, химики-лаборанты, операторы пультов управления, швейники, обувщики, мебельщики, красильщики, вышивальщицы и др. при дальнозоркости не рекомен работы, связанные с большой зрительной работой на близком расстоян (корректоры, редакторы и др).при всех заболеваниях органов зрения п/п значит-е напряжение и запыленность.
ВПК при забол-х опорно-двигат аппарата и др хирургических забол-х: сколиозы, лордозы и кифозы, сутолость п/п для радиомонтажников, сборщиков, швейное, часовое, обувное произ-во, машинопись, типографские корректоры, наборщики. Подростка, страдающим деформацией позвон не рекомендуют работу, требующую постоян фиксированного положения тела, подъем и перенос груза и любая другая статическая нагрузка. Плоскостопие кАк ограничение д/ работы с постоян статическим и физическим напряжением, п/п длительное стояние в малоподвижгой позе особенно с обносремен удерживанием груза, длительная ходьба, подъем и переноска тяжестей. Рекомендуются профессии сидячие. Некот профессии требуют сохранности основных ф-ций кистей: мелкие точные координационные движения пальцами, сохранность силовой, удерживающей, захватывающей ф-ции кисти, полного объема движений в суставах верхн конечностей. При выполнении ряда работ возникает локальное напряжение отдельных групп мышц (штукатур-моляр, прядильно-ткацкое, обувное произв-во, продавцы, машинистки, стенографистки и др.) в рез чего возникают профессиональные миозы, тендомиозиты, тендовагиниты. Заболевания костей, сухожил, мышц сопровожд-ся ограничением подвижности конечности, деформации, контрактуры, анкилозы верхн и нижн конечн, учавств-х в работе или статике явл-ся п/показан.
ВПК при забол ЛОР-органов и наруш слуха: при воспроизведении звуковой сигнализации (транспортные професс, машинисты кранов, погрузочно-разгрузочные работы), при определении на слух неисправности работы механизмов, различения запахов, как сигнал опасности. Полноценность ф-ции вестибулярного аппар необход при работе с повышенной опасностью травматизма- на высоте, у движущихся механизмов. Воспалит заболевания верхн дыхат путей п/п при работе в неблагопр метеоуслов-х и более быстрому вредному влиянию пыли. При хронич ларингитах и заболев придаточных пазух носа п/п работы при низкой темп-ре, повышен-й влажности и связан с действием пыли. При забол органа слуха п/п переохлаждение организма и повышенная влажность. В связи с повышенной чувствительностью слухового анализатора подростков к шуму любая степень снижения восприятия шопотной речи явл-ся абсолютным п/показ (как и неврит слухового нерва) д/ работы в услов производственного шума и вибрации
ВПК при функциональных расстройствах ЦНС: обязательно взять на учет детей кот имеют в анамнезе указания на перинатальную патологию, ЗНПР, перенесенные мозговые инф, заболевания с осложнениями, операции под общим наркозом, травмы головы, ревматические атаки, инфекцион гепатит, хронич интоксикац и др – это группа риска возникновения отклонений нервно-психического хар-ра. п/п обучение и работа связанная со значительным напряжением нервн сист, повышенной ответственностью, с ускоренным ритмом и темпом работы, с быстрым переключением внимания, д.б. исключены воздействия низких и высоких температур окружающ среды, запыление, шум, вибрация,контакт с токсич в-вами. Страдающих логоневрозомне рекомендовать работы в условиях широкого общения с людьми и необходимости словесной подачи указаний или сигналов.
Профессиональный отбор – определение пригодности подростка по сост здоровья к данной профессии, оценке функциональных возможностей и адаптивных способностей его организма. Проводят мед работники ПТУ, техникумов, ВУЗов, выбирая из среды кандидатов на определенные виды труда тех, кот по здоровью и индивидуальным качествам к этой работе более пригодны. Выявление функциональных возможностей и компенсаторных р-ций тех систем и органов, на кот ожидается воздействие производствен-х факторов
- Вопросы к гос. Экзаменам по профилактической медицине (гигиена)
- 1. Гигиена окружающей среды в формировании заболеваемости детей и подростков. Гигиенические и медицинские аспекты оценки среды обитания человека.
- 4.Витаминизирующее
- 2 Подхода ликвидации уф недостат-ти:
- 4.Температура воздуха.
- 6. Санитарно-эпидемиологическое значение почвы. Методы обезвреживания нечистот и отбросов. Роль почвы в передачи инфекционных заболеваний. Мероприятия в эпидемическом очаге.
- 7. Питание как фактор формирующий здоровье детей и подростков. Методы оценки адекватного питания.
- 8. Роль качественного состава пищи в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма. Заболевания, обусловленные нарушением качественного состава пищи.
- 2. Немикробные
- 3.Неустановленной этиологии
- 16. Влияние физических факторов окружающей среды на формирование здоровья детского населения. Положительные и отрицательные воздействия. Основные направления профилактики.
- 1. Медико-профилактич мероприятия.
- 19. Отрицательные психоэмоциональные воздействия как патогенный фактор. Мероприятия по устранению психоэмоциональных перегрузок.
- 21. Пыль как фактор неблагоприятного (специфического и неспецифического) воздействия на организм. Пыль как фактор передачи инфекции. Пылевые болезни и их профилактика.
- 22. Организация медицинского обслуживания рабочих промышленных предприятий. Содержание и форма работы врача в медикосанитарной части промышленных предприятий.
- 26. Особенности размещения, планировки и функционирования инфекционных больниц и отделений.
- 29. Гигиенические требования к организации учебных занятий в школе в связи с афо детей разного возраста.
- 30. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников. Эпидемиологические аспекты воспитания здорового ребенка.
- 31. Гигиенические требования к дошкольным и школьным учреждениям. Особенности организации их работ. Профилактика инфекционных заболеваний.
- 32. Организация лечебно-профилактической и противоэпидемической работы врача детских дошкольных и школьных учреждений.
- 33. Содержание лечебно-профилактической работы врача детских летних оздоровительных учреждений.
- 34 Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков
- 34. Организация профессионального обучения старшеклассников и учащихся пту. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков при различных заболеваниях.
- 35. Организация полевого размещения водоснабжения, питания и медицинского обслуживания организованных групп населения.