6. Санитарно-эпидемиологическое значение почвы. Методы обезвреживания нечистот и отбросов. Роль почвы в передачи инфекционных заболеваний. Мероприятия в эпидемическом очаге.
Предметом санитарно-гигиенической оценки почвы являются: ▪ Показатели химического состава почвы - содержание в ней микро- и макроэлементов, солей и их влияние на изменение химического состава воды пищевых продуктов и воды. ▪ Способность почвы к самоочищению. Эпидемиологическая роль, характер-ся:
а) выживаемостью в почве патогенных бактерий, спор и вегетативных форм бацилл и вирусов; б) ролью почвы как промежуточной среды развития гельминтов; в) ролью почвы в развитии мух (от личинки до половозрелой особи).
Все химические вещества, попадающие в почву, можно разделить на 2 группы:
I. вносимые в почву планомерно, целенаправленно, организованно: а) пестициды
б)минеральные удобрения;
в) структурообразователи почвы;
г) стимуляторы роста растений и др.
II. попадающие в почву случайно с техногенными жидкими, твердыми и газообразными отходами. Только в случае избыточного внесения их в почву они становятся загрязнителями.
Опасность соединений как 1, так и 2 группы определяется их токсичностью, бластомогенным, аллергенным, мутагенным, эмбриогенным и др. видами воздействия. Оценка эпидемиологических вопросов, связанных с почвой, связано с выяснением степени её загрязнения органическими в-вами. ▪ В чистой незагрязненной почве обитает не так уж много возбудителей инфекций. В основном возбудители раневых инфекций (столбняк, газовая гангрена) возбудители ботулизма, сибирской язвы. Это споровые микроорганизмы и их споры сохраняют жизнеспособность до 25 лет.
▪ Постоянно загрязняющаяся органическими веществами почва всегда содержит возбуд-лей кишечных инфекций (дизентерия, брюшной тиф), сроки выживания которых могут колебаться от нескольких месяцев до полутора лет, полиомиелита - до 110 дней.
▪ Почва играет специфическую роль передатчика гельминтозов, являясь промежуточной средой развития.
▪ Почва, загрязненная органическими веществами, способствует развитию грызунов, являющихся источниками и разносчиками возбудителей особо опасных инфекций (бешенство, чума, туляремия).
▪ Загрязненная почва является благоприятным местом развития мух (особенно синантропной "комнатной" мухи). Наличие большого количества мух является наглядным показателем санитарного неблагополучия, т.к. свидетельствует о нарушении сроков удаления твердых отбросов из населенного пункта. мухи сами являются очень активными переносчиками возбудителей, в первую очередь, кишечных инфекций.
Классификация отбросов: -твердые, -жидкие. Жидкие при наличии канализации поступают в замкнутую сеть, не загрязняют ни почву, ни воздух, ни здания, ни дворы. Сплав жидких отбросов по трубам является экономически более дешевым, чем вывоз.
Твердые: транспортируются к местам сбора и утилизации, где они скапливаются на пов-ти почвы и нарушают ее N структуру и функционирование.
Санитарная чистка всегда имеет три этапа: сбор отбросов, их хранение, вывоз к месту обезвреживания.
Системы сбора мусора:
1. унитарная – все составные части поступают совместно в мусоросборники. Мусор не должен задерживаться> 2 сут, больше → условия для выплода мух.
2. раздельный сбор – в нашей стране отдельно собираются пищ. отходы.
Существует три системы удаления мусора:
▪ Планово-поквартирная - в определенный час приезжает транспорт и население выносит мусор и перегружает в транспорт.
▪ Планово-регулярная - вывоз мусора из дворовых мусоросборников и приемных камер мусоропроводов. ▪ Планово-подворная - сбор мусора из квартирных мусоросборников, оставленных во дворе. вывоза мусора автотранспортом .
Методы обезвреживания твердых отбросов.
2 группы: I. Ликвидационные (без использования ценных свойств мусора).
II. Утилизационные (с утилизацией наиболее ценных компонентов мусора).
Наиболее часто: • Переработка отбросов на компост. • Сжигание с использованием тепла (в тепличных хозяйствах). • Выделение металлических частей как вторичного сырья для металлургии. • Выделение бумаги и тряпья для писчебумажной промышл-ти.
Экспериментальные (США, Япония):
• Изготовление строительных блоков. • Получение этилового спирта. • Пиролизное разложение для получения сырья для химической промышленности.
Выбор метода обезвреживания мусора определяется системой сбора и его составом. Преобладание в мусоре той или иной части определяет метод обезвреживания. + значение имеет экономическая значимость.
Наиболее рентабельным в настоящее время является метод компостирования = В основе биологической переработки мусора на компост лежит аэробная переработка отбросов, происходящая в результате деятельности термофильных бактерий, повышение температуры внутри отбросов до 50-70◦С создает условия для более быстрого разложения органических веществ и отмирания патогенной микрофлоры и яиц гельминтов. В обычных, естественных, условиях полная переработка мусора происходит за 1 -1,5 года. В настоящее время наиболее распространенным методом обезвреживания мусора является ликвидационный. В качестве единственного возможного метода (ликвидационного) обезвреживания следует считать усовершенствованные свалки, кот. слои мусора уплотняются и через каждые 2 м толщины покрываются слоем изолирующего материала (водонепроницаемый грунт, лесоматериалы). Распад мусора протекает в анаэробных условиях. Верхний слой в 2 м перерабатывается в течение 10-15 лет, самые нижние в течение 100 лет. При организации таких свалок, иногда высотой до 40 м с повышенной нагрузкой на м2, образуется очень много взрывоопасныхII.
- Вопросы к гос. Экзаменам по профилактической медицине (гигиена)
- 1. Гигиена окружающей среды в формировании заболеваемости детей и подростков. Гигиенические и медицинские аспекты оценки среды обитания человека.
- 4.Витаминизирующее
- 2 Подхода ликвидации уф недостат-ти:
- 4.Температура воздуха.
- 6. Санитарно-эпидемиологическое значение почвы. Методы обезвреживания нечистот и отбросов. Роль почвы в передачи инфекционных заболеваний. Мероприятия в эпидемическом очаге.
- 7. Питание как фактор формирующий здоровье детей и подростков. Методы оценки адекватного питания.
- 8. Роль качественного состава пищи в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма. Заболевания, обусловленные нарушением качественного состава пищи.
- 2. Немикробные
- 3.Неустановленной этиологии
- 16. Влияние физических факторов окружающей среды на формирование здоровья детского населения. Положительные и отрицательные воздействия. Основные направления профилактики.
- 1. Медико-профилактич мероприятия.
- 19. Отрицательные психоэмоциональные воздействия как патогенный фактор. Мероприятия по устранению психоэмоциональных перегрузок.
- 21. Пыль как фактор неблагоприятного (специфического и неспецифического) воздействия на организм. Пыль как фактор передачи инфекции. Пылевые болезни и их профилактика.
- 22. Организация медицинского обслуживания рабочих промышленных предприятий. Содержание и форма работы врача в медикосанитарной части промышленных предприятий.
- 26. Особенности размещения, планировки и функционирования инфекционных больниц и отделений.
- 29. Гигиенические требования к организации учебных занятий в школе в связи с афо детей разного возраста.
- 30. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников. Эпидемиологические аспекты воспитания здорового ребенка.
- 31. Гигиенические требования к дошкольным и школьным учреждениям. Особенности организации их работ. Профилактика инфекционных заболеваний.
- 32. Организация лечебно-профилактической и противоэпидемической работы врача детских дошкольных и школьных учреждений.
- 33. Содержание лечебно-профилактической работы врача детских летних оздоровительных учреждений.
- 34 Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков
- 34. Организация профессионального обучения старшеклассников и учащихся пту. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков при различных заболеваниях.
- 35. Организация полевого размещения водоснабжения, питания и медицинского обслуживания организованных групп населения.