4.Температура воздуха.
Терморегуляция: В обычных комфортных условиях (при комнатной t◦ в легкой одежде) соотношение степени теплоотдачи этими способами следующее:
Излучение - 45 %
Проведение - 30 %
Испарение - 25 %
Эти механизмы терморегуляции называются физическими. Существуют еще химические мех-мы = при воздействии t◦ изменяются процессы обмена веществ в орг., в результате происходит ↑ или ↓ выработки тепла.
Особенности терморегуляции у детей: кожа относительно тоньше, относительно большая пов-ть кожи на 1 кг веса, большое кол-во капилляров, что приводит к усилению теплоотдачи. У детей выделяют сильный, слабый, неустойчивый тип терморегуляции, у 70 % дошкольников- неустойчивый тип.
Комплексное воздействие метеорологических факторов на организм. Перегревание = при высокой t◦ окружающей среды в сочетании с высокой влажностью. → испарение с поверхности тела будет происходить недостаточно интенсивно. В этом случае теплоотдача происходить не будет, и тепло начнет накапливаться в организме - произойдет перегревание. Различают два проявления перегревания: гипертермия и судорожная болезнь. При гипертермии различают три степени: а) легкая, б) умеренная, в) тяжелая (тепловой удар). Судорожная болезнь возникает из-за резкого снижения в крови и в тк. хлоридов, которые теряются при интенсивном потении.
Переохлаждение. Низкая t◦ в сочетании с низкой относительной влажностью и малой скоростью движения воздуха переносится человеком довольно хорошо. Однако низкая t◦ в сочетании с высокой влажностью и скоростью движения воздуха создают возможности для возникновения переохлаждения. В силу большой теплопроводности воды (в 28 раз больше воздуха) и большой её теплоёмкости в условиях сырого воздуха резко повышается отдача тепла способом теплопроведения. Этому способствует повышенная скорость движения воздуха. Переохлаждение может быть общим и местным. ▪ Общее = способствует возникновению простудных и инфекционных заболеваний вследствие ↓ общей резистентнос-ти организма. ▪ Местное может приводить к отморожению и озноблению, причем главным образом при этом страдают конечности («траншейная стопа»). Однако при местном охлаждении могут иметь место не только местные изменения, но рефлекторно возникающие реакции в других органах и системах.
Исключение случаи, когда t воздуха выше t тела, а относительная влажность достигает 100 %. В этом случае повышение скорости движ/ воздуха не приведет к ↑ теплоотдачи ни способом испарения (воздух насыщен влагой), ни способом проведения (t воздуха выше температуры тела).
Метеотропные реакции. Погодные условия оказывают существенное влияние на течение СС заб-ний. Повышенной чувствительностью отличаются также люди, страдающие хр. неспецифическими заб-ми легких (плохо переносят погоду с ↑ влажностью, резкими перепадами t◦, сильным ветром.) Весьма выражена связь с погодой течения БА. повышенная чувствительность к погодным условиям и их изменению у больных с ревматическими заб-ми. На изменение погодных условий часто реагируют также б-ные диабетом, нервно-психическими и др. При неблагоприятной погоде ухудшается течение и исход послеоперационного периода у больных после операций на сердце, более часты осложнения при ряде других операций. Исходным в обосновании и проведении профилактических мероприятий при метеотропных реакциях является медицинская оценка погоды.
три типа погоды:
1) Оптимальная - межсуточные колебания t◦ до 2°С, скорость движения воздуха до 3 м/сек, изменение атмосферного давления до 4 мбар. 2)Раздражающая -колебания температуры до 4,скорость движ воздуха до 9м/с, изменения атм. Давл. До 8 мбар 3)Острая - колебания температуры более 4°С, скорость движения воздуха более 9 м/сек, изменение атмосферного давления более 8 мбар.
Закаливание Процедуры - конвекционные ( воздушные ванны), кондукционные (водные процедуры, хождение босиком), использование УФО. Начальные стадии сопровождаются усилением деятельности гипоталамо-гипофизарной системы, надпочечников; по мере приспособления орг. напряжение эндокринной системы ↓. Происходят изменения в нервной регуляции.
Закаливание имеет специфическое действие (↑ устойчивости к метеофакторам) и неспецифическое (↑ устойчивости к инфекциям).
Закаливание совершенствует процессы химической и физической терморегуляции, вырабатывается условный рефлекс на охлаждение. В рез-те закаливания повышение обмена веществ при охлаждении наступает быстрее, в коже наряду с уменьшением просвета сосудов появляется их пульсация, она становится более устойчивой к переохлаждению; ↓ диффузная рефлекторная реакция на охлаждение отдельных участков тела.
Закаленность в отношении действия высоких температур при низкой влажности и малой скорости воздуха вырабатывается с помощью солнечно-воздушных ванн, УФО. У закаленного ребенка пот содержит меньше хлоридов, усиленное потоотделение меньше сказывается на минеральном обмене. В поте увеличивается содержание кожного сала. Под воздействием УФО вырабатываются в коже БАВ, кот. воздействуют на симпато-адреналовую систему, ↑ ее работоспособность. ↑ содержание Hb, Er, фагоцитарная активность, выработка АТ, белковый и углеводный обмен
Акклиматизация –приспособление организма человека к новым климатическим условиям. Достигается путем выработки у людей динамического стереотипа, соотвествующего данным климатическим условиям. Физиологические мех-мы акклиматизации разнообразны и зависят от конкретных климатических характеристик. Существует три фазы акклиматизации: 1) начальная фаза, при которой в орг-ме происходят физиологические приспособительные реакции ( для холода – напряжение терморегуляции, спазм капилляров, усиление основного, жирового и др видов обмена, усиление объема ОЦК, для жаркого климата – повышение ЧДД, пульса, снижение АД, гипосекреция желудка); 2) фаза перестройки динамического стереотипа, кот. может развиваться благоприятно и неблагоприятно. При неблагоприятном течении второй фазы у чел-ка наблюдаются выраженные дезадаптационные процессы в виде: метеоневрозов, снижение работоспособности, обострение хрон. Процессов, развитие невролгий и тд. У таких людей третья фаза не наступает и чел-ку неободимо вернуться в прежний климат; 3) фаза устойчивой акклиматизации - хар-ся обычным уровнем и хар-ом заболеваний, стабильностью обменных процессов, нормальной рождаемостью и хор физ развитием н/р детей.
5. Влияние гидросферы на здоровье детей и подростков. Заболевания, связанные с употреблением воды. Нормирование качественного состава воды. Гигиеническая характеристика природных водоисточников. Водный фактор в передачи инфекционных заболеваний.
1. Присутствие в воде патогенных м\о может привести к возникновению кишечных заболеваний. Наибольшему риску передач через воду, подвержены грудные и маленькие дети, ослабленные или живущие в антисанитарных условиях люди, больные и престарелые. Для этих людей инфицирующие дозы значительно ниже, чем для большинства взрослого населения. Болезни, передаваемые через воду, могут также передаваться при личном контакте людей, приеме пищи и через аэрозоли, а это поддерживает резервуар заболевших и носителей болезней. Вспышки болезней, передаваемые через воду, как правило, сопровождаются одновременным заражением значительной части населения.
2. наличие в воде токсических химических веществ. Отличием от риска, вызванного микробиологическим загрязнением, от загрязнения токсич хим в-вами яв-ся то, что лишь очень немногие химические компоненты в воде могут привести к острым нарушениям здоровья. Опыт показывает, что при авариях вода обычно становится непригодной для питья из-за неприятного запаха, вкуса и вида.
В биогеохимических провинциях (районах, характеризующихся избытком или недостатком отдельных микроэлементов в почве, воде, растениях), возникают эндемические заб-ния человека и животных. Фтор - при содержании более 1,5 - флюороз - 5 ст. менее 0,7 -кариес зубов (диапазон от 0,7 до 1,5 мг/л). Молибден - ↑ содержание в воде → увеличению мочевой кислоты в крови и моче и патоморфологическим изменениям внутренних органов. Стронций и Уран склонны к материальной и функциональной кумуляции. Поступление в организм приводит к угнетению синтеза протромбина в печени, снижению активности холинэстеразы, активации остеогенеза - включении Sr и U в костную ткань, снижающего включение в костную ткань Са и приводящего к развитию «стронциевого рахита».
Вода же имеет сигнальное значение.
Нитраты - ↑ их содержание вызывает токсический цианоз (метгемоглобинемию), особенно у детей грудного возраста, находящихся на искусственном вскармливании, .Метгемоглобинемия отмечается не только у детей, но и у взрослых. Нитраты + амины = канцерогенные вещества. Вредное воздействие нитратов проявляется тогда, когда происходит восстановление нитратов в нитриты, а их всасывание приводит к образованию метгемоглобина крови. Поражению младенцев способствуют дисбактериоз и слабость метгемоглобиновой редуктазы, наблюдаемой в этом возрасте.
В ГОСТе 2874-82 «Вода питьевая» приведены нормативные показатели органолептических, физических свойств, бактериального состава и 19-ти химических в-в, встречающихся в природных водах или добавляемых в воду в процессе ее обработки. Нормирование содержания химических и радиоактивных веществ в воде базируется на понятии «принципа пороговости»-наличия определенных доз (концентраций), в пределах кот. присутствие этих веществ может рассматриваться как безопасное для организма, при этом в обязательном порядке должны учитываться возможные отдаленные последствия.
Гигиеническая характеристика природных водоисточников.
▪ Грунтовые воды прозрачны, имеют невысокую цветность. Количество растворенных солей невелико, но ↑ с увеличением глубины залегания. Начиная с глубины 5-6 м, вода почти не содержит микроорганизмов. Широко используются в сельских местностях путем устройства колодцев.
▪ Грунтовые воды могут проникать в область между 2 слоями породы - водоупорным ложем и водоупорной крышей. = называются межпластовыми: • напорные (артезианские) воды; • безнапорные;
Они имеют стабильный минеральный состав, их t◦ колеблется в пределах 5-12"С.они свободны от бактерий и, как правило, могут использоваться для питьевого водоснабжения, не подвергаясь обеззараживанию.
▪ Подземные воды могут самостоятельно выходить на поверхность земли. Это - родники. могут быть образованы как грунтовыми, так и межпластовыми водами. Качество родниковой воды в большинстве случаев хорошее и зависит от водоносного горизонта, питающего родник. эту воду можно использовать для питьевых целей.
▪ Открытые водоёмы - озера, реки, ручьи, каналы и водохранилища. Все подвержены загрязнению атмосферными осадками, талыми и дождевыми водами, стекающими с поверхности земли, особенно сильно загрязнены участки водоема, прилегающие к населённым пунктам и местам спуска бытовых и промышленных сточных вод. Водный путь передачи характерен для таких инф. заб-й-холера, бр. тиф, паратифы, амебная и бактер. дизентерия, амебиаз, энтеровирусные заболевания, инф. гепатиты А и Е, лептоспироз, туляремия, лямблиоз, балантидиаз, гельминтозы, аскаридоз, трихоцефалез, дракункулез (ришта), некоторые энтеро-, рота- и аденовирусные заболевания.
- Вопросы к гос. Экзаменам по профилактической медицине (гигиена)
- 1. Гигиена окружающей среды в формировании заболеваемости детей и подростков. Гигиенические и медицинские аспекты оценки среды обитания человека.
- 4.Витаминизирующее
- 2 Подхода ликвидации уф недостат-ти:
- 4.Температура воздуха.
- 6. Санитарно-эпидемиологическое значение почвы. Методы обезвреживания нечистот и отбросов. Роль почвы в передачи инфекционных заболеваний. Мероприятия в эпидемическом очаге.
- 7. Питание как фактор формирующий здоровье детей и подростков. Методы оценки адекватного питания.
- 8. Роль качественного состава пищи в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма. Заболевания, обусловленные нарушением качественного состава пищи.
- 2. Немикробные
- 3.Неустановленной этиологии
- 16. Влияние физических факторов окружающей среды на формирование здоровья детского населения. Положительные и отрицательные воздействия. Основные направления профилактики.
- 1. Медико-профилактич мероприятия.
- 19. Отрицательные психоэмоциональные воздействия как патогенный фактор. Мероприятия по устранению психоэмоциональных перегрузок.
- 21. Пыль как фактор неблагоприятного (специфического и неспецифического) воздействия на организм. Пыль как фактор передачи инфекции. Пылевые болезни и их профилактика.
- 22. Организация медицинского обслуживания рабочих промышленных предприятий. Содержание и форма работы врача в медикосанитарной части промышленных предприятий.
- 26. Особенности размещения, планировки и функционирования инфекционных больниц и отделений.
- 29. Гигиенические требования к организации учебных занятий в школе в связи с афо детей разного возраста.
- 30. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников. Эпидемиологические аспекты воспитания здорового ребенка.
- 31. Гигиенические требования к дошкольным и школьным учреждениям. Особенности организации их работ. Профилактика инфекционных заболеваний.
- 32. Организация лечебно-профилактической и противоэпидемической работы врача детских дошкольных и школьных учреждений.
- 33. Содержание лечебно-профилактической работы врача детских летних оздоровительных учреждений.
- 34 Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков
- 34. Организация профессионального обучения старшеклассников и учащихся пту. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков при различных заболеваниях.
- 35. Организация полевого размещения водоснабжения, питания и медицинского обслуживания организованных групп населения.