logo
вопрос_ответ_по_гигиене

7. Питание как фактор формирующий здоровье детей и подростков. Методы оценки адекватного питания.

Питание — фактор окружающей среды, призванный обеспе­чить нормальный рост, развитие организма, высокий уровень его работоспособности и, как следствие, оптимальную продолжитель­ность жизни человека.

Основной наукой, изучающей проблемы питания человека, является гигиена питания. Это наука о рациональном/диетиче­ском и лечебно-профилактическом питании, изучающая также возможные нарушения в питании и разрабатывающая мероприя­тия по обеспечению безвредности пищевых продуктов.

Рациональное питание — питание здор. человека, на­правленное на профилактику алиментарных, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, аллергических и других заболеваний. ; Диетическое питание—питание больного человека, направленное на лечение острых заболеваний и профилактику ре­цидивов болезни или перехода их в хронические формы.

Лечебно-профилактическое питание направлено на профилак­тику профессиональных заболеваний, уменьшение вредного дей­ствия производственных факторов и неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на население, проживающее в эко­логически неблагоприятных районах.

Задача врачей, в том числе врачей лечебного профиля (лечеб­ников, педиатров, стоматологов) изучать проблемы, связанные с влиянием питания на здоровье отдельного человека и на населе­ние в целом.

К числу таких проблем относятся:

▪ количественная и качествен­ная потребность в пище и питательных веществах; ▪ пищевая цен­ность и доброкачественность пищевых продуктов и пищи; ▪ режим питания;

▪ организация полноценного питания в организованных коллективах (детских учреждениях, б-цах, сельскохозяй­ственных коллективах в период работы на подовых станах, сана­ториях, воинских подразделениях, вахтовых бригадах и др.);

▪ обес­печение оптимальных санитарных режимов в производстве пи­щевых продуктов и реализации их на предприятиях обществен­ного питания и в торговой сети; ▪ проведение текущего и преду­предительного надзора за строительством и эксплуатацией пище-

Состояние здоровья оценивают по пищевому статусу, для чего определяют ряд показателей физического развития человека (масса, длина тела, толщина подкожно жировой складки), обмен веществ, функциональное состояние отдельных органов и систем, физическую и умственную деятельность. Биохимические методы исследования позволяют диагностировать гиповитаминозные состояния. Гипо- и авитаминозные состояния имеют также соответствующие клиничес­кие проявления. При проведении анализа заболеваемости, в первую очередь, сле­дует учитывать наличие избыточной или недостаточной массы тела, состояние ЖКТ и ССС.

Питание является одним из наиболее активных и важных факто­ров внешней среды, которое оказывает разнообразное влияние на организм человека, обеспечивает его рост, развитие, сохранение здо­ровья, трудоспособности и оптимальной продолжительности жиз­ни. Всё это обеспечивается ежедневным, регулируемым приемом пищи, включающей определенный набор пищевых продуктов.

Пи­щевые продукты представляют собой сложный комплекс химичес­ких веществ, включающий:

I.Питательные в-ва: ▪ пищевые: БЖУ, витамины, минеральны соли, воду;

▪ вкусовые: органические кислоты, эфиры, кетоны, красители, дубильные в-ва, ароматические соединения, II.Антипитательные в-ва: антиаминокислоты, антиминеральные в-ва, антивитамины, III.Чужеродные вещества (примеси):

остаточные количества пестицидов, радиоактивные в-ва, соли тяжелых металлов, нитрозамины, примеси растительного и иного происхождения,

При этом «питательные» и «антипитательные» вещества являют­ся естественными компонентами пищевого продукта, а чужеродные (примеси), как это видно и из названия, попадают в продукты пита­ния в результате нарушений агротехники их выращивания, за счет на­рушений хранения, транспортировки, использования несоответству­ющей тары и в результате других причин. Питательные в-ва - это те компоненты, ради которых, собственно, и потребляются продукты питания. Пищевые в-ва обеспечивают биологические потребно­сти орг. в в-вах и энергии, а вкусовые, не обладая, как пра­вило, биологическим действием, обеспечивают определенные органолептические св-ва продукта питания - его внешний вид, консис­тенцию, цвет, запах, вкус и т.д. Антипитательные в-ва, являясь естественным компонентом пищи, ↓её биологическую ценность за счет нарушения усвоения соответствующих пищевых веществ (на­пример, антивитамин аскорбиназа разрушает аскорбиновую кислоту продукта). Чужеродные не только не обладают полезным биологическим действием, но могут оказывать на организм неблагоп­риятное действие.

Методы оценки адекватности питания:

1. Наблюдение за динамикой массы тела человека. Установить соответствие питания потребностям организма по всем компонентам можно на основании лабораторного анализа рациона, когда определяется содержание в нем БЖУ, минеральных солей и витаминов.

2 Определение качественного состава и энергетической ценности рациона с использованием таблиц химического состава продуктов. Для подсчета количественного состава рациона необходимо иметь перечень и количество продуктов, входящих в суточный рацион (меню-раскладка).Этот метод несколько уступает по точности первому, но является наиболее доступным.