logo search
вопрос_ответ_по_гигиене

31. Гигиенические требования к дошкольным и школьным учреждениям. Особенности организации их работ. Профилактика инфекционных заболеваний.

Здоровье детей формируется под влиянием комплекса многочисленных социально-гигиенических, биологических и экологических факторов, среди которых условия обучения и воспитания в дошкольном учреждении и школе имеют особое значение, поскольку от благоустройства и санитарного состояния этих учреждений зависят во многом режим дня, двигательная активность детей, организация питания, учебных занятий и отдыха, всестороннего физического воспитания и закаливания.

Гигиеническое нормирование при проектировании учреждений для детей и подростков осуществляется с учетом отличий детского организма (чувствительности и реактивности, изменения уровня морфо-функциональной зрелости и адаптационных возможностей детского организма с возрастом), хар-ра учебно-воспитательного процесса, климатогеографических особенностей и др.

Детские дошкольные учреждения (ДДУ).

Устройство и оборудование строящихся и реконструируемых ДДУ (детских яслей, детских садов и объединенных дошкольных учреждений – яслей-садов) осуществляется в соответствии с требованиями СНиП 11-64-80 «Детские дошкольные учреждения. Нормы проектирования».

ДДУ организуются для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, группы комплектуются с учетом возраста: ясельные – для детей до 3 лет, дошкольные – от 3 до 7 лет. В зависимости от времени обслуживания детей детские учреждения могут быть с 9-, 10-, 12-часовым и круглосуточным пребыванием

В настоящее время широкое распространение получило строительство объединенных дошкольных учреждений (яслей-садов). ясли-сады проектируют на различное количество групп (1, 2, 4, 6, 8, 12, 24 и более) с числом мест от 25 до 600. Радиус обслуживания в условиях города не должен превышать 0,3 км, при этом наилучшим вариантом размещения является внутриквартальное.

В ДДУ обязателен принцип групповой изоляции, соблюдение кот. предполагает максимальное разобщение отдельных, особенно ясельных, групп др. от др. (на уч-ке и в здании) с целью предупреждения распространения инфекционных заб-ний.

Земельный участок предназначен для отдыха, трудового воспитания детей, знакомства с окружающим миром, закаливания. Размеры от 30 до 40 м кв на 1 место. На уч-ке д. б. предусмотрены групповые площадки для прогулок и игр детей (по числу групп), физкультурная площадка, хозяйственная площадка с отдельным въездом (вблизи пищеблока) и зеленые насаждения. Процент застройки участка не должен превышать 10-12%, а площадь зеленых насаждений должна составлять не менее 50% от его площади (по периметру участка, а также в виде полос зеленых насаждений, разделяющие групповые площадки). Групповые площадки кроме открытой, инсолируемой части, должны иметь теневые навесы для защиты от солнца и осадков.

Здание. должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, высотой не более 2-х этажей. Наиболее совершенной системой является блочная (или павильонная), позволяющая выделить в отдельный блок помещения для детей преддошкольного возраста, дошкольного возраста, а также административно-хозяйственные и общие помещения (комната для музыкальных занятий, кабинет заведующего, медицинские помещения, пищеблок, прачечная). Допускаются и другие варианты разобщения детей – поэтажная и торцовая изоляция.

Каждая группа должна быть обеспечена полным набором помещений (групповая ячейка); ● для детей ясельного возраста рассчитана на 20 детей и включает: приемная (15 м кв), игральная (50 м кв) с буфетной (3 м кв), спальня (50 м кв), туалетная (12 м кв). Каждая ясельная группа должна пользоваться отдельным входом с участка.

● Для детей дошкольного возраста рассчитывается на 25 детей и включает раздевальную (15 м кв), групповую с буфетной (62,5 м кв и 3 м кв), спальню (50 м кв), туалетную (12 м кв). Допускается использование 1 входа для 2-3 групп д\сада.

Помещения общего назначения должны располагаться изолированно от детских групп. Комната для музыкальных занятий. (75-100 м кв) вместимостью более 90 мест. При наличии более 280 детей для реализации программы физ. воспитания д. б. предусмотрена возможность раздельных занятий с детьми младшего и старшего возраста. Современные проекты часто предусматривают расширенный набор помещений для физкультурных занятий и игр: наличие бассейна, игротеки, зимнего сада.

Пищеблок обязательно располагается на 1 этаже и имеет отдельный вход с участка.

Медицинский пункт обычно располагается на 1 этаже здания и состоит из медицинского кабинета (6-10 м кв) и комнаты заболевшего ребенка (6-8 м кв), имеющей выход на улицу. В крупных детских учреждениях (140-280 мест) с круглосуточным пребыванием детей предусматривают также изолятор, состоящий из приемной, 2-4 палат, туалета.

Особого внимания требует решение специфичных для детских дошкольных учреждений вопросов профилактики инфекционных заболеваний. При приеме в учреждение ребенок должен быть осмотрен педиатром с предварительным полным лабораторным обследованием. Прием детей, возвращающихся после любого перенесенного заболевания или длительностью отсутствия (5 дней и более), разрешается только при наличии справки от врача детской поликлиники или стационара с указанием диагноза или причины отсутствия.

Большое значение в предупреждении заноса инфекций в дошкольное учреждение имеет правильная организация ежедневного утреннего приема детей. В ясельных группах его должны проводить медицинские сестры, а в дошкольных – воспитательницы в специальном помещении – фильтре, а если его нет – в приемной или раздевальне. Помимо осмотра и термометрии (в ясельных группах температуру ежедневно измеряют всем детям, в дошкольных по показаниям) проводится опрос родителей о состоянии ребенка, его аппетите, жалобах. При наличии признаков заболевания дети не должны приниматься в группу. В случае установления факта заболевания ребенка изолируют до прихода родителей или до госпитализации (в комнате заболевшего ребенка или медицинском кабинете). В д\с устанавливается дезинфекционный режим на весь период карантина. Кроме принципа групповой изоляции в ДДУ следует также соблюдать индивидуальную изоляцию. Каждый ребенок должен иметь свой шкафчик для верхней и сменной одежды в приемной (раздевальной), кровать с постельными принадлежностями, горшок в туалетной комнате (ясельный возраст), полотенце, зубную щетку, расческу в соответствующей ячейке.

Общеобразовательные школы

Расположение зданий на территории города и сельских населенных пунктов осуществляется с учетом радиуса обслуживания и в соответствии со СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях». Радиус обслуживания для городских школ составляет 0,3 – 0,5 км пешеходной доступности. Допускается размещение школ на расстоянии транспортной доступности (в одну сторону): для учащихся начальной школы – 15 мин, для средних и старших школьников – не более 30 мин. В сельской местности радиус доступности для учащихся I ступени – 2 км пешком или 15 мин на транспорте, для учащихся II и III ступени – 4 км пешком или 30 мин на транспорте. Наилучший вариант размещения – внутриквартальное, в удалении от межквартальных проездов с регулируемым движением транспорта (100-170 м).

Земельный участок с расстоянием от здания школы до красной линии не менее 25 м. На одного учащегося должно приходиться 40-50 м кв в обычных школах и 50-70 м кв в школах-интернатах. Основные зоны – физкультурно-спортивная, учебно-опытная, отдыха, хозяйственная. Участок должен быть озеленен из расчета не менее 50% площади его территории.

Композиция здания должна предусматривать компактную планировку с сохранением секционности. Этому требовании. В наибольшей степени отвечает блочная композиция – наличие нескольких 2-3 этажных зданий, соединенных между собой теплыми переходами. Для крупных городов (кроме сейсмических районов) допускается строительство 4-этажных школ.

Учащиеся I ступени (младшие классы) должны заниматься в закрепленных за каждым классом помещениях, желательно выделенных в отдельный блок. Обучение учащихся II и III ступени (средние и старшие классы) должно осуществляться по классно-кабинетной системе, предусматривает обучение в классе-кабинете, оборудованном всеми необходимыми пособиями и техническими средствами обучения (ТСО).

Площадь кабинетов определяется из расчета 2,5 м кв на 1 учащегося (при фронтальных формах зданий) или 3,5 м кв (при групповых формах работы и индивидуальных занятиях). Кабинет информатики и вычислительной техники – 6 м кв на 1 рабочее место у дисплея. Лаборатория химии, биологии, физики, компьютерный класс обязательно должны иметь лаборантские (16 м кв).

Спортивный зал – на 1 этаже. Принятые площади спортивных залов: 9х18 м кв, 12х24 м кв и 18х30 м кв при высоте не менее 6 м. При спортивных залах должны быть: снарядные, раздевальные для мальчиков и девочек с душевыми и туалетными, комната для инструктора.

К основным школьным помещениям относятся также помещения для трудового обучения учащихся 5-11 классов. Две мастерские либо одно комбинированное помещение, оборудованное станками для обработки дерева и металла. Площадь – 6 м кв на 1 учащегося.

Гарбероб – на 1 этаже. Категорически запрещено устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

Рекреационные помещения в зданиях школ предназначены для отдыха учащихся во время перемен. Предпочтение отдается рекреациям зального типа, площадь 0,6 – 0,75 м кв на 1 учащегося.

Туалетные комнаты для мальч. и девочек должны размещаться на каждом этаже.

Актовый зал – 0,65 м кв на 1 учащегося (60% от общего числа).

Библиотека должна быть справочно-информационным центром, оснащенным всеми видами ТСО, обеспечивающими условия для индивидуальных занятий

Столовая в школах с числом учащихся более 100 человек должна обеспечивать 2-х разовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей. При столовой должны быть установлены умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест.

Медицинский пункт должен помещения: кабинет врача – 14 м кв и длиной не менее 7 м (для определения остроты зрения и слуха), кабинет зубного врача, процедурный кабинет, кабинет психолога, самостоятельный санитарный узел.

На медицинских работников возлагаются следующие функциональные обязанности: ●организация медицинского обеспечения детей, ● первичная профилактика, ● контроль за питанием, ● контроль за организацией физического воспитания, ● проведение врачебно-профессиональной консультации, ● гигиеническое воспитание в детском коллективе, ● иммунопрофилактика, ● мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении, ● ведение документации, ● проведение диспансеризации, анализ состояния здоровья детей, ● разработка медико-профилактических мероприятий по улучшению охраны их здоровья.

Профилактические осмотры детей школьного возраста проводятся в следующие периоды: конец первого года обучения, переход к предметному обучению, пубертатный период (14-15 лет), перед окончанием образовательного учреждения (10-11) классы. На этом этапе дается заключение о профессиональной пригодности (форма 086-у).