11.5.4. Попутная тренировка
Попутная тренировка — это по своей сути неорганизованное индивидуальное действие, направленное на повышение двигательной активности без существенных затрат дополнительного времени. Термин «тренировка» здесь весьма условен. Речь идет об использовании для дополнительной физической нагрузки обычных условий труда и быта. Сюда относится пешее передвижение вместо езды на транспорте по пути на работу и обратно (табл. 11.2). Дополнительная физическая нагрузка очень важна для представителей малоподвижных видов труда (оптимальный расход энергии на мышечную работу составляет 1300—2200 ккал в сутки). Кроме того, как отмечают психологи, за время пешего передвижения у человека снижается нервно-эмоциональное напряжение. Это особенно важно при возвращении домой после напряженного рабочего дня.
Рис. 11.5. Пульсовая стоимость игры в настольный теннис в соревновательных условиях (из материалов Г.В. Барчуковой
и С.Д. Шпраха)
Таблица 11.2.
Энерготраты при ходьбе с различной скоростью (по Е.М. Берковичу)
Скорость, км/ч | Энергозатраты (ккал) при массе обследуемого (кг) | |||||
45 | 54 | 63 | 72 | 81 | 90 | |
3,9 | 2,2 | 2,6 | . 2,9 | 3,2 | , 3,5 | 3,8 |
4,0 | 2,7 | 3,1 | 3,5 | 3,8 | 4,2 | 4,5 |
4,8 | 3,1 | 3,6 | 4,0 | 4,4 | 4,8 | 5,3 |
5,6 | 3,6 | 4,2 | 4,6 | 5,0 | 5,4 | 6,1 |
Столь же полезно использовать велосипед для поездки на работу и обратно, а также по домашним делам.
Чтобы активизировать работу крупных мышечных групп, имеющих недостаточную нагрузку, необходимо подниматься по лестничным маршам, эскалаторам метро. При подъеме по лестнице затрачивается значительно больше энергии, чем при ходьбе по ровной местности. Поднимаясь по обычной лестнице в среднем темпе, человек расходует 0,012 ккал/кг на 1 м подъема. Затраты энергии при спуске составляют одну треть затрат при подъеме. Поэтому следует взять за правило не пользоваться без особой нужды лифтом при подъеме хотя бы до четвертого этажа. Получить дополнительную физическую нагрузку помогают разнообразные бытовые и хозяйственные работы: уборка квартиры, мытье пола, работа на приусадебном участке и в личном хозяйстве. Все эти виды труда приравниваются к физическому труду умеренной тяжести.
Почти в любых условиях можно делать изометрические упражнения на отдельные группы мышц, совершенно не заметные для окружающих. Олимпийский чемпион, доктор медицинских наук, профессор А.Н. Воробьев в этой связи указывал: «Тренирует мышцы любая физическая нагрузка. Скажем, когда мне. приходится ехать в поезде дальнего следования, делаю так называемые изометрические упражнения — с их помощью можно дать нагрузку на любую мышцу. В дополнение — приседания, отжимания».
- Предисловие
- Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1. Физическая культура и спорт как
- Физическая культура — часть общечеловеческой культуры
- 1.1.2. Спорт — явление культурной жизни
- 1.1.3. Компоненты физической культуры
- 1.2. Физическая культура в
- 1.2.1. Физическая культура студента
- 1.2.2. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования
- 1.2.3. Профессиональная направленность физического воспитания
- 1.2.4. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта
- 1.3. Физическая культура и спорт в высшем
- 1.3.1. Гуманитарная значимость физической культуры
- 1.3.2. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре
- 1.3.3. Основы организации физического воспитания в вузе
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1. Организм как единая саморазвивающаяся
- 2.2. Анатомо-морфологические особенности и
- 2.3. Функциональные системы организма
- 2.3.1. Костная система и ее функции
- 2.3.2. Мышечная система и ее функции (строение, физиология и биохимия мышечных сокращений, общий обзор скелетной мускулатуры)
- 2.3.3. Физиологические системы организма
- 2.4. Внешняя среда и ее воздействие на
- 2.5. Функциональная активность человека и
- 2.6. Утомление при физической и умственной работе.
- 2.7. Биологические ритмы и работоспособность
- 2.8. Гипокинезия и гиподинамия
- 2.9. Средства физической культуры, обеспечивающие
- 2.10. Физиологические механизмы и закономерности
- 2.10.1. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы
- 2.10.2. Обмен веществ и энергии
- 2.11. Органы пищеварения и выделения
- 2.12. Железы внутренней секреции
- 2.13. Сенсорные системы
- 2.14. Регуляция деятельности организма в различных условиях
- 2.14.1. Особенности функционирования центральной нервной системы
- 2.14.2. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Формирование двигательного навыка
- 2.14.3. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды
- 2.14.4. Краткая характеристика физиологических состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом
- 2.14.5. Адаптация к нарушению биологических ритмов.
- 2.14.6. Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса. Его сосредоточение и переключение
- 2.14.7. Работа в замкнутом пространстве
- 2.14.8. Устойчивость к резко меняющимся погодным условиям и микроклимату
- 2.14.9. Устойчивость к вибрации, укачиванию, невесомости
- 2.14.10. Повышение устойчивости организма к воздействию проникающей радиации
- Глава 3. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
- 3.1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии
- 3.2. Функциональное проявление здоровья в
- 3.3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье
- 3.4. Здоровый образ жизни студента
- 3.5. Влияние окружающей среды на здоровье
- 3.6. Наследственность и ее влияние на здоровье
- 3.7. Здоровье в иерархии потребностей и
- 3.8. Направленность поведения человека
- 3.9. Ценностные ориентации студентов на здоровый
- 3.10. Содержательные характеристики
- 3.10.1. Режим труда и отдыха
- 3.10.2. Организация сна
- 3.10.3. Организация режима питания
- 3.10.4. Организация двигательной активности
- 3.10.5. Личная гигиена и закаливание
- 3.10.6. Профилактика вредных привычек
- 3.10.7. Культура межличностного общения
- 3.10.8. Психофизическая регуляция организма
- 3.10.9. Культура сексуального поведения
- 3.10.10. Критерии эффективности использования здорового образа жизни
- 3.11. Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни
- 4.1. Объективные и субъективные факторы
- 4.2. Изменение состояния организма студента под
- 4.3. Работоспособность и влияние на нее
- 4.4. Влияние на работоспособность периодичности
- 4.5. Общие закономерности изменения
- 4.6. Типы изменений умственной работоспособности
- 4.7. Состояние и работоспособность студентов
- 4.8. Средства физической культуры в регулировании
- 4.9. Использование «малых форм» физической
- 4.10. Работоспособность студентов в условиях
- 4.11. Особенности проведения учебных занятий
- Глава 5. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- 5.1. Методические принципы физического воспитания
- 5.2. Средства и методы физического воспитания
- 5.2.1. Средства физического воспитания
- 5.2.2. Методы физического воспитания
- 5.3. Основы обучения движениям.
- 5.4. Воспитание физических качеств
- 5.5. Формирование психических качеств, черт,
- 5.6. Общая физическая подготовка
- 5.7. Специальная физическая подготовка
- 5.7.1. Спортивная подготовка
- 5.7.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки
- 5.8. Интенсивность физических нагрузок
- 5.9. Энергозатраты при физических нагрузках разной
- 5.10. Значение мышечной релаксации (расслабления)
- 5.11. Коррекция физического развития
- 5.12. Формы занятий физическими упражнениями
- 5.13. Построение и структура учебно-тренировочного
- 5.14. Общая и моторная плотность занятия
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 6.1. Мотивация и целенаправленность
- 6.1.1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность
- 6.1.2. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 6.2. Формы и содержание самостоятельных занятий
- 6.2.1. Формы самостоятельных занятий
- 6.2.2. Содержание самостоятельных занятий
- 6.2.3. Возрастные особенности содержания занятий. Особенности занятий для женщин
- 6.2.4. Особенности самостоятельных занятий для женщин
- 6.3. Организация самостоятельных занятий
- 6.3.1. Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной нагрузки. Расчет часов самостоятельных занятий
- 6.4. Граница интенсивности физической
- 6.5. Пульсовой режим рациональной тренировочной
- 6.6. Энергозатраты при физической нагрузке
- 6.7. Гигиена самостоятельных занятий
- 6.7.1. Гигиена питания, питьевого режима, уход за кожей. Закаливание
- 6.7.2. Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь
- 6.8. Самоконтроль за эффективностью
- 6.9. Участие в соревнованиях в процессе
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания
- 7.1. Определение понятия «спорт».
- 7.2. Массовый спорт. Спорт высших достижений
- 7.3. Единая спортивная классификация.
- 7.4. Студенческий спорт.
- 7.4.1. Спорт в высшем учебном заведении
- 7.4.2. Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа
- 7.5. Студенческие спортивные соревнования
- 7.5.1. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности
- 7.5.2. Система студенческих спортивных соревнований
- 7.6. Студенческие спортивные организации
- 7.7. Нетрадиционные системы физических
- 7.8. Обоснование индивидуального выбора видов
- 7.8.1. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов
- 1) Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения
- 2) Повышение функциональных возможностей организма
- 3) Выбор видов спорта и систем физических упражнений для активного отдыха
- 7.8.2. Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений
- 1) Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих отдельные физические качества
- 2) Характеристика видов спорта комплексного, разностороннего воздействия на организм занимающихся
- 3) Краткая характеристика нетрадиционных систем физических упражнений
- Глава 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 8.1. Историческая справка
- 8.2. Влияние избранного вида спорта или системы
- 8.3. Модельные характеристики спортсмена
- 8.4. Планирование тренировки в избранном виде
- 8.4.1. Перспективное планирование многолетней подготовки
- 8.4.2. Годичное планирование
- 8.4.3. Текущее и оперативное планирование
- 8.5. Пути достижения физической, технической,
- 8.6. Виды и методы контроля за эффективностью
- 8.7. Специальные зачетные требования и нормативы
- 8.8. Календарь студенческих внутривузовских и
- 8.9. Требования спортивной классификации и
- Глава 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- 9.1. Диагностика и самодиагностика организма при
- 9.2. Виды диагностики, ее цели и задачи
- 9.3. Врачебный контроль как условие допуска к
- 9.4. Методы стандартов, антропометрических
- 9.5. Педагогический контроль. Содержание, виды
- 9.6. Врачебно-педагогический контроль,
- 9.7. Самоконтроль, его цели, задачи и методы
- 9.8. Дневник самоконтроля
- 9.9. Субъективные и объективные показатели
- 9.10. Методика определения нагрузки по показаниям
- 9.11. Методика определения тяжести нагрузки по
- 9.12. Оценка функциональной подготовленности
- 9.13. Методика оценки состояния центральной
- 9.14. Оценка физической работоспособности по
- 9.15. Методика оценки быстроты и гибкости
- 9.16. Оценка тяжести нагрузки по субъективным
- 9.17. Коррекция содержания и методики занятий
- 10.1. Общие положения профессионально-прикладной
- 10.1.2.Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях
- 10.1.3. Определение понятия ппфп, ее цель и задачи
- 10.1.4. Место ппфп в системе физического воспитания студентов
- 10.1.5. Основные факторы, определяющие содержание ппфп
- 10.1.6. Дополнительные факторы, определяющие содержание ппфп
- 10.1.7. Методика подбора средств ппфп студентов
- 10.1.8. Организация и формы ппфп в вузе
- 10.1.9. Система контроля ппфп студентов
- 10.2. Методические указания по изложению
- 1) Основные факторы, определяющие содержание ппфп выпускника факультета
- 2) Дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ппфп выпускников
- 3) Основное содержание ппфп студентов и его реализация на данном факультете
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 11.2. Методические основы производственной физической культуры
- 11.3. Влияние условий труда и быта специалиста на
- 11.4. Производственная физическая культура в
- 11.4.1. Производственная гимнастика
- 11.4.2. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня
- 11.4.3. Ппфп в режиме рабочего дня
- 11.5. Физическая культура и спорт в свободное время
- 11.5.1. Утренняя гигиеиическая гимнастика
- 11.5.2. Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения
- 11.5.3. Краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв
- 11.5.4. Попутная тренировка
- 11.5.5. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей
- 11.5.6. Ппфп специалиста в свободное время
- 11.6. Дополнительные средства повышения
- 11.7. Профилактика профессиональных заболеваний
- 11.8. Влияние индивидуальных особенностей,
- 11.9. Роль личности руководителя во внедрении
- Глава 1. 5
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры 28
- Глава 3. Основы здорового образа жизни 116
- Глава 4. Психофизиологические основы 155
- Глава 5. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания 182
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями 233
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания 267
- Глава 8. Особенности занятий избранным 295
- Глава 9. Самоконтроль занимающихся 312
- Глава 10. Профессионально-прикладная 340
- Глава 11. Физическая культура в 365
- Физическая культура студента
- 107120, Москва, Мельницкий пер., д. 8/1
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93