3.10.6. Профилактика вредных привычек
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.
У пьющих мужчин в 2,5 раза выше заболеваемость психическими расстройствами, болезнями печени, органов дыхания; у женщин часто рождаются дети с врожденными аномалиями. Алкоголь — это вещество наркотического действия; он обладает всеми характерными для данной группы веществ особенностями. Сразу после приема алкоголя наступает выраженная фаза возбуждения (эйфория) — люди становятся веселыми, общительными, разговорчивыми, смелыми (нарушаются тормозные процессы в ЦНС); возбуждаются половые эмоции, но заглушается чувство стыда, появляется неразборчивость в связях (большинство заражений венерическими болезнями происходит в состоянии опьянения). Под действием алкоголя возникает иллюзия о повышении работоспособности, приводящая к переоценке сил и возможностей. На самом деле объективно снижается умственная работоспособность (быстрота и точность мышления, ухудшается внимание, допускается много ошибок). Ухудшается и физическая работоспособность, значительно снижается точность, координация и быстрота движений, а также мышечная сила. Вслед за фазой возбуждения неизбежно наступает фаза угнетения.
Продолжительное и систематическое употребление алкоголя раздражающе действует на проводящую систему сердца, а также нарушает нормальный процесс обмена веществ. Мышцы сердца изнашиваются, их сокращения становятся вялыми, полости сердца растягиваются;
на поверхности сердца и в пространствах между мышечными волокнами начинает откладываться жир, что ограничивает его работоспособность. Также повышается проницаемость кровеносных сосудов, снижается их эластичность, повышается свертываемость крови, что может стать причиной возникновения инфаркта миокарда.
Страдают также органы пищеварения. Раздражая органы желудочно-кишечного тракта, алкоголь вызывает нарушение секреции желудочного сока и выделения ферментов, что приводит к развитию гастритов, язвы желудка и даже злокачественных опухолей. Развивается ожирение печени, затем ее цирроз, который в 10% случаев завершается появлением ракового заболевания. Незначительно уступает печени по частоте поражения поджелудочная железа. Нарушается функция дыхательной системы, что проявляется в потере .эластичности легочной ткани и возникновении эмфиземы легких. Ухудшается выделительная функция почек. Страдает функция половых желез — уменьшается сперматогенез, постепенно наступает половое бессилие. Понижается сопротивляемость организма к воздействию инфекций. Происходит снижение содержания в организме важнейших для жизнедеятельности витаминов В, РР, С, А, Е.
Выделяются три группы факторов, способствующих употреблению алкоголя. К социально-психологическому относится комплекс обычаев, традиций, «социальный опыт» употребления спиртного. Под их прикрытием удовлетворяется ряд потребностей индивида, например в общении, принадлежности к определенной группе, самоутверждении, которые молодой человек не мог реализовать по каким-то причинам другим способом. С этим может быть связано и «бегство» от реальной жизни, неуспех в учебе, работе. Для алкогольной группы характерно поверхностное завязывание контактов, гарантированная степень взаимоуважения, совместное проведение свободного времени в ответ на принятие новым ее членом внутригрупповых обычаев. Как правило, это предполагает повышение интенсивности потребления алкоголя ее новым членом. В группе культивируются собственные ценности, вплоть до своеобразного «алкогольного кодекса чести». При этом дискредитируется трезвый образ жизни. Индивидуально-психологические факторы связаны с психотропным эффектом алкоголя. На первую фазу опьянения легче проецируются психологические ожидания, связанные с возбуждением, эйфорией; на вторую — с расслаблением и успокоением. Прием спиртного становится своеобразным суррогатом психической саморегуляции, цена которой чрезвычайно высока из-за неблагоприятных последствий.
Стиль жизни, связанный с употреблением алкоголя, неизбежно приводит к утрате социальной активности, замыкание в кругу своих эгоистических интересов. Снижается качество жизни студента в целом, его главные жизненные ориентиры искажаются и не совпадают с общепринятыми; работа, требующая волевых и интеллектуальных усилий, становится затруднительной, возникает конфликтный характер взаимоотношения с обществом.
Барьером к возникновению стремления к спиртным напиткам является образование внутреннего культурного стержня личности, ее нравственных ценностей, постоянная потребность в трудовой деятельности, четкой организации своего учебного труда и отдыха, активное включение в жизнедеятельность разнообразных средств физической культуры и спорта.
Курение — одна из самых вредных привычек. Широко распространены мифы о курении, играющие роль «психической защиты» и служащие средством самооправдания.
Миф первый: курение не вредно. Так ли это на самом деле? Курение — это сухая перегонка табака и бумаги под воздействием высокой температуры. При этом выделяется большое количество вредных веществ, попадающих в организм (никотин, синильная кислота, аммиак, окись углерода, смолистые и радиоактивные вещества).
Миф второй: «когда я курю, у меня повышается работоспособность». Научные данные свидетельствуют о том, что некоторое субъективное и кратковременное повышение работоспособности объясняется первоначальным расширяющим действием табачного дыма на сосуды головного мозга, которое через несколько минут сменяется их значительным сужением. Под влиянием никотина мышечная сила снижается; у курящих студентов также понижается умственная работоспособность, среди них больше неуспевающих.
Миф третий: «если я наношу вред, то только себе». Но ведь есть понятие «пассивное курение», при котором 50% веществ, образующихся при курении, попадает в окружающий воздух, и его вдыхают люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком. В результате через некоторое время у них отмечаются все признаки никотиновой интоксикации: головная боль, головокружение, учащение сердцебиения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности.
Миф четвертый: «я знаю, что курить вредно, и постараюсь бросить курить». Растягивая сроки расставания с сигаретой, человек обманывает себя. Это надо делать сразу — раз и навсегда. Утверждают, что курение — один из способов похудеть. Действительно, аппетит у курящих снижается за счет того,, что никотин оказывает тормозящее действие на сократительную и двигательную функций желудка и кишечника, что приводит к ухудшению пищеварения, нарушению обменных процессов, развитию авитаминоза. Страдают у курильщиков также печень и поджелудочная железа, развиваются гастрит, язва желудка или двенадцатиперстной кишки.
Воздействие табачного дыма на органы дыхания приводит к раздражению слизистых оболочек дыхательных путей, вызывая в них воспалительные процессы, сопровождаемые кашлем, особенно по утрам, хрипотой, выделением мокроты грязно-серого цвета. Впоследствии нарушается эластичность легочной ткани и развивается эмфизема легких. Именно поэтому курильщики в 10 раз чаще болеют раком легкого.
Курение вызывает учащение сердцебиения до 85—90 удар/мин в покое при норме для здорового человека 60—80 удар/мин. Это приводит к увеличению работы сердца в сутки примерно на 20%. Вдыхание табачного дыма способно повысить артериальное давление на 20— 25%, вызвать атеросклероз. Ухудшению питания сердечной мышцы кислородом способствует наличие в табачном дыме окиси углерода, вытесняющего из соединений с гемоглобином кислород, что приводит к развитию ишемической болезни сердца.
Курение приводит также к нарушению в деятельности эндокринных желез, в том числе надпочечников, щитовидной и половых желез. Среди мужчин 11% случаев полового бессилия обусловлены курением
табака. У женщин может удлиняться менструальный цикл, у беременных — развиваться токсикоз и угроза выкидыша. Отравляющее действие никотина на организм усиливается в сочетании с алкоголем.
Притягательная сила курения для молодежи в том, что они получают удовольствие от сознания своей «полноценности», самоутверждения, ощущения себя идущим в ногу с модой, видят в курении средство для снятия эмоционального напряжения, повышения работоспособности. Так курение превращается в ритуал. Но какой ценой все это достигается?
К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Существует несколько классов наркотических веществ, отличающихся по характеру и степени своего воздействия на организм человека. Их основное свойство — способность вызвать состояние эйфории (не оправданное реальной действительностью возвышенное, радостное настроение). Причины употребления наркотиков разные. На первых порах — желание испытать еще незнакомое «острое» ощущение, подражать тем, кто уже употребляет эти вещества, желание хоть на короткое время уйти от каких-либо тяжелых жизненных ситуаций; почувствовать состояние «невесомости», «блаженства». Способы приема наркотических веществ различны: курение, вдыхание, прием внутрь, введение подкожно, внутривенно. Но в любом случае это связано с процессом стойкого привыкания («зависимости») к наркотическим препаратам. Когда потребление наркотиков становится систематическим, то постепенно снижаются защитные реакции организма, развивается привыкание к препарату. Некоторые наркоманы употребляют дозы наркотиков, в 10 раз превышающие допустимые для использования с лечебной целью. Со временем формируется психическая, а затем и физическая зависимость от наркотических веществ с неодолимым влечением к ним.
После фазы эйфории наступает состояние, сопровождающееся слабостью, апатией, чувством разбитости, слезотечением, тошнотой, рвотой, болями в мышцах, чувством страха, бредом преследования, тяжелым сном. При передозпровке могут наступить нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы и дыхания, мочеотделения, появляются различные сыпи, сильный кожный зуд, резкая слабость, изменение сознания, судороги. При передозировке нередки случаи смерти. При сформировавшемся привыкании к препарату отказ от него вызывает состояние абстиненции, которое сопровождается помимо перечисленных нарушений спазмами и болями мышц, в пояснице. Появляется страх смерти, сон с кошмарами, неуравновешенность, агрессивность, депрессия. Такое состояние длится несколько дней.
Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая дефадация личности наступает в 15—20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант — даже не пробовать наркотики.
- Предисловие
- Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1. Физическая культура и спорт как
- Физическая культура — часть общечеловеческой культуры
- 1.1.2. Спорт — явление культурной жизни
- 1.1.3. Компоненты физической культуры
- 1.2. Физическая культура в
- 1.2.1. Физическая культура студента
- 1.2.2. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования
- 1.2.3. Профессиональная направленность физического воспитания
- 1.2.4. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта
- 1.3. Физическая культура и спорт в высшем
- 1.3.1. Гуманитарная значимость физической культуры
- 1.3.2. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре
- 1.3.3. Основы организации физического воспитания в вузе
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1. Организм как единая саморазвивающаяся
- 2.2. Анатомо-морфологические особенности и
- 2.3. Функциональные системы организма
- 2.3.1. Костная система и ее функции
- 2.3.2. Мышечная система и ее функции (строение, физиология и биохимия мышечных сокращений, общий обзор скелетной мускулатуры)
- 2.3.3. Физиологические системы организма
- 2.4. Внешняя среда и ее воздействие на
- 2.5. Функциональная активность человека и
- 2.6. Утомление при физической и умственной работе.
- 2.7. Биологические ритмы и работоспособность
- 2.8. Гипокинезия и гиподинамия
- 2.9. Средства физической культуры, обеспечивающие
- 2.10. Физиологические механизмы и закономерности
- 2.10.1. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы
- 2.10.2. Обмен веществ и энергии
- 2.11. Органы пищеварения и выделения
- 2.12. Железы внутренней секреции
- 2.13. Сенсорные системы
- 2.14. Регуляция деятельности организма в различных условиях
- 2.14.1. Особенности функционирования центральной нервной системы
- 2.14.2. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Формирование двигательного навыка
- 2.14.3. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды
- 2.14.4. Краткая характеристика физиологических состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом
- 2.14.5. Адаптация к нарушению биологических ритмов.
- 2.14.6. Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса. Его сосредоточение и переключение
- 2.14.7. Работа в замкнутом пространстве
- 2.14.8. Устойчивость к резко меняющимся погодным условиям и микроклимату
- 2.14.9. Устойчивость к вибрации, укачиванию, невесомости
- 2.14.10. Повышение устойчивости организма к воздействию проникающей радиации
- Глава 3. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
- 3.1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии
- 3.2. Функциональное проявление здоровья в
- 3.3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье
- 3.4. Здоровый образ жизни студента
- 3.5. Влияние окружающей среды на здоровье
- 3.6. Наследственность и ее влияние на здоровье
- 3.7. Здоровье в иерархии потребностей и
- 3.8. Направленность поведения человека
- 3.9. Ценностные ориентации студентов на здоровый
- 3.10. Содержательные характеристики
- 3.10.1. Режим труда и отдыха
- 3.10.2. Организация сна
- 3.10.3. Организация режима питания
- 3.10.4. Организация двигательной активности
- 3.10.5. Личная гигиена и закаливание
- 3.10.6. Профилактика вредных привычек
- 3.10.7. Культура межличностного общения
- 3.10.8. Психофизическая регуляция организма
- 3.10.9. Культура сексуального поведения
- 3.10.10. Критерии эффективности использования здорового образа жизни
- 3.11. Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни
- 4.1. Объективные и субъективные факторы
- 4.2. Изменение состояния организма студента под
- 4.3. Работоспособность и влияние на нее
- 4.4. Влияние на работоспособность периодичности
- 4.5. Общие закономерности изменения
- 4.6. Типы изменений умственной работоспособности
- 4.7. Состояние и работоспособность студентов
- 4.8. Средства физической культуры в регулировании
- 4.9. Использование «малых форм» физической
- 4.10. Работоспособность студентов в условиях
- 4.11. Особенности проведения учебных занятий
- Глава 5. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- 5.1. Методические принципы физического воспитания
- 5.2. Средства и методы физического воспитания
- 5.2.1. Средства физического воспитания
- 5.2.2. Методы физического воспитания
- 5.3. Основы обучения движениям.
- 5.4. Воспитание физических качеств
- 5.5. Формирование психических качеств, черт,
- 5.6. Общая физическая подготовка
- 5.7. Специальная физическая подготовка
- 5.7.1. Спортивная подготовка
- 5.7.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки
- 5.8. Интенсивность физических нагрузок
- 5.9. Энергозатраты при физических нагрузках разной
- 5.10. Значение мышечной релаксации (расслабления)
- 5.11. Коррекция физического развития
- 5.12. Формы занятий физическими упражнениями
- 5.13. Построение и структура учебно-тренировочного
- 5.14. Общая и моторная плотность занятия
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 6.1. Мотивация и целенаправленность
- 6.1.1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность
- 6.1.2. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 6.2. Формы и содержание самостоятельных занятий
- 6.2.1. Формы самостоятельных занятий
- 6.2.2. Содержание самостоятельных занятий
- 6.2.3. Возрастные особенности содержания занятий. Особенности занятий для женщин
- 6.2.4. Особенности самостоятельных занятий для женщин
- 6.3. Организация самостоятельных занятий
- 6.3.1. Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной нагрузки. Расчет часов самостоятельных занятий
- 6.4. Граница интенсивности физической
- 6.5. Пульсовой режим рациональной тренировочной
- 6.6. Энергозатраты при физической нагрузке
- 6.7. Гигиена самостоятельных занятий
- 6.7.1. Гигиена питания, питьевого режима, уход за кожей. Закаливание
- 6.7.2. Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь
- 6.8. Самоконтроль за эффективностью
- 6.9. Участие в соревнованиях в процессе
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания
- 7.1. Определение понятия «спорт».
- 7.2. Массовый спорт. Спорт высших достижений
- 7.3. Единая спортивная классификация.
- 7.4. Студенческий спорт.
- 7.4.1. Спорт в высшем учебном заведении
- 7.4.2. Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа
- 7.5. Студенческие спортивные соревнования
- 7.5.1. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности
- 7.5.2. Система студенческих спортивных соревнований
- 7.6. Студенческие спортивные организации
- 7.7. Нетрадиционные системы физических
- 7.8. Обоснование индивидуального выбора видов
- 7.8.1. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов
- 1) Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения
- 2) Повышение функциональных возможностей организма
- 3) Выбор видов спорта и систем физических упражнений для активного отдыха
- 7.8.2. Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений
- 1) Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих отдельные физические качества
- 2) Характеристика видов спорта комплексного, разностороннего воздействия на организм занимающихся
- 3) Краткая характеристика нетрадиционных систем физических упражнений
- Глава 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 8.1. Историческая справка
- 8.2. Влияние избранного вида спорта или системы
- 8.3. Модельные характеристики спортсмена
- 8.4. Планирование тренировки в избранном виде
- 8.4.1. Перспективное планирование многолетней подготовки
- 8.4.2. Годичное планирование
- 8.4.3. Текущее и оперативное планирование
- 8.5. Пути достижения физической, технической,
- 8.6. Виды и методы контроля за эффективностью
- 8.7. Специальные зачетные требования и нормативы
- 8.8. Календарь студенческих внутривузовских и
- 8.9. Требования спортивной классификации и
- Глава 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- 9.1. Диагностика и самодиагностика организма при
- 9.2. Виды диагностики, ее цели и задачи
- 9.3. Врачебный контроль как условие допуска к
- 9.4. Методы стандартов, антропометрических
- 9.5. Педагогический контроль. Содержание, виды
- 9.6. Врачебно-педагогический контроль,
- 9.7. Самоконтроль, его цели, задачи и методы
- 9.8. Дневник самоконтроля
- 9.9. Субъективные и объективные показатели
- 9.10. Методика определения нагрузки по показаниям
- 9.11. Методика определения тяжести нагрузки по
- 9.12. Оценка функциональной подготовленности
- 9.13. Методика оценки состояния центральной
- 9.14. Оценка физической работоспособности по
- 9.15. Методика оценки быстроты и гибкости
- 9.16. Оценка тяжести нагрузки по субъективным
- 9.17. Коррекция содержания и методики занятий
- 10.1. Общие положения профессионально-прикладной
- 10.1.2.Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях
- 10.1.3. Определение понятия ппфп, ее цель и задачи
- 10.1.4. Место ппфп в системе физического воспитания студентов
- 10.1.5. Основные факторы, определяющие содержание ппфп
- 10.1.6. Дополнительные факторы, определяющие содержание ппфп
- 10.1.7. Методика подбора средств ппфп студентов
- 10.1.8. Организация и формы ппфп в вузе
- 10.1.9. Система контроля ппфп студентов
- 10.2. Методические указания по изложению
- 1) Основные факторы, определяющие содержание ппфп выпускника факультета
- 2) Дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ппфп выпускников
- 3) Основное содержание ппфп студентов и его реализация на данном факультете
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 11.2. Методические основы производственной физической культуры
- 11.3. Влияние условий труда и быта специалиста на
- 11.4. Производственная физическая культура в
- 11.4.1. Производственная гимнастика
- 11.4.2. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня
- 11.4.3. Ппфп в режиме рабочего дня
- 11.5. Физическая культура и спорт в свободное время
- 11.5.1. Утренняя гигиеиическая гимнастика
- 11.5.2. Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения
- 11.5.3. Краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв
- 11.5.4. Попутная тренировка
- 11.5.5. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей
- 11.5.6. Ппфп специалиста в свободное время
- 11.6. Дополнительные средства повышения
- 11.7. Профилактика профессиональных заболеваний
- 11.8. Влияние индивидуальных особенностей,
- 11.9. Роль личности руководителя во внедрении
- Глава 1. 5
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры 28
- Глава 3. Основы здорового образа жизни 116
- Глава 4. Психофизиологические основы 155
- Глава 5. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания 182
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями 233
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания 267
- Глава 8. Особенности занятий избранным 295
- Глава 9. Самоконтроль занимающихся 312
- Глава 10. Профессионально-прикладная 340
- Глава 11. Физическая культура в 365
- Физическая культура студента
- 107120, Москва, Мельницкий пер., д. 8/1
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93