5.11. Коррекция физического развития
телосложения, двигательной и
функциональной подготовленности
средствами физической культуры
и спорта
Возможности физической культуры в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышения общей работоспособности, психической устойчивости очень велики, но неоднозначны.
Коррекция физического развития. Известно, что физическое развитие человека как процесс изменения и становления морфологических и функциональных свойств зависит и от наследственности, и от условий жизни, а также от физического воспитания с момента рождения. Конечно, не все признаки физического развития в одинаковой степени поддаются исправлению в студенческом возрасте: труднее всего — рост (правильнее, длина тела), значительно легче — масса тела (вес) и отдельные антропометрические показатели (окружность грудной клетки, бедер и т.д.).
Прогнозы по увеличению роста в основном неутешительны, ибо установлено, что рост человека относится к наследственным признакам. Однако есть и обнадеживающие моменты. По сведениям некоторых авторов (В.В. Бунак и др.), рост в длину мужчин продолжается до 25 лет, хотя многие исследователи считают, что этот процесс прекращается у девушек к 17—18 годам, а у юношей к 19 годам. По разным Д причинам, в том числе из-за недостатка двигательной активности, у некоторых нарушается обмен веществ и происходит «сбой» в эндокринной системе организма, и нормальный возрастной прирост длины тела иногда замедляется, но не останавливается. Физиологические механизмы этого влияния сложны, но в несколько упрощенном изложении они таковы.
Под влиянием физических нагрузок улучшается кровоснабжение всех тканей, усиливается обмен веществ и, что особенно важно, в организме образуется биологически активное вещество — соматотропный гормон (СТГ). Этот гормон (соматотропин) влияет на увеличение длины костей и, следовательно, на рост человека. Непосредственным местом воздействия гормона на кость является ее концевое образование — эпифизарный хрящ, который постепенно заменяется костным веществом, т.е. происходит рост кости. Оптимальное механическое раздражение эпифизов усиливает действие гормона. В последние годы установлено, что физические нагрузки умеренной мощности и продолжительностью 1,5—2 ч могут более чем в три раза увеличить СТГ в организме.
Однако далеко не всегда и не все физические нагрузки стимулируют рост. Кратковременные (10—15 мин), небольшой интенсивности (пульс не выше 100—120 ударов в мин), чрезмерно большие весовые, а также длительные (многочасовой бег и т.п.) нагрузки не приводят к увеличению СТГ. Более того, последние могут содействовать быстрому окостенению эпифиза.
Опыт показывает, что наиболее благоприятно на стимуляцию роста влияют спортивные игры (баскетбол, волейбол, бадминтон, теннис и др.). Их рекомендуют сочетать с нагрузками умеренной мощности (в плавании, ходьбе на лыжах, беге) 2—3 раза в неделю по 40—120 мин. Способствуют росту и ежедневные специальные прыжковые упражнения (скакалки, многократные подскоки), упражнения в висе на перекладине или гимнастической стенке (рис. 5.14). Упражнения в висе, кроме того, укрепляют мышечный «корсет», противодействуют оседанию позвонков и способствуют сохранению хорошей осанки.
Таким образом, здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом могут улучшить функционирование систем организма и активизировать рост тела. Это не фантазия, этому есть примеры: существенное увеличение роста у отдельных студентов, особенно на первых двух курсах. Чаще всего это происходит у тех, кто впервые приобщился к спортивным занятиям именно в студенческом возрасте. Автор, имеющий многолетний опыт работы со студентами, может подтвердить случай, когда рост студента увеличился за время обучения и регулярных тренировок (по вольной борьбе) на первых трех курсах технического вуза на 16 (!) см. Сравнительно часто отмечается прирост тела в длину у студентов и студенток до 5—6 см.
Естественно, что этот «наследственный показатель» в значительной мере зависит и от условий внешней среды, и от питания — «строительного материала». Наглядный пример: статистически установлено, что в годы войны и стихийных бедствий, голода рост детей всегда уменьшается.
Второй обнадеживающий момент в стремлении подрасти: в течение суток рост взрослого человека может изменяться до 2—3 см. Опуская описание суточного изменения тонуса мышц, состояния межпозвоночных хрящевых дисков, мы можем говорить о влиянии осанки человека на его фактический и визуально воспринимаемый рост. Утром, когда распрямляющиеся мышцы в тонусе, рост человека выше. К вечеру эти мышцы особенно устают, кривизна изгибов позвоночного столба увеличивается, человек сутулится и становится ниже ростом. В том же направлении действуют и мышцы, сгибающие позвоночник. Тонус этих мышц увеличивается, что приводит к закрепощению изгибов, в результате рост уменьшается на 2—3 см и более. Но попробуйте вечером приосаниться, расправить плечи... И рост ваш пойдет вверх. На сколько? Это зависит от многих факторов, но осанка занимает не последнее место. В своей брошюре «Можно ли подрасти?» кандидат медицинских наук М.З. Залесский приводит интересный факт. Американский-цирковой артист Ф. Виллард на протяжении многих лет демонстрировал такой удивительный номер. Он выходил на манеж — обычный человек среднего роста, а затем на глазах у ошеломленной публики начинал увеличивать свой рост. За несколько минут Виллард, расслабляя одни мышцы позвоночника и напрягая другие, максимально распрямлял все четыре анатомических изгиба позвоночного столба, за счет этого его рост становился больше на 20 см! Именно на этом принципе основана выработка осанки у человека.
Рис. 5.14. Наиболее простые упражнения, способствующие
вытягиванию тела:
1 — расслабленный вис — хватом сверху, снизу; 2 — подтянуться (или хотя бы пытаться это сделать), затем, максимально расслабляя и как бы «удлиняя тело», повиснуть; 3 — в висе прямые ноги отклонять вправо-влево («маятник»); 4 — в висе поворачивать корпус вправо-влево (ноги вместе); 5 — в висе прогибаться, отклоняя дугой назад голову и ноги; б—в висе поднимать ноги, согнутые в коленях, к животу; подтягиваться в этом положении; опускаясь — расслабленно потянуться вниз, выпрямляясь; 7 — в висе, подняв ноги, согнутые в коленях, выпрямить их затем в «угол» (или попытаться ато сделать); 8 — в висе поднять как можно выше прямые ноги; возвращаясь в исходное положение, максимально прогнуться в пояснице, запрокинув назад голову
Если вы сами идете пружинящей походкой, спина прямая — не горбитесь, если голова не опущена — приподнята, то ваш рост и фактически, и визуально становится больше. Пусть это всего 2—3 см, но все же! Но хорошую постоянную осанку обеспечивает не только желание ее иметь, но и хорошее состояние, постоянный высокий тонус определенных групп мышц (в основном, разгибателей) шеи, туловища, ног.
Существуют специальные методики воспитания осанки у военных, в классическом и народном танцах, в спортивной практике. В некоторых видах спорта над ней работают специально (спортивная, художественная, ритмическая гимнастика, прыжки в воду), в других видах (плавание, волейбол, легкоатлетическое десятиборье) она формируется естественным путем в ходе многолетней тренировки. Но бесспорно одно — выработка хорошей осанки возможна и в студенческие годы при регулярном выполнении соответствующих упражнений.
В отличие от роста, масса тела (вес) поддается значительным изменениям как в ту, так и в другую сторону при регулярных занятиях определенными физическими упражнениями или видами спорта (при сбалансированном питании).
Как известно, норма массы тела тесно связана с ростом человека. Простейший росто-весовой показатель вычисляется по формуле: рост (см) - 100 = масса (кг). Результат показывает нормальную для человека данного роста массу тела. Однако эта формула годна лишь для взрослых людей ростом 155-165 см. При росте 165-175 см надо вычитать уже 105, при росте 175—185 вычитать 110.
Можно использовать и весо-ростовой показатель (индекс Кетли). В этом случае делением массы тела (в г) на рост (в см) получают частное, которое должно равняться около 350—420 для мужчин и 325—410 для женщин. Этот показатель говорит об излишке массы тела или его недостатке.
Направленное изменение массы тела вполне доступно в студенческом возрасте. Проблема в другом — необходимо изменить привычный образ жизни. Поэтому профилактика или лечение тучности — это в значительной мере проблема и психологическая. А вот надо или не надо вам существенно изменить массу тела, это вы решите сами при оценке пропорциональности своего тела. Остается выбрать виды спорта (упражнения) для регулярных занятий, тем более что одни виды способствуют снижению веса (все циклические - бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки и т.д.), другие могут помочь «набрать» массу тела (тяжелая атлетика, атлетическая гимнастика, гиревой спорт и т.п.).
Чтобы корректировать недостатки телосложения, важно их определить, а также, по всей вероятности, надо сформировать свое собственное мнение, представление об идеале телосложения. Именно об идеале (хотя, как известно, к идеалу нам суждено только стремиться!), а не о проходящих вкусах и моде. Вкусы и мода менялись в разные исторические эпохи, по-разному трактовались в разных странах и регионах, сравнительно часто меняются и сейчас. Так, эталоном женской фигуры в 2980 г. до н.э. была Венера Виллендорская (археологический фонд), символ плодородия. Ее размеры: объем груди - 244 см, талии - 226, бедер - 244 см. Идеальная женщина XIX столетия (1880) - «корсажная модель» (97-46-97 см), выражение женственности в выступающих формах; 1950 г. - секс-богиня своего времени - Софи Лорен (95-58-95 см); 1993 г: - эталоном красоты назвали первую красавицу мира Клаудиа Шиффер (92—62—91 см). Колебания параметров существенны.
Кроме того, не совпадают даже мнения современных мужчин и^ женщин на желательное развитие отдельных частей тела.
Рис. 5.15. Антропометрическая соразмерность тела
человека — «квадрат древних»
Так, американский журнал «Виллидж войс» в наше время провел опрос мужчин и женщин: что больше всего привлекает женщину в мужской фигуре? Оценки проводились по II параметрам (мускулистая грудь и плечи, высокий рост, подтянутый живот и т.д. до самых интимных). Ответы мужчин и женщин резко разошлись. Мужчины думают, что женщин в их фигуре больше всего привлекают мощный торс и бицепсы, а женщины на первое место поставили сексапильные ягодицы, на второе — стройное сложение, на третье — подтянутый живот.
Истинная же антропометрическая соразмерность тела человека, признанная и анатомами, и специалистами биодинамики, в своей основе имеет взгляды древних эллинов, у которых культ человеческого тела был достаточно высок. Это особенно четко отразилось в классических пропорциях работ древнегреческих скульпторов. За основу их разработок пропорций тела брались единицы меры, равные той или иной части тела человека. Такой единицей меры, называемой модулем, считается высота головы. По Поликлету, высота головы при нормальной фигуре человека должна укладываться восемь раз в высоте роста тела. Так, согласно «квадрату древних» (рис. 5.15), размах распростертых рук равен росту тела. Длина бедра укладывается четыре раза в высоте роста и т.д. Чаще всего эти измерения отображают усредненные данные «идеальной» (теоретически) фигуры, важные для художников, ваятелей (хотя имеются мнения американских ученых, что симметричность тела связана со здоровьем его обладателя). Имеются и другие тонкости, которые следует учитывать при определении коррекции фигуры.
Так, все девушки хотят быть стройными. Однако многим мужчинам нравятся пухленькие толстушки (их мнение тоже следует учитывать). Но стройной может быть и полная женщина. Здесь все дело в пропорциях. Если взять усредненные показатели «идеальной» женской фигуры нашего времени, имеющие соотношения объема груди, талии и бедер — 90—60—90, и поделить объем талии на объем бедер, получится индекс, равный 0,7. Но полная женщина с объемом талии 90, а бедер 120 (массой под 100 кг) имеет примерно тот же индекс женского совершенства, что и женщина с общепринятым идеалом красоты, т.е. около 0,7. Именно этот индекс едва ли не единственное, что объединяет массивных богинь плодородия с полотен рубенсовской эпохи и современных топ-моделей. Тем более что по данным социологического исследования, проведенного психологами Мичиганского университета, эти полные женщины по своей привлекательности ничем не уступают «идеалам».
Мы говорим об общих пропорциях тела, но многих юношей и девушек нормального роста и массы зачастую не удовлетворяют формы отдельных частей собственного тела. Возникает необходимость их коррекции. И это возможно. Возможно при избирательном применении специальных упражнений, развивающих отдельные группы мышц, изменяющих общую форму частей тела. Сейчас уже разработаны методики и существуют способы развития практически каждой мышцы. Наибольший опыт такой работы накоплен в тяжелой атлетике, атлетической и спортивной гимнастике, в шейпинге. При этом важно выбрать с помощью преподавателей-тренеров оптимальную систему подготовки, которая опирается на знания анатомии, физиологии, биомеханики движений человека. Кроме того, опираясь на советы преподавателя-тренера, надо и самому знакомиться и осваивать основы спортивной тренировки. А способы самоконтроля эффективности такой тренировки доступны каждому путем простейших антропометрических измерений (см. гл. 9).
Коррекция двигательной и функциональной подготовленности молодежи студенческого возраста тесно связана с особенностями развития координационных и функциональных способностей человека в онтогенезе. Многочисленные исследования показали, что самый благоприятный период для освоения техники спортивных движений — возраст до 14—15 лет. Но это не означает, что в студенческом возрасте нельзя улучшить ловкость. Координационные возможности можно развить благодаря занятиям определенными видами спорта (об этом было сказано в разделе 5.4). Но впервые приступать к тем видам спор,та, которые требуют высокой координации, чтобы достичь высших спортивных достижений, в студенческом возрасте нецелесообразно — наиболее благоприятный возрастной период уже окончен.
Коррекция функциональной подготовленности связана с самооценкой уровня подготовленности каждым студентом. Пройдя через тесты общей физической подготовленности в первый же месяц своего пребывания в вузе, каждый студент может произвести самооценку развития у него силы, общей выносливости и скоростно-силовых качеств. И здесь возникает проблема выбора: заняться тем видом спорта, с помощью которого можно «подтянуть» недостаточно развитое физическое качество и заодно избежать невыполнения зачетных нормативов, или отдать предпочтение тому виду, к которому «расположен» организм с его физическими возможностями.
В первом случае можно преодолеть трудности дополнительными усилиями, самостоятельной работой. Тем более что любой тест по физической подготовленности студента на оценку в 1—2 очка доступен каждому практически здоровому молодому человеку. Нужно только потрудиться, попотеть, а иногда и потерпеть! Во втором случае речь идет о спортивной направленности, связанной с достижениями тех или иных спортивных рубежей.
Вероятно, оба подхода правомерны, но нужно сразу же точно определить мотивацию. В первом случае главное — оздоровительная направленность занятий через совершенствование функциональной подготовленности, выполнение учебных зачетных нормативов. При этом следует сознавать, что успехи по спортивным меркам и классификации будут заведомо невысоки. Во втором случае — возможно достижение значительных спортивных результатов, а при определенных условиях и результатов международного класса.
- Предисловие
- Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1. Физическая культура и спорт как
- Физическая культура — часть общечеловеческой культуры
- 1.1.2. Спорт — явление культурной жизни
- 1.1.3. Компоненты физической культуры
- 1.2. Физическая культура в
- 1.2.1. Физическая культура студента
- 1.2.2. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования
- 1.2.3. Профессиональная направленность физического воспитания
- 1.2.4. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта
- 1.3. Физическая культура и спорт в высшем
- 1.3.1. Гуманитарная значимость физической культуры
- 1.3.2. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре
- 1.3.3. Основы организации физического воспитания в вузе
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1. Организм как единая саморазвивающаяся
- 2.2. Анатомо-морфологические особенности и
- 2.3. Функциональные системы организма
- 2.3.1. Костная система и ее функции
- 2.3.2. Мышечная система и ее функции (строение, физиология и биохимия мышечных сокращений, общий обзор скелетной мускулатуры)
- 2.3.3. Физиологические системы организма
- 2.4. Внешняя среда и ее воздействие на
- 2.5. Функциональная активность человека и
- 2.6. Утомление при физической и умственной работе.
- 2.7. Биологические ритмы и работоспособность
- 2.8. Гипокинезия и гиподинамия
- 2.9. Средства физической культуры, обеспечивающие
- 2.10. Физиологические механизмы и закономерности
- 2.10.1. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы
- 2.10.2. Обмен веществ и энергии
- 2.11. Органы пищеварения и выделения
- 2.12. Железы внутренней секреции
- 2.13. Сенсорные системы
- 2.14. Регуляция деятельности организма в различных условиях
- 2.14.1. Особенности функционирования центральной нервной системы
- 2.14.2. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Формирование двигательного навыка
- 2.14.3. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды
- 2.14.4. Краткая характеристика физиологических состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом
- 2.14.5. Адаптация к нарушению биологических ритмов.
- 2.14.6. Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса. Его сосредоточение и переключение
- 2.14.7. Работа в замкнутом пространстве
- 2.14.8. Устойчивость к резко меняющимся погодным условиям и микроклимату
- 2.14.9. Устойчивость к вибрации, укачиванию, невесомости
- 2.14.10. Повышение устойчивости организма к воздействию проникающей радиации
- Глава 3. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
- 3.1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии
- 3.2. Функциональное проявление здоровья в
- 3.3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье
- 3.4. Здоровый образ жизни студента
- 3.5. Влияние окружающей среды на здоровье
- 3.6. Наследственность и ее влияние на здоровье
- 3.7. Здоровье в иерархии потребностей и
- 3.8. Направленность поведения человека
- 3.9. Ценностные ориентации студентов на здоровый
- 3.10. Содержательные характеристики
- 3.10.1. Режим труда и отдыха
- 3.10.2. Организация сна
- 3.10.3. Организация режима питания
- 3.10.4. Организация двигательной активности
- 3.10.5. Личная гигиена и закаливание
- 3.10.6. Профилактика вредных привычек
- 3.10.7. Культура межличностного общения
- 3.10.8. Психофизическая регуляция организма
- 3.10.9. Культура сексуального поведения
- 3.10.10. Критерии эффективности использования здорового образа жизни
- 3.11. Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни
- 4.1. Объективные и субъективные факторы
- 4.2. Изменение состояния организма студента под
- 4.3. Работоспособность и влияние на нее
- 4.4. Влияние на работоспособность периодичности
- 4.5. Общие закономерности изменения
- 4.6. Типы изменений умственной работоспособности
- 4.7. Состояние и работоспособность студентов
- 4.8. Средства физической культуры в регулировании
- 4.9. Использование «малых форм» физической
- 4.10. Работоспособность студентов в условиях
- 4.11. Особенности проведения учебных занятий
- Глава 5. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- 5.1. Методические принципы физического воспитания
- 5.2. Средства и методы физического воспитания
- 5.2.1. Средства физического воспитания
- 5.2.2. Методы физического воспитания
- 5.3. Основы обучения движениям.
- 5.4. Воспитание физических качеств
- 5.5. Формирование психических качеств, черт,
- 5.6. Общая физическая подготовка
- 5.7. Специальная физическая подготовка
- 5.7.1. Спортивная подготовка
- 5.7.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки
- 5.8. Интенсивность физических нагрузок
- 5.9. Энергозатраты при физических нагрузках разной
- 5.10. Значение мышечной релаксации (расслабления)
- 5.11. Коррекция физического развития
- 5.12. Формы занятий физическими упражнениями
- 5.13. Построение и структура учебно-тренировочного
- 5.14. Общая и моторная плотность занятия
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 6.1. Мотивация и целенаправленность
- 6.1.1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность
- 6.1.2. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 6.2. Формы и содержание самостоятельных занятий
- 6.2.1. Формы самостоятельных занятий
- 6.2.2. Содержание самостоятельных занятий
- 6.2.3. Возрастные особенности содержания занятий. Особенности занятий для женщин
- 6.2.4. Особенности самостоятельных занятий для женщин
- 6.3. Организация самостоятельных занятий
- 6.3.1. Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной нагрузки. Расчет часов самостоятельных занятий
- 6.4. Граница интенсивности физической
- 6.5. Пульсовой режим рациональной тренировочной
- 6.6. Энергозатраты при физической нагрузке
- 6.7. Гигиена самостоятельных занятий
- 6.7.1. Гигиена питания, питьевого режима, уход за кожей. Закаливание
- 6.7.2. Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь
- 6.8. Самоконтроль за эффективностью
- 6.9. Участие в соревнованиях в процессе
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания
- 7.1. Определение понятия «спорт».
- 7.2. Массовый спорт. Спорт высших достижений
- 7.3. Единая спортивная классификация.
- 7.4. Студенческий спорт.
- 7.4.1. Спорт в высшем учебном заведении
- 7.4.2. Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа
- 7.5. Студенческие спортивные соревнования
- 7.5.1. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности
- 7.5.2. Система студенческих спортивных соревнований
- 7.6. Студенческие спортивные организации
- 7.7. Нетрадиционные системы физических
- 7.8. Обоснование индивидуального выбора видов
- 7.8.1. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов
- 1) Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения
- 2) Повышение функциональных возможностей организма
- 3) Выбор видов спорта и систем физических упражнений для активного отдыха
- 7.8.2. Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений
- 1) Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих отдельные физические качества
- 2) Характеристика видов спорта комплексного, разностороннего воздействия на организм занимающихся
- 3) Краткая характеристика нетрадиционных систем физических упражнений
- Глава 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 8.1. Историческая справка
- 8.2. Влияние избранного вида спорта или системы
- 8.3. Модельные характеристики спортсмена
- 8.4. Планирование тренировки в избранном виде
- 8.4.1. Перспективное планирование многолетней подготовки
- 8.4.2. Годичное планирование
- 8.4.3. Текущее и оперативное планирование
- 8.5. Пути достижения физической, технической,
- 8.6. Виды и методы контроля за эффективностью
- 8.7. Специальные зачетные требования и нормативы
- 8.8. Календарь студенческих внутривузовских и
- 8.9. Требования спортивной классификации и
- Глава 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- 9.1. Диагностика и самодиагностика организма при
- 9.2. Виды диагностики, ее цели и задачи
- 9.3. Врачебный контроль как условие допуска к
- 9.4. Методы стандартов, антропометрических
- 9.5. Педагогический контроль. Содержание, виды
- 9.6. Врачебно-педагогический контроль,
- 9.7. Самоконтроль, его цели, задачи и методы
- 9.8. Дневник самоконтроля
- 9.9. Субъективные и объективные показатели
- 9.10. Методика определения нагрузки по показаниям
- 9.11. Методика определения тяжести нагрузки по
- 9.12. Оценка функциональной подготовленности
- 9.13. Методика оценки состояния центральной
- 9.14. Оценка физической работоспособности по
- 9.15. Методика оценки быстроты и гибкости
- 9.16. Оценка тяжести нагрузки по субъективным
- 9.17. Коррекция содержания и методики занятий
- 10.1. Общие положения профессионально-прикладной
- 10.1.2.Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях
- 10.1.3. Определение понятия ппфп, ее цель и задачи
- 10.1.4. Место ппфп в системе физического воспитания студентов
- 10.1.5. Основные факторы, определяющие содержание ппфп
- 10.1.6. Дополнительные факторы, определяющие содержание ппфп
- 10.1.7. Методика подбора средств ппфп студентов
- 10.1.8. Организация и формы ппфп в вузе
- 10.1.9. Система контроля ппфп студентов
- 10.2. Методические указания по изложению
- 1) Основные факторы, определяющие содержание ппфп выпускника факультета
- 2) Дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ппфп выпускников
- 3) Основное содержание ппфп студентов и его реализация на данном факультете
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 11.2. Методические основы производственной физической культуры
- 11.3. Влияние условий труда и быта специалиста на
- 11.4. Производственная физическая культура в
- 11.4.1. Производственная гимнастика
- 11.4.2. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня
- 11.4.3. Ппфп в режиме рабочего дня
- 11.5. Физическая культура и спорт в свободное время
- 11.5.1. Утренняя гигиеиическая гимнастика
- 11.5.2. Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения
- 11.5.3. Краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв
- 11.5.4. Попутная тренировка
- 11.5.5. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей
- 11.5.6. Ппфп специалиста в свободное время
- 11.6. Дополнительные средства повышения
- 11.7. Профилактика профессиональных заболеваний
- 11.8. Влияние индивидуальных особенностей,
- 11.9. Роль личности руководителя во внедрении
- Глава 1. 5
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры 28
- Глава 3. Основы здорового образа жизни 116
- Глава 4. Психофизиологические основы 155
- Глава 5. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания 182
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями 233
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания 267
- Глава 8. Особенности занятий избранным 295
- Глава 9. Самоконтроль занимающихся 312
- Глава 10. Профессионально-прикладная 340
- Глава 11. Физическая культура в 365
- Физическая культура студента
- 107120, Москва, Мельницкий пер., д. 8/1
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93