1.3.3. Основы организации физического воспитания в вузе
Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции:
• преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;
• интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;
• проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;
• проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно Использовать- знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;
• ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;
• коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;
* социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств. Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она названа потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических условий.
Чтобы достичь цели физического воспитания — сформировать физическую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:
* понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
* знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;
* формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
• овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
• обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии;
• приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей'"|
Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:
• физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
• социально-биологические основы физической культуры;
• основы здорового образа и стиля жизни;
• оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
• профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лекций представлено в настоящем учебнике.
Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного: Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей.
Примерная тематика занятий может включать:
• методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;
• методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;
• основы методики самомассажа;
• методику корригирующей гимнастики для глаз;
* овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения;
* методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей тематики лекций.
Важное условие закрепления и совершенствования этих методов — многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во вне-учебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.
Освоение второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание занятий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального, физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в пропагандистской, инструкторской, судейской деятельности.
Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированное™ физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.
Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже оценки «удовлетворительно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения (табл. 1.2, 1.3).
Таблица 1.2.
Обязательные тесты физической подготовленности
студентов основного и спортивного учебных отделений
-
Тест на скорость, силу и выносливость
Оценка в очках
э
4
3
2
1
Мужчины
Бег 100 м (с)
13,2
13,6
14.0
14,3
14,6
Подтягивание на перекладине (число раз)
15
12
9
7
5
Бег 3000 м (мин, с)
12.00
12.35
13.10
13.50
14.30
Женщины
Бег 100 м (с)
15,7
16,0
17,0
17,9
18,7
Поднимание туловища из положения лежа на спине», руки за головой, ноги закреплены (число раз)
60
50
40
30
20
Бег 2000 м (мин, с)
10.15
10.50
11.15
11.50
12.10
Примечание. Упражнения и тесты по профессионалыю-прикладной подготовке, а также для студентов специального учебного отделения определяет кафедра 4т.чичсс1«)го воспитания.
Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:
• понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
• знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
• иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться
в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни! Важны физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Таблица 1.3.
Контрольные тесты для оценки физической
подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений
Тест | Оценка и очках | ||||
5 | 4 | 3 | 2s | 1 | |
| Мужчины | ||||
Бег 5000 м (мин, с) | 21.30 | 22.30 | 23.30 | 24.50 | 25.40 |
Бег на лыжах 5 км (мин, с) | 23.50 | 25.00 | 26.25 | 27.45 | 28.30 |
или 10 км (мин, с) | 50.00 | 52.00 | 55.00 | 58.00 | б/врем. |
Плавание 50 м (с) | 40,0 | 44,0 | 48,0 | 57,0 | б/врем. |
или 100 м (мин, с) | 1.40 | 1.50 | 2.00 | 2.15 | 2.30 |
Прыжки и длину с места (см) | 250 | 240 | 230 | 223 | 215 |
Прыжки в длину с разбега (см) | 480 | 460 | 435 | 410 | 390 |
или в высоту (см) | 145 | 140 | 135 | 130 | 125 |
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (число раз) | 15 | 12 | 9 | 7 | 5 |
Переворот силой в упор на перекладине (число раз) | 8 | 5 | 3 | 2 | 1 |
Поднимание на висе ног до касания перекладины (число раз) | 10 | 7 | 5 | 3 | 2 |
| Женщин | ||||
Бег 3000 м (мин, с) | 19.0 | 20.15 | 21.0 | 22.0 | 22.30 |
Бег на лыжах 3 км (мин, с) | 18.00 | 18.30 | 19.30 | 20.00 | 21.00 |
или 5 км (мин, с) | 31.00 | 32.30 | 34.15 | 36.40 | б/врем. |
Плавание 50 м (мин, с) | 0.54 | 1.03 | 1.14 | 1.24 | б/врем. |
или 100 м (мин, с) | 2.15 | 2.40 | 3.05 | 3.35 | 4.10 |
Прыжки и длину с места (см) | 190 | 180 | 168 | 160 | 150 |
Прыжки в длину с разбега или и высоту (см) | 365 | 350 | 325 | 300 | 280 |
Подтягивание в висе лежа (перекладин на высоте 90 см) (число раз) | 20 | 16 | 10 | 6 | 4 |
Приседание па одной ноге с опорой pукой о стенку (число раз) | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 |
При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы.
Освоить содержание дисциплины «Физическая культура» необходимо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по выбору) и факультативными курсами различной направленности, учитывающими индивидуальность студента, его мотивы, интересы, потребности.
Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются.
В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола.
Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.
В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требований.
Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года.
При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы.
В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме:
• теоретических, практических, контрольных;
• элективных методико-практических и учебно-тренировочных занятий;
• индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;
* самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя;
Внеучебные занятия организуются в форме:
• выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;
* занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;
• самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;
• массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
Контрольные вопросы
1. Физическая культура и спорт как социальные феномены.
2. Физическая культура — часть общечеловеческой культуры.
3. Спорт — явление культурной жизни.
4. Компоненты физической культуры, физическое воспитание;
физическое развитие; ,
• профессионально-прикладная физическая культура;
• оздоровительно-реабилитационная физическая культура;
* фоновые виды физической культуры;
* средства физической культуры.
5. Физическая культура в структуре профессионального образования.
6. Физическая культура личности студента.
7. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования.
8. Профессиональная направленность физической культуры.
9. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.
10. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
11. Гуманитарная значимость физической культуры.
12. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту.
13. Основы организации физического воспитания в вузе.
- Предисловие
- Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1. Физическая культура и спорт как
- Физическая культура — часть общечеловеческой культуры
- 1.1.2. Спорт — явление культурной жизни
- 1.1.3. Компоненты физической культуры
- 1.2. Физическая культура в
- 1.2.1. Физическая культура студента
- 1.2.2. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования
- 1.2.3. Профессиональная направленность физического воспитания
- 1.2.4. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта
- 1.3. Физическая культура и спорт в высшем
- 1.3.1. Гуманитарная значимость физической культуры
- 1.3.2. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре
- 1.3.3. Основы организации физического воспитания в вузе
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1. Организм как единая саморазвивающаяся
- 2.2. Анатомо-морфологические особенности и
- 2.3. Функциональные системы организма
- 2.3.1. Костная система и ее функции
- 2.3.2. Мышечная система и ее функции (строение, физиология и биохимия мышечных сокращений, общий обзор скелетной мускулатуры)
- 2.3.3. Физиологические системы организма
- 2.4. Внешняя среда и ее воздействие на
- 2.5. Функциональная активность человека и
- 2.6. Утомление при физической и умственной работе.
- 2.7. Биологические ритмы и работоспособность
- 2.8. Гипокинезия и гиподинамия
- 2.9. Средства физической культуры, обеспечивающие
- 2.10. Физиологические механизмы и закономерности
- 2.10.1. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы
- 2.10.2. Обмен веществ и энергии
- 2.11. Органы пищеварения и выделения
- 2.12. Железы внутренней секреции
- 2.13. Сенсорные системы
- 2.14. Регуляция деятельности организма в различных условиях
- 2.14.1. Особенности функционирования центральной нервной системы
- 2.14.2. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Формирование двигательного навыка
- 2.14.3. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды
- 2.14.4. Краткая характеристика физиологических состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом
- 2.14.5. Адаптация к нарушению биологических ритмов.
- 2.14.6. Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса. Его сосредоточение и переключение
- 2.14.7. Работа в замкнутом пространстве
- 2.14.8. Устойчивость к резко меняющимся погодным условиям и микроклимату
- 2.14.9. Устойчивость к вибрации, укачиванию, невесомости
- 2.14.10. Повышение устойчивости организма к воздействию проникающей радиации
- Глава 3. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
- 3.1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии
- 3.2. Функциональное проявление здоровья в
- 3.3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье
- 3.4. Здоровый образ жизни студента
- 3.5. Влияние окружающей среды на здоровье
- 3.6. Наследственность и ее влияние на здоровье
- 3.7. Здоровье в иерархии потребностей и
- 3.8. Направленность поведения человека
- 3.9. Ценностные ориентации студентов на здоровый
- 3.10. Содержательные характеристики
- 3.10.1. Режим труда и отдыха
- 3.10.2. Организация сна
- 3.10.3. Организация режима питания
- 3.10.4. Организация двигательной активности
- 3.10.5. Личная гигиена и закаливание
- 3.10.6. Профилактика вредных привычек
- 3.10.7. Культура межличностного общения
- 3.10.8. Психофизическая регуляция организма
- 3.10.9. Культура сексуального поведения
- 3.10.10. Критерии эффективности использования здорового образа жизни
- 3.11. Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни
- 4.1. Объективные и субъективные факторы
- 4.2. Изменение состояния организма студента под
- 4.3. Работоспособность и влияние на нее
- 4.4. Влияние на работоспособность периодичности
- 4.5. Общие закономерности изменения
- 4.6. Типы изменений умственной работоспособности
- 4.7. Состояние и работоспособность студентов
- 4.8. Средства физической культуры в регулировании
- 4.9. Использование «малых форм» физической
- 4.10. Работоспособность студентов в условиях
- 4.11. Особенности проведения учебных занятий
- Глава 5. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- 5.1. Методические принципы физического воспитания
- 5.2. Средства и методы физического воспитания
- 5.2.1. Средства физического воспитания
- 5.2.2. Методы физического воспитания
- 5.3. Основы обучения движениям.
- 5.4. Воспитание физических качеств
- 5.5. Формирование психических качеств, черт,
- 5.6. Общая физическая подготовка
- 5.7. Специальная физическая подготовка
- 5.7.1. Спортивная подготовка
- 5.7.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки
- 5.8. Интенсивность физических нагрузок
- 5.9. Энергозатраты при физических нагрузках разной
- 5.10. Значение мышечной релаксации (расслабления)
- 5.11. Коррекция физического развития
- 5.12. Формы занятий физическими упражнениями
- 5.13. Построение и структура учебно-тренировочного
- 5.14. Общая и моторная плотность занятия
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 6.1. Мотивация и целенаправленность
- 6.1.1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность
- 6.1.2. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 6.2. Формы и содержание самостоятельных занятий
- 6.2.1. Формы самостоятельных занятий
- 6.2.2. Содержание самостоятельных занятий
- 6.2.3. Возрастные особенности содержания занятий. Особенности занятий для женщин
- 6.2.4. Особенности самостоятельных занятий для женщин
- 6.3. Организация самостоятельных занятий
- 6.3.1. Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной нагрузки. Расчет часов самостоятельных занятий
- 6.4. Граница интенсивности физической
- 6.5. Пульсовой режим рациональной тренировочной
- 6.6. Энергозатраты при физической нагрузке
- 6.7. Гигиена самостоятельных занятий
- 6.7.1. Гигиена питания, питьевого режима, уход за кожей. Закаливание
- 6.7.2. Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь
- 6.8. Самоконтроль за эффективностью
- 6.9. Участие в соревнованиях в процессе
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания
- 7.1. Определение понятия «спорт».
- 7.2. Массовый спорт. Спорт высших достижений
- 7.3. Единая спортивная классификация.
- 7.4. Студенческий спорт.
- 7.4.1. Спорт в высшем учебном заведении
- 7.4.2. Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа
- 7.5. Студенческие спортивные соревнования
- 7.5.1. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности
- 7.5.2. Система студенческих спортивных соревнований
- 7.6. Студенческие спортивные организации
- 7.7. Нетрадиционные системы физических
- 7.8. Обоснование индивидуального выбора видов
- 7.8.1. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов
- 1) Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения
- 2) Повышение функциональных возможностей организма
- 3) Выбор видов спорта и систем физических упражнений для активного отдыха
- 7.8.2. Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений
- 1) Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих отдельные физические качества
- 2) Характеристика видов спорта комплексного, разностороннего воздействия на организм занимающихся
- 3) Краткая характеристика нетрадиционных систем физических упражнений
- Глава 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 8.1. Историческая справка
- 8.2. Влияние избранного вида спорта или системы
- 8.3. Модельные характеристики спортсмена
- 8.4. Планирование тренировки в избранном виде
- 8.4.1. Перспективное планирование многолетней подготовки
- 8.4.2. Годичное планирование
- 8.4.3. Текущее и оперативное планирование
- 8.5. Пути достижения физической, технической,
- 8.6. Виды и методы контроля за эффективностью
- 8.7. Специальные зачетные требования и нормативы
- 8.8. Календарь студенческих внутривузовских и
- 8.9. Требования спортивной классификации и
- Глава 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- 9.1. Диагностика и самодиагностика организма при
- 9.2. Виды диагностики, ее цели и задачи
- 9.3. Врачебный контроль как условие допуска к
- 9.4. Методы стандартов, антропометрических
- 9.5. Педагогический контроль. Содержание, виды
- 9.6. Врачебно-педагогический контроль,
- 9.7. Самоконтроль, его цели, задачи и методы
- 9.8. Дневник самоконтроля
- 9.9. Субъективные и объективные показатели
- 9.10. Методика определения нагрузки по показаниям
- 9.11. Методика определения тяжести нагрузки по
- 9.12. Оценка функциональной подготовленности
- 9.13. Методика оценки состояния центральной
- 9.14. Оценка физической работоспособности по
- 9.15. Методика оценки быстроты и гибкости
- 9.16. Оценка тяжести нагрузки по субъективным
- 9.17. Коррекция содержания и методики занятий
- 10.1. Общие положения профессионально-прикладной
- 10.1.2.Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях
- 10.1.3. Определение понятия ппфп, ее цель и задачи
- 10.1.4. Место ппфп в системе физического воспитания студентов
- 10.1.5. Основные факторы, определяющие содержание ппфп
- 10.1.6. Дополнительные факторы, определяющие содержание ппфп
- 10.1.7. Методика подбора средств ппфп студентов
- 10.1.8. Организация и формы ппфп в вузе
- 10.1.9. Система контроля ппфп студентов
- 10.2. Методические указания по изложению
- 1) Основные факторы, определяющие содержание ппфп выпускника факультета
- 2) Дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ппфп выпускников
- 3) Основное содержание ппфп студентов и его реализация на данном факультете
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 11.2. Методические основы производственной физической культуры
- 11.3. Влияние условий труда и быта специалиста на
- 11.4. Производственная физическая культура в
- 11.4.1. Производственная гимнастика
- 11.4.2. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня
- 11.4.3. Ппфп в режиме рабочего дня
- 11.5. Физическая культура и спорт в свободное время
- 11.5.1. Утренняя гигиеиическая гимнастика
- 11.5.2. Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения
- 11.5.3. Краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв
- 11.5.4. Попутная тренировка
- 11.5.5. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей
- 11.5.6. Ппфп специалиста в свободное время
- 11.6. Дополнительные средства повышения
- 11.7. Профилактика профессиональных заболеваний
- 11.8. Влияние индивидуальных особенностей,
- 11.9. Роль личности руководителя во внедрении
- Глава 1. 5
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры 28
- Глава 3. Основы здорового образа жизни 116
- Глава 4. Психофизиологические основы 155
- Глава 5. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания 182
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями 233
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания 267
- Глава 8. Особенности занятий избранным 295
- Глава 9. Самоконтроль занимающихся 312
- Глава 10. Профессионально-прикладная 340
- Глава 11. Физическая культура в 365
- Физическая культура студента
- 107120, Москва, Мельницкий пер., д. 8/1
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93