logo search
вопрос_ответ_по_гигиене

3.Неустановленной этиологии

Алиментарная пароксизмально – токсическая миоглобинурия (гаффская, юксовская, сартландская болезнь)- озерная рыба некоторых районов мира в отдельные годы

Это деление объясняется принципиальными отличиями в меха­низмах возникновения (патогенезе), особенностями течения забо­леваний, различаются также меры их профилактики.

Профилактика ПТИ 3 основ­ные группы мероприятий:

1. направленные на предупреждение инфицирова­ния пищевых продуктов и пищи возбудителями ПТИ:

■ выявление носителей патогенных форм кишечной палочки, про­тея и другой условно-патогенной флоры и своевременное лечение работников, больных колибактериальными заболеваниями;

■ выявление обсемененного сырья и стерилизация специй; ■ соблюдение правил механической обработки продуктов;

■ дезинфекция оборудования и инвентаря, борьба с насекомыми и грызунами.

2. направленные на обеспечение условий, исклю­чающих массивное размножение микроорганизмов в продуктах:

■ хранение продуктов и готовой пищи в условиях холода (при t◦ ниже 6"С);

■ реализация готовой пищи (1-х и 2-х блюд) при t◦ выше 60"С, холодных закусок - ниже 14"С; ■ строгое соблюдение сроков реализации продукции; хранение и реализация консервов в соответствии с правилами.

3.Достаточная термическая обработка пищевых продуктов с целью уничтожения микроорганизмов: ■ содержание условно-годных продуктов в соответствии с правилами; ■ достаточная тепловая обработка продуктов и кулинарных из­делий (до достижения 80◦С внутри продукта).

Расследование: экспертиза бывает плановая и внеплановая (по эпидпоказаниям).

Плановая экспертиз :проводится в порядке предупредительного и текущего санитарного контроля на подконтрольных объектах по календарному графику лаборатории для осуществления контроля качества продуктов по показателям, имеющим гигиеническое значение (органолептические, физико-химические, бактериологические). Основные направления: 1) осуществление контроля за качеством скоропортящихся продуктов с учетом их эпидемиологической значимости; 2) контроль за выпуском новых изделий, а так же за использованием новых материалов для изделий и оборудования, соприкасающихся с пищевыми продуктами; 3) контроль за рецептурой изделий; 4) контроль за содержанием остаточных количеств пестицидов, солей тяжелых металлов, антибиотиков и тд; 5)контроль за качеством готовой пищи в различных организациях.

Внеплановая экспертиза проводится по эпидемиологическим показаниям (пищевое отравление, бак. загрязнение продукта, нарушение технологического процесса и тд), в спорных случаях , по поручению гос органов, по заявленю контролирующей организации

Организация и проведение осуществляется по след документам: • по ГОСТ,

• межреспубликанским технологическим условиям, • техническим условиям,

• технологическим инструкциям.

■ Проводится осмотр партии, выявляются условия хранения продукта, состояние тары, маркировка, дефекты тары. ■ Вскрываются упаковочные продукты (5-10 % от партии).

■ Проводятся органолептические исследования продукта, выявить загрязнения, наличие личинок, насекомых. ■ Образцы отправляют в лабораторию с сопроводительными документами. ■ Составляется акт санитарной экспертизы по рез-там осмотра.

12. Питание в организованных детских коллективах. Гигиенические требования к пищевым блокам детских и подростковых учреждений, их оборудованию и оснащению. Медицинский контроль за здоровьем персонала пищеблоков.

■ питание является одним из основных факторов, определяющих здоровье человека.

■ гигиенические мероприятия начинаются с рациональной планировки пищеблока, кот должна учитывать рациональное размещение пищеблока. Пищеблок целесообразно размещать на последних этажах больницы, санатория или дет сада или отдельном блоке при блочной системе застройки, чтобы запахи пищи не достигали рабочих мест нахождения людей. Сам пищеблок любого учреждения должен иметь определенный набор помещений, в кот должны выполняться санитарные требования к отделке помещений, оборудованию, технологическому инвентарю и посуде.

3 типа пищеблока; 1. работающие на сырье с полным циклом его обработки: пищеблок промыш предприятий, больниц, дет дошкольных учреждений, школ- интернаты

2. работающие на полуфабрикатах: кафе, пельменные

3. реализующие поступившую из других предприятий общественного питания готовую пищу: буфеты школ, кафе-мороженое

Пищеблоки построенные по централизованному или децентрализованному типу, имеют следующие помещения:

- складские- разгрузочные площадки, холодильные камеры раздельного хранения, неохлаждаемые кладовые для хранения бакалейных продуктов

- производственные помещения – коренной цех (заготовка овощей), мясной цех, холодный цех, кондитерский цех, хлеборезка…

- служебные и бытовые помещения

- технические помещ : вентиляционные камеры, мастерские

Особенности планировки пищеблока дет дошкольных учреждений, малокомплектных школ

Строят по централизованному принципу и располагаются на первом этаже, самостоятельный вход, вход в варочный цех через заготовительный цех, что обеспечивает правильный поток сырья и исключает перекрещивание потоков готовых блюд и сырых продуктов.

Пищеблок дошкольного учреждения может быть представлен в виде одного помещения для заготовки и приготовления холодных и горячих блюд, а также мойки кухонной посуды. В школах предусматриваются буфеты.

В школьной столовой, имеющей отдельный выход на участок, должен быть обеденный зал,кухня, овощной и мясорыбный цех, моечная, кладовая сухих продуктов, кладовая овощей и холодильные камеры. Перед входом в столовую должны быть установлены умывальники (1 кран на 20 посадочных мест)

Оборудование пищеблока.

Все предметы оборудования изготовляют из легко моющихся, прочных, безвредных для здоровья материалов, устойчивых к химическим в-вам и высокой тем-ре. Производственные столы на метал ножках должны иметь крышки из прочного водопроницаемого материала с гладкой поверхностью. Разделочные доски изготовляют из твердых пород дерева (бук, дуб), без трещин, с гладкой поверхностью. Ножи из нержавеющей стали, предпочтительно с деревянными ручками (для маркировки). Не менее 2-х мясорубок – одна для сырых, др для вареных продуктов с соот маркировки. Кухонную посуду из нержавеющей стали , алюминия, железа (пртивни), чугуна (сковородки), оцинковую посуду только для сыпучих продуктов. Посуду хранят на стеллажах.

Медицинские обследования персонала пищеблока:

Основная цель – состоит в охране их здоровья и предупреждении допуска к работе больных лиц или бактерионосителей, кот могут стать источником инф заб-й или пищ отравлений. Мед обследованию подлежат все поступающие работать на пищеблок ( связь с пищей, инвентарем, посудой).

Обследование вкл: осмотры терапевта, гинеколога, дерматолога с лабор исслед-м на сифилис и гонорею 1 раз в 3 месяца, рентген 1р в год, лабор исслед на гельментозы и бактерионосителей на кишеч группу инфекций. На работу не допускаются лица с открытой формой туберкулеза и др его формы, киш инф и бактерионосителей, а также вен заб и кожные заб-я.

В детских учреждениях, как правило, должно быть орга­низовано рациональное питание для здоровых детей и щадящее пи­тание для детей, имеющих функциональные отклонения или пере­несших острые заболевания почек, печени, желчевыводящих путей, желудка или кишечника, а также детей, страдающих хроническими заболеваниями этих органов в стадии ремиссии. Построение рацио­нов щадящего питания чаще всего связано с исключением из меню ряда продуктов, например, сельди, копченостей. Но чаще всего для изготовления блюд применяется специальная кулинарная техноло­гическая обработка продуктов: мясо и рыба отвариваются или при­готавливаются в рубленом виде на пару; крупы и овощи разварива­ются до мягкости. Жарение исключается.

Следует отметить, что в организованных коллективах детей и подростков создаются наиболее благоприятные условия для обеспе­чения рациональным питанием. В детских дошкольных учреждени­ях старшая медсестра под руководством врача составляет перспек­тивное 10 дневное меню, используя разработанные институтом пи­тания РАМН и утвержденные санитарным управлением рационы для детских дошкольных учреждений. Перспективное меню необходимо составлять для того, чтобы вовремя обеспечить поступление необ­ходимых продуктов питания. Питание детей должно быть разнооб­разным. Ежедневно в рацион должны входить суточная норма мо­лока, сливочного масла, мяса, сахара, хлеба, овощей и фруктов или

сухофруктов. Крупяные или макаронные изделия следует давать один раз в день. Рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать не каж­дый день, но в течение недели они должны быть использованы в пол­ном объесоответствии с рекомендованным набором продуктов.

Дети младшего возраста должны получать пищу из продуктов, подвергшихся тщательной кулинарной обработке. Например, детям 1,5 лет рекомендуются мясные паровые котлеты, фрикадельки или запеканки. С трехлетнего возраста можно давать жареные котлеты.

Организация питания школьников имеет свои особенности. Пер­вый завтрак ребенок получает дома. Второй завтрак организуется в школе во время большой перемены в виде горячего или холодного молочно-фруктового блюда. Меню горячего завтрака включает мяс­ное или рыбное блюдо с гарниром из овощей, или творожное, яич­ное или крупяное блюдо. К этому добавляют фрукты, сок или вита­минный напиток, чай с булочкой или куском хлеба.

Холодные молочно-фруктовые завтраки состоят из молочных или кисломолочных продуктов и хлебобулочных изделий.

13. Факторы производственного процесса, их влияние на организм. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация в школе. Производственные вредности и профессиональные заболевания. Основные направления в профилактике профессиональных заболеваний. Профилактика профессиональных заболеваний, связанных с вынужденным положением тела или чрезмерной нагрузкой на отдельные органы и системы.

Производственные факторы,

Химические (9,65%) • о. и хрон. интоксикации (свинец (сатурнизм), марган., бензол, ТЭС, ртуть (меркулиализм).

• токсич. бронхит, литейная лихорадка, токсич. гепатит, э/п, проф. аллергоз, проф. Новообразования

Физические (42%) • болезни с воздей. лазеров и УЗ, • возник. при неблагопр. услов. – перегрев., отморож.; • вибрац., лучевой. кесон. заб., выз. воздей. электромагнитн. волн, радиодиапазонов (радиовлновый синд.)

Функциональное напряжение органов (12,54%) = миофасциты, ПНП, полиневриты, заб. ОДА и забол. голосового апп-та, орг. Зрения Биологические факторы (3,63%)

аб (дрожжевые грибки, туберкуллез, сап, бруцеллез, ВИЧ-инф.) Невыясненной этиологии (0,1%) психические заболевания

Профилактика ПБ: предварит. мед. осмотр (при устрой. на пост. работу)

периодич. мед осмотр

Профессиональные вредности возникают в связи: 1.С неправильной организацией трудового процесса: вынужденное положение тела. В результате длительного положения, в особ, в сочетании с мышечной нагрузкой, может возникнуть деформация стопы- плоскостопие, вследствие перенапряжения связочно- мышечного аппарата понижается, либо исчезает свод стопы. Стоячее положение у слесарей, токарей и тд. Изменение осанки, чаще всего виде кифозов или сколиозов. Предрасполагающими факторами являются рахит и общая мышечная слабость. Большое значение в проф патологии имеет варикозное расширение вен на ногах, что происходит вследствие недостаточного оттока из венозной сети нижних конечностей, нед-ти венных клапанов, нарушения питания стенок.

напряжение отдельных органов и систем.

заболевания периферических нервов и мышц- невриты, радикулополиневриты, вегетосенситивные полиневриты, шейно-плечевые плекситы, вогетомиофаоциты, миофасциты; заболевания опорно-двигательного аппарата - хронические тендовагиниты, стенозирующие лигаментиты, бурситы, эрикондилит плеча, деформирующие артрозы; координаторные неврозы - писчий спазм, другие формы функциональных дискинезий; заболевания голосового аппарата - фонастения и органа зрения - астенопия и миопия

нерациональный режим труда (удлинение рабочего дня, сокращение или отсутсвие перерывов)

Профилактика: автоматизация, комплексная механизация, сокращение рабочего дня, соблюдение перерывов в работе, профотбор.

2.неблагоприятные условия внешней среды:

■ ↑ и ↓ t◦ воздуха и ограждений. ■ ↑ или ↓ влажность (прачечных, красильных цехах и тд ■ ↑ или ↓ атмосферное давление, что связано с работой водолазов, кессонными работами, горные работы.

■ чрезмерные шум и вибрация

■ запыленность воздуха – промышленная пыль. Связано с процессами механического измельчения: бурения, дробления, помола, истирания. ■ промышленные яды

■ бактериальное загрязнение среды, кот вызывает профессиональные инфекции, возникающие среди работающих в контакте с тем или иным инфекционным началом (зоотехники, ветеринары.

■ радиоактивное заражение внешней среды

3. вследствие несоблюдения общесанитарных условий в местах работы: ■ недостаточная площадь и кубатура помещений

■ неудовлетворительное отопление и вентиляция ■ нерационально устроенное и недостаточное естественное и искусственное освещение.

Принципы профилактики вредного воздействия производ факторов..

Общие принципы профилактики:

1.гигиеническое нормирование проф вредностей (н., установление предельно-допустимых концентраций токсичеких в-в в воздухе рабочих помещений и тд)систематический контроль за состоянием производственной среды осуществляется лабораториями СЭС, заводскими лабораториями. 2. изменение технологий производства (использование вместо порошкообразных продуктов брикетов, гранул, замена сухих процессов влажными и тд) 3. механизация и автоматизация произ процессов 4. герметизация аппаратуры, в кот происходит обработка токсических и пылящих материалов. 5. эффективная местная и общеобменная вентиляция

6. использование индивидуальных средств защиты 7. биологические методы профилактики: общеоздоровительные

(рациональная организация труда и отдыха, массовые занятия физкультурой и спортом, питание) и специальные ( в зав-ти от этиологии и патогенетического принципа, на основании знания неблагоприятного действия на организм различных факторов)

8. предварительные и периодические мед осмотры 9. сан-просветительная работа

К числу основных задач работы врача на производстве относятся участие в мероприятиях, направленных на оздоровление труда рабочих и служащих, предупреждение и снижение общей и профессиональной заболеваемости.

Проф ориентация и врачебно-профессиональная консультация в школе.

более ½ выпускников не выбрали или при наличии опред-х желаний, не знают как их реализовать. В дальнейшем они, встречаясь с трудностями, разочаровываются в своем выборе, нанося моральный ущерб, неудовлетворенность, желание переменить работу.

Ошибки при выборе профессии: 1) переоценка своих сил и возможностей, как следствие незнания содержания профессии и состояния своего здоровья 2) увлечение модными и престижными профессиями без учета физических возможностей и потребности производства в данных специалистах 3) подражание друзьям.

Для того, чтобы привести в соответствие стремления подростков и их индивидуальные качества, необходимо спец подготовка учащихся к сознательному выбору профессии. Эта сист мероприятий называется Профориентация – научно обоснованная сист мер, направленных на помощь учащимся выбрать профессию с учетом их интересов, склонностей, сост здоровья и потребностях в кадрах. Принимают участие школа, семья, пол-ка, предприятия, организации и учебные заведения, специалисты разного профиля (педагоги, психологи, физиологи, врачи, экономисты). 1) психологический аспект – изучение личности учащегося, его способностей, склонностей, психофизиологических особенностей организма 2) медицинский – изучение сост здоровья, установление необратимых дефектов и аномалий развития, при хронич заболевании- степени компенсации.

3) социально-экономический- учет потребностей общества и данного экологического региона в кадрах и специалистах разного профиля и квалификации.

Комплекс мер по профориентации проводят в школах с 5 класса педагогами с привлечением родителей. Цель: выявление и развитие способностей детей, знакомство с профессиями за счет экскурсий, фильмов. Врач школы ведет наблюд за развитием и сост здоровья ребенка, дает совет преподам и родителям о трудоустройстве детей, имеющих отклонения в сост здоровья (необратимые хирургические дефекты или заболевания: остаточные явления полиомиелита, контрактуры и анкилозы суставов, аномалии рефракции, врожден и приобрет пороки сердца, эпилепсия, неврит слухового нерва, хронич нефрит, сколиоз и др)

Врачебно-профессиональн консультация (ВПК)- подбор для подростков такого вида трудовой деят-ти, кот не усугублял имеющиеся у него отклонения, но и способствовал бы их коррекции, укреплению здоровья, физич развит. Осуществляется с 7 класса в отношении всех учащихся. Углубленный осмотр педиатром или с 15-18 л врачом подросткового кабинета и специалистами (лор, невропатолог, хирург, офтальмолог и др). данные обследования и динамическое наблюдение позволяют выявить школьников с отклонениями в физич развитии сост здоровья, нуждающихся в квалифицированном медицинском совете в отношении выбора профессии. По результатам этого осмотра и с учетом данных динамического наблюдения педиатра, содержащихся в мед документации, дается врачебное заключение о проф пригодности подростка, кот. заносится в мед справку № 086-у, кот выдается подростку, поступающему на работу или учебу из пол-ки по месту жительства или общеобразоват школы где он обучался.

14. Загрязнения окружающей среды радионуклидами и их источники. Влияние радионуклидов и других источников ионизирующего излучения на формирование здоровья населения. Особенности воздействия на организм детей и подростков. Факторы, определяющие радиационную опасность радионуклидов. Основные направления профилактики.

Радиоактивное загрязнение биосферы — это превышение естественного уровня содержания радионуклидов в окружающей природной среде. В биосфере преобладают радионуклиды искусственного происхождения (Sr-90, Cs-137, Pu-239 и др.). Большую опасность для биосферы представляют испытания атомного оружия, ядерные взрывы в мирных целях, атомная энергетика. Имеются значительные материалы о влиянии радионуклидов на различные компоненты биосферы после аварий на Южном Урале и Чернобыльской АЭС: радиоактивное загрязнение почвы, влияние радионуклидов на растительность, радиоактивное загрязнение животного мира. Значительное количество радионуклидов попадает в организм человека с продуктами питания животного происхождения. Основные источники радионуклидов для населения Западной Европы и США — молочные и мясные продукты, в странах Восточной Европы и России — молочные и хлебопродукты. По способности накапливать всосавшиеся радионуклиды органы человека можно расположить в следующий убывающий ряд: щитовидная железа — печень — почки — кишечник — скелет — мышцы.

Комбинированное воздействие физических и химических агентов вызвало синергические эффекты. Все это означает, что поражающий эффект сочетанного воздействия значительно превышает сумму эффектов каждого из действующих факторов.

Результаты многих исследований свидетельствуют о наличии отдаленных мутационных последствий радиационного облучения, кот выражаются в сохранении генетических повреждений и возникновении нестабильности хромосомного аппарата.

. В нозологической структуре инвалидности первое место занимают болезни нервной системы (39%), второе – болезни и пороки развития костно-мышечной системы и внутр органов (23%). Научные исследования, контрольные срезы, итоги вступительных экзаменов в высшие и средние учебные заведения показывают тенденцию к снижению общеобразовательного уровня выпускников школ Чернобыльских регионов, отмечается замедление умственного и задержка полового развития.

В связи с загрязнениями пищевых продуктов (цезий-137, стронцием-90) они переходят в растворимые формы и вкл в пищевые цепочки, в рез-те возросли заболевания жкт и мочевыделительной систем. А по раку щитовидной железы у детей и подростков по данным отдела радиационной медицины занимаем первое место. Учитывая, что рак щитов железы у взрослых возникает через 10-15 лет после облучения в результате аварии, то следует ожидать роста заболеваний.

Профилактика: • совершенствование радиационного контроля над проведением защитных мер по снижению внутреннего и внешнего облучения, обусловленного последствиями аварии на ЧАЭС;

• снижение облучения населения от других источников ионизирующего излучения (медицинское облучение, естественные радионуклиды, включая радон и его продукты); • последовательное проведение мероприятий по улучшению санитарно-гигиенического обеспечения населения, проживающего на загрязненных территориях.

При воздействии на организм человека ионизирующая радиа­ция может вызвать два вида эффектов:

1)детерминированные пороговые эффекты (лучевая болезнь, лучевой дерматит, лучевая катаракта, лучевое бесплодие, анома­лии развития плода и др.);

2) стохастические (вероятностные) беспороговые эффекты (зло­качественные опухоли, лейкозы, наследственные болезни).

В проявлении ранних детерминированных эффектов характерна четкая зависимость от дозы облучения, которая может вызвать радиационные повреждения разной степени тяжести — от скры­тых, т.е. незначительных повреждений без клинических проявле­ний, до смертельных форм лучевой б-ни.

15. Ионизирующее излучение и радионуклиды в медицине. Особенности планировки радиологических и рентгенологических отделений и режима их работы. Основные принципы защиты персонала и пациентов от радиационных поражений.

В медицине ИИ и радиоактивн в-ва используются с целью: 1. диагностики (рентгеноскопия, рентгенография, флюорография, сканирование - статич сцинтиграфия, ренография – динамич сцинтиграфия, КТ, рентгенокимография, радиоизотопное исследование и др.);

2. лечения (телегамматерапия, близкофокусная рентгенотерапия, радиоаппликационная терапия, внутриполостная и внутритканевая радиотерапия); 3. научно-исследовательской (авторадиография, радиоактивн метки, при которых любое в-во можно пометить радиоактивн меткой и проследить весь путь в организме, все превращения и т.д.

К мерам защиты при работе с источниками ИИ в открытом виде

1. Организационные мероприятия - организация 3 классов работ в зависимости от гр. радиационной опасности радионуклида при внутреннем облучении и акт-ти нуклида на рабочем месте. Самые строгие требования предъявляются к работам по 1-му классу.

2. Планировочные мероприятия - работы по 1 классу → в специальн изолированных корпусах, с трехзональн планировку с сан.пропускником и шлюзом; по 2 кл. в изолированной части здания, а по 3 классу - в отдельных помещениях, имеющих вытяжной шкаф(хим.лабораториях).

3. Герметизация оборудования и зон, = правильным санитарно-технич обустройством лабораторий и рабочих мест, систем вентиляции, водоснабжения и канализации. 4.Использование несорбирующих материалов для отделки пола, стен,потолка, оборудования.

5. Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ) - халатов, перчаток, бахил, нарукавников, щитков, респираторов, пневмокостюмов. 6. Строгое соблюдение правил личной гигиены («радиационной асептики») - запрещение хранения на рабочем месте пищи, курения, применения косметики, соблюдение правил одевания и снятия (перчаток), своевременная и правильная дозиметрия и деконтаминация (дезактивация) загрязненных средств индивидуальной защиты и аппаратуры.

С источниками ИИ в закрытом виде, находящихся в такой упаковке (или в таком агрегатном состоянии), которые НА МОМЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ с учетом износа, не допускают загрязнения объектов окружающей среды, а источник действует внешним излучением, и даже при попадании внутрь орг-ма вызывает внешнее облучение, например: радиоактивные бусы для внутриполостной радиотерапии, иглы из кобальта-60 для внутритканевой радиотерапии, аппараты для теле-гамма-терапии, рентгенотерапии и рентгенодиагностики. К факторам защиты при работе с радиоактивными источниками в закрытом виде относятся: ▪«защита количеством» - ↓ до минимально допустимой акт-ти источника облучения, при кот. из-за увеличения времени облучения начинает возрастать доза на здоровые ткани. ▪«временем» - доведение манипуляций с радиоактивными источниками до автоматизма, в результате чего заметно уменьшается время облучения и, соответственно, доза на работающего.

расстоянием» -. При ↑ расстояния в 2 раза доза ↓ в 4 раза, а при ↑ расстояния в 3 раза доза ↓ в 9 раз. → используются дистанционный инструментарий, различные манипуляторы, захваты, щипцы.

«экранами» - изменяя плотность среды, можно значительно снизить дозу облучения. -с гамма-излучением (и рентгеновским) исп. экраны из материалов, имеющих большую атомную массу и номер элемента в таблице Д.И.Менделеева, (свинец, уран).

- с бета-излучением, = экраны из материалов с легким атомным весом и малым порядковым номером (алюминия, оргстекла). - с нейтронными источниками используются многослойные экраны. 1 слой на пути нейтронов – замедлитель (водородсодержащий материал (вода, парафин, оргстекло, воск и другие), 2 = поглотитель медленных нейтронов (гадолиний, кадмий, бор). 3 слоем на пути гамма-излучения = из свинца.

Рентгенологич отд. б-цы централизовано и размещается с учетом максимального сокращения графиков движения персонала и больных и возможности обследования стационарных и амбулаторных больных.

• Отдельные Rg – каб в инфекц. и туб. отд., в приемных отд. Б-ц вместимостью 400 коек и >. •Rg-терапевтич → радиологич отделениях. Входы для больных и для посетителей поликлин. отделения д. б. отдельными. • Rg-диагностич каб. → 1 кабинет на 150 коек в стационаре и 1 кабинет на 150 посещений в наибольшую смену работы п-ки. •основных помещений в Rg-отделении = процедурная. В близости к ней д.б. фотолаборатория. При наличии рентгенотерапевтич кабинета, + еще отдельное помещение для пульта управления. Между комнатой управления и процедурной устраивается смотровое окно из просвинцованного стекла, снижающего мощность дозы облучения до предельно допустимой. Двери, стены, пол и комната управления должны обеспечивать защиту от рентгеновского излучения основных и смежных помещений. Флюорографич кабинет предусмотрен для массовых рентгенодиагностич иссл-ний. При кабинете должна быть ожидальня с раздевальнями. Кабинет для флюорографии устраивается только в поликлиниках и ПТД.

Планировка помещений. ▪максимальную изоляцию работ с радиоактивными веществами от др. помещений и участков, имеющих иное функциональное назначение. - для 1 класса = в отдельном здании или изолированной части здания, имеющей отдельный вход. -для II класса = изолированно от др. помещений; - III класса = в отдельных специально выделенных комнатах.

В основу планировки помещений, для выполнения работы I класса, положен принцип деления их по степени возможного радиоактивн загрязнения на 3 зоны: 1 - зона размещения оборудования камер, боксов, коммуникаций и пр., являющихся основными источниками радиоактивных загрязнений; 2 - периодически обслуживаемые ремонтно-транспортные помещения для проведения ремонта оборудования и других работ, связанных со вскрытием технологического оборудования; узлы загрузки и выгрузки радиоактивных материалов, временного хранения и удаления отходов; 3 - помещения постоянного пребывания персонала - операторские, пульты управления и др. (значительных радиоактивных загрязнений в 1-й зоне, периодич повышение допустимых уровней загрязнения поверхностей и воздушной среды во 2-й, отсутствие превышающих ПДУ величин в 3-й зоне). Санитарно-технич устройства и оборудование. ▪ специальных систем вентиляции (защита воздушной среды рабочих помещений от радиоактивных загрязнений). I класса, =. Воздух должен перемещаться из зоны в зону в порядке возрастания степени потенциальной опасности для работающих (из 3 в 1).

▪для покрытия стен = глазурованная плитка, некоторые лако-эмальные покрытия, глифталевые, перхлорвиниловые краски, эмали, лаки и эпоксидные смолы, полы покрывают линолеумом или пластиком.

▪ Оборудование и рабочая мебель в помещениях, где ведутся работы с радиоактивными в-вами в открытом виде, д.б. с глад. поверхностью и конструкцией, облегчающую их обработку моющими средствами. Наружные поверхности окрашиваются нитроэмалями или масляной краской.