3.Роль, место, формы и методы санитарно-просветительной работы в области
профилактики заболеваний полости рта и зубов.
Целью санитарно-просветительной работы является гигиеническое воспитание населения и привитие ему санитарной культуры на основе приобретения полезных навыков и привычек здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.
Санитарно-просветительная работа ведется с помощью агитации и обучения.
три основных направления: 1) распространение сведений о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний; 2) пропаганду соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики путем воспитания и убеждения; 3) гигиеническое обучение и воспитание.
Санитарно-просветительная работа может быть активной и пассивной. К активным формам относятся беседы, выступления, лекции, доклады, т. е. непосредственное общение медицинских работников с населением. Пассивные формы – это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санитарных бюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Активные и пассивные формы тесно связаны друг с другом.
Преимуществами активных форм работы являются непосредственная взаимосвязь и взаимодействие агитаторов и населения, обеспечивающие наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь пассивные формы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время на неограниченную аудиторию. Недостатк-отсутствие обратной связи между агитаторами и слушателями. Однако повышение качества работы позволяет усилить эффект пассивных методов санитарного просвещения. По широте воздействия на аудиторию: массвой,коллективной, индивидуальной.
Массовая санитарно-просветительная работа:издание книг, плакатов, листовок, заметок в газетах, выпуске кинофильмов, выступлениях по телевидению, радио, коллективная - в докладах, лекциях, выступлениях, беседах, выпуске санитарных бюллетеней, настенной печати и др., индивидуальная – в проведении индивидуальных бесед.
Следует различать пропагандистскую и агитационную работу. Агитация всегда адресована конкретной аудитории (дети, подростки, взрослые, рабочие и т. д.) с целью побуждения их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды находится определенный предмет, например гигиена полости рта, средства и способы профилактики и др., о которых люди должны получить сведения и иметь свое суждение. Можно считать, что цели пропаганды достигаются с помощью агитации. Если рассматривать их как распространение идей, знаний, мнений, то суть агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.
Наиболее эффективными методами санитарно-просветительной работы являются беседы, выступления и лекции. Их высокая действенность объясняется непосредственным общением врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания, позволяет учитывать социальные, профессиональные, образовательные и индивидуальные особенности слушателей. Вместе с тем непосредственное общение с аудиторией предъявляет высокие требования к выступающему (умение привлечь внимание, владение навыками свободной, эмоциональной и убедительной речи, способность доходчиво преподносить материал и др.). Беседа, выступление, лекция – это всегда своего рода диалог, требующий активной деятельности как говорящего, так и слушателей. Эффект убеждения при выступлении во многом зависит от того, насколько вовлечен в контакт с врачом его слушатель.
Конечной целью санитарно-просветительной работы являются не знания о предмете беседы или выступления врача, а убеждения и поступки слушателя в результате приобретения им этих знаний. Последовательность достижения цели имеет следующий вид: информация – знания – убеждения – навыки – привычки.
Гигиеническое воспитание и обучение в стоматологии являются важнейшей составной частью санитарно-просветительной работы. В основе их лежит обучение взрослых и детей в полном объеме навыкам гигиены полости рта на основе сознательного отношения к этому мероприятию как одной из важных составляющих здорового образа жизни. Основными методами гигиенического обучения являются санитарное просвещение, обучение и контроль (см. Гигиеническое обучение и воспитание). Санитарно-просветительную работу на уровне страны, региона, учреждения следует строить на научной основе с учетом уровня санитарной культуры населения, их навыков и осведомленности о гигиене полости рта, стоматологических заболеваниях, путях их профилактики. Сведения об этом могут быть получены при опросе, анкетировании. наблюдении. В соответствии с ними можно правильно сформулировать цели и задачи санитарно-просветительной работы, определить пути мотивации различных групп населения к профилактике в стоматологии. На основе всех сведений должна быть разработана долговременная программа санитарно-просветительной работы с населением с учетом особенностей привычек, знания, мотивации, уровня санитарной культуры, гигиенических навыков. Эти же сведения должны использоваться с целью маркетинга и рекламы средств и товаров для профилактики в стоматологии.
Билет 27.
- 1.Основные положения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2. Областные мед учреждения, их роль в обеспечении высококвалиф помощи населению. Организационно- методический отдел, его ф-ции.
- 3. Права и обязанности страхователя при медицинском страховании. Права граждан в системе медицинского страхования.
- 1. История мировоззрений о здоровье и здоровом образе жизни.
- 2. Особенности организации медицинской помощи сельскому населению, задачи на
- 3. Статистический анализ как завершающий этап статистического исследования.
- 1. Труд и отдых как составные части здорового образа жизни.
- 2. Организация стоматологической помощи в дошкольных учреждениях, школах и
- 3. . Понятие о генеральной и выборочных статистических совокупностях.
- 1. Закон Российской Федерации о медицинском страховании.
- Раздел 1. Общие положения
- 3. . Статистические таблицы. Графическое изображение результатов статистических
- 1. Схема взаимодействия субъектов медицинского страхования.
- 2. Организация стационарной помощи стоматологическим больным.
- 3. Система здравоохранения Бельгии и Швеции.
- 1. Развитие первичной мед помощи – основной приоритет национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2. Подготовка, воспитание и организация труда медицинских кадров на современном этапе развития здравоохранения. Система усовершенствования и специализации врачей и среднего медперсонала.
- 3. Относительные величины и их значение для оценки изучаемых явлений.
- 1. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования.
- 2. . Детская стоматологическая поликлиника, ее структура и содержание работы по
- 3. . Автоматизированные рабочие места (арм) врачей различных специальностей. Примеры использования арм.
- 1. Подходы к здоровью человека и общества в XXI веке.
- 2. Стоматологическая поликлиника: структура и организация работы. Роль и значение областной стоматологической поликлиники в организации помощи сельскому населению.
- 3. Статистика как общественная наука. Ее роль в медицине и здравоохранении. Предмет и определение санитарной статистики, методологические основы.
- 1. Демография: ее медико-социальные аспекты. Социальные проблемы "постарения
- 2. Обязательное и добровольное мед. Страхование. Базовая программа омс.
- 3. Основная цель и этапы работы по осуществлению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
- 1. Структурный, процессуальный и результативный подходы в обеспечении качества мед. Помощи.
- 2. . Инфекционная заболеваемость, социально-гигиеническая значимость, меры профилактики и борьбы.
- 3. История становления стоматологической помощи в России.
- 1. Основы законодательства рф об охране здоровья граждан.
- Раздел II. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов рф и органов местного
- 3. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
- 1. Проблема стандартов и стандартизации в медицине и здравоохранении.
- 2. Стоматологический рынок мед. Услуг: его структура, классификатор. Спрос в стоматологии.
- 3. Порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу. Группы инвалидности, критерии их установления. Причины инвалидности.
- 1. Жилище и его медико-социальное значение.
- 2. Детская стоматологическая поликлиника, ее структура и содержание работы по
- 3. Составные части асу (технические средства, информация, персонал); требования,
- 1.Организация охраны здоровья граждан в рф.
- 2.Организация стационарной помощи стоматологическим больным.
- 3.Порядок выдачи листка нетрудоспособности при заболеваниях и травмах.
- Основные принципы классификации стандартов
- 1.Стоматологические заболевания как соц-гигиеническая проблема. Особенности статистического изучения заболеваний полости рта и зубов.
- 2.Охрана материнства и детства: соц-гигиеническое значение, основные цели и задачи, типы лпу.
- 3.Косвенные (накладные) расходы на медицинские услуги. Методика расчета.
- 1. Основные методы исследований при изучении социально-гигиенических аспектов общественного здоровья.
- Права отдельных групп населения в области охраны здоровья
- Права граждан при оказании медико-социальной помощи
- 1.Основные положения о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную
- 2.Диспансеры, виды: их структура и организация работы.
- 3. Современное состояние и организация стоматологической помощи населению Волгоградской области.
- 1. Характеристика среды обитания и здоровье.
- 2.Скорая и неотложная медицинская помощь: задачи и организация работы. Больницы скорой медицинской помощи. Организация скорой и неотложной помощи при стоматологических заболеваниях.
- 3.Несчастный случай, врачебная ошибка, профессиональное преступление в деятельности медицинских работников.
- 1.Важнейшие болезни и их соц.-гигиеническое значение (болезни системы кровообращения, злок.Новообр, травматизм, туберкулез, нервнопсих.Заболевания)
- 2. Типы стоматологических учреждений. Руководство и координация стоматологической помощи населению. Формы и методы работы главного стоматолога (района, области, города).
- 3.Врачебная тайна, ее юридические и моральные аспекты. Условия, допускающие представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.
- 1.Реализация профилактического направления медицинской помощи на основе приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2.Медицинские учреждения как хозяйствующие субъекты.
- 3. Составление плана и программы статистического исследования.
- 1.Основные положения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2.Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.
- 3. Коэффициент достоверности и его применение.
- 1.Статистика заболеваемости населения, методика изучения.
- 2. Военно-врачебная, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы. Независимая медицинская экспертиза.
- 3.Организация ортопедический помощи населению.
- 1. Профилактика как основа сохранения и укрепления здоровья населения(первичная, вторичная, третичная).
- 2. Организация работы ортодонтического отделения
- 3. Среднее квадратическое отклонение, среднее ошибка средней арифметической и их значение в оценке отдельных признаков.
- 2.Формы и методы организации плановой санации полости рта и зубов среди групп населения.
- 3. Вариационный ряд и методы вычисления средних величин.
- 1. Организация внутриведомственной экспертизы качества медицинской помощи.
- 2.Здоровье населения, его показатели , факторы, влияющие на здоровье населения.
- 3.Роль, место, формы и методы санитарно-просветительной работы в области
- 1.Специальный учет отдельных видов заболеваемости (инфекционные заболевания, спид, важнейшие неэпидемические заболевания, госпитализированная заболеваемость).
- 2.Структура, права и обязанности страховых медицинских организаций.
- Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций
- 3. Зарубежный опыт организации мед.Обслуживания (Германия, Великобритания).
- 5. Медико-экономические стандарты.
- 6. Комплексные стандарты.
- 2. По данным воз, из всех факторов риска первое место занимает нездоровый образ жизни..
- 1. По обращаемости.
- 2. По медицинским осмотрам.
- 4. Анкетирование.
- 1. Общие показатели заболеваемости:
- 1. Приказ ффомс от 20.01.1997 n 9 "Об организации вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи в системе омс" Задачи:
- Функции:
- Условия введения информатизации здравоохранения: