7. Питание как фактор формирующий здоровье детей и подростков. Методы оценки адекватного питания.
Питание — фактор окружающей среды, призванный обеспечить нормальный рост, развитие организма, высокий уровень его работоспособности и, как следствие, оптимальную продолжительность жизни человека.
Основной наукой, изучающей проблемы питания человека, является гигиена питания. Это наука о рациональном/диетическом и лечебно-профилактическом питании, изучающая также возможные нарушения в питании и разрабатывающая мероприятия по обеспечению безвредности пищевых продуктов.
Рациональное питание — питание здор. человека, направленное на профилактику алиментарных, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, аллергических и других заболеваний. ; Диетическое питание—питание больного человека, направленное на лечение острых заболеваний и профилактику рецидивов болезни или перехода их в хронические формы.
Лечебно-профилактическое питание направлено на профилактику профессиональных заболеваний, уменьшение вредного действия производственных факторов и неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на население, проживающее в экологически неблагоприятных районах.
Задача врачей, в том числе врачей лечебного профиля (лечебников, педиатров, стоматологов) изучать проблемы, связанные с влиянием питания на здоровье отдельного человека и на население в целом.
К числу таких проблем относятся:
▪ количественная и качественная потребность в пище и питательных веществах; ▪ пищевая ценность и доброкачественность пищевых продуктов и пищи; ▪ режим питания;
▪ организация полноценного питания в организованных коллективах (детских учреждениях, б-цах, сельскохозяйственных коллективах в период работы на подовых станах, санаториях, воинских подразделениях, вахтовых бригадах и др.);
▪ обеспечение оптимальных санитарных режимов в производстве пищевых продуктов и реализации их на предприятиях общественного питания и в торговой сети; ▪ проведение текущего и предупредительного надзора за строительством и эксплуатацией пище-
Состояние здоровья оценивают по пищевому статусу, для чего определяют ряд показателей физического развития человека (масса, длина тела, толщина подкожно жировой складки), обмен веществ, функциональное состояние отдельных органов и систем, физическую и умственную деятельность. Биохимические методы исследования позволяют диагностировать гиповитаминозные состояния. Гипо- и авитаминозные состояния имеют также соответствующие клинические проявления. При проведении анализа заболеваемости, в первую очередь, следует учитывать наличие избыточной или недостаточной массы тела, состояние ЖКТ и ССС.
Питание является одним из наиболее активных и важных факторов внешней среды, которое оказывает разнообразное влияние на организм человека, обеспечивает его рост, развитие, сохранение здоровья, трудоспособности и оптимальной продолжительности жизни. Всё это обеспечивается ежедневным, регулируемым приемом пищи, включающей определенный набор пищевых продуктов.
Пищевые продукты представляют собой сложный комплекс химических веществ, включающий:
I.Питательные в-ва: ▪ пищевые: БЖУ, витамины, минеральны соли, воду;
▪ вкусовые: органические кислоты, эфиры, кетоны, красители, дубильные в-ва, ароматические соединения, II.Антипитательные в-ва: антиаминокислоты, антиминеральные в-ва, антивитамины, III.Чужеродные вещества (примеси):
остаточные количества пестицидов, радиоактивные в-ва, соли тяжелых металлов, нитрозамины, примеси растительного и иного происхождения,
При этом «питательные» и «антипитательные» вещества являются естественными компонентами пищевого продукта, а чужеродные (примеси), как это видно и из названия, попадают в продукты питания в результате нарушений агротехники их выращивания, за счет нарушений хранения, транспортировки, использования несоответствующей тары и в результате других причин. Питательные в-ва - это те компоненты, ради которых, собственно, и потребляются продукты питания. Пищевые в-ва обеспечивают биологические потребности орг. в в-вах и энергии, а вкусовые, не обладая, как правило, биологическим действием, обеспечивают определенные органолептические св-ва продукта питания - его внешний вид, консистенцию, цвет, запах, вкус и т.д. Антипитательные в-ва, являясь естественным компонентом пищи, ↓её биологическую ценность за счет нарушения усвоения соответствующих пищевых веществ (например, антивитамин аскорбиназа разрушает аскорбиновую кислоту продукта). Чужеродные не только не обладают полезным биологическим действием, но могут оказывать на организм неблагоприятное действие.
Методы оценки адекватности питания:
1. Наблюдение за динамикой массы тела человека. Установить соответствие питания потребностям организма по всем компонентам можно на основании лабораторного анализа рациона, когда определяется содержание в нем БЖУ, минеральных солей и витаминов.
2 Определение качественного состава и энергетической ценности рациона с использованием таблиц химического состава продуктов. Для подсчета количественного состава рациона необходимо иметь перечень и количество продуктов, входящих в суточный рацион (меню-раскладка).Этот метод несколько уступает по точности первому, но является наиболее доступным.
- Вопросы к гос. Экзаменам по профилактической медицине (гигиена)
- 1. Гигиена окружающей среды в формировании заболеваемости детей и подростков. Гигиенические и медицинские аспекты оценки среды обитания человека.
- 4.Витаминизирующее
- 2 Подхода ликвидации уф недостат-ти:
- 4.Температура воздуха.
- 6. Санитарно-эпидемиологическое значение почвы. Методы обезвреживания нечистот и отбросов. Роль почвы в передачи инфекционных заболеваний. Мероприятия в эпидемическом очаге.
- 7. Питание как фактор формирующий здоровье детей и подростков. Методы оценки адекватного питания.
- 8. Роль качественного состава пищи в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма. Заболевания, обусловленные нарушением качественного состава пищи.
- 2. Немикробные
- 3.Неустановленной этиологии
- 16. Влияние физических факторов окружающей среды на формирование здоровья детского населения. Положительные и отрицательные воздействия. Основные направления профилактики.
- 1. Медико-профилактич мероприятия.
- 19. Отрицательные психоэмоциональные воздействия как патогенный фактор. Мероприятия по устранению психоэмоциональных перегрузок.
- 21. Пыль как фактор неблагоприятного (специфического и неспецифического) воздействия на организм. Пыль как фактор передачи инфекции. Пылевые болезни и их профилактика.
- 22. Организация медицинского обслуживания рабочих промышленных предприятий. Содержание и форма работы врача в медикосанитарной части промышленных предприятий.
- 26. Особенности размещения, планировки и функционирования инфекционных больниц и отделений.
- 29. Гигиенические требования к организации учебных занятий в школе в связи с афо детей разного возраста.
- 30. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников. Эпидемиологические аспекты воспитания здорового ребенка.
- 31. Гигиенические требования к дошкольным и школьным учреждениям. Особенности организации их работ. Профилактика инфекционных заболеваний.
- 32. Организация лечебно-профилактической и противоэпидемической работы врача детских дошкольных и школьных учреждений.
- 33. Содержание лечебно-профилактической работы врача детских летних оздоровительных учреждений.
- 34 Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков
- 34. Организация профессионального обучения старшеклассников и учащихся пту. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков при различных заболеваниях.
- 35. Организация полевого размещения водоснабжения, питания и медицинского обслуживания организованных групп населения.