logo search
сборник_2012_4 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Оценка погодовых прибавок длины тела у первоклассников

Тахирова Т. Ч.

Научный руководитель: к.м.н., доцент Н. В. Карташёва

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

г. Гомель, Республика Беларусь

Индивидуальную оценку развития и здоровья растущего организма целесообразно проводить по погодовым прибавкам длины тела. Они отражают закономерности ростовых процессов детей, тесно связаны с биологическим возрастом и используются при оценке уровня физического развития. В младшем школьном возрасте ведущими показателями физического, биологического развития служат длина тела и ее погодовые прибавки. Длина тела — это индикатор здоровья индивида и группы в целом [1, 2, 3].

Цель

Изучить и оценить погодовые прибавки длины тела у первоклассников.

Материалы и методы

Под наблюдением находились 63 первоклассника общеобразовательных учреждений СОШ № 13 и СОШ № 42 г.п. Костюковка. Использовался метод соматометрических измерений. Математическая обработка проведена с использованием программы Microsoft Office Excel с расчетом средних величин (M) , их ошибок (m) и достоверности различий по критерию Стьюдента (t).

Результаты и обсуждение

Ученики сгруппированы по полу (девочки/мальчики) и по времени обследования (в начале — I и в конце учебного года — II). Результаты соматометрических измерений длины тела (ДТ, см) представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Показатели ДТ в начале и в конце учебного года

Показатели

Девочки

Мальчики

Вся группа

без учета пола

Ι

ΙΙ

Ι

ΙΙ

Ι

ΙΙ

Средняя длина тела, М, см

122,93

125,17

123,24

125,76

123,1

125,48

M ± m

122,93 ± 0,82

125,17 ± 0,86

123,24 ± 0,98

125,76 ± 0,99

123,1 ± 0,64

125,48 ± 0,66

Достоверность различий

ДТ I и II, t

1,89

1,81

2,6

Средняя длина тела в начале учебного года составила 123,1 см, а в конце учебного года 125,48 см, при ошибке ± 0,64 и ± 0,66 соответственно. Было выявлено достоверное различие в ДТ у 63 учеников при сравнении показателей в начале и в конце учебного года.

Распределение учеников по погодовым приростам в зависимости от пола представлено в таблице 2.

Таблица 2 — Распределение первоклассников по погодовым приростам в ДТ в зависимости от пола

Погодовые прибавки, см

Девочки

Мальчики

Вся группа

0—1

5

5

10

1―2

15

12

27

2―3

8

11

19

3―4

2

4

6

4―5

0

1

1

Средняя, М, погодовая прибавка ДТ, см

2,23

2,52

2,38

Разница М (м) - М (д)

0,29

M ± m

2,23 ± 0,15

2,52 ± 0,17

2,38 ± 0,12

Достоверность, t, различий ДТ по полу

1,28

При анализе погодовых приростов ДТ, в зависимости от пола, у данной возрастной категории учеников, достоверных различий не выявлено, t = 1,28 при Р = 48,64 %.

Сравнив погодовые прибавки ДТ у первоклассников за учебный год, выявлено прибавление 2,41 см фактически, при нормативной за календарный год 5—7 см.

Выводы

1. Выявлены достоверные различия у первоклассников в показателях длины тела в начале и в конце учебного года.

2. Показатели погодовых приростов у учеников в длине тела по полу не достоверны.