logo
сборник_2012_4 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Литература

1. Берснев, В. П. Хирургия позвоночника, спинного мозга и периферических нервов / В. П. Берснев, Е. А. Давыдов, Е. Н. Кондаков. — СПб.: Специальная литература. — 1998. — 368 с.

2. Nathan, M. Osteophyte formation in the vertebral column: a review of the etiologic factor — Part II / M. Nathan, M.H Pope, L. J. Grobler. — Contemporary Orthopaedics. — 1994. — №29 (2). — Р.113–119.

УДК 616-036.88

ЖИЗНЬ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ

Фёдорова Т. Е., Абрамович М. А.

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

г. Гомель, Республика Беларусь

Введение

На протяжении многих лет тема эвтаназии вызывает в обществе неоднозначную реакцию. Внимание к проблеме эвтаназии возросло с развитием общественного прогресса, и в частности — технологии поддержания жизнедеятельности тяжело больных людей. Ценность человеческой жизни побуждает бороться за нее даже вопреки объективным медицинским законам и в самых безнадежных ситуациях (причем медицинская практика богата случаями исцеления самых безнадежных больных) [1].

Термин «эвтаназия» (от греч. «euthanasia», «ей» — «хорошо», «thanatos» — «смерть») был введен английским философом Френсисом Беконом для обозначения легкой безболезненной смерти. В зависимости от определения термина меняется и подход к проблеме эвтаназии. Различают пассивную и активную эвтаназию.

Пассивная эвтаназия — «метод отложенного шприца» — представляет собой прекращение оказания медицинской помощи и ускорение наступления естественной смерти.

Активная эвтаназия — «метод наполненного шприца» — выражается во введении умирающему каких-либо лекарственных средств либо других действий, влекущих за собой быстрое и безболезненное наступление смерти.

В литературе на этот счет существуют два мнения. Противники считают, что «жизнь остается благом даже тогда, когда становится по преимуществу страданием»; сторонники утверждают, что «жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет достойную форму, существует в поле культуры, нравственных отношений» [2].

Настоящее понимание явления, носящего название эвтаназии, включает в себя целый комплекс взаимосвязанных аспектов, среди которых обычно выделяют биолого-медицинский, этический, юридический и религиозный.

Биолого-медицинский аспект проблемы заключается, прежде всего, в установлении категорий пациентов, по отношению к которым может рассматриваться возможность применения эвтаназии. Среди таковых можно отметить пациентов, биологическая смерть которых неминуема и которые, умирая, испытывают тяжелые физические страдания. Вопрос о прерывании жизни больного, физические страдания которого могут быть устранены применением соответствующих медицинских средств, вообще не должен рассматриваться. Другая категория больных — это больные, находящиеся в состоянии «церебральной смерти». Медицинская же сторона вопроса заключается в проблеме определения степени тяжести заболевания, его неизлечимости, достижении такой стадии в процессе лечения, когда все возможные медицинские средства оказываются исчерпанными.

Юридическая проблема состоит в необходимости выработки правовой процедуры осуществления эвтаназии в случае, если данный акт будет разрешен законодательством. Эвтаназия есть сознательное причинение смерти. Уголовное право нашей страны запрещает проведение эвтаназии с помощью медицинских (фармацевтических) работников (Глава 6, Статья 31 уголовного кодекса Республики Беларусь, зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов от 16 марта 2001 г. N 2/399). В 1977 г. в штате Калифорния (США) был принят первый в мире закон «О праве человека на смерть». На данный момент существуют страны, в которых действует разрешение на эвтаназию: некоторые штаты Америки, Северная территория Австралии (штат Виктория, 1990 г.), Голландия. В Швеции, Финляндии и Англии пассивная эвтаназия не считается противозаконной [1].

Религиозный аспект, имеющий существенное значение для верующих больных, характеризуется однозначным решением рассматриваемой проблемы всеми конфессиями: жизнь, как бы тяжела она ни была, дается человеку свыше, чем и отнимается у человека право искусственно прерывать ее. Церковь полностью осуждает эвтаназию. Осуждение касается всякого посягательства на человеческую жизнь — как в случае аборта, так и в случае эвтаназии [3, 4].

Согласно второй заповеди «Учения Двенадцати Апостолов» подчеркивается, что «человеку запрещено отнимать жизнь в любом ее виде и положении: не убий, не прелюбодействуй, не растлевай детей, не отравляй, не убивай дитя во утробе и родившегося не убивай». Далее в данном учении подчеркивается, что детоубийцы и убийцы «творений Божиих» избрали путь смерти и погубления души. Очевидно, что для христиан убийство, аборт, детоубийство, также как и эвтаназия, являются тяжелейшими грехами [5].

Заключение

Современное законодательство в области здравоохранения предоставляет пациентам право выбора согласиться на медицинское вмешательство или отказаться от него. Право на жизнь, данное человеку в силу его рождения на Земле, не может быть оторвано от его права на достойную смерть. Так, решение проблемы эвтаназии — общая задача врачей и юристов, философов и богословов, одним словом, ученых всего мира. Последнее же слово всегда должно оставаться за законом.