logo
сборник_2012_4 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Тоталитарные секты:

ПРИЗНАКИ И СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛЮДЕЙ

Фомина О. И.

Научный руководитель: ст. преподаватель кафедры общественно-гуманитарных

наук, к.фил.наук Т. П. Целехович

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

г. Гомель, Республика Беларусь

Введение

Эпоха, в которую вступает человек XXI в., характеризуется мировоззренческим плюрализмом, смешением понятий о добре и зле, истине и лжи, секуляризацией общества. Резко сокращается сфера серьезного религиозного мышления, но в тоже время разрастаются сферы эзотерически-оккультных практик и теорий. Человек будто приглашается на пир, где, отвыкший за десятилетия атеизма к критическому отбору духовных яств, отдает предпочтение приятным глазу, но смертельно опасным для жизни тела и души «блюдам», предлагаемым лжепророками, учителями, гуру, экстрасенсами, колдунами. Тоталитарная секта — организация, представляющая опасность для жизни и здоровья граждан и зачастую существующая в форме религиозной, общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации для прикрытия различного рода противоправной деятельности.

Цель

В данной статье будет представлен обзор типологических признаков тоталитарных сект, а также способов их воздействия на адептов.

Результаты

Впервые мир воочию увидел исходящую от тоталитарных сект опасность в ноябре 1978 г., когда 912 членов секты «Народный храм» покончили с собой после того, как их лидер Джим Джон объявил о наступлении конца света. Впоследствии «следствием было установлено, что многим жертвам инъекции яда были сделаны кем-то другим» [1]. Маятник качнулся: «Ветвь Давидова» (1993), «Орден храма солнца» (1994), «Аум Синрике» (1995) —продолжили список смертоносности религиозного тоталитаризма.

Несмотря на огромное количество информации о сектах, их действиях, места в современном мире, люди тысячами продолжают попадаться в ловко расставленные сети.

Большинство сект объединяют следующие признаки:

1. Религиозная реклама. Секты всегда заняты, как на базаре, навязыванием своего товара, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами: «сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама» [2]. Это и назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями («изучение Библии» — секта Муна, иеговисты; «изучение английского языка» — мормоны; «психологическая дрессировка (тренинг), разрешение проблем общения» — секта сайентологии и т. д.).

2. Двойное учение. Вербовщики не сообщают тем, кого завлекают в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении потому, что в сектах имеется двойное учение: одно для рекламы своей секты, для придания ей «человеческого лица», а другое — для внутреннего пользования. Действительно, кто бы захотел посещать «семинары по Библии» у мунитов, если бы сразу был уведомлен, что основатель этой секты — оккультист, многоженец и хулиган, провозгласивший Спасителя неудачником, а самого себя — «христом», то есть с точки зрения христианства — антихрист?

3. Всеобщая любовь («бомбардировка любовью»). Новичок всегда окружается особым вниманием: у него создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить наедине со своими мыслями и переживаниями.

4. Иерархия. Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте. Например, в секте сайентологии Рона Хаббарда, человек оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т. д.

5. Непогрешимость секты и ее основателя. Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, а его основатель (-ница) божественны: многие прямо провозглашают себя «христами»: Мун, С. Тороп («Виссарион»), М. Цвигун («Мария Дэви») и др. «Общение, непосредственное или «духовное», мысленное, с лидерами-основателямидолжно доставлять невероятное счастье сектантам, их распоряжения должны выполняться с энтузиазмом» [1].

6. Программирование сознания. Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев (мерила), духовных и культурных знаний. Такие люди, как правило, легко внушаемы, готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. «При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам» [3].

7. Избранность. Членам секты внушается мысль о том, что они — единственно спасенные, а все окружающие — люди «второго сорта», обреченные на погибель, потому что не разделяют учения секты.

8. Тотальный контроль. Конечная цель сектантской организации — контроль над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели вступивших в секты вырывают из привычной жизни, лишают знакомого круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах или квартирах. Адепты имеют интенсивный распорядок дня, ограничиваются во сне и пище, ведут напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. В некоторых движениях прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счете, сектанты приносят в жертву организации свое время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты или «ашрамов»), а иногда и свою жизнь.

9. Политические цели. Многие секты, такие как Церковь Объединения Муна, «Свидетели Иеговы», Международное Общество Сознания Кришны, сайентология Рона Хаббарда и другие, являются крупными промышленными и финансовыми «империями», стремящимися получить власть над всем миром.

Заключение. В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда находят компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах «исповеди» или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих «собратьев», угрозам и шантажу. Существует мнение, что секту покинуть невозможно, и специалисты советуют родным и близким завербованного сделать все, чтобы он не ушел из дома: не навязывать ему свое мнение, не относится к его выбору агрессивно, а терпеливо быть рядом, самим изучить материал организации, в которую попал близкий человек. И продолжать любить его, ведь любовь — крепка, как смерть…