logo
сборник_2012_4 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Литература

1. Брудная, Л. И. Энциклопедия обрядов и обычаев / под ред. Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. — СП.б: Респекс.

2. Мархель-Кокашинская, М. Белорусская свадьба: от сватов до каравая / М. Мархель-Кокашинская // http:www.prazdnik.by.

УДК 1:629.78

КОСМИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ

В. И. ВЕРНАДСКОГО И К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

Хилюта К. И, Врублевский Е. В, Рудая М. В.

Научный руководитель: к.ф.н., доцент кафедры

общественно-гуманитарных наук С. Н. Бордак

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

г. Гомель, Республика Беларусь

Введение

Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.

Цель работы

Рассмотреть космические идеи в творчестве В. И. Вернадского и К. Э. Циолковского.

Основная часть. Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) — русский ученый, основоположник теории современной космонавтики, пропагандист идей освоения современного космоса в Советской России. К. Э. Циолковский разрабатывает так называемый «активно-эволюционный» принцип космизма.

У К. Э. Циолковского основу бытия составляли некие атомы-духи или идеальные атомы как простейшие существа, обладающие чувствительностью. Человеческое личностное начало «Я» понимается как ощущение атома-духа, которое находится в живом существе. Человек, также как и любое животное, является совокупностью таких атомов, которые живут в согласии друг с другом, и потому все существующее в мире является живым, а то, что мы принимаем за неживую материю, является временным состоянием неорганизованной материи. Следовательно, смерть не есть полное исчезновение, поскольку она сливается с новым рождением. В центре внимания К. Э. Циолковского находился процесс взаимодействия человека с Вселенной не только в пространственном, но и во временном, историческом отношении. Данное положение является общим для всего русского космизма и доказанным, к тому же, экспериментально [1].

Космос является целостным живым организмом, и в бесконечном пространстве и в бесконечном времени существует бесконечное количество таких организмов. Смысл существования материи, в понимании К. Э. Циолковского, в непрерывном и неограниченном возрастании могущества разума, что связывается с неизбежным появлением и последующим ростом космических цивилизаций, и человечество является одной из них. Основные идеи космизма находят также свое отражение в рассуждениях Циолковского о воле Вселенной. Она — начало всех вещей, от нее все и зависит. Человек или другое высшее существо и его воля есть только проявление воли Вселенной [2].

К. Э. Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции. Человечеству предстоит идти вперед и прогрессировать в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждет нечто блестящее, невообразимое. По истечении тысячи миллионов лет ничего несовершенного на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведет наш разум и его сила. Судьба космоса зависит от деятельности цивилизаций. Это стало философским обоснованием для ракетостроения с последующим выходом человека в космос.

Еще один представитель естественнонаучного направления в космизме — Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) — естествоиспытатель и мыслитель-гуманист. Он создатель целого комплекса наук о Земле, рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Идеи В. И. Вернадского о космичности жизни, о биосфере (сфере жизни) и ноосфере (сфере разума) своими дальними творческими корнями уходят в новую, начавшуюся активно создаваться с конца XIX – начала XX века философскую традицию осмысления жизни и задач человека как вершинного ее порождения [3].

В. И. Вернадский — один из основателей теории ноосферы, которая стала важнейшим вкладом в учение космизма. Ноосфера начала формироваться одновременно с появлением мышления у человека, с началом накопления информации в обществе и практического ее использования. Человек — существо, наделенное разумом и волей, действует в мире с самого его появления как творец и преобразователь, как вольный или невольный зодчий «сферы разума». Ведущую роль в ней играют реалии разума: творческие открытия, духовные, художественные, научные идеи, которые материально осуществляются в преобразованной природе, постройках, орудиях и машинах, научных и творческих комплексах, произведениях искусства и т. д. На Земле была создана новая искусственная оболочка: биосфера, радикально преобразованная трудом и творчеством человека. Ноосферный информационный поток содержит в себе идеологии и концепции антигуманные, ложные, осуществление которых или уже приносило колоссальные бедствия Земле, или грозит еще большими, вплоть до гибели всего человечества и биосферы. В. И. Вернадский предвидел сущность «ноосферы как цели», ее задачи и движущие силы. В XX в., по мысли ученого, возникли факторы перехода к ноосфере.

Первый из них — «полный захват человечеством биосферы для жизни».

Второй, быть может, решающий для создания ноосферы — единство человечества.

Третий фактор — возможность влияния народных масс на ход государственных и общественных дел.

В центре раздумий и надежд В. И. Вернадского — рост науки, превращение ее в мощную «геологическую силу», главную силу создания ноосферы [4].

В понятие биосфера он включал живое вещество (совокупность всех живых организмов, существующих на данный момент на планете Земля), определенную часть неживого вещества. Неживое вещество является средой обитания живого вещества или продуктом деятельности предшествующих биосфер Земли. В.И. Вернадский считал, что именно через биосферу — пленку жизни, Земля и связана с космосом. Именно через нее осуществляется энергетический, вещественный и информационный обмен между Землей и космосом. Космическое излучение (прежде всего, излучение Солнца) привело к радикальному изменению в далеком прошлом Земли и ее оболочки. В. И. Вернадский считал, что развитие научной мысли привело к тому, что она стала охватывать все явления, окружающие человека и самого человека. Развитие биосферы должно неизбежно привести к образованию ноосферы, которая, по мнению В. И. Вернадского, является высшей стадией эволюции биосферы.

В. И. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы — сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы — объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Своеобразным венцом развития ноосферы должна стать автотрофность человечества, т. е. освобождение его от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли, — условие отрыва будущего человечества от одного планетного тела и перехода его эволюции в космос. В. И. Вернадский показал, что развиваемые им понятия «биосфера» и «ноосфера» являются главным связующим звеном в построении многоплановой картины мира [5].

Проанализировав теории К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского, можно сделать вывод: осмизм дает целостное видение мира как единства человека и космоса.