logo
сборник_2012_4 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Литература

1. Хомская, Е. Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская.— М.: Наука, 2002. — 475 с.

2. Хомская, Е. Д. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия / Е. Д. Хомская. — М.: Медицина, 1995. — 265 с.

3. Ротенберг, В. Мозг. Стратегия полушарий / В. Ротенберг. — М.: Наука , 2001. — 485 с.

4. Спрингер, С. Левый мозг, правый мозг / С. Спрингер, Г. М. Дейч. — М.: Наука, 1983. — 654 с.

УДК 22:003(315)

ОТРАЖЕНИЕ БИБЛЕЙСКИХ СОБЫТИЙ В ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Якубович О. А.

Научный руководитель: старший преподаватель кафедры общественно-

гуманитарных наук А. А. Сироткин

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

г. Гомель, Республика Беларусь

Введение

Библейские события, такие как сотворение мира, грехопадение, всемирный потоп, строительство Вавилонской башни, смешение языков и последующее рассеяние народов в большей или меньшей степени отражены в различных областях мировой культуры. Эти знания находят в преданиях, традициях, письменности народов Европы, Африки, Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии, Сибири и Севера. Графическая система китайского языка также указывает на то, что древние китайцы знали о многих событиях, описанных в книге Бытия.

Цель работы

Проследить упоминания библейских событий в древнекитайской письменности.

Основная часть

Китайское иероглифическое письмо — система словесной (идеографической) письменности. Иероглифическое письмо (использование рисуночных знаков для передачи слов) широко употреблялось в древних цивилизациях.

Когда возникла потребность передачи письменной речи, китайцы, как и другие народы древнего мира, использовали метод пиктограмм. Этот метод позволяет легко изобразить различные объекты схематично, но представляет большие трудности в выражении абстрактных понятий. Эта проблема решалась объединением различными способами простых графических символов в идеограммы, которые должны были отражать общеизвестные понятия. Было вполне естественно использовать для некоторых идеограмм историю древнего происхождения человечества, которая была знакома благодаря устной традиции.

Китайские иероглифы разделены на два больших класса: «вэнь» — просто рисунки (символы), и «цзы» — соединение символов в единое изображение [1, с. 83]. В письменности китайцев насчитывается примерно 214 базовых «ключей», которые могут включать от 1 до 17 вертикальных, горизонтальных, наклонных линий, из которых составляются идеограммы.

Китайский иероглиф, служащий для обозначения слова «корабль» или «судно» (船),представляет собой сочетание пиктограмм для слов «лодка» (舟), «восемь» (八) и «рот» (口), т. е. «лодка» + «восемь ртов (человек)». В Ноевом ковчеге во время всемирного потопа находилось восемь человек (Бытие 7:13) [2, с.95].

Глагол «творить» (造) складывается из пиктограмм «пыль» (прах, земля) (土),«движение, действие» (косая линия справа налево), «рот» (口) и «ходить» (辶). Бытие 2:7:«Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Адам был сотворен взрослым человеком, способным ходить и разговаривать. Интерпретация данного иероглифа точки зрения книги Бытия предоставляет возможность утверждать, что в китайской письменности содержатся знания о Творце. Идеограмма для понятия «первый» (先) составлена из пиктограмм «прах» (土), «человек» (儿) и наклонной линий, обозначающей действие. Слово «начало» (元) складывается из двух составляющих: «два» (二) и человек (儿), т.е. два человека, от которых произошли люди, населившие землю.

В Эдемском саду находились дерево познания добра и зла и дерево жизни. Человеку было запрещено есть плоды дерева познания добра и зла, но Ева поддалась искушению змея и, возжелав плод, съела его (Быт. 3:6). Китайское слово «возжелать» состоит из пиктограмм женщина (女) и два дерева (林). Похожую конструкцию представляет собой иероглиф «запрещенный» (禁): два дерева (林) и «раскрывать, показывать, обнаруживать» (示). Запретный плод был привлекательным, потому что открывал новое знание. Пиктограмма示 также может также иметь значение «Бог»: Божий запрет для первых людей касался употребления плодов дерева.

Иероглиф «охрана» (保) состоит из пиктограмм «человек» (亻), «вход» (口) и «дерево» (木): Бог изгнал первых людей из Эдемского сада и поставил ангела у входа в сад, чтобы охранять дерево жизни, не допуская к нему людей (Быт. 3:24).

Общеизвестно, что древнекитайская цивилизация развивалась независимо от цивилизаций Ближнего Востока. Вышеизложенному можно предложить единственное объяснение: древние китайцы знали о сотворении мира то же, что и древние евреи.

Особый интерес представляет расшифровка иероглифа «праведность» (義), который складывается из пиктограммы «агнец» (羊), расположенной в верхней его части, ипиктограммы, обозначающей личное местоимения «я» (我), расположенной в нижней части. Дословно: «я под агнцем праведен». Библия говорит об Агнце Божьем, Иисусе Христе, Который дает праведность и спасение человеку. Как прообраз этого в ветхозаветные времена совершалось жертвоприношение агнцев. В связи с этим интересно отметить, что местоимение «я» (我) складывается из пиктограмм, обозначающих «рука» (扌) и «нож» (戈), т.е. то, чем непосредственно совершалось жертвоприношение.

Подобных иероглифов достаточно много, и в последние годы в этой области ведутся исследования. Не все исследователи согласны в едином толковании каждого иероглифа. Тем не менее, сами китайцы (как и многие японцы, у которых, по существу, та же система письменности), были заинтересованы данным толкованием.

Заключение

Современные исследования позволяют говорить о том, что в китайской письменности содержится целый пласт знаний, заложенных еще на заре формирования рисуночного письма, который содержит сведения о библейских событиях. Расшифровка иероглифа «праведность» раскрывает суть оправдания грешника перед Богом так, как это представлялось в иудаизме, и, соответственно, нашло отражение в христианстве (спасение человека благодаря праведности Агнца Божьего, Иисуса Христа). Данное обстоятельство может быть расценено как факт, свидетельствующий о том, что древнекитайская цивилизация имеет общие корни с цивилизациями Ближнего Востока.