logo
сборник_2012_4 / СБОРНИК ДЕТСКИЙ

Анализ «эмоциональной шкалы» теста «индекс отношения

К ЗДОРОВЬЮ» СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ОСНОВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ГомГМУ

Хорошко С. А.

Научный руководитель: к.п.н., доцент, зав. кафедрой Г. В. Новик

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

г. Гомель, Республика Беларусь

Введение

Эмоция (от лат. «emoveo»— «потрясаю», «волную») — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Под эмоциями понимают протяженные во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации [1]. Изучение эмоционального проявления студентов к своему здоровью можно оценить с помощью анкетирования.

Анкета состоит из 24 вопросов. Из 2-х предлагаемых высказываний (А или Б), которые описывают противоположные мнения, ситуации, студентам нужно было выбрать то высказывание, которое больше им подходит. Или когда студент сомневается, поставить «стрелку» в сторону того высказывания, которое ему ближе. Подсчет результатов проводится в соответствии с ключом к этому тесту. Ключ теста содержит номера вопросов — номера ответов и название шкалы (эмоциональная, познавательная, практическая и шкала поступков), каждой шкале соответствуют определенные номера вопросов. За полное соответствие ответа студента с ответом в ключе начисляется 3 балла; за стрелку, направленную в сторону этого ответа — 2 балла; за стрелку, направленную в противоположную сторону — 1 балл; за ответ, противоположный данному в ключе — 0 баллов.

Цель

Провести анализ «Эмоциональной шкалы» по тесту «Индекс отношения к здоровью» студентов 3 курса основного отделения ГомГМУ.

Методы исследования

Анализ научно-методической литературы, анализ анкетирования студентов 3 курса, метод математической обработки полученных результатов.

Результаты и обсуждение

В ноябре 2011 г. сотрудниками кафедры было проведено анкетирование по тесту «Индекс отношения к здоровью» студентов 3 курса основного отделения. В тестировании приняли участие 50 студентов.

«Эмоциональная шкала» включает в себя вопросы, направленные на определение того, насколько человек чувствителен к различным проявлениям своего организма, насколько он восприимчив к эстетическим аспектам здоровья, насколько способен получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем.

По результатам ответов студентов и сумме балов первое место заняла «Эмоциональная шкала» — 423 балла.

Вопросы и результаты анкетирования, которые относятся к «Эмоциональной шкале» представлены в таблице 1.

Таблица 1 — «Эмоциональная шкала»

А

БА

Б

ББ

Если бы у меня на теле появилось какое-либо пятнышко или болезненное вздутие, то я заметил бы это очень быстро

39

(78%)

7

(14%)

0

4

(8%)

Я обратил бы на него внимание, когда оно стало бы достаточно большим

Я обычно не обращаю особого внимания, если у моего собеседника не совсем чистые зубы, не подстрижены ногти и т. д.

4

(8%)

6

(12%)

35

(70%)

5

(10%)

Мне это сразу же бросается в глаза

Когда я выпиваю стакан свежего фруктового сока, я замечаю прилив бодрости, энергии во всем организме

8

(16%)

11

(22%)

24

(48%)

17

(34%)

Я, прежде всего, просто утоляю жажду

По-моему, те, кто находит удовольствие в том, чтобы в 5 утра бегать в трусах по улице, — это не совсем нормальные люди

9

(18%)

10

(20%)

17

(34%)

14

(28%)

Я даже завидую им, ведь забота о своем здоровье — это радостное и увлекательное занятие

Порой у меня возникает такое ощущение, что организм как будто хочет сказать мне, чем ему помочь, если в нем что-то разладилось

28

(56%)

10

(20%)

6

(12%)

6

(12%)

Любая боль в организме — это всего лишь определенная реакция нервной системы

У меня не вызывают особой симпатии люди, которые из чувства брезгливости никогда не пользуются чужой тарелкой, кружкой и т. п.

14

(28%)

14

(28%)

14

(28%)

8

(16%)

Я полностью разделяю чувства таких людей.

Сумма балов по «Эмоциональной шкале» подсчитывалась по следующим ответам: на 1 вопрос — ответ «А», на 2-ой — «Б», на 3-й — «А», на 4-й — «Б», на 5-й — «А», на 6-й — «Б».

Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что отношение к здоровью в большей степени проявляется в эмоциональной сфере. Студент способен наслаждаться своим здоровьем, получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагировать на поступающие от него сигналы.

Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного студента носит рассудочный характер, мало затрагивая его эмоциональную сферу. Забота о здоровье для него — это просто необходимость, а не радостное и увлекательное занятие, он не обращает внимание на проявления своего организма, не видит эстетического аспекта здоровья.

Выводы

Некоторые противоположные мнения очень близки друг к другу по своему смыслу. Самыми распространенными высказываниями в данном исследовании являются: «если бы у меня на теле появилось какое-либо пятнышко или болезненное вздутие, то я заметил бы это очень быстро» ответили 78 % студентов; «если у моего собеседника не совсем чистые зубы, не подстрижены ногти и т. д. мне это сразу же бросается в глаза» ответили 70 % студентов; «порой у меня возникает такое ощущение, что организм как будто хочет сказать мне, чем ему помочь, если в нем что-то разладилось» ответили 56 % респондентов. На вопрос «Когда я выпиваю стакан свежего фруктового сока я, прежде всего, утоляю жажду» ответило 48 % респондентов, на утверждение «Я завидую тем, кто находит удовольствие в том, чтобы в 5 утра бегать — ведь это радостное и увлекательное занятие и забота о своем здоровье» ответило 34 % респондентов. На высказывание «У меня не вызывают особой симпатии люди, которые из чувства брезгливости никогда не пользуются чужой тарелкой, кружкой» и высказывание «Я полностью разделяю чувства таких людей» ответило 28 % респондентов.

Менее распространенными высказываниями являются «Если бы у меня на теле появилось какое-либо пятнышко или болезненное вздутие я бы обратил на него внимание, когда оно стало бы достаточно большим» ответило 8 % студентов. На выказывание «Я обычно не обращаю особого внимания, если у моего собеседника не совсем чистые зубы, не подстрижены ногти» ответило 8 % респондентов. На высказывание «Любая боль в организме — это всего лишь определенная реакция нервной системы» ответило 12 % студентов.

Анализируя результаты анкетирования можно сказать, что студенты высоко эмоционально реагируют на состояние своего здоровья и замечают любое отклонение самочувствия от нормы.