2. Типы стоматологических учреждений. Руководство и координация стоматологической помощи населению. Формы и методы работы главного стоматолога (района, области, города).
Номенклатура учреждений здравоохранения утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.11.99 г. №395*. В настоящее время сеть государственных и муниципальных стоматологических учреждений представлена следующим образом:
1.Самостоятельные стоматологические поликлиники (взрослые и детские).
2.Стоматологические отделения (кабинеты) в составе территориальных (многопрофильных) поликлиник, больниц, медико-санитарных частей предприятий и ведомств.
3.Стоматологические кабинеты в больницах, женских консультациях, диспансерах, в школах и дошкольных учреждениях, в высших и средних специальных учебных заведениях, на врачебных здравпунктах предприятий и т.д.
4.Медицинские вузы и центры, предоставляющие стоматологическую помощь. Функционируют специализированные стоматологические центры по лечению заболеваний слизистой оболочки полости рта, нейростоматологии, по лечению актиномикоза, помощи психически больным.
Первоосновой всей системы организации стоматологической помощи являются учреждения, относящиеся к первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). ПМСП подразумевает удовлетворение основных медицинских потребностей каждого гражданина, коллектива, сообщества путем организации стоматологической службы, расположенной как можно ближе к месту работы и проживания, обеспечения их доступности.
К ПМСП относятся: стоматологические отделения (кабинеты) в составе территориальных (многопрофильных) поликлиник, больниц, медико-санитарных частей предприятий и ведомств, стоматологические кабинеты в больницах, женских консультациях, диспансерах, в школах и дошкольных учреждениях, в высших и средних специальных учебных заведениях, на врачебных здравпунктах предприятий и ведомств и т.д.
В номенклатуре государственных учреждений — республиканские, областные, городские, районные, межрайонные, взрослые и детские стоматологические поликлиники, отделения и кабинеты.
Стоматологическая служба в России состоит из государственной, муниципальной и частной сети стоматологических организаций.
Кроме государственных и муниципальных медицинских учреждений в нашей стране, в последнее 10-летие сформировался сектор частных медицинских стоматологических организаций различных организационно-правовых форм.
В частные стоматологические клиники обращаются примерно от 5 до 10% пациентов. Качество обслуживания в них находится на более высоком уровне, но возникают проблемы, связанные с ценообразованием, конкуренцией, лицензированием и аккредитацией, сохранением бизнеса.
Медицинские кадры в стоматологических учреждениях в городах с населением свыше 25 тыс. человек формируются в соответствии с приказом МЗ СССР от 01.10.76 г. № 950 «О штатных нормативах медицинского персонала стоматологических поликлиник». В соответствии с приказом должности врачей-стоматологов и врачей-стоматологов-хирургов (суммарно) устанавливаются из расчета:
а)4 должности на 10 тыс. человек взрослого населения города, где расположена поликлиника;
б)2,5 должности на 10 тыс. человек взрослого сельского населения;
в)2,7 должности на 10 тыс. человек взрослого населения других населенных пунктов;
г)0,45 должности суммарно (терапевтов, хирургов, ортодонтов) на 1000 детей, проживающих в городе, где расположена поликлиника.
Должность заведующего стоматологическим отделением устанавливается исходя из расчета 1 на 12 должностей врачей-стоматологов и врачей-стоматологов-хирургов, но не более 3 должностей на поликлинику.
Штатное расписание отделений ортопедической стоматологии в стоматологических поликлиниках основывается на приказе МЗ СССР № 950 «О штатных нормативах медицинского персонала стоматологических поликлиник» (с дополнениями и изменениями от 13.06.2006 г.).
Штатные нормативы стоматологической помощи в прочих медицинских учреждениях устанавливаются следующим образом:
а)в женских консультациях: 1 должность на 100 000 городского населения, но не более 1 должности на консультацию;
б)в школах: 1 должность на 800 учащихся;
в) в больницах: 1 должность на 400 коек;
г) в туберкулезных больницах: 0,5 должности на каждые 250 коек.
Вместе с тем в крупных городах наметилась тенденция к централизации стоматологической службы - организуются самостоятельные поликлиники (при штатной численности врачебных должностей не менее 20), в составе которых развертываются отделения: терапевтической, хирургической, ортопедической стоматологии, а также детской стоматологии (при численности обслуживаемого детского населения 200 000 человек и более целесообразно создание детской стоматологической поликлиники), ортодонтический, физиотерапевтический, рентгенодиагностический кабинеты, лаборатория и др. Такое специализированное учреждение позволяет оказывать высококвалифицированную помощь населению, более рационально использовать кадры и новейшее оборудование. Качество помощи, оказываемой в самостоятельных стоматологических поликлиниках, значительно выше. Кроме того, такие учреждения наиболее экономичные.
Существующая сеть стоматологических учреждений включает:
1.Отделения (кабинеты) в составе территориальных городских поликлиник, медико-санитарных частей.
2.Самостоятельные стоматологические поликлиники.
3.Самостоятельные детские стоматологические поликлиники.
4.Кабинеты в дошкольных и школьных учреждениях, в вузах, женских консультациях, крупных стационарах, на врачебных здравпунктах и т.д.
5.Хозрасчетные стоматологические поликлиники, отделения, кабинеты.
Новым структурным подразделением крупных стоматологических поликлиник стали пункты неотложной стоматологической помощи всем лицам, обращающимся по поводу острой боли, кровотечений, острых воспалительных процессов, травматических повреждений зубов, челюстей и другой острой патологии.
В большинстве стоматологических поликлиник открыты смотровые кабинеты (кабинеты первичного осмотра), внедрена новая форма оказания помощи населению — по участковому принципу.
Большое значение придается также организации стоматологических кабинетов в составе территориальных поликлиник, медсанчастей на заводах с числом работающих 1500 и больше, в высших и средних заведениях с числом учащихся 800 и более.
В городских многопрофильных больницах для оказания помощи больным в стационаре созданы стоматологические кабинеты. Должности зубных врачей (стоматологов) для работы в них устанавливаются из расчета 1 единица на 400 коек (приказ министра здравоохранения СССР от 31.05.1979 г., № 500).
Высока потребность населения в ортодонтической помощи. До 20— 25% детей школьного возраста имеют нарушения развития челюстной системы, из них 5-7% нуждаются в неотложной ортодонтической помощи. Этим было продиктовано открытие ортодонтических кабинетов в областных, городских и районных поликлиниках, а также в крупных детских стоматологических отделениях. В больших городах целесообразно открывать крупные, хорошо оснащенные ортодонтические отделения, исполняющие роль лечебных, организационно-методических и консультативных центров. Это позволяет оказывать помощь при аномалиях зубочелюстной системы на более высоком уровне с ,. проведением телерентгенографии, электромиографии, фотостатистического исследования, миогимнастического, логопедического и других видов лечения. Следует отметить, что объемы труда врача-ортодонта и качественные показатели его деятельности пока не разработаны.
Во всех крупных административных центрах развертываются стоматологические поликлиники республиканского, краевого, областного подчинения с возложением на них организационно-методических функций. В областных (республиканских, краевых) стоматологических поликлиниках, а также в стоматологических поликлиниках при центральных районных больницах организуются передвижные отделения.
Конкретная структура поликлиники устанавливается органом здравоохранения по соподчиненности. Ее руководство осуществляет главный врач.
Для улучшения качества и увеличения объема зубопротезной помощи городскому и сельскому населению в городах с численностью населения более 500 тыс. человек организуются крупные зубопротезные учреждения на 50—75 рабочих мест в смену; в каждой области (крае, республике) создаются организационно-методические (областные, межрайонные) центры по ортопедической стоматологии.
Потребность в этом виде стоматологической помощи населению повсеместно остается высокой и постоянно возрастает. В среднем в ортопедической помощи нуждаются около 60% жителей страны. С возрастом увеличивается потребность в протезировании. По данным И.С. Филипчик (1983): в возрастной группе 15—19 лет в ортопедической помощи нуждается 27,9%, в возрасте 55—64 лет — 98% всех обследованных.
Лечение всех обращающихся за стоматологической помощью следует заканчивать санацией полости рта, включая зубопротезирование, которое служит благоприятной основой для профилактики многих заболеваний желудочно-кишечного тракта и всего организма.
- 1.Основные положения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2. Областные мед учреждения, их роль в обеспечении высококвалиф помощи населению. Организационно- методический отдел, его ф-ции.
- 3. Права и обязанности страхователя при медицинском страховании. Права граждан в системе медицинского страхования.
- 1. История мировоззрений о здоровье и здоровом образе жизни.
- 2. Особенности организации медицинской помощи сельскому населению, задачи на
- 3. Статистический анализ как завершающий этап статистического исследования.
- 1. Труд и отдых как составные части здорового образа жизни.
- 2. Организация стоматологической помощи в дошкольных учреждениях, школах и
- 3. . Понятие о генеральной и выборочных статистических совокупностях.
- 1. Закон Российской Федерации о медицинском страховании.
- Раздел 1. Общие положения
- 3. . Статистические таблицы. Графическое изображение результатов статистических
- 1. Схема взаимодействия субъектов медицинского страхования.
- 2. Организация стационарной помощи стоматологическим больным.
- 3. Система здравоохранения Бельгии и Швеции.
- 1. Развитие первичной мед помощи – основной приоритет национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2. Подготовка, воспитание и организация труда медицинских кадров на современном этапе развития здравоохранения. Система усовершенствования и специализации врачей и среднего медперсонала.
- 3. Относительные величины и их значение для оценки изучаемых явлений.
- 1. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования.
- 2. . Детская стоматологическая поликлиника, ее структура и содержание работы по
- 3. . Автоматизированные рабочие места (арм) врачей различных специальностей. Примеры использования арм.
- 1. Подходы к здоровью человека и общества в XXI веке.
- 2. Стоматологическая поликлиника: структура и организация работы. Роль и значение областной стоматологической поликлиники в организации помощи сельскому населению.
- 3. Статистика как общественная наука. Ее роль в медицине и здравоохранении. Предмет и определение санитарной статистики, методологические основы.
- 1. Демография: ее медико-социальные аспекты. Социальные проблемы "постарения
- 2. Обязательное и добровольное мед. Страхование. Базовая программа омс.
- 3. Основная цель и этапы работы по осуществлению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
- 1. Структурный, процессуальный и результативный подходы в обеспечении качества мед. Помощи.
- 2. . Инфекционная заболеваемость, социально-гигиеническая значимость, меры профилактики и борьбы.
- 3. История становления стоматологической помощи в России.
- 1. Основы законодательства рф об охране здоровья граждан.
- Раздел II. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов рф и органов местного
- 3. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
- 1. Проблема стандартов и стандартизации в медицине и здравоохранении.
- 2. Стоматологический рынок мед. Услуг: его структура, классификатор. Спрос в стоматологии.
- 3. Порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу. Группы инвалидности, критерии их установления. Причины инвалидности.
- 1. Жилище и его медико-социальное значение.
- 2. Детская стоматологическая поликлиника, ее структура и содержание работы по
- 3. Составные части асу (технические средства, информация, персонал); требования,
- 1.Организация охраны здоровья граждан в рф.
- 2.Организация стационарной помощи стоматологическим больным.
- 3.Порядок выдачи листка нетрудоспособности при заболеваниях и травмах.
- Основные принципы классификации стандартов
- 1.Стоматологические заболевания как соц-гигиеническая проблема. Особенности статистического изучения заболеваний полости рта и зубов.
- 2.Охрана материнства и детства: соц-гигиеническое значение, основные цели и задачи, типы лпу.
- 3.Косвенные (накладные) расходы на медицинские услуги. Методика расчета.
- 1. Основные методы исследований при изучении социально-гигиенических аспектов общественного здоровья.
- Права отдельных групп населения в области охраны здоровья
- Права граждан при оказании медико-социальной помощи
- 1.Основные положения о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную
- 2.Диспансеры, виды: их структура и организация работы.
- 3. Современное состояние и организация стоматологической помощи населению Волгоградской области.
- 1. Характеристика среды обитания и здоровье.
- 2.Скорая и неотложная медицинская помощь: задачи и организация работы. Больницы скорой медицинской помощи. Организация скорой и неотложной помощи при стоматологических заболеваниях.
- 3.Несчастный случай, врачебная ошибка, профессиональное преступление в деятельности медицинских работников.
- 1.Важнейшие болезни и их соц.-гигиеническое значение (болезни системы кровообращения, злок.Новообр, травматизм, туберкулез, нервнопсих.Заболевания)
- 2. Типы стоматологических учреждений. Руководство и координация стоматологической помощи населению. Формы и методы работы главного стоматолога (района, области, города).
- 3.Врачебная тайна, ее юридические и моральные аспекты. Условия, допускающие представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.
- 1.Реализация профилактического направления медицинской помощи на основе приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2.Медицинские учреждения как хозяйствующие субъекты.
- 3. Составление плана и программы статистического исследования.
- 1.Основные положения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2.Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.
- 3. Коэффициент достоверности и его применение.
- 1.Статистика заболеваемости населения, методика изучения.
- 2. Военно-врачебная, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы. Независимая медицинская экспертиза.
- 3.Организация ортопедический помощи населению.
- 1. Профилактика как основа сохранения и укрепления здоровья населения(первичная, вторичная, третичная).
- 2. Организация работы ортодонтического отделения
- 3. Среднее квадратическое отклонение, среднее ошибка средней арифметической и их значение в оценке отдельных признаков.
- 2.Формы и методы организации плановой санации полости рта и зубов среди групп населения.
- 3. Вариационный ряд и методы вычисления средних величин.
- 1. Организация внутриведомственной экспертизы качества медицинской помощи.
- 2.Здоровье населения, его показатели , факторы, влияющие на здоровье населения.
- 3.Роль, место, формы и методы санитарно-просветительной работы в области
- 1.Специальный учет отдельных видов заболеваемости (инфекционные заболевания, спид, важнейшие неэпидемические заболевания, госпитализированная заболеваемость).
- 2.Структура, права и обязанности страховых медицинских организаций.
- Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций
- 3. Зарубежный опыт организации мед.Обслуживания (Германия, Великобритания).
- 5. Медико-экономические стандарты.
- 6. Комплексные стандарты.
- 2. По данным воз, из всех факторов риска первое место занимает нездоровый образ жизни..
- 1. По обращаемости.
- 2. По медицинским осмотрам.
- 4. Анкетирование.
- 1. Общие показатели заболеваемости:
- 1. Приказ ффомс от 20.01.1997 n 9 "Об организации вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи в системе омс" Задачи:
- Функции:
- Условия введения информатизации здравоохранения: