Условия введения информатизации здравоохранения:
Техническое обеспечение
Програмное обеспечение
Правовое обеспечение
Информационное обеспечение
Функциональные аспекты медицинской компьютерной системы:
сбор данных
регистрация и документирование
обеспечение передачи информации
врачебный контроль
хранение и поиск информации
анализ данных
оказание помощи в принятии решения
обучение персонала
Показатели качества компьютерной системы:
качество и стиль общения с машиной
удобства доступа
быстрота работы
надежность
степень защиты информации о пациентах
степень интеграции
Категории информационных потребностей больницы:
требования, относящиеся к повседневной работе
требования, относящиеся к планированию
требования, относящиеся к ведению документации
АСУ здравоохранения – система, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации с целью оптимизации управления.
Типы АСУ:
общие (АСУ заработной платы и прочие)
прикладные (АСУ поликлиники и прочие)
Каждому типру организаций здравоохранения соответствует свой тип АСУ.
приказ Министерства здравоохранения СССР от 30 июля 1987 г. N 920 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ (ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ) УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОРДТП-16-87
1. Общие положения. 1.1. Отделы автоматизированных систем управления создаются соответствующими решениями министров здравоохранения, руководителей краевых, областных и городских органов здравоохранения и аптечных управлений для внедрения и эксплуатации автоматизированных систем управления (АСУ) и обработки медицинской информации:больничного учреждения (клиники) мощностью 700 коек и более (в том числе объединенного с поликлиникой);амбулаторно-поликлинического учреждения, оказывающего медицинскую помощь 25 тыс. и более человек; медико-санитарной части, обслуживающей не менее 10 тыс. работников; диагностического центра, проводящего углубленные медицинские обследования больных в объеме 500 и более человек в смену; станции скорой и неотложной медицинской помощи, обслуживающей территорию с населением не менее 500 тыс. человек; республиканской, краевой, областной, городской (городов республиканского подчинения с районным делением) санитарно-эпидемиологической станции; республиканской, краевой, областной, городской аптечной базы (склада) и межбольничной аптеки. 1.2. Отдел АСУ может создаваться в учреждении, оснащенном ЭВМ или арендующем машинное время в сторонних организациях (учреждениях)
1.3. Отдел АСУ в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, приказами и указаниями руководства учреждения здравоохранения, общеотраслевыми и отраслевыми инструкциями, руководящими и методическими материалами головных организаций системы Минздрава СССР по разработке и эксплуатации АСУ и ЭВМ, настоящим Положением. 1.4. Работа отдела АСУ проводится во взаимодействии с другими подразделениями учреждения в соответствии с планом работ и другими нормативными документами. 1.5. Отдел АСУ подчиняется руководителю учреждения. 1.6. Методическое руководство работами отдела АСУ осуществляет вышестоящий информационно - вычислительный центр (ИВЦ) органа здравоохранения, а при их отсутствии - вышестоящий орган здравоохранения. 1.7. Отдел АСУ возглавляет начальник отдела, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности в установленном порядке. 1.8. Техническое оснащение отдела АСУ определяется в соответствии с задачами и способами обработки информации, предусмотренными проектно-технической документацией на автоматизированные системы в зависимости от типа учреждения здравоохранения. 2. Задачи и функции отдела АСУ. 2.1. Основными задачами отдела АСУ являются: привязка утвержденных министерствами здравоохранения СССР или союзной республики проектов на автоматизированные системы или программные комплексы к ЭВМ к условиям конкретного учреждения, их внедрение и эксплуатация; обеспечение надежного функционирования автоматизированных систем, технических и программных средств. 2.2. Отдел АСУ в соответствии с возложенными задачами выполняет следующие функции:проведение обследования объекта автоматизации, разработка технико-экономических обоснований на приобретение средств вычислительной техники и использование программных средств, подготовка учреждения к внедрению автоматизированной системы; осуществляет совместно с разработчиком привязку проектов автоматизированных систем, прогрессивных программных средств и систем управления базами данных (СУБД), расширяющих возможности ЭВМ, их внедрение и эксплуатацию; обеспечивает совместно с медицинскими и фармацевтическими работниками функционирование автоматизированных систем;
Билет № 39
1. Стоимость — это количество труда, вложенного в оказание медицинской услуги определенного (заданного) качества. Любая услуга характеризуется тем, что процесс производства совпадает с процессом реализации. Структурными элементами цены (тарифа) на медицинские услуги являются себестоимость и прибыль. Себестоимость рассчитывается за предшествующий период времени. При этом отдельно определяются затраты на лечение одного больного в каждом отделении стационара с учетом расходов по всем статьям, категория сложности лечения и цены на услуги в параклинических отделениях. Себестоимость — это выраженные в денежной форме материальные затраты и оплата труда работников ЛПУ в расчете на единицу услуг (прикрепленного жителя, пролеченного больного и т. п.). Себестоимость показывает, в какую сумму обходится учреждению медицинское обслуживание, отражает текущие расходы. Себестоимость является важнейшим экономическим показателем, обобщающим деятельность учреждений. Платные услуги были введены в первую очередь при оказании следующих видов медицинской помощи: процедуры и хирургические операции косметического характера, аборты, судебно-медицинская экспертиза, контактная коррекция зрения, протезирование зубов, массаж. Бесплатными остались все виды помощи при социально значимых заболеваниях и для отдельных контингентов населения (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды и др.). Регулирование рынка в здравоохранении осуществляется по линии указанных платных и бесплатных услуг, а также по линии установления цен на медицинские услуги, развития личного интереса в предпринимательстве, приватизации, в свободном выборе пациентом лечащего врача и медицинского учреждения. Проблема маркетинга также актуальна в здравоохранении и заключается в том, как наилучшим образом найти рынок сбыта продукции и медицинских услуг, получить прибыль. Исходными для формирования цен на медицинские услуги являются себестоимость и прибыль. В себестоимости учитываются все затраты учреждения, связанные с оказанием медицинской помощи населению, начиная от оплаты труда и кончая расходами на медикаменты, питание больных, амортизацию основных фондов. Размер прибыли, включаемой в тарифы на медицинские услуги, должен определяться исходя из величины фонда производственного и социального развития, материального поощрения и финансового резерва. Методика разработки тарифов на медицинские услуги сейчас пересматривается и совершенствуется. Тарифы разрабатываются в зависимости от категории сложности лечения пациентов и клинико-статистических групп, которые определяются на основе статистических данных, полученных экспертными советами лечебных учреждений. Определение цены на медицинские услуги является наиболее сложным и трудным моментом в условиях развития хозрасчетных отношений и внедрения медицинского страхования. Есть несколько подходов: определение цены на основе оплаты по установленным тарифам; специально определяемые цены с учетом клинико-статистических групп населения; по договорным ценам или соглашениям; по разработанным и принятым стандартам. Важно, чтобы при ценообразовании соблюдались 2 условия: 1) стоимость лечения в разных учреждениях должна быть примерно одинаковой; 2) все пациенты должны иметь право на получение медицинской помощи одинакового объема и надлежащего качества.
Ценообразование в здравоохранении
В здравоохранении с переходом к рыночной экономике и р аз в и т и е м с е к то р а п л ат н о й м ед и ц и н ы п р о це с с ф о р м и р о ва н и я и р е г ул и р о ва н и я це н н а ус л у г и существенно изменился. Особенность отрасли – высокая общественная значимость и наличие положительных внешних эффектов.
Источники финансирования здравоохранения РФ:
1) б ю д ж е т ы в с е х у р о в н е й ф и н а н с и р у ю т психиатрию, кардиохирургию, содержание домов ребенка, программы попрофилактикеи лечению туберкулеза и СПИДа, оказание услуг скорой помощи, государственные капитальные вложения, приобретение дорогостоящего оборудования и т.д.;
2) отчисления из средств предприятий и организаций, поступающих в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС), на основе которых застрахованным
гражданам гарантируется оказание медицинской и лекарственной помощи в законодательно установленном объеме;
3) спонсорская помощь в форме приобретения оборудования и медикаментов, финансирования лечения отдельных категорий граждан и т.д.;
4) с р ед с т в а п р ед п р и я т и й и о р га н и з а ц и й , о т д е л ь н ы х г р а ж д а н , н а п р а в л е н н ы х н а о п л а т у добровольного медицинского страхования;
5) денежные средства, полученные медицинскими учреждениями за оказание платных медицинских услуг.
Цены на медицинские услуги делятся на два вида:регулируемые в виде тарифов на услуги, оказываемые в системе ОМС, и свободные - на платные медицинские
услуги и услуги, которые оказываются в системе добровольного медицинского страхования.
Схема установления тарифов на услуги учреждений, входящих в систему ОМС. Средства из бюджета населенного пункта (за неработающих) и часть средств
социального налога (за работающих) стекается в т е р р и т о р и а л ь н ы й ф о н д О М С , в к о т о р о м о н и распределяются по страховым компаниям в зависимости
от количества застрахованных граждан в каждой. Это распределение происходит в соответствии с подушевыми нормативами которые рассчитываются на основе объема средств, предназначенных для финансирования ОМС и ч и с л е н н о с т и з а с т р а х о в а н н ы х г р а ж д а н , дифференцированным с учетом пол овозрастных коэффициентов. В соответствии с Приказом Федерального фонда ОМС от 14 апреля 1994 г. №16 «О расчете тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан» выделяют два способа оплаты медицинской помощи.
1. Для амбулаторно-поликлинических учреждений:
1) за отдельную прост ую услугу (осмотр, манипуляцию, процедуру);
2) за отдельную услугу по единой системе тарифов, выраженных в баллах;
3) з а к о м п л е к с н у ю у с л у г у в с л у ч а е поликлинического обслуживания (обращения к врачу);
4) за законченный случай лечения (вылеченного больного);
5) п о п о д у ш е в о м у п р и н ц и п у ( н а о д н о г о обслуживаемого учреждением пациента с учетом половозрастной структуры и других параметров, влияющих на объем потребления медицинской помощи).
2. Схема определения цен на услуги стационарных учреждений:
1) н а с л у ч а й г о с п и т а л и з а ц и и (дифференцированно по профилю, отделению или заболеванию);
2) по к линик о-статистическ ой группировк е,
п р е д с т а в л я ю щ е й с о б о й г р у п п и р о в к у с л у ч а е в госпитализации однородных по клиническим, медико- демографическим и экономическим параметрам на основе медико-экономических стандартов.
2. 1. Самостоятельные стоматологические поликлиники (взрослые и детские).
2. Стоматологические отделения (кабинеты) в составе территориальных (многопрофильных) поликлиник, больниц, медико-санитарных частей предприятий и ведомств.
3. Стоматологические кабинеты в больницах, женских консультациях, диспансерах, в школах и дошкольных учреждениях, в высших и средних специальных учебных заведениях, на врачебных здравпунктах предприятий и т.д.
4. Медицинские вузы и центры, предоставляющие стоматологическую помощь. Функционируют специализированные стоматологические центры по лечению заболеваний слизистой оболочки
В номенклатуре государственных учреждений — республиканские, областные, городские, районные, межрайонные, взрослые и детские стоматологические поликлиники, отделения и кабинеты.
Стоматологическая служба в России состоит из государственной, муниципальной и частной сети стоматологических организаций.
Кроме государственных и муниципальных медицинских учреждений в нашей стране, в последнее 10-летие сформировался сектор частных медицинских стоматологических организаций различных организационно-правовых форм.
Медицинские кадры в стоматологических учреждениях в городах с населением свыше 25 тыс. человек формируются в соответствии с приказом МЗ СССР от 01.10.76 г. № 950 «О штатных нормативах медицинского персонала стоматологических поликлиник». В соответствии с приказом должности врачей-стоматологов и врачей-стоматологов-хирургов (суммарно) устанавливаются из расчета:
а) 4 должности на 10 тыс. человек взрослого населения города, где расположена поликлиника;
б) 2,5 должности на 10 тыс. человек взрослого сельского населения;
в) 2,7 должности на 10 тыс. человек взрослого населения других населенных пунктов;
г) 0,45 должности суммарно (терапевтов, хирургов, ортодонтов) на 1000 детей, проживающих в городе, где расположена поликлиника.
Должность заведующего стоматологическим отделением устанавливается исходя из расчета 1 на 12 должностей врачей-стоматологов и врачей-стоматологов-хирургов, но не более 3 должностей на поликлинику.
Должности медицинских сестер врачебных кабинетов устанавливаются:
а) 1 на 1 должность врача-стоматолога-хирурга;
б) 1 на 2 должности врачей-стоматологов;
в) 1 на 3 должности врачей-стоматологов-протезистов. (Эта должность содержится на хозрасчете или за счет специальных средств.)
Должности младшего медицинского персонала устанавливаются:
а) 1 на 1 должность врача-стоматолога-хирурга;
б) 1 на 3 должности врачей-стоматологов;
в) 1 на 3 должности врачей-стоматологов-протезистов. (Эта должность содержится на хозрасчете или за счет специальных средств.)
Новым структурным подразделением крупных стоматологических поликлиник стали пункты неотложной стоматологической помощи. Они организованы в столичных городах административных территорий для обеспечения круглосуточной помощи всем лицам, обращающимся по поводу острой боли, кровотечений, острых воспалительных процессов, травматических повреждений зубов, челюстей и другой острой патологии.
3. В Японии с 1961 г. введено общенациональное страхование здоровья, и в настоящее время финансирование здравоохранения осуществляется главным образом за счет фондов страхования. Большинство населения Японии застраховано либо по территориальному, либо по производственному принципу.
Территориальный принцип применяется, как правило, в отношении неработающих (инвалидов и др.), а также в отношении мелких собственников и членов их семей. Они платят страховые взносы в Ассоциацию национального страхования здоровья. Размер взноса зависит от величины дохода, места жительства, состава семьи. Пособия предоставляются в виде денежных выплат и льготной медицинской помощи. Предусмотрены льготы для застрахованных: они составляют до 90% стоимости медицинских услуг. Пациенты полностью оплачивают стоимость лекарств, пост частной медицинской сестры, пребывание в отдельной больничной палате. Тарифы на медицинские услуги фиксированы и утверждаются Министерством здравоохранения и социального обеспечения.
Производственный принцип страхования охватывает лиц наемного труда и их иждивенцев. Для работников средних и мелких предприятий страховщиком выступает само государство. Администрация и работники крупного предприятия или нескольких предприятий одной отрасли могут создать страховое общество.
По закону о благосостоянии престарелых лица старше 60 лет имеют право на ежегодное бесплатное медицинское освидетельствование, для них бесплатна консультативная и сестринская помощь. Пациенты старше 70 лет обеспечиваются полностью бесплатным медицинским обслуживанием.
Кроме того, в Японии есть общественные фонды, финансирующие мероприятия по профилактике туберкулеза, психических, инфекционных, наследственных заболеваний и компенсирующие ущерб, причиненный здоровью граждан загрязнением окружающей среды.
КИТАЙ
После образования КНР в 1949 г. китайское правительство стало создакать много медицинских и здравоохранительных учреждений и подготовке медицинских кадров. Сегодня по всей стране имеются больницы разного уровня и медицинские организации, сформирована целостная лечебно-профилактическая сеть в городах и сельских районах. В больших городах функционируют крупные специализированные клиники, включая госпитали традиционной медицины. В средних по величине городах всех провинций и автономных районов также работают комплексные и специализированные больницы с современным оборудованием. В большинстве сельских районов внедрена трехступенчатая лечебно-профилактическая сеть на уровне уезда, волости и деревни; в уездах созданы центральные уездные больницы, в волостях – волостные амбулатории, в административных деревнях – медпункты.
Здравоохранение в КНР стало одним из самых важных направлений развития государства. В Китае начали работать квалифицированные медицинские кадры, была сформирована целостная система учебных медицинских заведений Несколько десятилетий назад в Китае на 1000 человек приходилось 1,48 врача и 2,34 больничной койки, то к концу 1998 г. в стране уже насчитывалось 310 тыс. медицинских организаций включая амбулатории; 3,14 млн больничных коек; 4,42 млн медперсонала, из которых 1,41 млн врачей в больницах и санэпидемстанциях и 1,07 млн медсестер, что в десятки раз выше, чем аналогичные показатели после Второй мировой войны.
Медицинская наука в Китае сегодня активно развивается, усиливается контроль над применением медикаментов и санитарный надзор. Создана система медицинского страхования для рабочих и служащих в городах и поселках на основе общественного планирования и взносов частных лиц, причем сфера действия этой системы постепенно расширяется. Заметно снизился уровень заболеваемости многими инфекционными болезнями, а эпидемии эффективно локализованы. В целях полной ликвидации инфекционных заболеваний и эпидемий китайское правительство приняло закон «О профилактике и лечении инфекционных болезней» и другие документы, активно проводит работу по иммунизации. Успешно завершена иммунологическая вакцинация детей, что позволило значительно снизить уровень заболеваемости корью, полиомиелитом, дифтерией, коклюшем, эпидемическим энцефалитом и другими болезнями.
В настоящее время состояние здоровья городского и сельского населения Китая значительно улучшилось по сравнению с периодом до 1949 г. Средняя продолжительность жизни населения по всей стране увеличилась вдвое. Около 75% жителей Китая проживает в сельских районах, поэтому провинциальная медицина и здравоохранение находятся в центре внимания государства, которое постоянно занимается профилактической медициной, благодаря чему значительно улучшилось состояние здоровья населения.
Билет № 40
1. Основатели отечественной социальной медицины определяли социальную медицину как науку об общественном здоровье и здравоохранении. Основной ее задачей являются изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения, разработка научно обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных социальных условий и факторов, а также оздоровительных мероприятий для повышения уровня здоровья населения. Основное назначение социальной медицины и управления здравоохранением как науки и учебной дисциплины — оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их оптимизация.
Структура предмета: 1) история здравоохранения; 2) теоретические проблемы здравоохранения; 3) состояние здоровья и методы его изучения; 4) организация медико-социального обеспечения и медицинского страхования; 5) организация медицинской помощи населению; 6) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 7) экономические и планово-организационные формы совершенствования здравоохранения, менеджмент, маркетинг и моделирование медицинских услуг; 8) международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения.
Методы медико-социальных исследований: 1) исторический; 2) динамического наблюдения и описания; 3) санитарно-статистический; 4) медико-социологического анализа; 5) экспертных оценок; 6) системного анализа и моделирования; 7) организационного эксперимента; 8) планово-нормативный и др.
Социальная медицина — это наука о стратегии и тактике здравоохранения. Объектами медико-социальных исследований являются: 1) группы лиц, население административной территории; 2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы); 3) органы здравоохранения; 4) объекты окружающей среды; 5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др.
Социальные факторы и здоровье.
Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие “образ жизни”, доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.
Образ жизни — ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят: 1) трудовая деятельность и условия труда; 2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.); 3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой; 4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками); 5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи; 6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса; 7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни). С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).
2. Острой проблемой стала проблема загрязнения окружающей среды антропогенными токсикантами: мировое поступление ежегодно составляет для оксидов углерода 25.5 млрд. тонн, для оксидов азота - 65 млрд. тонн и т.д.Отрицательное воздействие на окружающую среду оказывают промышленные предприятия, автотранспорт, испытания ядерного оружия чрезмерное применение минеральных удобрений и пестицидов и др.. В результате антропогенной деятельности человека на земном шаре по данным Института Всемирного наблюдения происходит:
ежегодное уничтожение влажно-тропических лесов на площади 11 млн. гектаров;
ежегодное возникновение на земном шаре антропогенных пустынь на площади около 6 млн. гектаров;
ежегодная потеря 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель;
повреждение в результате кислотных дождей леса на площади более31 млн. гектаров. Выбросы промышленных предприятий энергетических систем и транспорта в атмосферу водоемы и недра достигли таких размеров , что в ряде районов земного шара уровни загрязнения значительно превышают допустимые санитарные нормы. Это приводит, особенно среди городского населения, к увеличению количества людей, заболевающих хроническим бронхитом, астмой, аллергией, ишемией, раком. Неблагоприятное влияние на жизнедеятельность человека оказывает шум, вибрация, инфразвук, а также воздействия электромагнитных полей и различных излучений. Среда обитания человека - окружающая среда - характеризуется совокупностью физических, химических и биологических фактов, способных при определенных условиях оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность и здоровье человека. Именно потому сейчас стоит очень остро проблема "Окружающая среда и здоровье человека". Неуклонный рост поступлений токсичных веществ в окружающую среду, прежде всего, отражается на здоровье населения, ухудшается качество продуктов с/х, снижает урожайность, преждевременно разрушает жилища, металлоконструкции промышленных и гражданских сооружений, оказывает влияние на климат отдельных регионов и состояние озонового слоя Земли, приводит к гибели флоры и фауны. Поступающие в атмосферу оксиды углерода, серы, азота, углеводороды, соединения свинца, пыль и т.д. оказывают различное токсическое воздействие на организм человека. Приведем свойства некоторых примесей СО. Бесцветный и не имеющий запаха газ. Воздействует на нервную и сердечно-сосудистую систему, вызывает удушье.SO2- бесцветный газ с острым запахом, уже в малых концентрациях (20-30 мг/м3) создает неприятный вкус во рту, раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. Углеводороды (пары бензина, метана и т.д.)Обладает наркотическим действием, в малых концентрациях вызывает головную боль, головокружение и т.п. Альдегиды. При длительном воздействии на человека альдегиды вызывают раздражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, а при повышении концентрации отмечается головная боль, слабость, потеря аппетита, бессонница. Среди разнообразия химических веществ и физических факторов, поступающих в окружающую среду, наиболее опасными являютсяКАНЦЕРОГЕНЫ - вещества или факторы, способные вызывать в живых организмах развитие злокачественных образований. Из организма канцерогены не выводятся. К канцерогенным физическим факторам относятся рентгеновские лучи, радиоактивные изотопы и другие виды радиоактивного загрязнения среды, а также ультрафиолетовыелучи.Малые дозы облучения могут привести к раковым заболеваниям, которые, как правило, проявляются спустя много лет после облучения. Огромный вред здоровью наносит курение. Курильщик не только сам вдыхает вредные вещества, но и загрязняет атмосферу, подвергает опасности других людей. Установлено, что люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, вдыхают даже больше вредных веществ, чем он сам.
3. Основными задачами являются: 1. Обеспечение реализации Закона РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан РФ";2. Обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;3. Достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;4. Участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;5. Обеспечение ее финансовой устойчивости. Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования создаются местными органами власти и действуют на основании Положения «О территориальном фонде обязательного медицинского страхования».Территориальные ФОМС создаются на территориях субъектов РФ, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти. Территориальный фонд ОМС является основным организаторским звеном. Он осуществляет регистрацию плательщиков, сбор, учет и контроль за поступлением страховых взносов и платежей, обеспечивает всеобщность медицинского страхования не местном уровне. Фонд финансирует медицинскую помощь населению через страховые медицинские организации и через свои филиалы. ТФОМС выполняет следующие функции в организации ОМС:
собирают страховые взносы на ОМС;
осуществляют финансирование территориальных программ ОМС;
заключают договоры со страховыми медицинскими организациями (СМО) на финансирование проводимых СМО программ ОМС по утверждаемым ТФОМС дифференцированным душевым нормативам;
осуществляют инвестиционную и иную финансово-кредитную деятельность, в том числе предоставляют страховым медицинским организациям кредиты при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
формируют финансовые резервы для обеспечения устойчивости функционирования ОМС, в том числе нормированный страховой запас в размере двухмесячного объема финансирования территориальных программ (сейчас резерв понижен до ? месячного объема);
осуществляют выравнивание условий финансирования ОМС по территориям городов и районов;
разрабатывают и утверждают правила ОМС граждан на соответствующей территории;
организуют банк данных по всем страхователям и осуществляют контроль за порядком начисления и своевременностью уплаты страховых взносов;
участвуют в разработке тарифов оплаты медицинских услуг;
осуществляют взаимодействие с федеральными и другими территориальными фондами.
- 1.Основные положения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2. Областные мед учреждения, их роль в обеспечении высококвалиф помощи населению. Организационно- методический отдел, его ф-ции.
- 3. Права и обязанности страхователя при медицинском страховании. Права граждан в системе медицинского страхования.
- 1. История мировоззрений о здоровье и здоровом образе жизни.
- 2. Особенности организации медицинской помощи сельскому населению, задачи на
- 3. Статистический анализ как завершающий этап статистического исследования.
- 1. Труд и отдых как составные части здорового образа жизни.
- 2. Организация стоматологической помощи в дошкольных учреждениях, школах и
- 3. . Понятие о генеральной и выборочных статистических совокупностях.
- 1. Закон Российской Федерации о медицинском страховании.
- Раздел 1. Общие положения
- 3. . Статистические таблицы. Графическое изображение результатов статистических
- 1. Схема взаимодействия субъектов медицинского страхования.
- 2. Организация стационарной помощи стоматологическим больным.
- 3. Система здравоохранения Бельгии и Швеции.
- 1. Развитие первичной мед помощи – основной приоритет национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2. Подготовка, воспитание и организация труда медицинских кадров на современном этапе развития здравоохранения. Система усовершенствования и специализации врачей и среднего медперсонала.
- 3. Относительные величины и их значение для оценки изучаемых явлений.
- 1. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования.
- 2. . Детская стоматологическая поликлиника, ее структура и содержание работы по
- 3. . Автоматизированные рабочие места (арм) врачей различных специальностей. Примеры использования арм.
- 1. Подходы к здоровью человека и общества в XXI веке.
- 2. Стоматологическая поликлиника: структура и организация работы. Роль и значение областной стоматологической поликлиники в организации помощи сельскому населению.
- 3. Статистика как общественная наука. Ее роль в медицине и здравоохранении. Предмет и определение санитарной статистики, методологические основы.
- 1. Демография: ее медико-социальные аспекты. Социальные проблемы "постарения
- 2. Обязательное и добровольное мед. Страхование. Базовая программа омс.
- 3. Основная цель и этапы работы по осуществлению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
- 1. Структурный, процессуальный и результативный подходы в обеспечении качества мед. Помощи.
- 2. . Инфекционная заболеваемость, социально-гигиеническая значимость, меры профилактики и борьбы.
- 3. История становления стоматологической помощи в России.
- 1. Основы законодательства рф об охране здоровья граждан.
- Раздел II. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов рф и органов местного
- 3. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
- 1. Проблема стандартов и стандартизации в медицине и здравоохранении.
- 2. Стоматологический рынок мед. Услуг: его структура, классификатор. Спрос в стоматологии.
- 3. Порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу. Группы инвалидности, критерии их установления. Причины инвалидности.
- 1. Жилище и его медико-социальное значение.
- 2. Детская стоматологическая поликлиника, ее структура и содержание работы по
- 3. Составные части асу (технические средства, информация, персонал); требования,
- 1.Организация охраны здоровья граждан в рф.
- 2.Организация стационарной помощи стоматологическим больным.
- 3.Порядок выдачи листка нетрудоспособности при заболеваниях и травмах.
- Основные принципы классификации стандартов
- 1.Стоматологические заболевания как соц-гигиеническая проблема. Особенности статистического изучения заболеваний полости рта и зубов.
- 2.Охрана материнства и детства: соц-гигиеническое значение, основные цели и задачи, типы лпу.
- 3.Косвенные (накладные) расходы на медицинские услуги. Методика расчета.
- 1. Основные методы исследований при изучении социально-гигиенических аспектов общественного здоровья.
- Права отдельных групп населения в области охраны здоровья
- Права граждан при оказании медико-социальной помощи
- 1.Основные положения о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную
- 2.Диспансеры, виды: их структура и организация работы.
- 3. Современное состояние и организация стоматологической помощи населению Волгоградской области.
- 1. Характеристика среды обитания и здоровье.
- 2.Скорая и неотложная медицинская помощь: задачи и организация работы. Больницы скорой медицинской помощи. Организация скорой и неотложной помощи при стоматологических заболеваниях.
- 3.Несчастный случай, врачебная ошибка, профессиональное преступление в деятельности медицинских работников.
- 1.Важнейшие болезни и их соц.-гигиеническое значение (болезни системы кровообращения, злок.Новообр, травматизм, туберкулез, нервнопсих.Заболевания)
- 2. Типы стоматологических учреждений. Руководство и координация стоматологической помощи населению. Формы и методы работы главного стоматолога (района, области, города).
- 3.Врачебная тайна, ее юридические и моральные аспекты. Условия, допускающие представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.
- 1.Реализация профилактического направления медицинской помощи на основе приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2.Медицинские учреждения как хозяйствующие субъекты.
- 3. Составление плана и программы статистического исследования.
- 1.Основные положения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2.Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.
- 3. Коэффициент достоверности и его применение.
- 1.Статистика заболеваемости населения, методика изучения.
- 2. Военно-врачебная, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы. Независимая медицинская экспертиза.
- 3.Организация ортопедический помощи населению.
- 1. Профилактика как основа сохранения и укрепления здоровья населения(первичная, вторичная, третичная).
- 2. Организация работы ортодонтического отделения
- 3. Среднее квадратическое отклонение, среднее ошибка средней арифметической и их значение в оценке отдельных признаков.
- 2.Формы и методы организации плановой санации полости рта и зубов среди групп населения.
- 3. Вариационный ряд и методы вычисления средних величин.
- 1. Организация внутриведомственной экспертизы качества медицинской помощи.
- 2.Здоровье населения, его показатели , факторы, влияющие на здоровье населения.
- 3.Роль, место, формы и методы санитарно-просветительной работы в области
- 1.Специальный учет отдельных видов заболеваемости (инфекционные заболевания, спид, важнейшие неэпидемические заболевания, госпитализированная заболеваемость).
- 2.Структура, права и обязанности страховых медицинских организаций.
- Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций
- 3. Зарубежный опыт организации мед.Обслуживания (Германия, Великобритания).
- 5. Медико-экономические стандарты.
- 6. Комплексные стандарты.
- 2. По данным воз, из всех факторов риска первое место занимает нездоровый образ жизни..
- 1. По обращаемости.
- 2. По медицинским осмотрам.
- 4. Анкетирование.
- 1. Общие показатели заболеваемости:
- 1. Приказ ффомс от 20.01.1997 n 9 "Об организации вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи в системе омс" Задачи:
- Функции:
- Условия введения информатизации здравоохранения: