logo search
экз

30 Вопрос

Под высшей нервной деятельностью понимают деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих наиболее совершенную приспособляемость животных и человека к условиям среды. И. П. Павлов создал экспериментальный метод исследования коры больших полушарий — метод условных рефлексов — и установил, что рефлексы являются основой высшей нервной деятельности. Условный рефлекс- это сложная многокомпонентная реакция, которая вырабатывается на базе безусловных рефлексов с использованием предшествующего индифферентного раздражителя. Он имеет сигнальный характер, и организм встречает воздействие безусловного раздражителя подготовленным. Например, у спортсмена в предстартовый период происходит перераспределение крови, усиление дыхания и кровообращения, и когда мышечная нагрузка начинается, организм уже к ней подготовлен. В отличие от безусловных, условные - реакции, приобретенные в процессе индивидуальной жизни; индивидуальные; непостоянны - могут возникать и исчезать; являются преимущественно функцией коры больших полушарий; возникают на любые раздражители, действущие на разные рецептивные поля. Классификация: По характеру сигнального раздражения: натуральные и искусственные. Натуральные условные рефлексы вырабатываются на агенты, которые в естественных условиях являются свойством безусловного раздражителя, действуют вместе с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс (например, вид пищи, ее запах и т.д.). Все остальные условные рефлексы искусственные, т.е. вырабатываются на агенты, в норме не связанные с действием безусловного раздражителя, например, пищевой слюно-отделительный рефлекс на звонок. По биологическому значению: пищевые, оборонительные, половые По виду рецепторов, с которых идет выработка, условные рефлексы делят на экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные (по афферентному звену рефлекторной дуги). Интероцептивные условные рефлексы сопровождаются, как правило, расплывчатыми ощущениями ("темные чувства"- Сеченов), влияющими на работоспособность и настроение. Вырабатывается на осмотические, механические, химические и другие сигналы от внутренних органов, обеспечивающих согласованную их работу и гомеостатическую регуляцию (наполнение желудка водой дает сигналы к усиленной работе почек, еще до того как произошло всасывание). Проприоцептивные условные рефлексы лежат в основе научения животных и человека двигательным навыкам. Экстероцептивные условные рефлексы формируют приспособительное поведение животных по добыванию пищи, избеганию вредных воздействий, продолжению рода и т.д. Для человека важнейшее значение имеют экстероцептивные словесные раздражители, которые формируют поступки и мысли. По отделу нервной системы: соматические и вегетативные рефлексы. Соматические, суть которых состоит не в воспроизведении безусловной реакции, а в реализации такого действия, которое позволит избежать последующего безусловного подкрепления. Например, человек или животное для того, чтобы получить положительное подкрепление или избежать наказания, должен совершить какое-либо действие. По характеру эфферентного ответа: секреторные, двигательные, сердечные, сосудистые и т.д. По степени сложности: простые, комплексные. По степени выроботки:1го порядка- рефлекс классический на базе безусловного. . .2го…3го…4го. Биологическое значение условных рефлексов-условные рефлексы обеспечивают более совершенное приспособление организма к меняющимся условиям жизни. Они способствуют нахождению пищи по запаху, своевременному уходу от опасности, ориентировке во времени и пространстве. Для выработки условного рефлекса необходимо соблюдение трех правил. Во-первых, условный (первоначально индифферентный) раздражитель должен предварять действие безусловного стимула. Например, при выработке пищевого условного рефлекса на звук необходимо, чтобы звук включался раньше появления пищи. Через несколько сочетаний действия звука и следующего за ним пищевого подкрепления слюна и желудочный сок будет выделяться при действии звука, независимо от последующего получения пищи. Во-вторых, биологическая значимость условного раздражителя должна быть меньше, чем безусловного. Например, для кормящей матери крик ребенка будет более сильным раздражителем, чем пищевое подкрепление. Поэтому выработка пищевого условного рефлекса у матери на крик ребенка — звук столь высокой биологической значимости не будет успешной. В-третьих, сила как условного, так и безусловного раздражителей должна быть определенной величины (закон силы): слишком слабые и слишком сильные раздражители не позволяют выработать стабильный условный рефлекс. После стабилизации и закрепления многие условные рефлексы становятся автоматическими действиями, например, нажатие водителем автомобиля на тормоз при появлении препятствия. Если условный раздражитель не подкрепляется, условный рефлекс угасает. Механизм образования условного рефлекса. В основе образования условного рефлекса лежит временная связь, возникающая между одновременно возбуждающимися участками головного мозга, например, в случае корково-коркового замыкания рефлекса – корковым центром безусловного рефлекса и корковым центром анализатора, на рецепторы которого воздействует условный стимул. Эта связь образуется лишь в том случае, если от слабо возбужденного центра сигнального раздражителя нервный импульс направляется к сильно возбужденному центру подкрепления – безусловного рефлекса. То есть соблюдается принцип доминанты, когда сильно возбужденный центр стягивает к себе возбуждение от других центров. После нескольких повторений связь между одновременно возбуждающимися центрами становится настолько крепкой, что при действии одного только условного стимула возбуждение возникает и во втором очаге. На клеточном и молекулярном уровнях временная связь замыкается с помощью механизмов памяти. Предполагается, что образование временной связи основывается на стойком изменении синаптической проводимости в результате структурно-химических перестроек в синаптических мембранах, а также структурных изменений белков цитоплазмы нейронов. Условные рефлексы в деятельности стоматолога. Динамический стереотип, как система устоявшихся стандартных последовательно совершаемых действий, лежит в основе любого навыка, автоматических профессиональных приемов, что для стоматолога важно так же, как и для любого другого врача, работающего руками. Сформированный динамический стереотип позволяет врачу-стоматологу работать, не задумываясь о каждом этапе деятельности, на уровне подкорковых центров организуя сложную координацию всех этапов поведения, связанных, скажем, с установкой пломбы зуба или с его экстракцией. Именно поэтому для стоматолога так важна тренировка во время учебы, наработка навыков, такой уровень их усвоения, который позволяет достигнуть артистизма в работе.