1. Проблема стандартов и стандартизации в медицине и здравоохранении.
Стандарт (от англ.норма, образец,)—образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других объектов; нормативно-технический документ по стандартизации. устанавливающим комплекс норм правил, требовании к объему стандартизации и утвержденный компетентным органом.
Стандартизация — процесс установления и применения стандартов. Определение стандартизации, данное Международной организацией по стандартизации (МОС; ИСО), гласит: «Стандартизация — установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.
Стандартизация используется в медицине, распространяясь как на материальные объекты (медицинские изделия, инструменты, приборы, оборудование, лекарственные вещества, вакцины, пломбировочный материал и т.п.), так и на нематериальную сферу, охватывая систему норм, предписывающих в виде правил, рекомендательных (методических) писем, требований и т.д. порядок использования методов и средств профилактики, диагностики и лечения, проведения конкретных лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и организационных мероприятий, клинических испытаний, лабораторных исследований. Сюда же относятся предписываемые санитарными правилами нормативные требования к условиям труда, выбросам промышленных предприятий, качеству воды, почвы, воздуха.
Качество медицинской помощи, интегрируя в себе понятия профессионализма, социальной и экономической эффективности, этических и деонтологических составляющих, оказалось одной из наиболее сложных категорий для стандартизации.
Стандарты и стандартизация позволяют обеспечить:
1.предельную экономию человеческих и материальных ресурсов при производстве товаров и услуг (за счет сокращения неоправданного многообразия, ликвидации стихийности), а также выбор оптимального решения;
2.защиту интересов потребителя на основе стабильного обеспечения требуемого уровня качества товаров и услуг (например, с помощью создания системы аттестации товаров на соответствие стандартам);
3.охрану здоровья населения и безопасность труда (путем разработки и законодательного подтверждения правил безопасности: использования спецодежды, очков, ремней безопасности, соблюдение требований противопожарной защиты и др.);
4.создание средств выражения идей и общения между заинтересованными сторонами (проектные стандарты, коды, словари единых терминов и прочее).
Чтобы служить перечисленным выше целям, стандарты должны:объективно отражать действительность; содержать оптимальное решение задачи; быть практически выполнимыми;
быть стабильными и одновременно динамичными; обладать организующей ролью; обеспечивать преемственность при организации процесса производства.
Тем не менее, в условиях медицинского страхования, когда резко возросли внимание к вопросам качества и потребность в оценке качества оказываемой лечебно-профилактической помощи, стандартизация и стандарты могут рассматриваться как один из оценочных инструментов и средств защиты прав пациента (потребителя).
Отсутствие на федеральном уровне узаконенных методических подходов к стандартизации и четких определений стимулирует заполнение этой «бреши» творческими усилиями территорий, регионов и даже отдельных ЛПУ. Создаются медико-экономические стандарты, стандарты качества лечения в стационаре, поликлинике, диспансере, стандарты программ реабилитации и т. п. но при большом количестве здравых идей и рациональных решений многие из предлагаемых систем и подходов к стандартизации грешат мозаичностью и однобокостью.
В существующем в России законе «О стандартизации» медицинские услуги населению (в том числе в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования) не выделены в качестве отдельного (самостоятельного) класса объектов стандартизации.
- 1.Основные положения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2. Областные мед учреждения, их роль в обеспечении высококвалиф помощи населению. Организационно- методический отдел, его ф-ции.
- 3. Права и обязанности страхователя при медицинском страховании. Права граждан в системе медицинского страхования.
- 1. История мировоззрений о здоровье и здоровом образе жизни.
- 2. Особенности организации медицинской помощи сельскому населению, задачи на
- 3. Статистический анализ как завершающий этап статистического исследования.
- 1. Труд и отдых как составные части здорового образа жизни.
- 2. Организация стоматологической помощи в дошкольных учреждениях, школах и
- 3. . Понятие о генеральной и выборочных статистических совокупностях.
- 1. Закон Российской Федерации о медицинском страховании.
- Раздел 1. Общие положения
- 3. . Статистические таблицы. Графическое изображение результатов статистических
- 1. Схема взаимодействия субъектов медицинского страхования.
- 2. Организация стационарной помощи стоматологическим больным.
- 3. Система здравоохранения Бельгии и Швеции.
- 1. Развитие первичной мед помощи – основной приоритет национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2. Подготовка, воспитание и организация труда медицинских кадров на современном этапе развития здравоохранения. Система усовершенствования и специализации врачей и среднего медперсонала.
- 3. Относительные величины и их значение для оценки изучаемых явлений.
- 1. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования.
- 2. . Детская стоматологическая поликлиника, ее структура и содержание работы по
- 3. . Автоматизированные рабочие места (арм) врачей различных специальностей. Примеры использования арм.
- 1. Подходы к здоровью человека и общества в XXI веке.
- 2. Стоматологическая поликлиника: структура и организация работы. Роль и значение областной стоматологической поликлиники в организации помощи сельскому населению.
- 3. Статистика как общественная наука. Ее роль в медицине и здравоохранении. Предмет и определение санитарной статистики, методологические основы.
- 1. Демография: ее медико-социальные аспекты. Социальные проблемы "постарения
- 2. Обязательное и добровольное мед. Страхование. Базовая программа омс.
- 3. Основная цель и этапы работы по осуществлению дополнительной диспансеризации работающих граждан.
- 1. Структурный, процессуальный и результативный подходы в обеспечении качества мед. Помощи.
- 2. . Инфекционная заболеваемость, социально-гигиеническая значимость, меры профилактики и борьбы.
- 3. История становления стоматологической помощи в России.
- 1. Основы законодательства рф об охране здоровья граждан.
- Раздел II. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов рф и органов местного
- 3. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
- 1. Проблема стандартов и стандартизации в медицине и здравоохранении.
- 2. Стоматологический рынок мед. Услуг: его структура, классификатор. Спрос в стоматологии.
- 3. Порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу. Группы инвалидности, критерии их установления. Причины инвалидности.
- 1. Жилище и его медико-социальное значение.
- 2. Детская стоматологическая поликлиника, ее структура и содержание работы по
- 3. Составные части асу (технические средства, информация, персонал); требования,
- 1.Организация охраны здоровья граждан в рф.
- 2.Организация стационарной помощи стоматологическим больным.
- 3.Порядок выдачи листка нетрудоспособности при заболеваниях и травмах.
- Основные принципы классификации стандартов
- 1.Стоматологические заболевания как соц-гигиеническая проблема. Особенности статистического изучения заболеваний полости рта и зубов.
- 2.Охрана материнства и детства: соц-гигиеническое значение, основные цели и задачи, типы лпу.
- 3.Косвенные (накладные) расходы на медицинские услуги. Методика расчета.
- 1. Основные методы исследований при изучении социально-гигиенических аспектов общественного здоровья.
- Права отдельных групп населения в области охраны здоровья
- Права граждан при оказании медико-социальной помощи
- 1.Основные положения о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную
- 2.Диспансеры, виды: их структура и организация работы.
- 3. Современное состояние и организация стоматологической помощи населению Волгоградской области.
- 1. Характеристика среды обитания и здоровье.
- 2.Скорая и неотложная медицинская помощь: задачи и организация работы. Больницы скорой медицинской помощи. Организация скорой и неотложной помощи при стоматологических заболеваниях.
- 3.Несчастный случай, врачебная ошибка, профессиональное преступление в деятельности медицинских работников.
- 1.Важнейшие болезни и их соц.-гигиеническое значение (болезни системы кровообращения, злок.Новообр, травматизм, туберкулез, нервнопсих.Заболевания)
- 2. Типы стоматологических учреждений. Руководство и координация стоматологической помощи населению. Формы и методы работы главного стоматолога (района, области, города).
- 3.Врачебная тайна, ее юридические и моральные аспекты. Условия, допускающие представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.
- 1.Реализация профилактического направления медицинской помощи на основе приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2.Медицинские учреждения как хозяйствующие субъекты.
- 3. Составление плана и программы статистического исследования.
- 1.Основные положения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
- 2.Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.
- 3. Коэффициент достоверности и его применение.
- 1.Статистика заболеваемости населения, методика изучения.
- 2. Военно-врачебная, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы. Независимая медицинская экспертиза.
- 3.Организация ортопедический помощи населению.
- 1. Профилактика как основа сохранения и укрепления здоровья населения(первичная, вторичная, третичная).
- 2. Организация работы ортодонтического отделения
- 3. Среднее квадратическое отклонение, среднее ошибка средней арифметической и их значение в оценке отдельных признаков.
- 2.Формы и методы организации плановой санации полости рта и зубов среди групп населения.
- 3. Вариационный ряд и методы вычисления средних величин.
- 1. Организация внутриведомственной экспертизы качества медицинской помощи.
- 2.Здоровье населения, его показатели , факторы, влияющие на здоровье населения.
- 3.Роль, место, формы и методы санитарно-просветительной работы в области
- 1.Специальный учет отдельных видов заболеваемости (инфекционные заболевания, спид, важнейшие неэпидемические заболевания, госпитализированная заболеваемость).
- 2.Структура, права и обязанности страховых медицинских организаций.
- Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций
- 3. Зарубежный опыт организации мед.Обслуживания (Германия, Великобритания).
- 5. Медико-экономические стандарты.
- 6. Комплексные стандарты.
- 2. По данным воз, из всех факторов риска первое место занимает нездоровый образ жизни..
- 1. По обращаемости.
- 2. По медицинским осмотрам.
- 4. Анкетирование.
- 1. Общие показатели заболеваемости:
- 1. Приказ ффомс от 20.01.1997 n 9 "Об организации вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи в системе омс" Задачи:
- Функции:
- Условия введения информатизации здравоохранения: