№ п/п | Наименование темы | Теория | Практика | Всего |
1. | Основные направления развития здравоохранения в Российской Федерации. | 18 | 8 | 26 |
1.1 | Охрана материнства и детства в РФ. | 1 | - | 1 |
1.2 | Основы экономики и права в системе здравоохранения РФ | 1 | - | 1 |
1.3 | Первичная медико-санитарная помощь и сестринская практика. | 2 | - | 2 |
1.4 | Информационная система больничных учреждений. | - | 4 | 4 |
1.5 | Сестринский персонал в медицине катастроф. | 14 | 4 | 18 |
2. | Сестринское дело в детской поликлинике. | 12 | 10 | 22 |
2.1 | Теоретические основы сестринского дела. | 4 | 2 | 6 |
2.2 | Основы медицинской психологии. Деловые коммуникации в сестринском деле. | 2 | 2 | 4 |
2.3 | Организация работы участковой медсестры детской поликлиники. Стандарты профессиональной деятельности медсестры. | 2 | 4 | 6 |
2.4 | Инфекционная безопасность и инфекционный контроль. | 4 | 2 | 6 |
3. | Организация и содержание профилактической помощи здоровым детям в поликлинике. | 20 | 22 | 42 |
3.1 | Здоровый ребенок. Законы роста и развития. | 6 | 6 | 12 |
3.1.1 | Основные этапы развития ребенка. Возрастные анатомо-физиологические особенности органов и систем. | 2 | 2 | 4 |
3.1.2 | Закономерности физического и нервно – психического развития детей. | 2 | 2 | 4 |
3.1.3 | Скрининг – программа, ее содержание и роль в диагностике ранних отклонений в состоянии здоровья детей. | 1 | 1 | 2 |
3.1.4 | Комплексная оценка состояния здоровья детей. | 1 | 1 | 2 |
3.2 | Обеспечение условий для гармоничного развития и сохранения здоровья детей в семье. | 4 | 6 | 10 |
3.2.1 | Режим дня детей различных возрастов. | | 2 | 2 |
3.2.2 | Рациональное питание. | 2 | 2 | 4 |
3.2.3 | Физическое воспитание и закаливание детей. | - | 2 | 2 |
3.2.4 | Основы валеологии. Здоровый образ жизни семьи. Гигиеническое обучение семьи. | 2 | - | 2 |
3.3 | Диспансеризация здоровых детей. | 1 | - | 1 |
3.4 | Антенатальная охрана плода. Наблюдение за новорожденными. | 2 | 2 | 4 |
3.5 | Тематические патронажи к детям до 7-летнего возраста. | 1 | 2 | 3 |
3.6 | Подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения и школу. Адаптация детей в организованных коллективах. | 2 | - | 2 |
3.7 | Аномалии конституции. | 2 | 2 | 4 |
3.8 | Иммунопрофилактика. | 2 | 4 | 6 |
4. | Организация и содержание лечебной и реабилитационной помощи больным детям в поликлинике. | 24 | 20 | 44 |
4.1 | Болезнь и ребенок. Жизненные потребности больного ребенка, его семьи и способы их удовлетворения. | 2 | - | 2 |
4.2 | Сестринское дело и фоновые заболевания (рахит, анемия, хронические расстройства питания, часто болеющие дети). | 2 | 2 | 4 |
4.3 | Сестринское дело в детской пульмонологии и аллергологии. | 4 | 4 | 8 |
4.4 | Сестринское дело в детской кардиологии. | 2 | 2 | 4 |
4.5 | Сестринское дело в детской нефрологии. | 2 | 2 | 4 |
4.6 | Сестринское дело в детской гастроэнтерологии. | 2 | 2 | 4 |
4.7 | Сестринское дело в детской эндокринологии. | 2 | 2 | 4 |
4.8 | Детские инфекционные и паразитарные заболевания. | 4 | 4 | 8 |
4.9 | Туберкулез у детей и подростков. | - | 2 | 2 |
4.10 | Диспансеризация детей – инвалидов. | 2 | - | 2 |
4.11 | Неотложная помощь детям. | 2 | - | 2 |
5. | Региональный компонент | - | 4 | 4 |
6. | Экзамен. | 6 | - | 6 |
| Итого: | 80 | 64 | 144 |
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Перечень изучаемых вопросов |
1. | Основные направления развития здравоохранения в РФ, | 18 | |
1.1 | Охрана материнства и детства в РФ. | 1 | Задачи ВОЗ и российского здравоохранения по достижению здоровья детей и подростков. Защита прав ребенка в соответствии с конвенцией ООН. Система профилактики и надзора за здоровьем детей в РФ. Основные демографические показатели по РФ, тенденции и динамика их развития. Структура детской заболеваемости и смертности. Роль сестринского персонала на пути снижения заболеваемости и смертности детей. Федеральные, региональные и территориальные программы по охране материнства и детства. |
1.2 | Основы экономики и права в системе здравоохранения РФ. | 1 | Страховая и бюджетная форма финансирования медицины. Основы медицинского страхования. Принципы и виды медицинского страхования. Законодательные документы, регулирующие систему здравоохранения РФ: конституция РФ, семейный кодекс РФ; основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", трудовое законодательство. Нормативные документы МЗ РФ, регулирующие профессиональную деятельность медицинских работников. Юридическая ответственность медицинской сестры. |
1.3 | Первичная медико – санитарная помощь и сестринская практика. | 2 | Первичная медико – санитарная помощь, основные принципы и элементы. Детская поликлиника, как составляющая ПМСП, роль сестринского персонала. Основные задачи детской поликлиники, ее структура, организация работы. Участковый принцип обслуживания. Документация участка. Новые организационные формы работы: дневной стационар, стационар на дому, работа по принципу врача общей практики, медицинской сестры общей практики. Преемственность в работе с женской консультацией, дошкольным – школьным отделением поликлиники. Приказы, нормативные документы, регламентирующие работу детской поликлиники. |
1.4 | Сестринский персонал в медицине катастроф. | 14 | |
1.4.1 | Медицинское обеспечение населения при чрезвычайных ситуациях и катастрофах. | 2 | Медико-тактическая оценка чрезвычайной ситуации (ЧС) мирного времени. Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Служба медицины катастроф, как функциональное звено территориальной системы предупреждения последствий ЧС: ее структура и задачи. Принципы организации мед. помощи населению при ЧС, понятие о этапах медобеспечения. Формирование экстренной мед. помощи. Понятие о фазах в развитии ЧС. Действия мед. работников в первой фазе развития ЧС. Понятие о медицинской сортировке и характеристика сортировочных групп. Объем первой медицинской помощи пострадавшим, относящихся к различным сортировочным группам. |
1.4.2 | Основы сердечно – легочной реанимации. | 2 | Понятие о терминальных состояниях. Понятие о сердечно – легочной реанимации (СЛР). Показания и противопоказания к проведению СЛР. Методика СЛР, техника проведения искусственной вентиляции легких, непрямого массажа сердца, введения воздуховода. Критерии эффективности реанимации. Продолжительность реанимации. |
1.4.3 | Первая помощь и особенности проведения реанимационных мероприятий при экстремальных воздействиях. | 2 | Неотложная помощь при ожогах и отморожениях. Профилактика ожогового шока. Особенности реанимационных мероприятий при утоплении, удушении, электротравме, общем охлаждении и тепловом ударе. Реанимационные мероприятия при асфиксии. |
1.4.4 | Доврачебная медицинская помощь при неотложных состояниях в клинике внутренних болезней. | 2 | Неотложная помощь при приступе стенокардии, инфаркте миокарда, кардиогенном шоке, острой сердечной и острой сосудистой недостаточности, гипертоническом кризе, острой дыхательной недостаточности, судорожном синдроме, острых хирургических заболеваниях органов брюшной полости. |
1.4.5 | Первая помощь при кровотечениях, геморрагическом шоке. | 1 | Способы остановки наружных кровотечений. Клиника геморрагического шока. Неотложная помощь при геморрагическом шоке. |
1.4.6 | Неотложная помощь при травмах и травматическом шоке. Особенности оказания помощи. | 1 | Определение понятия "травма". Виды травм. Неотложная помощь при различных видах травм и комбинированной травме (ЧМТ, травмы опорно-двигательного аппарата, травмы ЛОР-органов, травмы грудной клетки и живота, синдром длительного сдавливания, ампутационная травма, травма глаз). Неотложная помощь при травматическом шоке. |
1.4.7 | Неотложная помощь при острых отравлениях. Особенности оказания помощи при чрезвычайных ситуациях. | 1 | Виды острых отравлений. Общие принципы оказания помощи больным с острыми отравлениями. Характеристика зон химического заражения и очага химического поражения сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ). Медико – тактическая характеристика СДЯВ. Основные мероприятия по организации медицинской помощи при возникновении очагов СДЯВ. Характеристика токсических веществ. Пути поступления в организм, диагностика, оказание неотложной помощи и интенсивная посиндромная терапия. Специфическая антидотная терапия. |
1.4.8 | Помощь при острых аллергических реакциях. | 1 | Виды острых аллергических реакций. Клиника, неотложная помощь. Профилактика острых аллергических реакций. |
1.4.9 | Зачет. | 2 | |
2. | Сестринское дело в детской поликлинике. | 12 | |
2.1 | Теоретические основы сестринского дела. | 4 | Основные направления реформы сестринского дела в России. Отраслевая программа развития сестринского дела в РФ – приказ МЗ РФ № 4 от 09.01.2001 г. Сестринское дело как прикладная наука и искусство. История развития сестринского дела в России и зарубежом. Основные аспекты философии сестринского дела. Сестринский процесс и его этапы. Роль сестры в реформе сестринской службы. Система непрерывного сестринского образования в России, квалификационная характеристика сестры с учетом образовательного уровня. Система государственной сертификации и аттестации. |
2.2 | Основы медицинской психологии. Деловые коммуникации в сестринском деле. | 2 | Психология больного ребенка, возрастные и социальные аспекты. Типы воспитания в семье (отвержение, гипоопека, гиперопека и пр.), роль медсестры в профилактике нарушений родительского воспитания. Жестокое обращение с детьми в семье, способы выявления, меры воздействия и профилактика. Основные психолого – педагогические аспекты деятельности сестры. Сотрудничество – основа взаимоотношений с пациентом. Искусство общения. Общение как составляющая часть ухода, лечения, реабилитации и профилактики. Психологическая защита пациента и медсестры. Ятрогенные заболевания. Психологические аспекты ухода за умирающим пациентом. Этика и деонтология. Этический кодекс медсестры. |
2.3 | Организация работы участковой медсестры детской поликлиники. Стандарты профессиональной деятельности медсестры. | 2 | Организация сестринской службы в детской поликлинике. Должностные профессиональные обязанности участковой медсестры. Особенности сестринского процесса в педиатрической практике. Стандарты профессиональной деятельности медсестры, их структура, предназначение и сфера применения. Стандарты деятельности медсестры как средство и ресурс повышения качества медицинской помощи населению. |
2.4 | Инфекционная безопасность и инфекционный контроль. | 4 | Определение понятия внутрибольничная инфекция (ВБИ). Виды возбудителей, способы передачи ВБИ. Группы риска развития внутрибольничной инфекции. Меры борьбы и профилактики. Особенности госпитальных инфекций у детей. Виды, способы и режимы дезинфекции в ЛПУ. Методы и средства дезинфекции. Характеристика основных дезинфицирующих средств. Правила хранения, контроль пригодности и безопасность при работе с дезинфицирующими средствами. Общие требования к уборке помещений поликлиники (кабинетов, процедурных и пр.). Личная гигиена персонала. Безопасность работы сестры в процедурном кабинете, правила безопасности при контакте с биологическими жидкостями. Методы и средства стерилизации. Контроль качества стерилизации. ВИЧ – инфекция. История открытия ВИЧ, чувствительность возбудителя к факторам внешней среды, способы инактивации. Пути передачи вируса. Группы риска по ВИЧ – инфекции. Клинические проявления болезни, методы диагностики, лечение. Профилактика ВИЧ – инфекции. Вирусные гепатиты. Эпидемиология. Возбудители, способы инактивации. Клинические проявления. Профилактика вирусных гепатитов. |
3. | Организация и содержание профилактической помощи здоровым детям в поликлинике. | 20 | |
3.1 | Здоровый ребенок. Законы роста и развития. | 6 | |
3.1.1 | Основные этапы развития ребенка. Возрастные анатомо – физиологические особенности организма и систем. | 2 | Периоды детского возраста, их характеристика. Жизненные потребности ребенка в различные возрастные периоды и способы их удовлетворения. Критические периоды детства. Модели развития. Роль генетических, биологических и внешнесредовых факторов в развитии детей. Основные анатомо – физиологические особенности нервной системы, органов чувств, опорно – двигательного аппарата, кожи, слизистых оболочек и подкожной клетчатки, органов дыхания, кровообращения, пищеварения, почек и мочевыделительных путей, системы крови и эндокринных желез в различные возрастные периоды. Знание возрастных особенностей органов и систем – основа организации правильного ухода и создания благоприятной и развивающей среды для ребенка. |
3.1.2 | Закономерности физического и нервно – психического развития детей. | 2 | Физическое развитие как динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. Основные показатели физического развития: масса тела, длина тела, окружность груди и головы, характеристика и возрастная динамика основных показателей физического развития. Факторы определяющие скорость роста и созревания организма ребенка. Методика проведения антропометрии у детей раннего, дошкольного и школьного возрастов. Современные методы оценки физического развития. Понятие о биологическом и паспортном возрасте. Способы оценки биологического возраста. Акселерация. Теории акселерации. Понятие о децелерации. Нервно – психическое развитие. Неравномерность и скачкообразность процесса нервно – психического развития. Показатели нервно – психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Понятие о ведущих линиях развития, их возрастная динамика. Роль взрослого в развитии детей первых лет жизни. Создание безопасной и благоприятной для развития среды обитания ребенка. Необходимый набор игрушек для детей 1, 2, 3 года жизни и для дошкольников. Функции участковой сестры в контроле за нервно-психическим развитием детей, сроки его проведения, преемственность в работе с врачом и медсестрой кабинета здорового ребенка. |
3.1.3 | Скрининг – программа, ее содержание и роль в диагностике ранних отклонений в состоянии здоровья детей. | 1 | Скрининг – программа, ее основные этапы. Роль медсестры в реализации первого этапа скрининг – программы. Основные скрининг – тесты: анкетирование родителей, антропометрия, психометрия, определение остроты зрения, слуха, состояние опорно-двигательного аппарата, кистевая динамометрия, спирометрия и другие функциональные пробы. Преемственность в работе с медицинским персоналом детских образовательных учреждений и кабинетом здорового ребенка поликлиники. |
3.1.3 | Комплексная оценка состояния здоровья детей. | 1 | Определение понятия "здоровье", записанное в Уставе ВОЗ, и формулировка, принятая ВОЗ в 1968 году. Другие определения "здоровья", их сравнительный анализ. Основные разделы комплексной оценки состояния здоровья. Критерии здоровья. Методика сбора наследственного анамнеза, составление генетической карты, общепринятая символика, оценка наследственного анамнеза. Методика сбора и оценки биологического и социального анамнеза. Основные показатели социального анамнеза, характеризующие социальное неблагополучие семьи. Оценка функционального состояния организма ребенка. Основные функциональные пробы, методика их проведения. Понятие о резистентности. Высокая, сниженная, низкая резистентность. Структура острых заболеваний у детей различных возрастов. Основные параметры поведения и настроения у детей различных возрастов. Методики оценки. Заключение о состоянии здоровья. Группы здоровья. Состояния, позволяющие отнести детей ко II, III, IV, V группам здоровья. Понятие о пограничных состояниях, группы риска. Факторы риска серьезных заболеваний, трехуровневая система профилактики болезней: популяционный (государственный), семейный, индивидуальный. Современное состояние здоровья детей в Российской Федерации. Структура причин детской инвалидности. |
3.2 | Обеспечение условий для гармоничного развития и сохранения здоровья детей в семье. | 4 | |
3.2.2 | Рациональное питание. | 2 | Вскармливание детей первого года жизни. Виды вскармливания. Определение понятий "естественное", "искусственное", "смешанное" вскармливание. Современные подходы к грудному вскармливанию. Преимущества и значение грудного вскармливания для правильного физического, психического развития и состояния здоровья ребенка. Показания к переводу на смешанное и искусственное вскармливание. Виды молочных смесей. Правила и сроки введения докорма, прикорма. Режим питания. Понятие "рациональное питание". Концепция сбалансированного питания как основы рационального питания. Характеристика продуктов питания и их назначение. Обмен веществ и энергии. Состав пищи. Физиологические потребности в пищевых инградиентах для различных возрастных групп. Количественная и качественная сторона питания. Режим питания. Эстетика питания. Составление примерного меню здоровым детям различных возрастных групп. Современные аспекты лечебного питания в педиатрии. Особенности диетического питания при заболеваниях: - желудка и кишечника; - печени и поджелудочной железы; - сердечно-сосудистой системы; - органов дыхания; - почек; - при аллергозах. |
3.2.4 | Основы валеологии. Здоровый образ жизни семьи. Гигиеническое обучение семьи. | 2 | Предмет и задачи валеологии. Составляющие здорового образа жизни. Факторы риска серьезных заболеваний, семейный и индивидуальный уровень профилактики. Вредные привычки родителей (курение, алкоголизм и др.), отрицательный психологический микроклимат в семье, их влияние на развитие и здоровье детей. Проблема наркомании. Роль сестры в профилактике наркомании среди детей и подростков. Содержание и основные задачи санитарно – просветительной работы. Методы и средства санитарно – просветительной работы. |
3.3 | Диспансеризация здоровых детей. | 1 | Диспансеризация как активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья и развития детей. Возрастные сроки диспансеризации детей. Плановые сроки. Осмотр врачами специалистами и необходимые лабораторные и инструментальные методы исследования, проводимые у детей раннего, дошкольного и школьного возраста. Функции медсестры в диспансеризации здоровых детей. Преемственность в работе с медицинским персоналом образовательных учреждений. Ведение документации. Оценка эффективности работы. |
3.4 | Антенатальная охрана плода. Наблюдение за новорожденным. | 2 | Мероприятия по охране плода. Дородовые патронажи к беременным, их содержание, задачи, сроки проведения. Выявление антенатальных факторов риска, мероприятия по их возможному устранению. Учет беременных, принадлежащих к группе повышенного риска. Рекомендации по питанию и режиму беременной, формирование у будущей матери установки на грудное вскармливание, подготовка молочных желез к кормлению ребенка. Антенатальная профилактика рахита. Анатомо – физиологические особенности новорожденного ребенка. Признаки доношенности, зрелости. Постнатальная адаптация новорожденных. Основные переходные (пограничные) состояния: физиологическая желтуха, физиологическая убыль массы тела, транзиторная лихорадка, половой криз, мочекислый инфаркт. Сестринское наблюдение за динамикой развития пограничных состояний, сроки их ликвидации, особенности ухода. Морфологические и функциональные характеристики недоношенного ребенка. Оценка по шкале Апгар и ее прогностическое значение. Первый и последующие патронажи к новорожденному, содержание, сроки проведения. Группы риска новорожденных, критерии оценки, динамика наблюдения. Сестринская оценка состояния новорожденного: - активность сосания; - характер сна и бодрствования; - физиологические рефлексы; - мышечный тонус и двигательная активность; - состояние кожи, подкожной клетчатки, слизистых, пупочной ранки; - сенсорное развитие; - температура тела, частота дыхания и сердцебиений; - частота и характер стула и мочеиспусканий. - обработка пупочной ранки; - утренний туалет; - купание, подмывание; - способы пеленания; - необходимый набор одежды и предметов ухода; - прогулки; - гигиена и микроклимат помещения. Особенности ухода за недоношенным ребенком. Особенности вскармливания доношенных и недоношенных новорожденных. Оценка лактации у матери. Профилактика гипоголактации. Уход за молочными железами. Режим и питание кормящей женщины. Заболевания периода новорожденности. Заболевания неинфекционной природы: родовые повреждения, болезни ЦНС, патологические желтухи, пороки развития, тактика медсестры, уход при лечении на дому. Гнойно-септические заболевания: омфалит, везикулопустулез, псевдофурункулез, эпидемическая пузырчатка, мастит и др, этиология, основные симптомы, лечение, сестринский уход, профилактика. |
3.5 | Тематические патронажи к детям 7-ми летнего возраста. | 1 | Сестринские патронажи к детям раннего и дошкольного возраста, содержание, цели и задачи в зависимости от возраста. Схема записи в истории развития ребенка. Основные темы бесед, проводимых сестрой во время патронажей. |
3.6. | Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и школу. Адаптация детей в организованных коллективах. | 2 | Подготовка детей на педиатрическом участке к поступлению в дошкольное учреждение и школу, роль и функции медсестры, преемственность в работе с кабинетом здорового ребенка и медицинским персоналом образовательного учреждения. Понятие "функциональная готовность к школе". Диагностика "школьной зрелости" с помощью психофизиологических тестов. Понятие динамического стереотипа, стресса, адаптации. Клиника адаптации, ее особенности в различном возрасте. Классификация тяжести адаптации. Факторы влияющие на тяжесть адаптации. Критерии прогноза тяжести адаптации. Основные профилактические и лечебно – оздоровительные мероприятия, направленные на снижение тяжести адаптации ребенка в яслях/саду и школе. |
3.7 | Аномалии конституции. Синдром внезапной смерти. | 2 | Определение понятий "конституция" и "диатез". Экссудативно-катаральный диатез, причины развития, клинические проявления. Местное и общее лечение, диетотерапия, сестринский уход. Особенности иммунопрофилактики, диспансерное наблюдение. Аллергический диатез. Причины развития, роль наследственности. Основные симптомы, принципы лечения, сестринский уход. Роль сестры в организации лечебного питания и создания гипоаллергенной среды. Особенности иммунопрофилактики, диспансерное наблюдение. Лимфатико-гипопластический диатез, этиология, основные клинические симптомы, принципы лечения, сестринский уход, профилактика. Нервно-артритический диатез, этиология, основные симптомы, принципы лечения, уход, профилактика. Клиника ацетонемического криза, причины развития, неотложная помощь и профилактика. Синдром внезапной смерти (СВС), определение понятия, частота, социальные и биологические факторы риска развития СВС. Роль медсестры в профилактике СВС. |
3.8 | Иммунопрофилактика. | 2 | Инфекция и иммунитет. Механизмы образования иммунитета, виды иммунитета. Виды и характеристика препаратов, применяемых для профилактической иммунизации. Национальный календарь профилактических прививок. Планирование профилактических прививок на педиатрическом участке, ведение документации. Порядок проведения профилактических прививок. Правила хранения, транспортировки, иммунобиологических препаратов, понятие "холодовая цепь". Противопоказания для проведения профилактических прививок. Нормальное и патологическое течение вакцинального процесса, поствакцинальные реакции, профилактика поствакцинальных осложнений. Индивидуальный календарь прививок у детей с отклонениями в состоянии здоровья и у детей из групп риска. Роль участковой медсестры в организации и проведении иммунопрофилактики. Санитарно – просветительная работа с родителями. |
4. | Организация и содержание лечебной и реабилитационной помощи больным детям в поликлинике. | 24 | |
4.1 | Болезнь и ребенок. Жизненные потребности больного ребенка и его семьи. | 2 | Жизненные потребности больного ребенка, его семьи и способы их удовлетворения. Влияние болезни на рост и развитие ребенка. Реакции личности ребенка на болезнь. Внутренняя картина болезни, ее возрастные особенности. Гипонозогнозический, гипернозогнозический и прагматический тип внутренней картины болезни. Факторы влияющие на формирование внутренней картины болезни: - возраст и умственные способности ребенка; - знания о здоровье; - представления ребенка о влиянии лекарств на организм; - информация о болезни; - преобладающее эмоциональное отношение; - сопутствующие психотравмирующие обстоятельства; - отношение родителей к болезни; - понимание ребенком процесса умирания и смерти. - терапевтическая игра; - организация взаимодействия больного ребенка, семьи и окружающего мира; - создание психологического комфорта в процессе взаимодействия сестры, пациента и родителей. Моделирование сестринского процесса, адекватного тяжести болезни и возрасту ребенка. Ребенок – инвалид в семье. |
4.2 | Сестринское дело и фоновые заболевания. | 2 | Железодефицитная анемия у детей. Причины развития, клинические проявления, особенности питания детей с анемией, медикаментозная терапия, сестринский уход, профилактика. Рахит. Этиология, патофизиологические механизмы развития болезни. Основные симптомы, лечение, сестринский уход, специфическая и неспецифическая профилактика рахита. Хронические расстройства питания. Причины и клиника гипотрофии. Медикаментозная и диетотерапия гипотрофий, сестринский уход. Понятие "паратрофия", причины, симптомы, профилактика. Часто болеющие дети, факторы риска частой заболеваемости в раннем, дошкольном и школьном возрасте. Клинические типы ЧДБ. Особенности питания, физического воспитания, закаливания, вакцинации детей, часто и длительно болеющих. Медикаментозные и физиотерапевтические воздействия. Оценка эффективности оздоровления ЧДБ на участке. Преемственность в проведении реабилитации ЧДБ между поликлиникой, дошкольным учреждением и школой. |
4.3 | Сестринское дело в детской пульмонологии и аллергологии. | 4 | Причины, предрасполагающие факторы болезней органов дыхания у детей. Основные клинические проявления острого бронхита и острой пневмонии у детей. Принципы медикаментозной терапии, сестринский уход. Моделирование сестринского процесса при бронхите, пневмонии с учетом возраста и тяжести болезни. Диспансеризация реконвалисцентов, лечебно – реабилитационные мероприятия: лечебная физкультура, массаж, закаливание, рациональное питание, точечный массаж по Уманской, фитотерапия и пр. Бронхиальная астма у детей, этиология, основные патофизиологические механизмы развития бронхиальной астмы, клинические проявления, клиника приступа удушья. Основные положения национальной программы "Бронхиальная астма у детей. Стратегия диагностики, лечения и профилактики". Современные технологии контроля за течением болезни (пикфлоуметрия, ведение дневника больного, алгоритмы оказания помощи при приступе). Основные лекарственные препараты для базисной, симптоматической терапии. Современные устройства для ингаляционной терапии и механизм их действия. Сестринский уход при бронхиальной астме. Стандарт оказания неотложной помощи при приступе удушья. Методы и формы обучения больных детей и их родителей. Содержание и цели диспансеризации больных, первичная и вторичная профилактика бронхиальной астмы, особенности вакцинации больных. |
4.4 | Сестринское дело в детской кардиологии. | 2 | Врожденные пороки сердца, факторы риска и причины развития. Пороки "белого" и "синего" типов. Патофизиологические процессы, основные клинические симптомы. Современные методы диагностики, подготовка пациентов к диагностическим исследованиям. Современные представления о паллиативной и радикальной терапии. Сестринский уход при врожденных пороках сердца. Психологическая поддержка пациентов и их родителей. Диспансерное наблюдение и реабилитация больных. Клиника одышечно – цианотических приступов, тактика сестринского вмешательства, стандарт оказания неотложной помощи медсестрой. Ревматизм. Этиология, предрасполагающие факторы, патофизиологические механизмы развития болезни. Основные клинические критерии ревматизма. Принципы фармакотерапии, возможные побочные действия лекарств, их диагностика и профилактика. Первичная и вторичная профилактика ревматизма. Сестринский уход при ревматизме. Диспансеризация и реабилитация больных. |
4.5 | Сестринское дело в детской нефрологии. | 2 | Гломерулонефриты. Определение, причины, предрасполагающие факторы, патофизиологические механизмы развития болезни. Основные клинические проявления, особенности течения болезни у детей раннего, дошкольного и школьного возраста. Сестринский уход при гломерулонефрите. Принципы фармакотерапии, возможные побочные действия лекарств. Организация диетотерапии в остром периоде и периоде выздоровления. Диспансерное наблюдение и реабилитация больных, профилактика. Инфекция мочевых путей и пиелонефриты. Причины, патофизиологические механизмы развития болезни. Основные клинические симптомы, фармакотерапия, диета, использование лекарственных трав в лечении больных. Сестринский уход при пиелонефрите. Диспансеризация и реабилитация больных, профилактика. Урологическая патология у детей. Понятие о фимозе, крипторхизме, водянке яичка, варикоцеле, роль сестры в ранней диагностике, наблюдение и реабилитация больных. Лабораторно-инструментальные методы исследования больных с нефрологической и урологической патологией, подготовка пациентов к обследованию. |
4.6 | Сестринское дело в детской гастроэнтерологии. | 2 | Заболевания органов пищеварения у детей раннего возраста. Стоматиты, этиология, симптомы, медикаментозная терапия, сестринский уход, профилактика. Желудочно – пищеводный рефлюкс, причины, симптомы, роль сестры в ранней диагностике, особенности кормления детей с рефлюксом, медикаментозная терапия, сестринский уход. Заболевания пищеварительного тракта с наследственным предрасположением. Основные клинические симптомы пилоростеноза, целиакии, экссудативной энтеропатии, непереносимости лактозы, непереносимости сахарозы. Роль сестры в ранней диагностике этих заболеваний, организации лечебного питания и ухода за больными. Заболевания органов пищеварения у детей старшего возраста. Гастриты. Гастродуодениты. Причины, предрасполагающие факторы, основные симптомы, лечебное питание, медикаментозная терапия, сестринский уход. Диспансеризация и профилактика. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Причины, симптомы, медикаментозная терапия, лечебное питание, сестринский уход. Диспансерное наблюдение и профилактика. Дискинезии желчевыводящих путей и холециститы. Причины, основные симптомы, медикаментозная терапия, лечебное питание, сестринский уход. Диспансерное наблюдение и профилактика. Лабораторные, рентгенологические и эндоскопические методы исследований при заболеваниях желудочно – кишечного тракта. Подготовка пациента к обследованию. |
4.7 | Сестринский процесс при заболе6ваниях эндокринной системы. | 2 | Сахарный диабет. Причины, предрасполагающие факторы, патофизиологические механизмы развития болезни. Клинические симптомы, особенности течения болезни у грудных детей и подростков. Возможные осложнения сахарного диабета, тактика сестринского вмешательства и стандарт оказания сестринской помощи при развитии гипер- и гипогликемической комы. Основные принципы диетотерапии. Медикаментозное лечение, правила инсулинотерапии, возможные осложнения. Лабораторные и инструментальные методы исследований, подготовка больных, забор материала, оценка результатов. Особенности психологических реакций пациента с диабетом. Психологическая поддержка пациента и его родителей. Прогноз, реабилитация, диспансерное наблюдение, сестринский уход. Методы и формы обучения больных и их родителей. "Школа сахарного диабета", ее цели и задачи. |
4.8 | Детские инфекционные и паразитарные заболевания. | 4 | Понятие об инфекционном процессе. Периоды инфекционного процесса. Иммунитет. Клеточное и гуморальное звенья иммунитета, неспецифические факторы защиты. Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний. Острые респираторные вирусные инфекции. Этиология, эпидемиология. Основные клинические симптомы гриппа, парагриппа, аденовирусной инфекции, особенности течения ОРВИ у новорожденных и недоношенных детей. Клиника ложного крупа, тактика сестринского вмешательства, объем сестринской неотложной помощи. Основные принципы лечения и профилактики ОРВИ, сестринский уход. Воздушно – капельные инфекции. Этиология, эпидемиология, клинические проявления дифтерии, скарлатины, кори, краснухи, коклюша, эпидемического паротита, ветряной оспы. Принципы лечения, сестринский уход. Противоэпидемические мероприятия в очаге. Специфическая и неспецифическая профилактика. Кишечные инфекции. Шигеллез, ешерехиоз, сальмонеллез, этиология, эпидемиология, клинические симптомы, возможные осложнения, медикаментозная терапия, лабораторная диагностика, сестринский уход. Противоэпидемические мероприятия в очаге. Роль сестры в профилактике кишечных инфекций. Нейроинфекции. Менингококковая инфекция, полиомиелит. Этиология, эпидемиология, клинические симптомы, медикаментозное лечение, лабораторная диагностика, сестринский уход. Противоэпидемические мероприятия в очаге. Меры неспецифической и специфической профилактики. Инфекции кожных покровов. Педикулез, чесотка, дерматомикозы. Возбудители, пути передачи, клинические симптомы, лечение, сестринский уход. Роль сестры в профилактике кожных инфекций. Гельминтозы. Энтеробиоз, аскаридоз, трихоцефаллез. Возбудители, пути заражения, симптомы, медикаментозное лечение, сестринский уход, профилактика. |
4.9 | Диспансеризация детей инвалидов. | 2 | Организация медицинского наблюдения на педиатрическом участке за детьми – инвалидами. Сроки осмотров педиатром, врачами – специалистами, лабораторное обследование. Медико – социальная помощь семьям, имеющим ребенка – инвалида. Психологическая поддержка пациента и его родителей. Реабилитация в условиях поликлиники, специализированных образовательных учреждениях. Профессиональная ориентация. |
4.10 | Неотложная помощь детям. | 2 | Тактика сестринского вмешательства при неотложных состояниях у детей. Правовые и этические аспекты деятельности сестры при оказании неотложной помощи. Психологическая поддержка ребенка, его семьи, этикет поведения медсестры при ухудшении состояния ребенка и в случае его смерти. Гипертермический синдром. Заболевания, сопровождающиеся гипертермией. Особенности течения лихорадки у детей в различные возрастные периоды. Сестринский процесс при гипертермии: сестринская оценка состояния больного, планирование и реализация ухода, выполнение медикаментозной терапии, физические методы охлаждения. Сестринская помощь при критическом снижении температуры тела. Острая дыхательная недостаточность. Заболевания, сопровождающиеся ОДН. Клинические проявления крупа, отека легких. Сестринский процесс при ОДН: сестринская оценка состояния больного, планирование и реализация ухода, медикаментозная терапия, оксигенотерапия. Острая сердечно-сосудистая недостаточность. Причины, патофизиологические механизмы, клинические проявления острой сердечной недостаточности, шока, коллапса, обморока. Сестринский процесс при острой сердечно-сосудистой недостаточности: сестринская оценка состояния больного, тактика сестринского вмешательства, планирование и реализация ухода, фармакотерапия. Судорожный синдром. Заболевания сопровождающиеся судорожным синдромом. Стандарт действий медсестры при оказании неотложной помощи, медикаментозная терапия, сестринский уход. Инфекционно – токсический синдром. Заболевания, сопровождающиеся инфекционно – токсическим синдромом. Клинические симптомы и особенности сестринского процесса при кишечном токсикозе, эксикозе и диарее. Медикаментозная терапия, методика проведения оральной регидратации. Сердечно – легочная реанимация у детей. Показания к проведению. Сестринская оценка состояния. Стандарт реанимационных мероприятий. Особенности сердечно-легочной реанимации в различные возрастные периоды. |
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Перечень изучаемых вопросов |
1. | Основные направления развития здравоохранения в Российской Федерации. | 8 | |
1.4 | Информационная система больничных учреждений. | 4 | Понятие "информатики" как средство общения с окружающим миром на современном этапе развития общества; Основные направления развития вычислительной техники и области ее применения. Понятие о медицинской информатике; Общие сведения о компьютере. Состав технических устройств. Устройство, принципы работы компьютера, подготовка компьютера к работе. Техника безопасности; Системный блок, компоненты системного блока, микропроцессор, оперативная память (ОЗУ), постоянно -запоминающее устройство (ПЗУ); Периферическая часть (монитор, клавиатура, состав и назначение клавиш); Внешние устройства подключаемые к компьютеру; Программное обеспечение; Возможности ПК на современном уровне; Основные понятия о локальных и глобальных (мировых) компьютерных сетях, системе Интернет, телекоммуникационных системах передачи информации, дистанционной связи, мультимедийных программах; Основные направления использования компьютерных технологий в медицине. Автоматизация рабочих мест медицинского персонала с использованием компьютеров; Использование компьютерных технологий в приборах и аппаратуре медицинского назначения (снятие ЭКГ, спирография, лабораторная диагностика и т.д.). Включение и выключение ПК; Работа на устройствах ввода и вывода ПК (на клавиатуре, с манипулятором "мышь"); Работа с обучающими программами "Инструктор", "Профессор", (изучение клавиатуры); Работа с программами тестового контроля знаний, обучающими программами медицинского назначения; Представление о работе в текстовом и графическом редакторе. |
1.5 | Сестринский персонал в медицине катастроф. | 4 | |
1.5.1 | Реанимация при остановке сердца и нарушениях функции дыхания. | 1 | Отработка навыков очищения ротовой полости, обеспечения проходимости верхних дыхательных путей. Отработка практических навыков проведения искусственного дыхания "рот в рот", "рот в нос". Техника введения воздуховодов (на фантоме). Методика наружного массажа сердца (на фантоме). Освоение навыков укладки пострадавших, находящихся в терминальном состоянии. |
1.5.2 | Основные методы временной остановки кровотечений. | 1 | Правила наложения жгута, наложение повязок – косыночных на предплечье, голову, кисть, на область плечевого сустава, на молочную железу, на голень, на стопу. Бинтовые повязки, повязка чепец, шапка Гиппократа, спиральная повязка на грудную клетку, крестообразная повязка на грудную клетку, повязка Дезо, колосовидная повязка на кисть, спиральная повязка с перегибами на конус. Освоение наложения жгута и жгута закрутки, освоение навыков пальцевого прижатия артерий. |
1.5.3 | Неотложная помощь при травмах. | 2 | Освоение методов иммобилизации при переломах костей конечностей, плечевого пояса, позвоночника, травмах спинного мозга. Освоение методов оказания первой помощи при травмах глаза. Знать способы и принципы удаления инородных тел, обработку ран при ожогах, химических и механических повреждениях, технику наложения шин при закрытых и открытых переломах ребер. |
2. | Сестринское дело в детской поликлинике. | 10 | |
2.1 | Теоретические основы сестринского дела. | 2 | - тесная связь ребенка с матерью, потребность в материнской любви; - учет проблем не только ребенка, как пациента, но и его матери; - особая значимость потребности в безопасной окружающей среде у детей раннего возраста; |
2.2 | Основы медицинской психологии. Деловые коммуникации в сестринском деле. | 2 | Репродукция знаний о детской психологии, основных психолого – педагогических аспектах деятельности сестры. Психологическое тестирование на выявление личностных качеств медсестры: коммуникативность, лидерство, уровень самооценки, уровень тревожности, уровень конфликтности. Психологический тренинг взаимоотношений: - сестра – сестра, - врач – сестра - сестра – пациент - сестра – родители больного ребенка, на примере учебных игровых ситуаций; - Выполнение сестрой роли защитника интересов пациента, роли гаранта благоприятного психологического климата в медицинском коллективе. |
2.3 | Организация работы участковой медсестры детской поликлиники. Стандарты профессиональной деятельности медсестры. | 4 | Мониторинг состояния пациента (термометрия, подсчет пульса, дыхания, измерение АД, антропометрия, психометрия). 2. Создание пациенту комфортного положения в постели: - устройство постели тяжелобольного с учетом заболевания и возраста; - биомеханика тела при изменении его положения в постели; - профилактика пролежней; - особенности гигиенического ухода за тяжелобольным. 3. Способы и методика введения лекарственных средств: - соблюдение требований к парентеральному введению лекарств; - технология выполнения в/к, п/к, в/м, в/в инъекций, в/в капельного введения; - взятие крови из вены для биохимических и бактериологических исследований; - мониторинг состояния пациента при парентеральном введении лекарственных средств, диагностика и профилактика возможных осложнений; - введение лекарственных средств внутрь; - введение лекарственных средств через слизистые оболочки и через кожу (закапывание капель в нос, в уши, глаза, наложение мази). 4. Методика промывания желудка в зависимости от возраста ребенка, исследование промывных вод. Методика постановки очистительной, масляной, гипертонической и сифонной клизм детям разных возрастных групп. 6. Выполнение простейших физиотерапевтических процедур: - постановка согревающего компресса, горчичников, банок, использование грелки; - проведение общих и местных лечебных ванн; - проведение горчичного обертывания. 7. Дополнительные методы исследования: - проведение желудочного и дуоденального зондирования; - взятие мазков со слизистой оболочки зева и носа; - сбор мокроты; - сбор мочи на общий анализ, на сахар, по Нечипоренко, Зимницкому, для определения глюкозурического профиля, на диастазу, для бактериологического исследования; - взятие кала для копрологического исследования, на скрытую кровь, на гельминты, на бактериологическое исследование, на дисбактериоз, соскоб на энтеробиоз. 8. Подготовка больных к рентгенологическому и эндоскопическому методам исследования. |
2.4 | Инфекционная безопасность и инфекционный контроль. | 2 | Занятия в Центре профилактики внутрибольничных инфекций и борьбы со СПИД, в инфекционном кабинете детской поликлиники. Дезинфекция предметов медицинского назначения. Оценка качества предстерилизационной обработки. Мытье рук. Накрытие стерильного стола. Работа с сухожаровым шкафом, автоклавом, бактерицидными лампами. Предстерилизационная обработка медицинского инструментария, стерилизация, контроль стерилизации. Подготовка кабинета к приему пациентов, обработка мебели, сантехнического оборудования. Зачет по санитарно – противоэпидемическому режиму детской поликлиники. |
3. | Организация и содержание профилактической помощи здоровым детям в поликлинике. | 22 | |
3.1 | Здоровый ребенок, законы роста и развития. | 6 | |
3.2 | Обеспечение условий для гармоничного развития и сохранения здоровья детей в семье. | 6 | |
3.2.1 | Режим для детей различных возрастов. | 2 | Определение понятия о режиме, как о закрепленном во времени суток повторяющемся чередовании сна, бодрствования, кормления, а также своевременной смене различных видов деятельности во время бодрствования. Физиологическое обоснование режима дня. Определение понятия предела работоспособности нервной системы у детей, как основы назначения режима дня. Составление примерного режима дня для детей раннего, дошкольного и школьного возраста. Составление примерного щадящего режима для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Организация бодрствования и проведение занятий с детьми раннего возраста с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Консультирование родителей по вопросам режима дня. Осуществление контроля за организацией правильного режима дня в семье. |
3.2.2 | Рациональное питание детей. | 2 | Занятия в кабинете здорового ребенка в поликлинике. Репродукция знаний об анатомо – физиологических особенностях органов пищеварения у детей, о физиологических потребностях в пищевых веществах и энергии в различные возрастные периоды, о современных аспектах лечебного питания в педиатрии. Проведение расчета питания, определение суточного и разового объема пищи у детей первого года жизни. Составление примерного меню грудным детям, находящимся на естественном, смешанном и искусственном вскармливании. Проведение контрольного кормления. Выписка рецептов на молочную кухню. Подготовка и проведение бесед с родителями: О преимуществах грудного вскармливания; О профилактике гиполактации; О приготовлении блюд прикормов для грудных детей и правилах их применения; О питании кормящей матери. Составление примерного меню для детей 2 и 3 года жизни, дошкольного и школьного возраста. Консультирование родителей по организации лечебного питания в домашних условиях. Осуществление контроля за питанием детей в семье. |
3.2.3 | Физическое воспитание и закаливание детей. | 2 | Занятие проводится в кабинете здорового ребенка. Репродукция знаний о возрастных морфо-функциональных особенностях нервной, костно-мышечной системах и особенностях терморегуляции детей, физиологическом обосновании массажа и гимнастики. Выявление степени зрелости нервно-мышечного аппарата детей раннего возраста. Освоение приемов общего и местного массажа: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание и вибрация. Освоение техники выполнения рефлекторных, активных и пассивных гимнастических упражнений для детей раннего возраста. Выполнение комплексов массажа и гимнастики для здоровых детей первого года жизни (комплексы № 1-№ 8); обучение родителей. Выполнение комплекса массажа и гимнастики № 9 для детей страдающих рахитом, гипотрофией, часто болеющих; детей, находящихся в периоде адаптации к детскому учреждению; обучение родителей. Определение основных видов физической активности детей дошкольного и школьного возраста, освоение методики проведения утренней гимнастики, контроль за состоянием ребенка во время выполнения физических упражнений. Определение показаний для отнесения школьников к занятиям физкультурой в основной, подготовительной и специальной группах и сроков временного освобождения от уроков физкультуры детей, перенесших острые заболевания. Определение рекомендаций для занятий спортом детей различных возрастов. Освоение основных принципов и видов закаливания, показаний и противопоказаний к проведению закаливающих процедур. Освоение методик проведения солнечных и воздушных ванн, обтирания, обливания и пр., обучение родителей. Критическая оценка нетрадиционных и экстремальных видов закаливания в семье. Консультирование родителей по вопроса физического воспитания и закаливания детей. |
3.4 | Антенальная охрана плода. Наблюдение за новорожденным. | 2 | Занятия проводятся в детской поликлинике. Репродукция знаний о внутриутробном развитии плода, об анатомо – физиологических особенностях новорожденного ребенка. Моделирование сестринского процесса при проведении дородовых патронажей на примере ситуационных задач или фактического посещения беременной: - сестринская диагностика факторов риска, существующих или потенциальных проблем будущей матери и ее семьи; - планирование и реализация сестринских вмешательств; - проведение бесед о режиме и питании беременной, о подготовке молочных желез к кормлению, о подготовке семьи к появлению новорожденного в доме. - сестринская оценка состояния новорожденного; - сестринская диагностика существующих и потенциальных проблем ребенка и его матери; - выявление постнатальных факторов риска; - планирование и реализация сестринских вмешательств: обработка пупочной ранки, обучение матери приемам ухода за ребенком, оценка лактации, рекомендации по питанию и режиму кормящей женщины. - сестринская диагностика состояния ребенка; - определение показаний для вызова врача; - психологическая и информационная поддержка матери. - сестринская диагностика состояния ребенка; - определение показаний для вызова врача и госпитализации, правила транспортировки; - оказание доврачебной помощи; - обучение матери приемам ухода за больным ребенком; - психологическая и информационная поддержка матери и членов семьи. |
3.5 | Тематические патронажи к детям до 7-летнего возраста. | 2 | Определение целей, задач и содержания патронажей к детям раннего и неорганизованным детям дошкольного возраста. Моделирование сестринского процесса адекватного возрасту, уровню развития и условиям жизни ребенка. Подготовка и проведение бесед соответствующих целям и задачам тематического патронажа. Заполнение документации: учебной карты сестринского процесса, запись в ф.112. |
3.7 | Аномалии конституции. | 2 | Репродукция знаний об этиологии, факторах риска, клинических симптомах, лечении и профилактике экссудативно – катарального, аллергического, нервно – артритического, лимфатико-гипопластического диатезов. Моделирование сестринского процесса у детей с аномалиями конституции: - сестринская диагностика состояния пациента, существующих и потенциальных проблем ребенка и его семьи; - планирование и реализация сестринских вмешательств: - организация рационального режима дня и лечебного питания; - создание гипоаллергенной среды; - проведение медикаментозной терапии по назначению врача; - рекомендации по физическому воспитанию и закаливанию; - участие в диспансеризации пациентов; - организация иммунопрофилактики. Выявление факторов риска синдрома внезапной смерти у детей. Участие сестры в профилактике синдрома внезапной смерти. Психологическая и информационная поддержка родителей и членов семьи |
3.8 | Иммунопрофилактика. | 4 | Занятия проводятся в прививочном кабинете, кабинете врача - иммунолога детской поликлиники. Репродукция знаний об основных иммунобиологических препаратах, о календаре профилактических прививок, правилах хранения и транспортировки иммунобиологических препаратов, правилах проведения прививок, контроле поствакцинальных реакций и профилактике постпрививочных осложнений. Планирование профилактических прививок на участке. Ведение документации. Распределение детей на группы риска по поствакцинальным осложнениям. Проведение сестринской оценки состояния пациента в поствакцинальный период. Овладение техникой проведения прививок. Оказание сестринской неотложной помощи при тяжелых реакциях и осложнениях на прививку: - при гипертермии; - судорогах; - анафилактическом шоке; - острых нарушениях дыхания. |
4. | Организация и содержание лечебной и реабилитационной помощи больным детям в поликлинике. | 20 | |
4.2 | Сестринское дело и фоновые заболевания. | 2 | Занятие проводится в детской поликлинике, на приеме врача - педиатра. Репродукция знаний об этиологии, факторах риска, симптомах, принципах лечения и профилактики рахита, железодефицитной анемии, гипотрофии. Выявление факторов риска развития фоновых заболеваний. Проведение анте- и постнатальной профилактики рахита. Дозирование витамина Д, контроль за хранением и применением витамина Д в домашних условиях. Сестринская диагностика ранних симптомов рахита: оценка сна, поведения и настроения ребенка, определение размеров большого родничка, оценка состояния кожи и мышечного тонуса. Подготовка больного к дополнительным методам обследования. Проведение медикаментозной терапии по назначению врача. Организация лечебного питания и щадящего режима. Проведение лечебных ванн, лечебной гимнастики и массажа. Моделирование сестринского процесса у ребенка с рахитом. Сестринская диагностика ранних симптомов анемии и гипотрофии у детей: - оценка состояния кожи, ее цвета, влажности, эластичности; - оценка состояния подкожно-жирового слоя; - расчет дефицита массы тела; - оценка анализа крови на содержание гемоглобина и эритроцитов. Организация лечебного питания и щадящего режима при анемии и гипотрофии, проведение медикаментозной терапии по назначению врача. Моделирование сестринского процесса у пациентов с анемией и гипотрофией. Составление индивидуального плана оздоровления часто болеющего ребенка. Проведение оценки эффективности оздоровления ЧДБ на участке. Консультирование родителей по вопросам питания, физического воспитания и закаливания часто болеющих детей. |
4.3 | Сестринское дело в детской пульмонологии и аллергологии. | 4 | Занятия в детской поликлинике или в соматическом отделении детской больницы. Репродукция знаний о причинах, факторах риска, основных симптомах, методах диагностики и лечения, профилактика острого бронхита, острой пневмонии, бронхиальной астмы. Моделирование сестринского процесса на примере клинических задач или реального больного: - проведение сестринской оценки состояния больного: выраженности симптомов нарушения дыхания, характер кашля, состояние кожи и слизистых, наличие температуры, характер сна, аппетита, частота стула, наличие рвоты, срыгиваний, метеоризма и пр; - определение нарушенных потребностей, существующих и потенциальных проблем пациента и его семьи, постановка сестринского диагноза; - выявление факторов риска развития осложнений; - планирование сестринского ухода, его реализация, обучение матери приемам ухода; - проведение медикаментозной терапии по назначению врача по стандартам сестринской практики; - проведение простейших физиотерапевтических процедур (постановка горчичников, банок, согревающего компресса), проведение ингаляций, постурального дренажа, вибрационного массажа, дыхательной гимнастики; - подготовка к дополнительным методам исследования, сбор мокроты на исследование; - определение показаний для госпитализации, правила транспортировки; - оказание доврачебной неотложной помощи при гипертермии, острых нарушениях дыхания, судорожном синдроме, приступе бронхиальной астмы по стандарту. Участие в наблюдении за реконвалисцентами острой пневмонии, консультирование родителей по вопросам питания, закаливания выздоравливающего ребенка. Обучение больного бронхиальной астмой правилам пользования пикфлоуметром, дозирующим ингалятором, спейсером. Обучение больного методам контроля своего состояния, ведению дневника больного бронхиальной астмой Участие в диспансеризации больных бронхиальной астмой, осуществление первичной и вторичной профилактики, иммунизация больных. |
4.4 | Сестринское дело в детской кардиологии. | 2 | Занятие в детской поликлинике в кабинете кардиоревматолога. Репродукция знаний об этиологии, факторах риска, клинических симптомах, методах диагностики, лечения и профилактики ревматизма, врожденных пороков сердца. Моделирование сестринского процесса на примере ситуационной задачи или реального больного: - сестринская оценка состояния больного на основании жалоб, внешних признаков болезни и сестринского обследования (измерение АД, подсчет частоты пульса и дыхания, антропометрия); - сестринская диагностика и планирование ухода; - освоение методики и техники регистрации ЭКГ, соблюдение норм технической безопасности при работе с ЭКГ - аппаратом; - подготовка больного к дополнительным методам исследования (УЗИ органов брюшной полости, УЗИ сердца и сосудов, рентгенография грудной клетки); - выполнение диагностических процедур (взятие крови из вены на биохимический анализ, измерение суточного диуреза, определение водного баланса); - обеспечение лечебного питания (стол № 10); - выполнение медикаментозной терапии по назначению врача, диагностика и профилактика побочных действий лекарственной терапии; - осуществление сестринского ухода, обучение матери; - определение показаний для вызова бригады "Скорой помощи", госпитализации, соблюдение правил транспортировки больных; - оказание доврачебной неотложной помощи при одышечно-цианотических приступах, отеке легких. Проведение первичной и вторичной профилактики ревматизма. Участие в диспансеризации больных. Оказание психологической и информационной поддержки пациенту и его семье. |
4.5 | Сестринское дело в детской нефрологии и урологии. | 2 | Занятие в кабинете нефролога детской поликлиники. Репродукция знаний о причинах, факторах риска, клинических симптомах, методах диагностики, лечения, профилактики гломерулонефрита и пиелонефрита. Моделирование сестринского процесса при заболеваниях почек у детей: сестринская оценка состояния больного на основании жалоб, внешних признаков болезни и данных сестринского обследования (измерение температуры, определение отеков, измерение АД, определение суточного диуреза, водного баланса); сестринская диагностика, планирование и реализация ухода; определение тактики медсестры при возникновении неотложных состояний и осложнений (повышении АД, острой задержке мочи, почечной колике); подготовка больного к лабораторным и инструментальным методам исследования (УЗИ почек, сбор мочи на общий анализ, пробы Нечипоренко, Амбурже, Зимницкого); проведение медикаментозной терапии по назначению врача, контроль побочного действия лекарственных средств; организация диетотерапии в домашних условиях; участие в первичной и вторичной профилактике заболеваний почек у детей, реабилитация больных; психологическая и информационная поддержка больного и его семьи; участие в диспансеризации больных с урологической и нефрологической патологией. |
4.6 | Сестринское дело в детской гастроэнтерологии. | 2 | Занятия в кабинете гастроэнтеролога детской поликлиники. Репродукция знаний об этиологии, факторах риска, клинических симптомах, методах диагностики, лечения и профилактики гастроэнтерологической патологии у детей. Моделирование сестринского процесса у больных раннего возраста с заболеваниями системы пищеварения: - сестринская оценка состояния больного на основании жалоб и внешних признаков болезни (осмотр полости рта, оценка состояния кожи и слизистых, эластичности тканей, частоты стула, визуальная оценка рвотных и каловых масс, наблюдение за массой тела); - оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях (при рвоте, диарее, метеоризме); - определение существующих и потенциальных проблем пациента и его семьи, планирование и реализация сестринского ухода; - осуществление контроля за лечебным питанием пациентов; - проведение пероральной регидратации; - обработка полости рта при стоматите; - проведение медикаментозной терапии по назначению врача; - забор материала для лабораторных методов исследования (кал на капрологию, дисбактериоз, на гельминты); - проведение промывания желудка и постановка всех видов клизм. - участие в диспансеризации больных; - обучение матери правилам лечебного питания и приемам ухода за больным ребенком. - сестринская оценка состояния больного на основании жалоб и внешних признаков болезни; - определение настоящих и потенциальных проблем пациента, планирование и реализация ухода; - определение тактики медсестры и оказание неотложной помощи при осложнениях (при желудочном кровотечении, при подозрении на "острый живот"); - подготовка больных к дополнительным методам исследования (УЗИ внутренних органов, эндоскопическим методам); - проведение желудочного и доуденального зондирования; - проведение противорецидивной терапии по назначению врача; - организация лечебного питания в домашних условиях; - участие в диспансеризации больных; - обучение больного и его семьи методам первичной и вторичной профилактики; - консультирование больных и их родителей по вопросам питания, физического воспитания и профориентации. |